Путь коуча. Новые горизонты

Ольга Вильковская

Книга «Путь коуча. Новые горизонты» вторая после «Путь коуча. Начало» и предназначена для продолжающих коучей, которые приняли решение профессионально развиваться, получать квалификацию и расширять знания в области коучинга и клиентскую практику.Автор рассказывает о своем собственном опыте профессионального развития, расширении понимания возможностей в сфере коучинга, собственном видении компетенций и профессиональной этики.Книга поможет коучам найти идеи на пути реализации в профессии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь коуча. Новые горизонты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

009. Давать = брать?

Моя коучинговая практика претерпевает трансформации. Связано это с тем, что, помимо работы напрямую с клиентами, в моей жизни появилась работа с начинающими коучами-студентами. Такая работа со студентами обогащает колоссально, потому что дает посмотреть на многие моменты внутри сессий со стороны, побыть наблюдателем.

Когда моя практика в коучинге перешла отметку в 100 часов, мое обостренное внимание на компетенциях внутри сессии немного спало, я расслабилась и во многом стала действовать интуитивно, доверяя клиенту всецело, но не забывая одновременно про свою ответственность за процесс. Общение со студентами, которые только начинают впервые пробовать применять некоторые методы, взгляд со стороны на то, что происходит в пусть и в учебной сессии между коучем и клиентом, возможность переосмыслить собственный опыт, шанс увидеть собственную проекцию со стороны, всплывающие гипотезы по ходу сессии о том, как можно было сделать иначе, а также прямые вопросы студентов о применимости метода и рефлексия — все это и не только дает работа куратором. Это колоссально обогащает и мою практику тоже, потому что я пропускаю всю информацию через себя.

В последнее время я все чаще стала замечать синхронии. Для меня это означает, что когда у меня есть цель, желание или какой-то отдельный вопрос или тема в фокусе внимания, Вселенная начинает мне подкидывать подсказки. После того как я научилась замечать их и ловить в пространстве, подсказки посыпались рефреном, одна за другой. Подсказка по поводу практики со студентами была про то, что не все, что мы готовы дать ученику, он готов принять, впитать, забрать с собой. Это же мы обсуждали со старшими, более опытными кураторами.

А ведь и правда. Иногда у некоторых из нас возникает желание осчастливить кого-то, дать ему пользы, подарить радости, сделать его жизнь лучше и многое другое, на первый взгляд, позитивное до невозможности.

Но тут сразу стоп, остановка. Потому что для начала мой любимый хештег #человеканельзязаставитьбытьсчастливым, а еще:

— Налицо синдром спасателя. И тут наверняка не нужно объяснять, что противоположная сторона взаимодействия может совершенно не хотеть принимать все то, что ей готовы предложить.

— «Жертва» (конечно, тут ради шутки, никакого отношения к терминологии треугольника Карпмана) не всегда может взять и унести с собой то, что ей дают по ее воле в полном объеме.

Будучи куратором и работая со студентами, мы в конце каждого практического занятия останавливаемся и тратим время на выводы. И всегда, несмотря на то, что мы все были целых два часа в одном пространстве, каждый из четырех участников выносит из взаимодействия свое, потому что фокусировался на своем, потому что размер «приемника» информации у каждого свой, потому что цели и точка «В», куда каждый из нас идет, тоже свои.

А еще каждый из нас находится на своем персональном этапе развития и в своем отрезке пути. И тогда не всегда то, что я, например, готова как куратор загрузить в студента, будет ему полезно, не всё и не все готовы воспринимать, каждый берет ровно столько, сколько готов и хочет унести на данный момент. И для меня это про доверие ученику. Это его путь. И это еще и про зоны ответственности внутри процесса, когда каждый отвечает за свой функционал. И про правила, которые помогают играть в одну игру, и добиваться результатов.

И это еще не все. Важно, что аналогично клиент также может быть не готов унести всю ту пользу, которую ему дает коучинг. Внимание, я не говорю здесь слово «коуч». И это важно объяснить, потому что коучинг для меня это в первую очередь про ответственность самого клиента за собственные результаты, коучинг поддерживает клиента на этом пути как метод, коуч поддерживает как человек, но у коуча при этом есть значительные ограничения по вмешательству в процесс принятия решений. Забавно, что многие начинающие коучи на первых порах очень хотят причинить клиенту счастье и обязательно довести до результата. Со временем приходит осознание, как именно работает коучинг и почему важно то, что клиент приводит собственный результат. А потом начинается профессиональная трансформация и рост.

Несмотря на то, что, начиная свою коучинговую практику, я имела четкое представление о том, как должно быть правильно, а головой я понимала, что я не несу ответственности за результаты клиента в сессии, сложно было это прочувствовать. Сейчас я знаю это не только с помощью логического мышления, а после анализа собственного опыта с привлечением интуиции и чувствования. Я прожила это, увидела, проверила и поверила — клиент сам создает свой результат, сам несет ответственность за свои действия, поэтому он и приходит к коучу как «взрослый» к «взрослому», как партнер. И тогда я безмерно поверила в своих клиентов, доверилась им.

Клиент может унести столько результата, сколько он на данный момент готов. Иногда внутри сессии столько озарений и инсайтов. Но чьи они? Мои инсайты как коуча остаются при мне. Важно, что клиент сам назвал, определил для себя, что он сам забирает с собой, что его ноша для него посильна.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь коуча. Новые горизонты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я