1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Ольга Двизова

В поисках полутонов

Ольга Двизова
Обложка книги

Книга рассказывает о том, что влияло на становление личности художника в детстве, юности и профессиональной деятельности, о миссии и лидерстве. У автора богатая, насыщенная жизнь, размышления о которой он хочет оставить потомкам как наследие. Книг написано много, но всегда будут люди, которым важна именно эта: ученики Ольги Владимировны и люди, с которыми она соприкасается на своем пути.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В поисках полутонов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Предки

Никогда не думал, что это так, но с годами понял: очень важен генетический код, то что заложено в тебя предками, даже теми, кого ты не знаешь.

Олег Янковский3

У меня, как у многих людей в нашей стране, крепкие крестьянские корни. Некоторые предки в тридцатых годах были расстреляны как кулаки. Это болезненная и сложная для меня тема, потому что в детстве рассказы бабушек, проживших до девяноста, сформировали определенные чувства к предшественникам.

Почти до четырнадцати лет нянчила, а потом присматривала за мной бабушка по отцовской линии — Юдина Мария Ивановна. У бабушки Аксиньи, как помню, я часто бывала уже после семи лет. Гораздо позже я узнала, что в паспорте она была записана с другим именем — Алферова Ксения Ивановна. Когда мама и ее сестры оформляли наследство, они вынуждены были через суд доказывать, что являются дочерьми Аксиньи-Ксении.

Дедушек своих я не видела, хотя они оба воевали, пришли с фронта живыми, но умерли до моего рождения. Родившись еще в царское время, они пережили две революции, все войны, которые вел СССР, репрессии, что было серьезным испытанием. От бабушек я слышала много рассказов об их жизни и их родителях. Эти истории запали мне в душу, они питали и формировали мое мировоззрение, давали представление о том, как и чем жили мои предки. Все это закладывало основные жизненные ценности, возможно, в какой-то степени влияло и негативно, поскольку жизнь их была сложной, суровой, часто непредсказуемой.

Семьи моих бабушек были многодетными, когда дедушки ушли на фронт во время Великой Отечественной войны. Бабушка Мария родила десять детей, семеро из которых (Августа, Александр, Василий, Виктор, Анатолий, Владимир, Валентина) дожили до почтенного возраста и имели своих детей, остальные умерли в младенчестве. У бабушки Аксиньи после многочисленных родов выжили только четверо (Галина, Виктор, Раиса, Вера). Тогда в среде и крестьян, и дворян был нормой тот факт, что болезни уносили детей. Того, что сейчас происходит в медицине (особенно в родовспоможении), в те далекие времена невозможно было даже представить. Детей рождалось много, если, конечно, женщины были крепкими и здоровыми. Мои бабушки были именно такими. Сильными и физически, и морально, и духовно: верили в Бога, за стол не садились, не перекрестясь и не прочитав молитву. Грамоты они не знали, читать не умели, но работали много, чистоту соблюдали жесточайшую, только что воротнички не крахмалили.

Выносить и родить ребенка было трудно, но не менее трудно было вырастить, дать образование и вложить ценностные смыслы. Но мои бабушки справились. Благодаря их усилиям дети смогли выбрать профессию, стать на ноги, создать собственные семьи, чтобы потом на свет появились мы — я, мои двоюродные братья и сестры.

Я счастлива, что обе мои бабушки обладали хорошим здоровьем (говорят, все по женской линии передается), глядишь, и мне, и моим потомкам частичка этой силы перепадет. Надеюсь и молюсь, что крестьянские корни (крепкие, здоровые, сильные, умные, талантливые, мощные) помогут и моим внукам, правнукам, праправнукам крепко стоять на ногах. Это и есть РОД. Род, историю которого важно помнить и чтить. Именно поэтому я хочу сохранить воспоминания на страницах этой книги.

Ушли мои бабушки из жизни в ясном сознании, уже имея правнуков. Только моя баба Маня, так я ее называла, болела последние три года и почти не ходила. Все это время за ней ухаживала младшая сестра моего отца Валентина, родившаяся уже после войны (когда дедушка пришел с фронта). Именно тетушка Валентина и научила меня рисовать.

Юдина Мария Ивановна, баба Маня (1904—1994).

Родилась в деревне Усово, под городом Ялуторовском Тюменской области, где, возможно, еще сохранился большой двухэтажный дом, в котором жила ее семья. Девичья фамилия бабушки была Усова (выйдя замуж, она стала носить фамилию Юдина). Тогда в деревне все были Усовы. Сибирские казачьи поселения (села и деревни вокруг больших городов) назывались по фамилии главы рода, который его основал. Работали на земле большими семьями. У прадедушки была мельница, кузница, где он сам изготавливал разный сельскохозяйственный инвентарь. Семья была большая и работящая, а еще зажиточная (в те времена именно на сыновей давали наделы земли), посторонних не нанимали, работали сами не покладая рук во все времена года, без отпусков и выходных (кроме воскресений и церковных праздников, когда ходили в церковь).

По воспоминаниям бабы Мани у моей прабабушки было много детей, скорее всего десять и в основном мальчики. Было только две девочки — самая старшая бабушкина сестра Аксинья и сама бабушка, которая вышла замуж в восемнадцать лет. Сестра ей тогда сказала: «Если нравится жених — выходи, не жди никого. Меня в свое время замуж не отдали за любимого, потому что отец матери сказал (а он был суровым человеком): „Если сама по хозяйству управишься, отдавай“..». Девочки в те времена с малых лет были помощницами, и моя прабабушка, побоявшись не справиться с оравой детей и домашними делами, отказала жениху старшей дочери. Умная, красивая, сильная Аксинья так и не вышла замуж, не захотела. Хоть и сватались к ней, по словам бабушки, многие до самого ее зрелого возраста. Ушла из жизни рано, после сорока, во время войны, прожив всю жизнь с родителями и не познав радости собственной семьи и материнства.

В больших, неленивых семьях все много работали, детей держали в строгости, даже страхе. Бабушка рассказывала, как однажды она, будучи маленькой девочкой, разбила кружку, а родной отец чуть не убил ее за это. Тогда все было ценным, и родители следили за тем, чтобы дети не баловались, берегли имущество.

Говорили по-своему, в речи встречались такие слова, как «угоить» (привести в порядок), «обиходить» (отмыть, почистить, прибрать), «беговушка» (легкие сани), «крыльца» (лопатки), «каральки» (печеные изделия из пресного теста, закрученные разными узорами, которыми угощали зятьев в больших количествах — «возами возили»).

До революции кто много работал, имел все. И уж конечно ни о каком голоде и речи не было. У бабушек было хорошее приданое, когда они выходили замуж (золотые украшения, вологодские кружева, французские ботинки). В семье мужа бабы Мани, моего дедушки Николая, ее называли по имени отчеству — Марией Ивановной, несмотря на то, что ей только исполнилось восемнадцать лет. Бабушкина редина (огромная, черная шаль из вологодского кружева) — все, что осталось от того времени (я часто в нее наряжалась). Это настоящее произведение искусства, удивительное, совершенное по красоте кружево. Даже не передать словами, как шаль украшала женщину, придавая образу нарядность. У крестьянок того времени, и у моих бабушек в том числе, были золотые обручальные кольца (девяносто шестой высшей пробы), но, оказывается, даже золото стирается. За семьдесят восемь лет кольцо стало тонким и хрупким — сказались годы беспрестанного ручного труда.

В годы раскулачивания бабушка и дедушка с детьми бежали в Томскую область. Обустроились в деревне Поросино. Бабушка умела делать абсолютно все. Когда дед Николай вернулся с фронта, сказал: «Я думал, вы тут все поумирали от голода, а вы здоровы». Выжили благодаря картошке, которой засыпали на зиму по три погреба. Баба Маня никогда не ела драники, говорила: «Я их в войну наелась». Хотя для нас их всегда пекла, и мы ели их как вкусняшки, а еще лепешки из теста прямо на печи делали. И пельмени в семье стряпали маленькие, красивые. Один к одному. И шаньги с творогом, морковкой, картошкой. Хворост. Все было уникальным, чистым, аккуратным и вкусным. На этом я и выросла. И мои дети, и внуки едят все это благодаря тетушке Валентине, которая умеет стряпать не хуже бабушки. Еще в войну, по словам бабы Мани, пекли блины из картофельного крахмала, очень тонкие, потому что не было зерновой муки. Все отправляли в государственные закрома.

Моего прадеда Ивана в 1933 году забрали по линии НКВД (как тогда говорили) и расстреляли как троцкиста. В документе, выданном мне на руки в музее НКВД4 (кстати, находится он напротив первой художественной школы Томска на проспекте Ленина), сказано, что он был плотником и признан врагом народа. Так вот бабушке, как дочери врага народа, однажды не дали премию в виде отреза красной ткани за хорошую работу в колхозе, а получила ее другая работница,. Баба Маня часто об этом с горечью вспоминала.

Алферова Ксения (Аксинья) Ивановна, баба Сина (1910—2000).

Моя вторая бабушка (по линии мамы) тоже прожила интересную, трудную жизнь. Ее родители, Евдокия (отчество, к сожалению, никто уже не помнит) и Иван Дорофеевич Щелконоговы, имели двенадцать детей. Бабушка — старшая, сестра Александра — младшая. Остальные — сыновья: кто-то погиб во время войн и революций, кто-то умер во время эпидемии тифа, который моя бабушка тоже перенесла, но выжила благодаря своему деду, выходившему ее клюквой.

Эта сторона моего рода тоже подверглась репрессиям (в 1933 или 1937 году). Из большой семьи только двое детей остались в живых и дожили до глубокой старости: моя бабушка Аксинья Ивановна, ушедшая почти в девяносто один год, и ее родная сестра Александра Ивановна, баба Шура, как мы ее звали. У Александры своих детей не было, только приемная дочь Наташа, очень красивая. Наташа рано вышла замуж, в 18 лет. До сих пор помню, как на свадьбе (я училась уже в художественной школе) вручила молодоженам картину в подарок — «Свадьба Руслана и Людмилы». Гуашь на фанере, покрытая лаком. Я считала это верхом своего творчества на тот момент. Баба Шура была удивительным человеком, живым и ярким. Обладала красивой внешностью и, как сейчас говорят, харизмой, младшая сестра создавала кучу проблем старшей, а та ее воспитывала, держала в строгости, до конца жизни помогая и поддерживая. Уж не знаю, с какого возраста баба Шура начала заниматься ворожбой, но именно она предсказала маминой младшей сестре, что ее дочь «уедет от нее далеко», моей маме — рождение внуков, а мне — карьеру. Женщины ходили к ней толпами, кто с чем.

История жизни бабы Сины — это целая эпоха. Бабушка рассказывала, что ее детство прошло в тяжелых условиях, потому что отец был покалеченный, а мать больна. С двенадцати лет она сама запрягала лошадь, ездила в город, возила на санях продукты на рынок для продажи. И все это наравне со взрослыми мужиками. Ей платили за покос полтора рубля, брали на сбор ягод, грибов. Аксинья была работящая, здоровая, ответственная, сильная, умела многое делать надежно, со сноровкой, по-крестьянски крепко. Ее богатое приданое, доставшееся от деда (золотая ступка, дорогие наряды, золотые украшения) в одночасье пропало, когда в дом забрался вор.

По меркам тех лет замуж она вышла поздно (была вынуждена помогать семье). Молодой и красивой Аксинье понравился Алексей Алферов, который был гораздо старше ее и разведен. Его родители — состоятельные, зажиточные крестьяне — имели доходы от земли. После свадьбы молодые переехали в дом Алексея. В семье родилась старшая дочь Галина, когда пришли представители НКВД, описали и забрали все имущество. По рассказам бабушки, даже вытащили пеленки из-под малышки в люльке. Хозяйство было разорено, и молодая семья с маленьким ребенком была вынуждена переехать к родителям Аксиньи. Каким-то образом до них дошли слухи о том, что Алексея должны арестовать, и его спрятали в подполье с двойной стеной. Когда пришли с арестом, его не нашли. Он просидел в подполье несколько лет, но потом, не выдержав, пошел на лесоповал, где не требовались документы. Началась Великая Отечественная война. У бабушки в 1941 году родилась моя мама. Дедушка ушел на фронт, он не погиб, вернулся раненый, но живой, и даже работал еще какое-то время обходчиком на железной дороге.

Вот такие интересные судьбы были у моих предков. Эти истории записаны по воспоминаниях тех, кого я близко знала, с кем долго общалась — моих бабушек, которые оказали сильное влияние на мое воспитание, становление, развитие. Будучи верующими, они и меня крестили, хотя родители были атеистами в свое время. Ходить в церковь, молиться и верить в Бога в пятидесятые-восьмидесятые годы было не модно, не популярно и даже опасно, это могло отразиться на их работе.

Вспоминаю, как мои бабушки молились. Это были долгие молитвы перед сном. Они вставали на колени перед иконами и молились о здоровье своих потомков — детей и внуков. Просили дать им долгие счастливые годы земной жизни. Для меня это все было так привычно, но непонятно. И только спустя многие годы, когда сама я встала на колени и начала молиться о здоровье своих детей и внуков, я поняла своих бабушек, почувствовала, каково это иметь потомков — тех, кто будет после меня. Я уверена, что придет время, не станет меня и мои дочери будут так же молиться о своих детях, внуках и правнуках.

О книге

Автор: Ольга Двизова

Жанры и теги: Биографии и мемуары

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В поисках полутонов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Олег Янковский — советский и российский актер театра и кино (1944—2009).

4

Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» — первый музей в России, посвященный истории советских массовых репрессий.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я