Доступно, несложно и с юмором о заболеваниях позвоночника, головной боли, эмоциональных нарушениях. Рекомендации и советы от врача-невролога, а также немного личного о том, как подтвердить диплом врача в Болгарии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я неРВолог. Заметки врача предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Ольга Корчинская, 2020
ISBN 978-5-0050-4110-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление
Эти буквы в названии книги я поменяла местами не случайно, ведь во многом наша жизнь, и неврология, в том числе, это сплошная «неРВология». Когда мне пациенты говорят слово «неРВопатолог», я всегда думаю: «Как же вы правы…».
Я ведь совсем не писатель, я — врач, но так получилось, что я пишу.
С 2015 г я живу в Болгарии, и именно тут это и началось.
Конечно, «пишу» — это очень громко сказано, все было намного проще и банальнее: мне просто пришлось это делать, чтобы не потерять себя в новой стране.
И поэтому, приехав в Болгарию, я завела новый аккаунт на фэйсбуке для работы и постепенно, потихоньку, начала заполнять свою страницу текстами и знакомиться таким образом с местным русскоговорящим населением и потенциальными пациентами.
Цель была, конечно, одна — ненавязчиво, но все-таки довольно четко и понятно заявить о себе как о враче, ведь мне нужно было с нуля строить свою клиентскую базу на новом месте, в новом городе.
И вот, спустя 4 года моей жизни тут, с 2015г по 2019г, у меня накопилось довольно много разнообразного материала, которым бы мне хотелось поделиться не только с моими друзьями и подписчиками на фэйсбуке, но и с теми, кому могут быть интересны различные рабочие заметки невролога на всевозможные темы, касающиеся неврологии, а также опыт подтверждения врачебного диплома здесь.
Пишу я об этом с долей здорового цинизма, с юмором, немного несерьезно, ведь медицина — это вообще такая тема, в которой без юмора никуда, поэтому основательных глубоких научных публикаций в этой книге, конечно, вы не найдете. Зато прочитаете много полезного, доступного и веселого.
Однажды я внезапно подумала, что если вдруг фэйсбук по каким-то причинам исчезнет, то все, что я писала, просто пропадет в никуда, так как я ничего не сохраняла — я просто жила и просто вела свою профессиональную страничку, не думая о чем-то больше.
И уже на следующий день я нашла время, все скопировала и скинула на рабочий стол в папку. Оказалось, что там 42 страницы текста, и тогда я села и задумалась, может быть, пришло время это все как-то оформить в что-то полезное?..
Но давайте все-таки по порядку, ведь я даже не представилась.
Меня зовут Ольга, мне 39 лет, я замужем, и мы с мужем Виталием воспитываем дочь-подростка Анну. Еще у нас живет и радует глаз своим мимишным внешним видом декоративный кролик по имени Белочка. Белка у нас появилась уже здесь, она у нас с болгарскими корнями.
Мы — обычная украинская семья, по семейным и другим обстоятельствам проживающая на данный момент в Болгарии.
Родилась я в Молдавии, получила там среднее образование и сразу же уехала на Украину… «на» или «в»…не знаю до сих пор, как правильно. Просится, конечно, написать «на», простите меня те, кого это задевает.
С 1997г по 2003г я была студенткой медицинского факультета Ужгородского Национального Университета, что на Закарпатье, опять «на», да что ж такое-то.
И вторая сложность в написании текста — КАК обойтись без смайликов? Общение в социальных сетях накладывает отпечаток, как ни крути.
Определившись с тем, что хочу быть неврологом, в 2003 году я покидаю маленький и уютный Ужгород и еду в столицу на интернатуру.
Как мне пришла мысль стать неврологом, что побудило, почему не проктологом, к примеру, или там, эндокринологом, я сейчас уже просто не помню. Даже обидно, если честно, ведь это так важно, и это такой частый вопрос при знакомстве с людьми, но у меня, правда, нет ответа.
Приходится отвечать что-то в духе: „ Нууу, неврология меня интересовала с дееетства…“, хотя в детстве меня интересовало только то, поспела ли черешня у соседа, чтобы иметь возможность с подружкой вечерком туда залезть через забор. Тут просится смайлик. Но ладно, попробую писать без них все-таки. Снова смайлик.
С 2003 года я начала работать неврологом, о чем не жалею ни минуточки, все-таки это очень интересная специальность, и мне не надоедает заниматься всеми этими «остеохондрозами» и мигренями.
Кстати, диагноз «остеохондроз» лучше не употреблять в приличном медицинском обществе, вы знали об этом? Если нет, то я об этом расскажу поподробнее.
Отдельный и очень значимый для меня период начинается в моей жизни после знакомства с Берсеневым Владимиром Андреевичем — Врачом с большой буквы, автором уникального метода метамерного воздействия на организм, писателем, человеком большой души и моим учителем с января 2010 года по июль 2015-го.
Годы работы под его руководством я всегда вспоминаю с теплом и благодарностью в сердце и при любой возможности стараюсь зайти в гости в медицинский центр доктора Берсенева, что на бывшей Владимирской в Киеве.
В 2015 году мы с мужем принимаем достаточно скоропалительное и не очень взвешенное, честно говоря, решение уехать в Болгарию, и мне приходится попрощаться и с отличным местом работы, и с прекрасным коллективом, и с замечательной зарплатой — так начался для меня новый период, «болгарский», и я не могу сказать, что первые годы были простыми для меня. Жизнь разделилась на «до» и «после», как у всех эмигрантов.
Конечно, я все понимала перед отъездом. Я понимала все риски. Понимала, что это своего рода авантюра.
Да, нас никто не звал и не ждал. Это все понятно. Мы знали, что будет сложно и что левы (местная валюта) не будут расти на инжирных и гранатовых деревьях вдоль прекрасного песчаного пляжа с дюнами, но, видимо, целиком я все-таки не осознавала, что меня ждет, особенно в плане профессиональной деятельности.
Я вообще не думала, как это будет. Я собиралась уже на месте разбираться с трудностями и плыть по течению. Так, собственно, и случилось.
Приехав в Болгарию, я немного растерялась и пережила определенные негативные эмоции от непонимания, что же теперь делать, как делать, чем заниматься, как вообще зарабатывать, и основное — не погорячилась ли я с переездом-то…
Конечно, у меня был предварительный план: еще перед отъездом я списалась с одним медицинским центром, который пообещал мне место работы, содействие и помощь в процедуре подтверждения диплома и давал хоть какую-то надежду и зацепку. Но, по факту, все оказалось совершенно не так, и мне пришлось барахтаться самостоятельно и искать другие способы самореализации и заработка здесь.
Кстати, с таким фактом обмана, обещаний, уверений я до этого никогда не сталкивалась ранее, Бог миловал, как говорится, поэтому это обстоятельство меня тоже немного подкосило. Безусловно, мне стоило более тщательно проверить потенциального работодателя перед отъездом, но я поверила словам и думала, что работой на первое время я буду обеспечена. Но нет, сюрпризы начались сразу после приезда, и стало очевидно, что спасение утопающих — это дело рук самих утопающих. Тонуть было больно и неприятно, скажу я вам.
Вообще, судьба врачей, приезжающих в Болгарию из Украины или России, складывается у всех совершенно по-разному. Тут нет одинаковых историй.
Но, в целом, конечно, нужно понимать одно — врачу приходится подтверждать свой диплом, если он:
— собирается тут работать именно врачом,
— собирается работать официально и легально.
Все остальные вариации — уход в мануальные терапевты, в косметологию, в гомеопатию, в остеопатию, в нетрадиционную медицину, в биорезонансную диагностику, в гирудотерапию и так далее… — не требуют подтверждения диплома, но требуют определенной ловкости и умения, ведь вам необходимо преподнести вашу деятельность именно как деятельность, не связанную с врачебной работой.
Я тоже поначалу думала уйти в туман в эти «околомедицинские дали», но потом поняла, что, ну, не моё это, и решила остаться врачом.
Думаю, для вступительной части и представления себя уже достаточно и можно приступить к основному повествованию…
И первое, о чем бы хотелось поговорить — это о взаимоотношениях между врачом и пациентом, о видах нехороших и хороших врачей и том, как их определить, а также чего не стоит говорить врачу и о многих других нюансах.
ГЛАВА 1, или же
песня длинная и лирическая о сложных и запутанных отношениях между врачом и пациентом
Но предупреждаю сразу, достанется и тем, и другим.
«Пришла бабушка к врачу, а врач тоже бабушка…»
Это анекдот такой есть. Но так бывает и в жизни, к сожалению. Врач преклонного и, безусловно, уважаемого, возраста иногда теряет рассудок интерес к своим пациентам и не хочет, да уже и не может работать, но продолжает ходить на работу.
И получаются такие вот истории…
Человек с давней болью в пояснице приходит к неврологу. Идти не хотел, но боль уже достала просто. Конечно, сам он дома принимал диклофенак, даже сам научился его себе колоть внутримышечно.
(Примечание редактора: требуется консультация специалиста, название лекарств не может быть призывом к их использованию!)
Но сколько может продолжаться такое самолечение? Таки записался на приём к неврологу и пришёл сдаваться. Зашёл в кабинет. За столом сидит древний дед, голова наклонена низко в бумаги, что-то там читает, вычитывает. Человек садится на стул, древний дед (невролог) задаёт вопрос: «Что беспокоит?», — но глаз от своих бумаг не поднимает. Бубнит что-то там свое, ничего не понятно. У человека с болью в спине ещё и слух был не очень, поэтому приходилось сильно напрягаться, чтобы разобрать, что бормочет дед себе под нос. Дед посмотрел секунду на рентгеновский снимок и снова уткнулся в свои бумажки. И что-то там «бу-бу-бу» ответил.
Пациент не расслышал, конечно.
«Что?» — спрашивает.
В ответ снова: «Бу-бу-бу».
«Да Вы можете говорить громче? Я не слышу!» — вскипел пациент.
Дед поднял голову и сказал: «Что принимали, то и принимайте».
Всё. Приём окончен. В кассу столько-то.
Сходил к врачу, называется.
И больше этот человек ни разу в жизни к неврологу больше не обращался, потому что уверен, что «ничего они мне полезного и нового не скажут».
Принимает свой диклофенак периодически, носит корсет иногда. Жена какие-то настойки втирает ему в область поясницы. Так и спасается.
С неврологами, конечно, завязал, так как уже имел опыт общения с ними, и составил свое мнение о всех неврологах благодаря одному врачу, попавшемуся у него на пути.
Врачу, которому уже просто давно пора было уйти на пенсию.
Вообще, врачи бывают разные, и хорошие, и не очень. Не забываем, что они тоже обыкновенные люди со своими проблемами, заботами и характером. Но и эти нехорошие, в свою очередь, тоже делятся на определенные подвиды.
Виды нехороших врачей
1. Врач — деловуха
У меня таких, как Вы, целый коридор. Сказала, выпишу, значит выпишу. Но не сегодня. В конце недели приходите. Следующей. Но только до 17.00. Я тут с вами сидеть не собираюсь.
Работать устала уже, но до пенсии ещё долго.
2. Врач — на своей волне
А сколько дней Вы пьёте эти таблетки, Вы говорите?
5 дней, значит. Я Вам сейчас выпишу другие. Уже выписывал такие? А, ну тогда другие выпишу. И эти принимали? А сколько дней принимали? Ааа, 5 дней, да-да, я помню. Мария Петровна, я ничего не путаю. То есть, Елена Ивановна, конечно.
Думает о пробитом колесе. И о том, что завтра надо кредит гасить.
3. Врач, которому все равно, что у вас
И у меня кашель. И ничего. Не жалуюсь. Курите, небось? Не курите? Тогда не знаю. Аллергия, наверное. Антигистаминное попейте. Какие анализы? Да пройдёт оно. Чуть что, анализы сразу.
Да что вы всё ходите и ходите…
4. Врач — хабалка
Милочка, Я вам ещё раз повторяю, это не лечится. Это «хроника». Я вам уже говорила, что принимать. Сто раз повторять не собираюсь. Если вас что-то не устраивает, меняйте доктора. Я вам не доллар, чтоб всем нравиться.
Ну… дома и в душе у неё не все в порядке.
5. Врач — с намеками
Я могу Вам помочь, но сами понимаете, это требует определённых усилий с моей стороны. Но Вам я пойду навстречу. Хотя это все непросто…
Переводится это всё как «дай!!!!»
6. Врач, который впаривает свое «ноу-хау»
Только эти носки из фольги вам помогут избавиться от гипертонии… У меня как раз осталась ещё парочка, держал для особенных пациентов.
«Ездит по ушам». Уходите.
7. Врач, который не знает, что у вас
А давайте вы пока кровь и мочу сдадите и потом придёте?
И так бывает.
8. Врач, которому лениво
А что принимаете? Ну да, правильно. Диклофенак? Ну можно, да.
Вот, Вы сами все знаете. Продолжайте.
Ленивооооо.
9. Врач — хвалько
Я 30 лет в медицине. Лично знаком с такииииими людьми. Вам и не снилось. У меня пациенты по всему земному шару. Все мне звонят: «Леонид Сергеевич, Леонид Сергеевич…»
Сам… звонил на днях, совета просил.
10. Врач, которому просто пора на пенсию.
Какие ещё препараты нового поколения, взяли моду. Это проверенный препарат десятилетиями. Какое сообщество? Не слышала про такое.. Кокрановское? Берете обычную касторку и капли Зеленина…
Узнали кого-то?…
Вот еще фразы, которые не должен говорить хороший врач
1. Я вам сейчас дам адресок аптеки, там подешевле… (доктор «на проценте», не ведитесь)
2. Зачем вам знать, что это, вы всe равно не поймете (какое лекарство вводится, например) (я, возможно, и не пойму, но ты, будь добр, рассказывай)
3. Сейчас мы вас проверим на одном супер-приборе, это новейшие разработки (убегайте!)
4. Ой..ну и у меня тоже болит/чешется/кашляю/плохо сплю/мерещатся ежики, ну и что с того (что-что, лечись давай, запишись к тому, кто тебя вылечит, если сам не можешь)
5. Это у вас от шлаков/погоды/нервов/закисления организма/отсутствия половой жизни (а если неееееееет?)
6. Рожать вам надо, голубушка (тут прекрасно все)
7. Какой идиот вам это назначил (просто непорядочно)
9…
10…
Это список можно продолжать и продолжать.
Но, слава Богу, существуют и хорошие врачи, и они тоже делятся на категории.
Виды хороших врачей
1. Врач без личной жизни
Живет на работе, приходит раньше всех, потому что та женщина из пятой палаты какая-то нестабильная, надо бы пораньше ее глянуть… Уходит тоже позже всех, потому что не успевает объять необъятное в течение дня. Или вообще не уходит, так и засыпает на кушетке в ординаторской, а утром разминает затекшее тело от неудобной позы, заливает в себя кофе, глотает бутерброд с засохшим сыром и бежит на утренний обход.
2. Врач — всегда на связи
У него телефон не замолкает, вайбер пищит, мессенджер дрожит, телефон всегда приклеен к уху или к руке. Такой врач при встрече вместо «привет» отвечает «алло».
…А как часто принимать эти розовенькие таблетки… а хороший ли цвет у утренних испражнений у двоюродного брата сестры бывшего мужа… а нормально ли то, что когда сильно вертишь шеей, то там что-то хрустит… а чем помазать, чтобы ничего не болело, но чтобы продолжать сидеть по десять часов у компьютера и ничего не менять в своей жизни… а может, лучше прокапаться, вот соседка говорила, что… — у вопросов нет градаций, они обо всем и круглосуточно.
3. Врач — «богач»
Покупает лекарства бабушке, у которой в автобусе вытащили кошелек. Не берет денег с друзей за консультацию, а потом отчитывается перед руководством, потому что медсестры донесли, что он принимал своего знакомого более часа…
На вопрос: «Мы вам что-то должны?» — отвечает: «Ничего, мне не трудно», а сам считает дни до зарплаты и думает о том, что завтра в школе родительское собрание, а там, как обычно, «вход бесплатный, выход платный», и о том, что надо бы купить в кабинет весы напольные.
4. Врач — чрезвычайное волнение за каждого
Постоянно переживает за своих пациентов, звонит на следующий день, чтобы уточнить состояние, как переносятся лекарства, нет ли аллергии, ничего ли не появилось нового в жалобах, ушло ли онемение, и мурашки бегают ли только по пятке или по всей стопе. Помнит всех своих пациентов по имени. Потому что с каждым нервничал.
5. Врач — «молчун»
Он не будет много говорить и объяснять — он будет молча делать свою работу. Будет молча стоять по 12 часов в операционной и просто делать свою работу. Хорошо и качественно. Потом выйдет из операционной, стянет шапочку, протрет ей устало лоб и молча закурит.
6. Врач — жалеющий ваш кошелек
Знает, где и как дешевле сделать нужное обследование, когда проводятся акции на гормоны щитовидной железы, с вами вместе считает ваши деньги и помогает вам сэкономить, где это возможно. Назначение лекарств идет не по принципу «что подороже», а по целесообразности и эффективности.
7. Врач — интересующийся
Посещает медицинские конференции, смотрит вебинары, хочет быть в курсе всего, что происходит, интересуется нововведениями, на почте у него рассылка от всевозможных врачебных форумов и сайтов, следит и мониторит медицинские новости, верит в будущее и в медицину.
8. Врач — все подробно объясняющий
От него вы выйдете с широко отрытыми глазами — вам откроется вся суть и вашего заболевания, и многого другого, прямо или косвенно вас касающегося. Подробное объяснение каждого назначенного лекарства, и почему назначено именно оно, с учетом основных звеньев патогенеза вашего заболевания, этиологии, фармакодинамики, физиологии и позиции планет в нашей вселенной. Хочешь ты этого или нет, но подробную лекцию ты получишь. И от этого получишь удовлетворение, потому что наконец-то ты понял, что с тобой.
9. Врач — с широким кругозором
Он хорошо знает не только свою узкую специальность, но может ее связять и с остальными, рассматривая человека в комплексе всех его проблем. Не будет лечить только левый мизинец, даже если его основная специализация связана именно с ним — он обратит внимание и на другие пальцы, и на ваш образ жизни, и на питание, и насколько часто вы нервничаете, и падали ли вы в детстве с велосипеда.
10. Врач — внимательный
От него не останется незамеченной ни родинка, которую нужно показать дерматологу, ни грибок на ногтях, ни ваши странные жалобы на жажду. Ничего не упустит, все найдет, порекомендует, направит, посоветует.
Но, в первую очередь, хороший врач — это просто хороший человек, наделенный чувством доброты, милосердия, сострадания, искренне желающий помочь и позитивно настроенный.
Из плохого человека не получится хорошего врача. В этом я убеждена.
А теперь перейдем к пациентам…
Признаюсь честно, пациенты тоже не всегда себя ведут правильно и адекватно, ведь они тоже люди, а люди, у которых еще что-то болит и беспокоит — это особенные люди. К ним надо проявлять максимум терпения, внимания и понимания. И взгляд на медицину у каждого пациента свой. Начнем с того, что кто-то любит лечиться, а кто-то нет. Кто-то доверяет врачу, а кто-то его всегда и во всем подозревает.
Вот парочка вредных советов для пациентов:
— Обратиться к врачу нужно спустя дней 5 после того, как заболело, а лучше через недельку-две, чтобы уже было что показать во всей красе.
— Ни в коем случае не начинать пить лекарства сразу. Надо ещё пару дней подумать, а вдруг врач ошибся или, там, перепутал, а ты их купишь сейчас. И вдруг всё-таки пройдёт само, а ты их таки купишь.
— Из тех четырех лекарств, что выписал врач, бери только то, что считаешь нужным. Ну, если слово знакомое, например, или соседка такие же пьёт, а может, по телевизору показывали в рекламе. В общем, только одно что-то. А то они назначают несколько, непонятно, с какой целью, а печень портится от них… Или почки… И то, и другое, в общем, портится. Им же лишь бы написать.
— Пей таблетки только три дня. Больше не нужно. Месяц… С ума, что ли, сошли, месяц. Где это видано, месяц таблетки пить. Семь дней антибиотики? Вы что. Так же все бактерии в кишечнике погибнут. Знаем, читали. Поэтому три дня и хватит. Но врачу, конечно, об этом говорить не нужно. Начнёт ругаться, что-то там объяснять, ой… Им лишь бы поумничать. Нашлись тут самые умные.
— Обследований не делай. Только если что-то такое, что ты сам считаешь нужным.
— Повторная консультация вообще выкачка денег. Не ходи туда. Никогда.
После того, как не помогло, обязательно напиши отзыв, что врач плохой, чтоб все знали.
Так и напиши: «Назначил ерунду какую-то, ничего не помогло».
Какие фразы не стоит говорить на приеме у врача:)
1. Я «загуглил» в интернете и прочитал там совсем другое.
2. Я смотрел Хауса, и у меня волчанка/хронический холецистопанкреатит/рак/болезнь Крона/индонезийская лихорадка.
3. Я уверен, что это…
4. Я подождал недельку-две, думал, что пройдет…
5. Вы же давали клятву Гиппократу… (причем, именно « ГиппократУ», не «ГиппократА»)
6. Прежний врач мне какую-то ерунду назначил, врачи вообще такие тупые… (не показывайте свое отношение и неуважение к медикам, ибо получите «ответку»)
7. Вы же обязаны… (никому и ничего мы не обязаны)
8. Предупреждаю сразу, я не собираюсь принимать то, что вы назначите…
9. А можно полечиться только народными средствами, без химии…?
10. Деточка/ Оленька/ Дружочек… (это мое любимое)
11. А вы точно врач? А постарше никого нет? И что, Вы даже институт закончили?… (нет, я — медицинская сестра, меня посадили тут, пока настоящий врач вышел покурить)
12. Я — тоже медик… (это прям «вишенка на торте»)
О взаимопонимании
Врачи при разговоре с пациентом очень часто применяют странные термины и непонятные слова, ниже постараюсь показать, как врачу лучше не говорить во избежание недопониманий со стороны пациента.
1. Врач: препарат предназначен для перорального/парентерального введения.
Как может понять пациент: этот препарат вводится с помощью пара/он только для парного введения.
2. Врач: это оригинальный препарат. В аптеке вам могут предложить дженерик, более доступный по цене.
Как может понять пациент: это необычный (особенный) препарат, в аптеке могут предложить инженерик.
3. Врач: Вы ощущали парестезии?
Как может понять пациент: Вы ощущали пары анестезии?
4. Врач: была ли слабость в конечностях, парезы?
Как может понять пациент: была ли слабость в конечностях, пОрезы?
5. Врач: умеренный стеноз позвоночной артерии.
Как может понять пациент: артерия в позвоночнике растянулась.
6. Врач: по данным МРТ.
Как может понять пациент: по данным с марта.
7. Врач: нейропсихологическое тестирование позволит судить о снижении когнитивных функций.
Как может понять пациент: психиатр будет судить о когтивных (активных) функциях.
8. Врач: данный препарат улучшит нейрореабилитацию.
Как может понять пациент: данный препарат улучшит НЕ реабилитацию..
9. Врач: атеросклеротическое поражение сосудов.
Как может понять пациент: астеническое (аскетическое, асинтетическое) поражение сосудов.
10. Врач: Когнитивно-мнестическое нарушение.
Как может понять пациент: активно-мистическое нарушение.
11. Врач: Очаги глиоза.
Как может понять пациент: очаги глюкозы (гестоза).
В общем, таких примеров масса. Надеюсь, мои пациенты меня всегда правильно понимали. Иногда мне даже кажется, что я уже чересчур сильно всё разжевываю.
Еще в университете при сборе анамнеза (то есть при сборе жалоб во время первого осмотра) нас учили: «Пациент не может жаловаться на „люмбалгию“. Он может жаловаться на боль в пояснице». И истории болезни, где было написано: «При поступлении жалобы на люмбалгию», — отправляли переписывать. И так во всем. Потому что с пациентом нужно разговаривать на его языке.
А вот что происходит при отсутствии взаимопонимания и оттого, что у врача не нашлось времени на подробное объяснение своих назначений.
История первая: «Врач мне назначил таблетки от эпилепсии, а у меня были боли в ноге, поэтому я их не пил, конечно». (Речь идет о назначении прегабалина при лечении нейропатической боли).
История вторая: «Врач мне назначил таблетки „от инсульта“, а у меня грыжи в шейном отделе и онемение руки было. Конечно, я их не пила». (Речь идет о назначении пентоксифиллина для улучшения микроциркуляции).
История третья: «Врач мне назначил таблетки „для желудка“, а у меня, вообще-то, кашель был. Конечно, я их не пил». (Речь идет о рефлюксной болезни и забросе содержимого желудка в пищевод, что и провоцировало кашель).
(Примечание редактора: название лекарств не может быть призывом к употреблению — требуется консультация специалиста!)
В итоге, у трех пациентов сложилось одинаковое ошибочное мнение: «Врач плохой. Врач назначил не то. Врач не разбирается даже в лекарствах. Пойду-ка расскажу об этом в интернете».
Это очень часто происходит. Не понимая ход врачебной мысли, пациенты делают неверные выводы. Конечно, немножко обидно за врачей, за коллег, за себя, но такие истории я слышу очень часто.
Доверяйте своему врачу, не ищите в его действиях и назначениях проявления всемирного врачебного заговора. У нас нет цели вам навредить. Честно. Даже когда вы нас обижаете, проявляете неблагодарность, хамите, мы не хотим вам отомстить. Нас этому не учат в институтах. Нет такого шестимесячного курса «Как проучить вредного пациента». Зато все шесть лет учебы в мединституте нас учат проявлять милосердие и быть понимающими. И ни в коем случае не обижаться на пациентов:)
А еще бывает так, что не хочется брать этого пациента в работу. Бывает, да. Срабатывает интуиция, что ничего хорошего из этого все равно не выйдет.
Ну потому что «нам до сих пор никто не смог поставить диагноз» (пришли с ребенком), при этом куча заключений, и диагноз озвучен уже несколько раз и в разных интерпретациях.
(Знаете, да, что один и тот же диагноз можно сформулировать разными словами?)
— Ну вот же ваш диагноз… и вот… и здесь тоже можно его прочитать!
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я неРВолог. Заметки врача предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других