Слушать интересно! Как и зачем учить ребенка слушать? Более 150 игр, направленных на развитие слуха и речи

Ольга Сухова, 2022

Книга посвящена развитию слухового восприятия, которое необходимо всем детям для накопления словарного запаса, знаний об окружающем мире, овладения красивой и грамотной речью. Вы узнаете, как развивается слуховое восприятие, как благодаря возможности слышать и умению слушать происходит развитие речи, какие проблемы возникнут, если ребенок не слышит, слышит плохо или не может анализировать и запоминать услышанное. Вы сможете понять, как не пропустить проблему и помочь ребенку, который имеет нарушение слуха, недавно проимплантирован или имеет ряд особенностей, при которых слуховое восприятие нарушено даже при сохранном слухе. Поговорим о том, как родителям не упустить время и разобраться в причинах нарушения слухового восприятия, понять, нужна ли помощь специалистов. Книга актуальна для педагогов раннего развития, воспитателей, дефектологов, сурдопедагогов, нейропсихологов и, конечно, родителей как слышащих детей, так и детей с нарушением слуха.

Оглавление

Из серии: Особенные дети

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слушать интересно! Как и зачем учить ребенка слушать? Более 150 игр, направленных на развитие слуха и речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Зачем нам слух?

На мой взгляд, это самая важная глава. В ней я постараюсь объяснить, почему для развития наших детей так важен слух. Ведь только поняв и прочувствовав это, вы сможете в своем плотном графике найти время для регулярных игр и занятий, направленных на развитие слухового восприятия вашего ребенка. И, если появится проблема, не пропустите ее, не потеряете время, а вовремя обратитесь к специалисту.

Мне очень хочется, чтобы вы, как и я, прочувствовали, как много зависит от способности человека слушать и слышать. Но давайте по порядку.

Безопасность

Уверена, что давным-давно человек, который слышал плохо, не мог определить положение звука в пространстве или дифференцировать неречевой звук, был обречен на гибель. Вот подкрался к человеку хищник, а тот не слышит. Или слышит звук, но не понимает, где он (куда бежать, чтобы спастись от зверя, а не угодить к нему в лапы), как далеко хищник (для этого надо уметь определять интенсивность звучания — чем громче звук, тем ближе объект). А может, наш предок не понимает, кому принадлежит издаваемый звук. Стоит ли его бояться — или можно спокойно продолжать и дальше заниматься своими делами? Вот сколько навыков должно быть сформировано у первобытного человека, чтобы он имел шанс выжить в этом суровом мире.

Естественный отбор шел полным ходом — и выживал тот, кто хорошо слышал и анализировал услышанное. Конечно, быстро бегать, хорошо видеть и думать тоже было важно (да и в наше время это лишним не будет), но мы сейчас говорим про слух.

А что же в XXI веке, когда хищники не караулят нас за каждым кустом во дворе? Насколько в современном мире слух важен для безопасности? Конечно же, не менее важно уметь слышать и слушать и сейчас. Идет человек по дороге, слышит, что едет машина, и отходит в сторону. И здесь та же история. Слышит! Обращает внимание на звук, начинает его анализировать и понимает, что это машина. Не петух кричит, не шаги, а именно машина — и она приближается! Срочно отскакивай в сторону!

А если не так глобально, но не менее важно? Когда ребенок слышит мамин голос, мамино пение или приближающиеся шаги после того, как он заплакал, то начинает чувствовать себя в безопасности. Как бы ни лаяла та страшная собака за окном, мама рядом. Ее голос спокойный, ласковый и уверенный, а значит, и я могу быть уверен, что нахожусь в безопасности. Или мне стало страшно (скучно, грустно), я закричал — и слышу, как мама бежит ко мне. Я слышу ее приближающиеся шаги, а потом голос. Значит, я не один в этом мире. Тут и формирование причинно-следственных связей, и уверенно формирующееся ощущение надежного тыла. Я не один, если мне плохо и страшно, ко мне придут, меня успокоят. А это базовая потребность ребенка. Он может гармонично развиваться и учиться новому только тогда, когда чувствует себя в безопасности.

Если вы задумаетесь над этой темой, то сами назовете еще десяток примеров, когда наш слух защищает нас. Ну а мы пойдем дальше, уяснив главное: и для людей, и для животных, и много лет назад, и сейчас слух помогал и помогает предотвратить опасность, а еще эту опасность почувствовать.

Мышление

Давайте порассуждаем о мышлении, о познании мира ребенком. Малыш познает окружающее при помощи анализаторов: зрительного, осязательного (тактильного), вкусового, обонятельного, кожно-мышечного и, конечно, слухового. Каждый анализатор передает информацию в головной мозг, и эта информация обрабатывается там. Если работа какого-то анализатора нарушена или вообще невозможна — это не может не сказаться на развитии ребенка. Заметнее всего подобное будет выражено, когда у ребенка нарушены слух и (или) зрение. И чем раньше произошло это нарушение, чем больше оно выражено, тем труднее ребенку познать наш мир, сформировать представление о нем. Есть только одно исключение: малыш воспитывается в семье носителей жестового языка. Родители учат его этому языку, общаются с ним — и благодаря этому ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Остановимся более подробно на важности слуха для развития мышления. Еще внутриутробно ребенок уже слышит мамин голос и некоторые звуки мира. Он различает темп и интонацию, а когда рождается, сразу узнает мамин голос. И как только ребенок понимает, что весь мир звучит, как только он начинает обращать внимание на звуки, которые его окружают, — с этого самого момента непрерывно идет процесс познания. Тут еще срабатывает очень интересный механизм: чем больше ребенок узнает, тем больше хочет узнать, тем сильнее его мотивация к познанию нового. Постоянное самообучение стимулирует любознательность ребенка. Конечно, это может происходить только при условии, что мозг имеет возможность постоянно получать звуковые сигналы (акустические стимулы) и обрабатывать их. Вышесказанное важно понимать, потому что, осознав это, мы не будем тратить время напрасно в попытках вылечить неизлечимую тугоухость или глухоту, а вовремя обратимся к врачу для слухопротезирования или имплантации, давая тем самым возможность малышу слышать мир и развиваться.

Приведу пример бесконечного развития мышления ребенка, которое происходит благодаря слуху.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слушать интересно! Как и зачем учить ребенка слушать? Более 150 игр, направленных на развитие слуха и речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я