Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I

Ольга Прилепова, 2023

В книге в увлекательной форме рассказывается об истории йоги, тантре, индийской философии и ее основных идеях: карме, реинкарнации и др. Проводятся параллели между древними и современными научными представлениями о мире. Повествование включает множество древних легенд и интересных фактов. Книга будет интересна всем, кто увлечен йогой, индуизмом, буддизмом, восточной философией, эзотерикой. Читайте с удовольствием!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Исторический экскурс

Когда мы начинаем разговор о йоге, пытаясь глубже вникнуть в суть понятий, мы нередко совершаем ошибку: мы пытаемся выстроить понимание целей и идей йоги, опираясь на присущий нам менталитет и представления о мире и о себе в этом мире. Но йога, как мировоззренческая система, как система развития человека зародилась в глубокой древности и совершенно в другой культуре. Среди людей, чьи представления о мире, цели, проблемы были очень далеки от наших. И, если мы действительно хотим понять, что же такое Йога, как ее правильно практиковать, и каких результатов можно ожидать от этой практики, нужно попытаться, прежде всего, понять и представить себе те исторические условия, в которых она зародилась и развивалась. Это тем более интересно, т. к. различные традиции утверждают, что знания йоги были переданы человечеству богами. Возможно ли, чтобы в подобных утверждениях была доля правды? Может быть, знание йоги действительно является наследием каких-то древних высокоразвитых цивилизаций? Или все же оно родилось в культуре древней Индии?

В попытках приблизиться к ответу на этот вопрос мы начнем с краткого экскурса в историю родины йоги — Индии и отметим основные исторические моменты, повлиявшие на развитие религиозно-философской мысли Индии в целом и йоги в частности.

Перед нами не стоит цель детально и всесторонне изучить историю Индии, мы лишь остановимся на некоторых ее моментах, оставивших наиболее яркий след во времени.

Древние индийские предания повествуют о событиях незапамятных времен, (якобы) имевших место много тысяч лет назад, когда люди свободно общались с богами, демонами, змеями и другими мифическими существами. Мы же начнем наш исторический экскурс с третьего тысячелетия до н. э., потому что к этому периоду относятся самые ранние данные, которыми располагает наука.

Хараппская цивилизация

В третьем тысячелетии до н. э. на полуострове Индостан в долине реки Инд существовала высокоразвитая цивилизация, получившая название Индской или Хараппской. Хараппской она названа по названию современного города Хараппа, в окрестностях которого располагается площадка первых археологических раскопок. Период существования этой цивилизации определяется от 3300 до 1300 гг. до н. э. Это одна из трех древнейших высокоразвитых цивилизаций наряду с двумя другими — Египетской и Месопотамской или Шумерской. Хараппская цивилизация была, вероятно, несколько «моложе» двух других, но по площади вдвое превосходила их вместе взятых.

Сегодня исследователи не дают однозначного ответа на вопрос, возникла ли эта цивилизация в данном регионе естественным путем или была создана мигрировавшими сюда народами: шумерами или индо-ариями. Все же в настоящее время господствует идея о том, что эта цивилизация имела местные корни. Впервые о ней стало известно в конце XIX столетия, а раскопки начались в 20-х гг. XX века.

Археологи нашли здесь немаленькие по тем временам города, отличавшиеся тщательной планировкой, с каменными трехэтажными домами, храмовыми постройками, системой водоснабжения и даже канализацией. Население занималось земледелием, скотоводством, была развита металлургия, изготавливалась керамика, развивалась торговля, в том числе и с Шумером.

Раскопки древней Хараппской цивилизации.

При раскопках было найдено много интересного: печати, таблички, фигурки людей и животных, керамика и множество других артефактов. Эти находки дали археологам основания предположить, что в Хараппской цивилизации существовал культ Богини-Матери, а также культ мужского божества, которое нередко определяют как Пашупати или прото-Шива. У протоиндийцев имелась также своя письменность, которая до сих пор не расшифрована.

Кем были люди, населяющие древние города, в этническом отношении? Этот вопрос тоже до сих пор не получил однозначного ответа, но предполагается, что это были представители дравидийской группы — древние дравиды.

Неизвестны также и причины, повлекшие упадок хараппской цивилизации. Есть версия, что цивилизация рухнула под натиском иноземных завоевателей, но многие историки скорее склоняются к версии, что цивилизация постепенно пришла в упадок под действием естественных причин, таких как изменение русла рек, возможно, землетрясения или наводнения.

Ведийский период

Период Хараппской цивилизации во втором тысячелетии до н. э. сменяется Ведийским периодом, связанным с расселением на территории Индостана индоариев или ариев. Откуда они появились на этой территории: мигрировали ли сюда из Азии или Восточной Европы, или же являлись коренным населением — остается загадкой. Как бы там ни было, арии постепенно все больше и больше оттесняют автохтонные племена, распространяя на полуострове собственную культуру и социальное устройство.

Ведийским этот период называется потому, что его историческая реконструкция осуществляется преимущественно по древнейшим письменным источникам — Ведам — священным книгам древних ариев.

Ведийский период является предшественником и родоначальником индуизма, в том числе и современного. Арии приносят на Индостан свои священные книги — Веды, культ коровы как священного животного, зачатки кастовой системы, воинственность, имена различных богов, главным из которых является Варуна.

От ариев культура и социальный уклад Индии унаследовали кастовую систему, религиозные ритуалы и Веды. Арии не строили храмов и у них не было письменности, поэтому Веды слагались в стихотворной форме и передавались в устной традиции. Однако Веды передавались не из уст в уста, как народные сказки, а только среди привилегированных представителей высших каст. Прерогатива изучения и передачи священных текстов принадлежала только представителям высшей касты — браманам (или брахманам), которые могли делиться своими знаниями с царями и высшей знатью, принадлежащими к касте кшатриев.

Единственной деятельностью браманов являлось изучение священных писаний и проведение религиозных обрядов. Поэтому у них оставалось много времени для размышлений и философских диспутов. Философские диспуты среди мудрецов, придерживающихся разных взглядов, в древней Индии были чем-то вроде национального вида спорта. Цари, правители княжеств приглашали браманов в свои дворцы для бесед и обучения своих детей. В этих беседах, философских и религиозных спорах ведизм ариев развивается в высокоинтеллектуальную религию упанишад — брахманизм и формируются религиозно-философские Традиции или, как их называют в Индии, Даршаны. Священными текстами брахманизма являются Веды.

Однако с течением времени и под натиском социальных и культурных изменений позиции брахманизма частично ослабевают, и начинают появляться и активно распространяются другие религиозные взгляды, не признающие непререкаемый авторитет Вед. Прежде всего это буддизм, который зародился в Индии около 500 г. до н. э.

Индийский поход Александра Македонского

В 327 г. до н. э. Индия подверглась нападению армии Александра Македонского. Древние греки мало что знали об Индии, в основном их знания представляли собой вымыслы о сказочно богатой стране, находящейся на краю земли, который на самом деле расположен где-то совсем недалеко. Александр намеревался дойти до этого края, подчинив себе всю обитаемую сушу, и омыть свое оружие в водах Великого Восточного Океана.

На территории Индостана войско Александра встретили как отдельные независимые царства, которыми управляли раджи, так и дикие племена, жившие еще первобытным строем. Где-то продвижение армии происходило вообще без боев, а где-то наталкивалось на ожесточенное сопротивление. Армия продвигалась все дальше вглубь страны, однако, края земли было не видно. Вскоре солдаты стали выказывать неудовольствие: Индия оказалась значительно больше, чем предполагалось, греки столкнулись с непривычным индийским климатом, жарой и тропическими ливнями, гибли от укусов змей и ядовитых насекомых. А кроме того, в Индии греки впервые «познакомились» с боевыми слонами, которые с древних времен использовались здесь для ведения военных действий. В конце концов, поход пришлось прекратить и покинуть территорию Индии. До долины Ганга Александр не дошел. В Индии он оставил свои гарнизоны и наместников, которые позже ассимилировались с местным населением.

Битва с армией индийского царя Пора при Гидаспе. Иллюстрация из книги, художник Андре Костен.

После ухода Александра история Индии знаменуется образованием первого государства — Магадхи под управлением императора Чандрагупты Маурья, которому удалось объединить множество разрозненных царств на огромной территории.

Император Ашока и эпоха Гуптов

Самой известной исторической личностью из династии Маурьев является император Ашока. Ашока еще больше расширил границы своей империи, и проявил себя как превосходный правитель. Он строил каналы, ирригационные системы, обновлял дороги. Однако в историю он вошел главным образом как великий покровитель буддизма, проявлявший в то же время веротерпимость и по отношению к другим религиям. Историки полагают, что в конце своего правления, совершая щедрые дары в пользу буддистской общины, Ашока разорил государственную казну. В стране создалось сложное финансовое положение, вспыхивали восстания. И в результате заговора и государственного переворота Ашока потерял власть. Его наследникам сохранить империю не удалось, к концу первого тысячелетия до н. э. государство Маурьев распалось, и Индия вновь вернулась к феодальной раздробленности.

В следующий раз объединить разрозненные царства в единую империю удалось лишь в IV веке н. э. Это эпоха Гуптов — золотой век древний Индии, время расцвета. Однако этот век оказался короток. В VI веке Индия подверглась нашествию гуннов, и империя вновь распалась.

I–VI века нашей эры — период расцвета естественнонаучных знаний и древнеиндийской культуры, которая внесла большой вклад в общечеловеческую культуру. В это время Индия была известна как «страна мудрецов». Именно в Индии была создана десятичная система счисления (хотя некоторые археологические данные дают основания предполагать, что эта система использовалась еще в Хараппской цивилизации), которая с тех пор используется во всем мире, из Индии мусульманами были заимствованы привычные нам цифры, которые называются «арабскими», а на самом деле они индийские.

В историю вошло имя выдающегося индийского математика и астронома Арьябхаты, сформулировавшего первые арифметические правила. Арьябхата разработал также теорию солнечных и лунных затмений, указывая, что при солнечном затмении Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной, а при лунных затмениях Луна попадает в тень Земли. В Индии были также хорошо развиты химия, металлургия, зодчество, медицина (древнеиндийская медицина называется аюрведа), астрономия, военное дело, литература и, конечно, философия.

Сохранившиеся объекты древнеиндийской архитектуры — храмы, буддистские ступы, пещерные монастыри — до сих пор поражают воображение.

Индия — родина шахмат. Именно здесь была изобретена эта игра, которая называлась «чатуранга», в переводе — состоящая из четырех частей. Чатурангой называлось индийское войско, состоящее из колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. Игра символизировала военное сражение. Персидский историк Бируни оставил описание чатуранги для четырех игроков: на доске размещались четыре комплекта фигур, состоявших из короля, слона, коня, ладьи и четырех пешек. Бросок игральной кости определял, какой фигурой игрок должен делать следующий ход. Из Индии чатуранга проникла в Персию, где получила название шатрандж, а потом распространилась по всему миру.

Нашествие гуннов

Гунны — это кочевые племена, кочевавшие в Центральной Азии и, начиная с IV в. н. э. терроризировавшие Европу. В V веке н. э. гунны стали бедствием и для Индии. Хотя первое вторжение гуннов было отражено императором Скандагуптой, спустя 12 лет они вернулись. Постепенно они распространились по большей части Северной, а потом и Центральной Индии, и наконец, их вождь Торамана утвердился в качестве царя. Гунны отличались невероятной жестокостью, подвергали пыткам людей и издевались над животными. С гуннами велась непрерывная борьба, но сил изгнать их из Индии долгое время не хватало. Период правления гуннов продолжался около 50 лет. Постепенно все же под натиском войск индийских правителей могущество гуннов в Индии начало ослабевать. Но многие их потомки остались в Индии, став мирными поселенцами и смешавшись с местным населением.

Делийский Султанат

На стыке VI и VII вв. н. э. основатель ислама Мухаммед создал на Аравийском полуострове Исламское государство. За последующие 100 лет арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, часть Кавказа, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит. Начиная с VIII века их мишенью стала и Индия. И, если сначала мусульманам удалось завоевать лишь небольшую часть Индии, начиная с XI века их грабительские набеги стали регулярными. Повторявшиеся на протяжении двух столетий набеги мусульман привели к образованию в самом начале XIII века Делийского Султаната — мусульманского государства на территории Индии, в результате чего миллионы индусов оказались под властью мусульман, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети. Мусульманские правители притесняли коренных жителей, облагали непомерными поборами и податями, обращали в рабство и сурово подавляли мятежи.

Ислам стал государственной религией и насильно насаждался среди местного населения. Кроме того, только мусульмане могли занимать руководящие посты. В некоторых областях мусульмане составляли большинство жителей.

Династия Великих Моголов

В конце XIV века Делийский Султанат подвергся сокрушительному натиску войск монгольского военачальника, правителя Самарканда Тимура, известного также как Тамерлан. В 1398 году войско Тамерлана двинулось в Индию. Им удалось захватить Дели и продвинуться еще дальше на восток, жестоко уничтожая по пути местное население. Согласно историческим данным, чтобы не отягощать себя пленными, Тамерлан казнил 100 000 индусов. От нашествия Тамерлана Делийский Султанат оправиться не смог и распался на несколько отдельных султанатов и княжеств, а в 1526 году был завоеван Бабуром, основавшим династию Великих Моголов.

Имя Бабур означает лев. Полководец Бабур захватил сначала территорию современного Афганистана, а потом и Индию, установив там свою власть и укрепив ее.

Бабур известен не только как военачальник, завоеватель и император, но и как выдающийся узбекский поэт и писатель. Его перу принадлежит целый ряд лирических стихотворений, трактатов по законоведению, музыке и военному делу, а также автобиография под названием «Бабур-наме». Вот несколько строк из нее:

Каких страданий не терпел и тяжких бед Бабур? Каких не знал измен, обид, каких клевет Бабур? Но кто прочтет «Бабур-наме», увидит, сколько мук И сколько горя перенес царь и поэт Бабур. Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек! Жалеет только сам себя сердечно человек. В своих скитаньях ни на час я радости не знал! По милой родине скорбит извечно человек.

После захвата Северной Индии Бабуру достался знаменитый бриллиант Кохинор, вес которого в то время составлял 190 карат. Бриллиант передавался от одного потомка другому, пока в 1850 году не перешел во владение англичан. В настоящее время Кохинор находится в короне английской королевы.

Бриллиант Кохинор в одной из королевских корон.

Еще одна интересная историческая личность этого периода — император Акбар — внук Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путем завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала большую часть Северной и Центральной Индии. Акбар осуществил ряд крупных государственных, военных и религиозных реформ.

Император Акбар Великий. Миниатюра неизвестного художника начала XVII века.

Акбар остался в истории как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собирал при своем дворе лучших музыкантов, поэтов, художников и ученых. В период его правления была создана школа живописи и собрана богатейшая библиотека. В ходе социальных преобразований был запрещен обряд самосожжения вдов (сати) и легализованы повторные браки.

В отличие от других правителей Могольской империи, Акбар терпимо относился к представителям индуизма и даже пытался создать новую синкретическую религию, объединив ислам, индуизм и джайнизм. Имя Акбара сохранилось во многих поучительных и мудрых притчах, которые до сих пор рассказывают в Индии. Вот одна из таких историй.

Притча «Все к лучшему»

Как-то раз у Акбара почернел палец. Никакое лечение не помогало, и врачи сказали императору, что палец придется отрезать. Акбар не хотел расставаться с пальцем и сказал, что его мудрый советник Бирбал найдет способ вылечить палец. Однако Бирбал посоветовал императору послушаться совета врачей: «Не переживайте так, Император. Все, что ни делается, — к лучшему». Тогда Акбар согласился на операцию, но затаил зло на Бирбала и решил ему отомстить.

Вскоре Акбар и Бирбал с немногочисленными охранниками отправились на охоту. Когда они добрались до пустынной местности, Акбар неожиданно приказал своим слугам бросить Бирбала в опустевший колодец. Подойдя к колодцу, Акбар прокричал Бирбалу: «Все, что ни делается, — к лучшему. Посиди здесь и подумай над этим». Император со свитой поехали дальше, но вскоре столкнулись с диким воинственным племенем, практикующим человеческие жертвоприношения. Дикари мгновенно обезоружили и связали немногочисленную охрану, а императора решили принести в жертву своим богам. Они начали готовиться к ритуалу, но тут заметили, что у Акбара нет одного пальца. «Да ты же неполноценный! Ты не годишься в жертву нашим богам! Убирайся!» Акбар не заставил себя долго уговаривать и убежал. Вскоре он добрался до колодца, где сидел Бирбал. «Ты был прав», — сказал он. «Отрезанный палец спас мне жизнь. Но что хорошего для тебя в том, что ты просидел так долго в колодце?» «Император, если бы ты не оставил меня в этом колодце, и я бы поехал с тобой, в жертву принесли бы меня. Бросив меня в колодец, ты тоже спас мне жизнь».

Империя Великих Моголов просуществовала до начала XVIII века, оставив необыкновенные памятники архитектуры, самым известным из которых является Тадж-Махал. Вместе с тем мусульманское завоевание нанесло серьезный удар развитию индусской архитектуры. Многие великолепные индусские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось. Запрет ислама изображать живые существа нанес также урон скульптуре и живописи Индии. Кстати, интересно, что термин Великие Моголы появился уже во времена английских колонизаторов, сами же падишахи так себя никогда не называли.

Период европейской колонизации

С XVI века начинается период колонизации Индии европейцами. В 1498 году берегов Индии достигли португальцы во главе со знаменитым путешественником Васко Да Гама, а 1510 году Португалия обосновала свою колонию в Гоа.

Но еще до Васко Да Гама до Индии добрался русский купец Афанасий Никитин, оставивший интересные описания в своей книге «Хождение за три моря».

«Познакомился я со многими индусами и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут (идол, в данном случае индийский бог Шива) — это Адам и род его весь. Вер (в данном случае каст) в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьет, не ест, не женится».

«И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»

В 1595 году в Индию пришли голландцы, основав свою факторию — торговое поселение — в Мадрасе. В 1664 году французы основали колонию в Пондичерри. Были колонии также у Дании.

Однако, как известно, окончательно колонизовала Индию Британская Империя. Нужно сказать, что у англичан не сразу получилось найти Индию, потому что они искали ее… в Северном Ледовитом океане. Первым искал Индию поступивший на английскую службу генуэзец Джованни Кабото. От арабских купцов он знал, что драгоценные пряности «родятся» в каких-то странах, расположенных далеко к северо-востоку от «Индий». А поскольку Кабото считал Землю шаром, он сделал логический вывод, что далекий для индийцев северо-восток — «родина пряностей» — является близким для итальянцев северо-западом. Его план был прост — сократить путь, начав движение от северных широт. Индию Кобото не нашел, но нашел остров Ньюфаундленд и исследовал побережье Канады.

Потом Индию в Северном Ледовитом океане искал англичанин Ричард Ченслор, но попал в Россию. Потом был еще целый ряд мореплавателей, сделавших множество открытий в арктическом поясе Северной Америки. Первым англичанином, действительно посетившим Индию в 1579 г., был Томас Стивенс.

В 1600 г. была создана первая Британская Ост-Индийская компания. С начала XVII века англичане начинают осваивать индийские территории, основывая свои торговые поселения и колонии. Часть территорий была выкуплена, но большая часть отвоевана оружием в сражениях с французами, моголами и местными раджами. К 1859 г. Индия была полностью колонизирована, перешла под власть британской королевы и получила название «Британская Индия».

В отличие от прежних завоевателей, которые оседали здесь, ассимилировались с местным населением и считали эту страну своим домом, англичане рассматривали Индию только как источник извлечения богатств, превращая ее в аграрно-сырьевой придаток. Это обескровливало страну и приводило к ее обнищанию. Кроме того, что англичане вывозили из страны золото, драгоценные камни, произведения искусства, они обложили местное население огромными налогами. Голод, эпидемии холеры, чумы стали регулярными. Только в XIX веке голод семь раз захлестывал страну и унес жизни 1,5 миллионов человек.

Разорение и притеснение местного населения побуждало его к вооруженному сопротивлению. В 1857 году вспыхнуло индийское народное восстание, получившее название Восстание сипаев и оцененное историками как Первая война за независимость. Восстание продлилось 2 года и положило конец власти Британской Ост-Индской компании, заменив ее прямым правлением английской короны. В конечном итоге восстание было жестоко подавлено, тысячи индийцев были подвергнуты пыткам и жестоко казнены.

В частности, британцы придумали новый вид казни, который они называли «дьявольский ветер». Осужденных привязывали к жерлу пушек и стреляли из них прямо в тело осужденного. Эта жуткая казнь изображена на картине русского художника В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами».

Картина русского художника В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами».

Борьба за независимость

В 1885 году возникла партия «Индийский национальный конгресс». Возглавивший его Махатма Ганди разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами и т. п. В 1942–1943 гг. территорию Бенгалии, север и восток Индии охватил голод, жертвами которого стали 5,5 миллионов человек. Голод был результатом реквизиций риса и другого зерна, предпринятого английской администрацией и, по мнению некоторых исследователей, это было сознательным ударом Великобритании по индийскому населению, поддержавшему антибританское движение. На фоне трудностей и войн XX века борьба индийцев за независимость увенчалась успехом, но Британия разделила страну на 2 части — Индию и Пакистан.

Современная Индия — это активно развивающаяся страна с быстро растущей экономикой, сохранившая, несмотря на глобализацию, свою самобытность. Удивительно, как стране, которая на протяжении большей части своей истории находилась под властью чужеземных правителей, удалось сохранить свою культуру и традиции! В Индии сохранилась древнейшая религия, храмы, ритуалы, священные тексты. Население Индии, несмотря ни на какую глобализацию, по-прежнему носит традиционную одежду. Древнейшая медицинская наука — аюрведа — сохранилась и развивается, несмотря на то что в Индии создано огромное количество современных фармацевтических предприятий, продукция которых продается во многих странах. Сохранилось множество местных языков и наречий, традиционная музыка, танцы, древние праздники. Ну и, конечно, йога, которая, зародившись в Индии, сегодня покорила весь мир.

Касты и варны

На протяжении тысячелетий в Индии существовала кастовая система — социальное деление общества на сословия. Всего таких сословий четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Кастовая система — очень древняя традиция, в Индию она пришла вместе с ариями. Касты или варны упоминаются в древнейшей священной книге ариев — Ригведе. В ней есть гимн, который называется «Пуруша-сукта». Согласно этому гимну, изо рта первочеловека Пуруши появились брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ног шудры.

Брахманы — это высшая каста священнослужителей, духовных наставников, монахов, высших государственных советников, а также писарей, счетоводов, землевладельцев. Вторая по значимости варна — кшатрии. Это варна воинов и правителей. Вайшьи — это варна ремесленников, торговцев, земледельцев (владеющих собственной землей). Шудры — низшая каста крестьян, рабочих, слуг, уборщиков и т. д… К этой касте также относятся артисты.

Представителей трех высших каст называют дваждырожденными — под вторым рождением понимается инициация мужчин, которая осуществляется по достижении ими определенного возраста (8 — 12 лет), и которая дает право участвовать в религиозных ритуалах. Обряд называется упанаяна и символизирует второе — духовное — рождение. В ходе него молодой человек получает священный шнур, который носит через плечо, и новое имя и формально допускается к изучению Вед.

Помимо этих четырех каст существует еще внекастовое население: люди, не относящиеся ни к одной из каст. Раньше их называли неприкасаемыми, сегодня называют далитами — угнетенными. Они занимали самое низшее социальное положение и подвергались дискриминации. Для них существовало множество запретов. Например, им нельзя было заходить в дома представителей высших каст, брать воду из колодцев, посещать храмы. Среди доступных им занятий — уборка мусора, забой скота, выделка шкур, рытье могил и т. п. Считалось, что неприкасаемый может осквернить людей из высших каст, поэтому они избегали даже дотрагиваться до того, к чему прикасался далит. По самой распространенной версии, далиты — это потомки автохтонных племен, проживавших на территории Индии до прихода ариев.

Эти группы делятся на множество подгрупп, которые называются джати и которых насчитывается до нескольких тысяч. Джати означает более мелкую иерархическую общность, которая предполагает не только профессиональную, но и этническую и территориальную характеристики, а также принадлежность к определенному клану. Принадлежность к той или иной варне передается по наследству, а браки традиционно заключались только внутри своей варны. Преодолеть кастовый барьер было практически невозможно.

В 1949-м году после обретения независимости в Индии была принята новая конституция, согласно которой кастовая система была законодательно отменена, а все касты были объявлены равноправными. В современной Индии власти ведут беспощадную борьбу с кастовой дискриминацией. Дискриминация по кастовому признаку является уголовным преступлением. Согласно конституции, всякая дискриминация на кастовой основе запрещена, а за вопрос о касте при приеме на работу придется заплатить штраф. Правительство целенаправленно проводит политику помощи низшим кастам. Для них резервируются квоты в образовательных учреждениях, на государственных должностях и в парламенте, их детей принимают бесплатно (или за половину платы) в школы, для них выделены места в институтах. Но бороться с тем, что существовало тысячелетиями, нелегко, поэтому неформально кастовые традиции в Индии продолжают существовать, хотя и сильно размываются, благодаря беспощадной борьбе властей с кастовой дискриминацией. Потихоньку ситуация меняется, например, чаще заключаются межкастовые браки, особенно в городах. Раньше такое было немыслимо. Насколько нереально было преодолеть варновые барьеры и перейти из одной касты в другую можно проиллюстрировать легендой о мудреце Вишвамитре.

Легенда о Вишвамитре

Вишвамитра родился кшатрием в царской семье. Став царем, Вишвамитра совершал военные походы и как-то раз забрел в жилище великого мудреца и брахмана, брахмариши Васиштхи. «Риши» означает великий мудрец. У Васиштхи была священная корова, которая исполняла желания. Эту корову Вишвамитра попытался увести силой, но только разгневал Васиштху, который победил его своей духовной силой. Тогда Вишвамитра оставил свое царство и удалился в лес совершать аскетические практики, чтобы стать равным по силе Васиштхе и перейти в касту брахманов, стать брахмариши.

Согласно древним поверьям, человек суровыми аскетическими практиками может обрести сверхъестественные силы, которые заставляют подчиняться ему даже богов. Вишвамитра стоял в летнюю жару посреди пяти костров, а в холод — день и ночь пребывал в воде. Так он провел тысячу лет. Боги, видя, как серьезно Вишвамитра предается аскезам, испугались, что он, если добьется своей цели, разрушит заведенный мировой порядок и устои всего общества, и стали ему всячески мешать, однако отвлечь Вишвамитру никак не удавалось. Тогда боги отправили к нему одну из самых красивых небожительниц по имени Менака. Менака соблазнила мудреца и отвлекла его от аскез, и в течение десяти лет они занимались любовью, пока Вишвамитра не понял, что стал жертвой козней богов. В результате мудрец потерял половину всех своих накопленных заслуг и так и не стал брахманом, но специально для него боги создали новый «титул» — раджариши.

В современной йоге есть асана, названная в его честь — вишвамитрасана.

Варна-ашрама-дхарма

У слова «варна» есть и другое значение — определенный период жизни человека с соответствующим образом жизни. Всего таких жизненных периода четыре. Первый этап — брахмачарья — начинается сразу после посвящения — упанаяны — и продолжается 10–12 лет, в течение которого мальчик живет жизнью ученика и ведет аскетический образ жизни.

Второй жизненный период называется грихастха. Это период для создания семьи, домоустройства, рождения детей, социальной активности, накопления мудрости, опыта и богатств.

На третьем этапе жизни, когда человек завершал выполнение всех своих социальных обязанностей, он передавал дела своему сыну и уходил в лес отшельником, где вел аскетичную жизнь и посвящал ее религиозным практикам, возношению молитв, размышлениям над священными текстами. Нередко в лесах возникали целые поселения таких отшельников. Этот период называется ванапрастха.

На последнем, четвертом, этапе жизни, когда тело дряхлело, полагалось отказаться от всей собственности и отправиться в скитания, готовясь покинуть этот мир. Этот период называется саньяса. Такие саньясины и сейчас еще встречаются в Индии.

Эта традиция носит название чатур-варна-ашрама-дхарма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Родословная йоги с древнейших времен до наших дней. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я