1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Ольга Двизова

В поисках полутонов

Ольга Двизова
Обложка книги

Книга рассказывает о том, что влияло на становление личности художника в детстве, юности и профессиональной деятельности, о миссии и лидерстве. У автора богатая, насыщенная жизнь, размышления о которой он хочет оставить потомкам как наследие. Книг написано много, но всегда будут люди, которым важна именно эта: ученики Ольги Владимировны и люди, с которыми она соприкасается на своем пути.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В поисках полутонов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 3. Глаза

Но вот глаза они уходят навсегда,

Как некий мир, который так и не открыли,

Как некий Рим, который так и не отрыли.

И не открыть уже и в этом вся беда.

Юрий Левитанский14

Глаза для художника — главный инструмент работы и передачи действительности, которую он хочет отобразить, а также важнейший орган для наслаждения от восприятия цвета и формы.

Для художника важно зрение, как для музыканта — слух. Есть люди, которые пишут без рук, но я думаю, что без зрения заниматься изобразительным искусством человек точно не сможет. Говорят, можно смотреть и не видеть. Так вот художник как раз может и смотреть, и видеть. Он видит то, что не замечают другие люди, потому что его глаз натренирован, а его внутренняя потребность и содержание позволяют разглядеть прекрасное в кривом заборе, в дряхлом дереве, в лице непривлекательного старого человека. Художник подмечает красоту в уродливом, светлое в темном, яркое в тусклом. Это свойство профессии помогает и в жизни. Есть такое выражение у художников: «видеть общо» — это значит отметать второстепенное и акцентировать внимание на главном. Благодаря своему цельному, особому зрению художники могут выцеплять что-то важное в создаваемом ими произведении или в натуре, которую они отметили.

Когда-то, «на заре прекрасной юности», педагог в художественном училище, точно не помню кто (то ли А. П. Ботев, преподававший нам живопись, то ли В. Ф. Добровольский15, который вел рисунок), произнес такую фразу: «Художник должен смотреть глазами коровы». «Это как же?» — подумала я тогда. Сейчас понимаю. Просто смотреть и видеть глазами коровы. Очень увлекательное занятие. Видеть суть, опуская детали. Так и в жизни, иногда важно сосредотачиваться только на главном. Но и про детали не стоит полностью забывать, ведь они украшают как творческие произведения, так и повседневность.

Приходилось ли вам обращать внимание, что когда художник пишет картину, стоя у станка (мольберта) или за этюдником, он постоянно отходит, потом снова приближается к картине и продолжает работу? Оказывается, глаз человека устроен таким образом, что он может сфокусироваться (и увидеть цельно) только на расстоянии двух диагоналей. Эту особенность и вынуждены учитывать художники, работая над произведениями большого размера. Так что выражение «глаз-алмаз» для художников не просто рифма, а цель профессионального обучения. «Постановка глаза», как у музыкантов «постановка слуха».

Умение видеть, замечать, переосмысливать, перерабатывать и преобразовывать действительность, на мой взгляд, главная задача художника, глубинный смысл его творческого пути. Вот, например, ученики пишут один и тот же горшок. Один цвет, одна форма, одни и те же пропорции. А итог работы у всех разный. И это прекрасно, потому что все мы смотрим на, казалось бы, одинаковый мир разными глазами, видим красоту, но чуть-чуть по-другому, по-своему…

О красоте я могу говорить, писать и думать бесконечно. Это понятие для меня значит много. И поскольку я, как художник, воспринимаю красоту глазами, то и внешняя красота человека для меня — важнейшее проявление прекрасного.

Азербайджанская пословица гласит: «Если красота — десять, то девять из десяти — одежда». Для меня внешняя красота всегда была важна, как и для большинства женщин. Так здорово хорошо выглядеть, быть гармонично и стильно одетой, причесанной. Однако, глядя на других женщин, временами не удается получить эстетическое наслаждение. Старшая дочь, побывав во Франции, отметила, что француженки хорошо одеты. Вернее, они умеют создавать красивые, эстетские образы. Такое умение сродни актерству, высшему пилотажу, изобразительному искусству. Искусству выглядеть так, чтобы идущий мимо человек, остановив на тебе взгляд, мог получить частичку энергетического заряда и красивого посыла.

Для меня, как для художника, все является арт-объектом: интерьеры, архитектура, посуда, любые предметы, даже люди. А вот одежда… не случайно издревле мужчины и женщины пытались себя украшать. Безусловно, «встречают по одежке», потому что внешний вид — это суть твоего я, как вахтер, который сидит в фойе — лицо театра или школы. Как он встретит посетителей, такое впечатление и оставит в душе пришедшего (как директор школы я часто с этим сталкивалась). Одежда выражает человека как личность, это проявленное Я. Да, сам по себе наряд — не главное в жизни, есть вещи более значимые. Одежда может быть аскетичной, но она все равно создает образ. Поэтому, выбирая гардероб, стоит спросить себя: «Какой образ я предъявлю окружающим?».

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Ольга Двизова

Жанры и теги: Биографии и мемуары

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В поисках полутонов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

Юрий Левитанский (1922—1996) — русский поэт и переводчик.

15

Владимир Федорович Добровольский (1929—2002) — скульптор-монументалист, член Союза художников СССР и России, заслуженный художник РСФСР.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я