Боги и Люди. Истории про человечных богов и благородных людей

Ольга Боянова

Мысль обладает удивительным свойством: она может проникать в будущее и даже преобразовывать его желательным для нас образом, но она может также проникать и сквозь толщу веков, высвечивая силой своей энергии события, лица и характеры людей и их Богов. Ещё не родились знакомые нам по учебникам истории князья Олег и Игорь, княгиня Ольга, и не пришли на Русь царствовать Рюриковичи, а наши пращуры жили и творили, неся в себе искру Сварога, героизм Перуна, мудрость Макоши, любовь Ярилы и Лёли.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боги и Люди. Истории про человечных богов и благородных людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СКАЗКА О ТОМ, КАК ИСТЮ БОГОМ ОБЪЯВИЛИ

— Все чудеса обычно у нас случаются в Пинеге, где когда-то чудь проживала. Но и в наших краях по Паленьге тоже немало чудес происходило, только начни вспоминать. Вот, к примеру, эта история, — начал рассказ дед Матвей.

— А было это так, — мы все в ожидании новой былички придвинулись к рассказчику.

В деревне этой, что недалёко от Паленьги, Истислав, молодой мужик, которого в деревне звали попросту Истя, считался крепким хозяином. Дом он отстроил пятистенный, все дворовые постройки под одной крышей сделал, двор досками застелил, чтобы жене его Велуше, удобно было зимой к скотине ходить. А дом у него весь с фасаду как резная шкатулка — и наличники, и ставни — всё в узорах. Тут и Солнца знак, и Перуна-Громовержца, и Макоши, Богини Судьбы, оберег. Даже охлупень не такой, как у всех — петух, как живой, на крыше сидит. Всё бы хорошо, но дом он этот поставил почти что в лесу, до деревни не меньше версты было. Это всех удивило, но поговорили да привыкли.

Однажды Велуша, управившись по хозяйству, пошла в деревню родителей попроведать. Истя же дома остался.

К вечеру возвращается Велуша домой, задумалась, мыслями уже о хозяйстве, известное дело, жонка, даже пока с печи летит, семьдесят дел обдумает. Машинально руку протянула, чтобы калитку отворить, а калитки-то нет! И калитки нет, и дома нет, полянка ровная, травой заросшая, а больше ничего, как и не было.

Сколько стояла так Велуша, не помнит. Пришла в себя, что толкает кто-то её. Посмотрела — это их корова из леса, где днём паслась, домой пришла, а дома-то нету. Вот она и давай мычать, да хозяйку в бок толкать, что, мол, за дело такое. Тут хозяйка, по-прежнему в оцепенении, но уже от столбняка очнулась, погнала корову в деревню, завела во двор к родителям, взяла подойник, корову выдоила, молоко процедила, всё молчком, а как молоко в крынки разлила, так и залилась слезами.

Домашние сначала только дивились, что она с коровой пришла, мол, пусти жонку в Ирий — она и корову за собой ведёт, а тут окружили, давай спрашивать. Велуша рыдает, знамо дело, женский обычай — слезами беде помогать, смогла только выдавить сквозь слёзы, что дом, мол, исчез. Кто-то продолжал расспросы, а самые догадливые бегом к их дому. А дом-то и правда исчез! Никаких следов, и место, где дом стоял, травой поросло. Разговоров много пошло.

Но Велуша, как проплакалась, так в соседнюю деревню побежала. Говорили, что там калика перехожий задержался больного полечить. Она к нему. Послушал её старец, говорит, что не иначе, как Боги шуткуют, у них и спрашивать нужно. И научил, как Чура, Хранителя рода, вызвать. Велуша так и сделала.

Пошла на полянку, где прежде дом стоял, обошла её три раза и три раза произнесла:

— Чур-батюшка, прародитель наш! Выйди ко мне, Чур, хоть добрым молодцем, хоть почтенным старцем. Защити, Чур, свою правнучку Велушу, дай совет, как мужа отыскать и дом вернуть.

Как только в третий раз сказала, смотрит, по тропинке к поляне, где раньше дом был, парень идёт, из себя видный, глаза синие, так и светятся. По глазам и узнала, что Чур это. В ноги ему низко поклонилась и обсказала, что случилось.

Чур место осмотрел:

— Небывалое дело, — говорит, — чтобы вот так, ни с того, ни с сего, да вышло. Ни светило, ни горело, да вдруг и припекло. Нужно к Сварогу, Отцу Небесному, идти справедливости просить.

— Как же я туда попаду? — засомневалась Велуша.

— Я тебя к сестре своей отправлю, обскажешь всё как есть, она поможет. Скажешь, что я послал. Прямо сейчас и иди. Верстой ближе, пятаком дешевле.

Дал Чур Велуше подвеску-оберег и клубок, чтобы к сестре привёл. И только тут был, а уже и нет, как не был. Осталась Велуша одна, оберег на шею надела поверх одежды, чтобы всякий его видел, а клубок так и рвётся из рук.

Опустила клубок на землю, и только поспевай, ноги передвигай. Оберег здорово помогал. Ни Леший с пути не сбивал, ни Кикимора, ни Анчутка не беспокоили. Даже хищные звери и те с дороги уходили.

Долго ли коротко, но привёл клубок Велушу к избушке в лесу и остановился. Подобрала клубок, осмотрелась. Избушка как избушка, даже и не избушка, а теремок. Взошла она на высокое крылечко, постучала, ответили. Зашла в горницу, а там сидит девица-красавица. Коса до полу вьётся, личико белое, щёчки румяные, губки алые. Загляденье, а не девица. Поклонилась Велуша и говорит:

— Здравствуй, девица-красавица! Не ты ли нашего Чура сестрица?

Внимательно так на неё девица посмотрела, оберег увидела, улыбнулась:

— Так вот какой ты меня видишь: девицей-красавицей! Значит сердце у тебя чистое, а душа открытая! Было бы по-другому, и я тебе другой бы показалась. Ну, рассказывай, зачем братец тебя ко мне прислал и оберег дал.

Рассказала Велуша, как дело было, что Чур посоветовал.

— Да, — подтвердила девица. — Странное это дело. Только Сварог рассудит. Ну, утро вечера мудренее, завтра и отправлю тебя.

Хозяйка баньку истопила, ужином накормила, спать уложила. А наутро про клубок Велуша вспомнила.

— Оставь у себя, — говорит девица, — может, ещё когда захочешь к бабе Яге в гости попасть!

Велуша понять ничего не может.

— Так я баба Яга и есть. А ты, какая сама, такими и людей видишь. Где цветок, там и медок. Потому и помогаю тебе.

Сказано — сделано. И отправила баба Яга Велушу прямиком в чертоги Сварога, Отца Небесного.

А что же с нашим Истиславом произошло? Как Велуша родителей попроведать ушла, сам он любимым делом занялся. Решил игрушку смастерить, как мужик с медведем борется. Видел такую как-то на ярмарке. Потянешь планку с одной стороны — медведь мужика ломает, потянешь с другой — мужик наверху.

Вдруг толкнул кто избу. Инструменты попадали, вроде и голова закружилась. Поднял с пола всё, что упало, глянул в окно и обмер!

— Мать честная! Это куда же я попал?

Вышел, огляделся. Вокруг дома высокие, каменные, как бы из гор вырастают. А горы вокруг высокие, вершины белые. Покрыты лесом тёмным, дороги по ним проложены.

Небо ясное, чистое, без туч, но воздух прохладный, зато прозрачный, аж играет радугой на свету. А к дому уже народ бежит. Все смуглые, черноволосые, приземистые, на плечах вроде как одеяла яркие накинуты. Толпой перед домом встали.

Истя себе думает: «Попал в волчью стаю, так тоже надо волком выть». Вернулся в дом, снял с полатей одеяло лоскутное, накинул на плечи и вышел к людям. А сам он из себя высокий, лицо чистое, бородка и усы золотистые, волосы белокурые до плеч. Из толпы вышел старик, в узорчатые ткани весь одетый, по локоть в красном золоте, по колено в серебре, на себя показывает, говорит:

— Зелу.

Истя понял так, что он своё имя называет. Шагнул вперёд, себе на грудь показывает, говорит:

— Истя, — тоже вроде как бы представился.

А старик как закричит:

— Инти! Инти! Инти! — и на колени упал, все другие тоже повалились и начали громко кричать хором:

— Инти! Инти! Инти! — и кланяться земным поклоном.

Истя видит, бить не собираются, осмелел, улыбается и показывает, что встаньте, мол. Куда там! Ещё ниже согнулись, прямо легли на землю. Начали теперь руки к небу поднимать и кричать по-прежнему:

— Инти! Инти! Инти!

Тут несут на руках старца, усохшего и белого от старости. Сидение ему устроено, с резной богатой спинкой. Старик смотрит прямо в глаза Исте, и Истя вдруг понимает, что старик спрашивает его имя, но рот старика закрыт и губы не шевелятся, а голос прямо в голове звучит.

— Я Истя, — отвечает, — а ты кто?

— Я — Виракога, Верховный жрец.

— Здравствовать тебе многие лета, Виракога, Верховный жрец! — вежливо отвечает Истя.

— Откуда ты? — слышит вопрос.

— Из дома, — коротко отвечает Истя.

— Ты Бог? — конкретно спрашивает старик.

— Его внук, — отвечает Истя, считающий себя, как и все в деревне, Сварожичем, внуком Даждьбога и правнуком Сварога.

— Есть ещё Боги?

— Да. Сварог, Небесный Отец, Лада, Небесная Мать, Дивия, Богиня Луны, Макошь, Богиня Судьбы. Есть и другие Боги.

А сам показывает знаки, обереги Богов, вырезанные на фасаде дома, объясняет, это, мол, этого Бога знак, а это — вот этого. Всё показал, объяснил.

Старец помолчал, потом неожиданно спросил:

— Надолго к нам?

— Как получится, — искренне отвечает Истя.

— Тогда прими наши подарки для себя и других Богов.

Что-то ещё сказал, как приказ отдал. И началось! С поклонами понесли и стали складывать во дворе всякие невиданные фрукты и овощи, жаренных на огне птиц, завёрнутых в широкие листья каких-то растений, сосуды с напитками, ткани всяких сортов, выделанные пушистые шкуры каких-то животных, золотыми украшениями целый угол завалили, даже собаку белую и с необыкновенными голубыми глазами привязали в сторонке. Истя только удивлялся и благодарил, и отдаривал своими резными поделками, которых много накопилось, чем, в свою очередь, очень удивлял людей.

Заиграли в дудки, забили в барабаны, люди встали в круг, стали вокруг избы ходить и петь. Но, надо сказать, песни их показались Исте очень уж печальными.

— Ну-ка, знай наших!

Истя взял у одного бубен и под этот бубен оторвал весёлый перепляс, как бывало на посиделках:

— Эх, бей трепака, не жалей каблука!

А потом вдарил частушками:

Сидит Ванька у ворот,

Широко разинув рот,

А народ не разберёт,

Где ворота, а где рот.

А сам в пляс, да вприсядку, да с посвистом, да с покриком:

Эх, ма! Эх, ма! Да не дома!

И опять частушки, одна за другой:

Мне не кашивать, не кашивать

На Паленьге-реке.

Мне не нашивать, не нашивать

Колечко на руке.

Снова весёлый перепляс, да пятками перестук! А музыканты подхватили напев, мигом пристроились под незнакомый лад, и пошло веселье! Выпевают даже, что-то очень похожее на частушки. Но ночь наступила как-то очень быстро, солнце зашло, и все быстренько, кланяясь и всячески выражая свой восторг, удалились. А новоявленный Бог Солнца Инти, полный впечатлений, отправился на покой. Но уснуть долго не удавалось. Мысли, которые он отгонял днём, стали толпиться в голове, требуя ответа. Измученный Истя задремал лишь под утро.

А в это время сестра Чура отворила перед Велушей маленькую дверцу в задней стене избы, слегка пригнула ей голову и легонько толкнула в спину.

— Входи.

Велуша шагнула, подняла голову и обомлела:

— Батюшки-светы! Да куда ж это я попала!

Но жонка она была не из робких, быстро в себя пришла, огляделась. Горн полыхает, рыжий, как огонь, парень железо в горне калит, а другой парень рядом меха раздувает. Мужик постарше тяжелющим молотом ударяет по наковальне и споро куёт булатный плуг.

Всё как в их деревенской кузне. Но стены как-то странно мерцают, то изгибаются, то совсем прозрачными делаются, а крыша-то совсем и не крыша, а небесный свод. Солнце и Луна рядом, звёзды ярко светят.

«Да это ж я в Небесную кузню попала! — догадалась Велуша. — А кузнец-то сам Сварог, Небесный Отец!»

Вгляделась ещё: «Да, точно он! Вот и наковальня волшебная, Алатырь-камень. А искры-то как летят! Да это же божьи искры на землю летят, в сердца людские попадают. Вот чудеса-то, всё как Волхв объяснял! А парни кто тогда? Рыжий — точно Сварожич, Бог Огня Семаргл, а меха тогда кто раздувает?

Не иначе, как Стрибог-Ветродуй!» Велуша и не заметила, как сама с собой заговорила. На её голос обернулся парень у горна:

— Отец, к нам гостья.

Сварог отложил молот, ладонью утёр пот со лба, скинул очелье, удерживающее волосы, кивнул сыну:

— Подай воды!

Тот кинулся к полке, достал жбан, протянул отцу.

— Эх, зря мы вчера с Велесом чуть увлеклись, долго засиделись, не выспался!

Перевёл глаза на Велушу:

— Что случилось, внученька? Сказывай, милая.

Велуша моргнула, встряхнулась и затараторила:

— Сварог-батюшка, домой вернулась, мужа нет, дома нет, никто не знает. А Чур говорит, Сварог всё знает, клубок дал, сестра Чура тоже говорит, к Сварогу надо…

Она что-то ещё говорила, повторяла, снова повторяла. Но Сварог уже своё думал.

— Так говоришь, Чур оберег дал, ко мне посоветовал обратиться, а баба Яга сюда переправила? — недоверчиво переспросил Сварог, разглядывая Велушу, — жонка как жонка. «Какое может быть такое дело, что оба они её ко мне направили? Ну что ж, придётся этим заняться», — ворчливо думал он.

Сварог с утра был не в лучшем настроении.

Потом тряхнул головой, словно отмёл все сомнения, взял Велушу за руку и провёл в горницу. Сыновья Семаргл и Стрибог вошли следом.

Сварог достал из сундука вроде как скатерть, расстелил на столе:

— А вот сейчас и посмотрим, где этот дом находится!

Велуша присмотрелась и ахнула. На скатерти этой всё обозначено было: и каждый дом в их деревне, и каждое деревце в лесу. Да не просто обозначено, а всё как настоящее! А пригляделась ещё, не удержалась и вскрикнула:

— Батюшки-светы! Так там же всё живьём. Вон бабы у колодца толкутся, видать, меня обсуждают, а вон коровы к лесу пастись потянулись!

— Ну, — спрашивает её Сварог. — Так где ж твой дом?

Глянула Велуша, пальцем на полу ткнула:

— Вот тут был…

— Не ошибаешься? Гляди хорошо! — прикрикнул Сварог. А сам думает: «Это что же такое делается! Без моего ведома, без моего позволения дома начали исчезать неизвестно куда! Ну, получит кто-то на орехи!»

Велуше же спокойно так говорит:

— Сейчас тебя проводят, отдохнёшь, перекусишь, а я тут поспрашиваю кое-кого, куда могли дом задевать.

Жонка возражать не смеет, хотя ей страсть хочется послушать, как дело будет поворачиваться. А Сварог присел и попытался спокойно всё обдумать.

— Так. Вчера с Велесом мы скотину подсчитывали в этой деревне. Позвать сюда Велеса.

Пришёл Велес. Рассказал ему Сварог про невиданное, а, главное, бессмысленное дело — исчезновение дома.

— Экие вести! Украл вор петуха с насести!

И начал хитроумный Велес обкручивать со всех сторон, кому бы это нужно было. Вышло — никому. Значит, случайность. Стал случайности перебирать. Кто мог случайно забрать, передвинуть, скинуть, закинуть. Случайно всё могло произойти и с непредсказуемыми последствиями выйти. Главное теперь — определить, кто заходил, забегал, заползал, пока доступ был открыт. Стали вспоминать и звать для дознания. Всех позвали, никто ничего не помнит, не знает.

Потом кто-то вспомнил:

— А нянька-то с внучком Сварога заходила, чтоб внук с дедом поздоровался!

Эту версию сразу отвергли — мотива нет няньке дом со стола украсть.

— Стоп, стоп, стоп! — воскликнул многодетный Сварог. — А про внучка-то забыли? Эти пострельцы всё могут.

Позвали няньку, стали спрашивать, не появилась ли у мальца новая игрушка.

— Нет, — говорит, — не видела.

— Ну, всё, — говорит Велес. — Куда ни кинь — всюду клин! Но нужно и мальца поспрашивать, тоже тут находился.

Все засмеялись, думают, пошутил Велес. Но у Сварога ум быстрый был, кивнул няньке, принеси, мол, мальца. Та принесла.

— Опусти на пол.

А малыш, как только его опустили на пол, быстро-быстро пополз, к деду под лежанку залез да и вылезает оттуда с домиком в руке. Сел и любуется новой игрушкой. Все так и ахнули. Это он, видать, как с дедом обнимался, одной рукой со стола домик и ухватил, а потом нечаянно выронил. Но заприметил, куда игрушка закатилась. И вот, пострелец, про новую игрушку сразу вспомнил, да и полез доставать.

Уговорил дед его дать посмотреть домик, да и поставил на место. А мальца велел быстренько унести. Такую причину пропажи дома в секрете нужно держать. Нельзя, чтобы над Богами смеялись!

Позвали Велушу. Она, хоть и приняли её со всем уважением, совсем уже извелась. Бегом бежит, издалека спрашивает:

— Нашли Истю?

— Так ты о муже спрашиваешь или о доме? — по голосу чувствует Велуша, что всё в порядке, шутит уже Сварог.

— Без мужа дома не бывает, — нашла в себе силы тоже отшутиться.

— Тогда смотри, на месте ли стоит?

Глянула Велуша — стоит домик-то! Ну и залилась слезами, теперь уже от радости. Верно говорят — иной пляшет, иной плачет.

— А как же я теперь домой попаду? — совсем осмелела Велуша.

— Ну, с этим проблем не будет.

И велел Сварог птице Алканост, вестнице Богов, доставить Велушу прямо к дому. Что тут же и исполнила райская птица.

А Истя проснулся от того, что свалился на пол. Дом качало и трясло. Истя изо всех сил вцепился в пол, чтобы не катало его туда-сюда. Потом сильный толчок, и всё стихло. Полежал Истя немного, прислушался. Где-то во дворе собака подвывает.

— У нас же нет собаки, — удивился. И вдруг всё вспомнил, но подумал, что сон приснился.

— Надо же, наснится всякое. А куда Велуша запропастилась? — мысли по-прежнему скачут, в себя никак не придёт.

Вышел во двор. А там чужое добро всё поперемешано, собака на привязи мечется, всё, что могло разбиться, разбилось, всё, что могло перепачкаться, выпачкано. Отвязал он собаку, приласкал и тут только всё вспомнил. Выбежал со двора, глянул — всё своё родное. Чуть не заплакал от радости. Вдруг чья-то тень солнце закрыла.

Глянул — птица гигантская опускается перед домом, а на птице его жена Велуша сидит. Опустилась птица, Велуша соскользнула с её спины, чинно поблагодарила, дождалась, когда птица взлетела, только тогда к мужу кинулась. А он как остолбенел.

— Что же это делается на белом свете! Мало того, что меня где-то носит, так ещё и жена на птице раскатывается!

Но мало-помалу разобрались во всём, рассказали друг другу о своих приключениях, а тут и народ начал подтягиваться. Заморских угощений всем хватило, не всё пролилось да выпачкалось. А подарками Истя деревенских всех одарил и Богам на капище требу принёс.

Мало-помалу забылось всё, о чудесной пропаже вспоминали всё реже и реже, только глядя на белоснежных собак, которые стали рождаться от местных, вспоминали иногда о необыкновенном исчезновении дома.

— Но вот, что интересно! — добавил дед Матвей. — Никто даже вопроса не задал, а с чего это вдруг дом взял и улетел за тридевять земель? Да потому что чудо — это всегда чудо, без всяких там догадок и объяснений. Чудеса всегда были и будут в нашей жизни. И принимать их надо с благодарностью.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боги и Люди. Истории про человечных богов и благородных людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я