Пресс-релиз от А до Я. Практическое пособие

Олеся Колесниченко

Вы держите в руках необычный эксперимент – книгу, написанную практикующим пиарщиком в соавторстве с искусственным интеллектом. В цифровую эпоху конкуренция за внимание СМИ как никогда высока. И грамотно составленный пресс-релиз играет важную роль в маркетинговых коммуникациях. Книга будет полезна PR-специалистам, бизнесменам, желающим активно продвигать свой бренд, студентам профильных специальностей. Это инструкция для всех, кто хочет научиться писать и распространять пресс-релизы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пресс-релиз от А до Я. Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. В каких случаях нужен пресс-релиз

Необходимость в создании пресс-релиза возникает обычно в случаях, когда нужно рассказать целевой аудитории о том, что происходит в вашей компании. Учитывая, что документ рассылается представителям СМИ и блогерам, он является эффективным инструментом информирования о событиях в вашем бизнесе. Однако важно отметить, что не все новости пригодны для публикаций. Поэтому составление пресс-релиза требует тщательной подготовки той информации, которую вы хотите выпустить в мир. Давайте рассмотрим, когда уместно готовить пресс-релиз.

Что такое информационный повод?

Информационный повод (инфоповод) — это факт или событие, которое вызывает интерес и любопытство, заставляет о нем говорить. Не каждый инфоповод может стать новостью. Иными словами, это тема пресс-релиза, которая побуждает людей к ее обсуждению. Сюда не относятся размещение статей на платной основе или закупка рекламных площадей в изданиях, ведение регулярных колонок в СМИ, а также предоставление комментариев (если, конечно, вы не сообщаете в них какую-то исключительную информацию, которая может стать самостоятельным инфоповодом). Итак, инфоповод — это, в первую очередь, нечто новое, актуальное, затрагивающее большинство. И, что важно, это сообщение попадает в СМИ на некоммерческой основе.

Всегда стоить помнить о качестве информационного повода. Если вы пишете о своем огороде, то вряд ли сможете заинтересовать редакцию информацией о том, что каждый день собираете по пять килограммов огурцов. Другое дело, если вы написали о внедренной системе капельного орошения, которая позволила значительно экономить воду для полива.

При идеальном раскладе, ваш пресс-релиз должен быть равен новости. Как говорится, пишите только тогда, когда вам действительно есть о чем поведать миру. Или создавайте самостоятельно качественный информационный повод.

Далее предлагаю рассмотреть те случаи, которые могут стать инфоповодами. И к ним просто необходимо написать пресс-релиз. Не упускайте эти ценные возможности.

Основные инфоповоды: пора готовить пресс-релиз

Запуск нового продукта или услуги

Если ваш бизнес выводит на рынок новый продукт или услугу, это хороший повод сообщить об этом широкой аудитории, включая ваши целевые группы, а также все заинтересованные стороны. Грамотно составленный пресс-релиз может сделать новинку узнаваемой, а также вызвать интерес потенциальных клиентов.

При подготовке пресс-релиза обязательно укажите основные характеристики и преимущества вашего товара или услуги, уникальное торговое предложение, которое отличает вас от конкурентов, а самое главное, какую ценность (выгоду) получит потенциальный потребитель, используя ваши продукты. Также включите в пресс-релиз цитаты руководителей или ключевых сотрудников вашего бизнеса, таких как генеральный директор или главный разработчик.

Сразу скажу, что такой тип пресс-релиза не всегда «заходит» СМИ, поскольку пиарщики увлекаются и не замечают, как пишут абсолютно рекламные посылы. Особенно, если при запуске сопутствуют скидки, бонусы и акции. С одной стороны, как об этом не рассказать, если это действительно так, а с другой, — именно такая подача отправляет сообщение сразу в коммерческий, а не редакционный отдел любого СМИ. Иными словами, наверняка вам сразу предложат разместить такой пресс-релиз на платной основе.

Поэтому подумайте, действительно ли это новинка для рынка и какую пользу она может дать потребителю. Возможно, стоить сопроводить этот документ результатами исследований, которые проводились перед созданием продукта. Цифры и детали экспериментов всегда интересны журналистам. А также это реальная причина того, почему ваш новый товар или услуга нужны рынку.

Примером такого пресс-релиза может быть сообщение о выходе очередного iPhone. Конечно, многие читатели совершенно справедливо могут заметить: куда нашей компании до iPhone? Но на его примере как раз хорошо видно, почему мировые СМИ публикуют информацию о гаджете: он, действительно, лучший, а компания, его создавшая, — законодатель трендов индустрии и лидер по скоростному изменению потребительских привычек.

Ключевые вехи развития компании

Если вы отмечаете знаменательную дату, есть повод для гордости и праздника, преодолели серьезный рубеж в продажах или выходите на новые рынки — это однозначно веские поводы для подготовки пресс-релиза. Ключевые этапы развития вашего бизнеса помогают зарекомендовать компанию в качестве лидера отрасли, а также продемонстрировать ваше стремление к росту и инновациям.

При подготовке материала обязательно подчеркните значимость этого важного достижения, а также упорный труд и ресурсы, благодаря которым оно стало возможным. Помимо цитат руководителей или ключевых сотрудников, снабдите свой пресс-релиз соответствующими данными или статистикой, а также инфографикой, которые помогут проиллюстрировать масштаб произошедшего в истории вашей компании.

Сюда же относятся значительный рост или расширение бизнеса, будь то за счет новых сотрудников, филиалов, партнерских соглашений или увеличения доходов. В информационных сообщениях обязательно стоит указать динамику роста или расширения, а также факторы, которые способствовали этому.

Награды

Если ваш бизнес получил какую-то награду или признание — отраслевых организаций, изданий или авторитетных НПО, можно также об этом подготовить пресс-релиз. В этом случае рассказывайте о самой награде, ее значимости для отрасли и ценности для вашего бизнеса. Включайте прямую речь главы вашей компании, а также представителей той организации, которая инициировала вручение. Проиллюстрировать материал можно фотографиями данной награды и снимками с церемонии награждения (если таковая имела место быть).

Корпоративные отчеты

Почему-то многие компании считают, что достаточно размещать такие важные документы лишь у себя на сайте. А самим проявлять инициативу с целью распространения вроде как не надо, ибо каждый желающий, если захочет, пройдет на веб-сайт и сам все увидит, скачает, прочитает. Ну, во-первых, как человек об этом узнает, если ему об этом не сказать? А во-вторых, слишком самонадеянно думать, что все следят за обновлениями на вашем сайте, да и за вашим брендом в принципе. В то время как именно в отчетах, особенно годовых, содержится просто кладезь ценной информации!

Не поленитесь, пожалуйста, продублируйте эту информацию журналистам и блогерам. Так вы не только поделитесь с ними действительно важными данными, но и продемонстрируете то, что цените их время.

В пресс-релизе укажите:

• основные результаты компании за период;

• ключевые изменения в бизнесе;

• аналитику, цифры, статистику;

• отраслевые тенденции, ведь вы эксперт в индустрии!

Однако здесь важно не злоупотреблять цифрами. Необходимо грамотно расставить акценты и выделить ключевые сообщения в тексте, снабдить его яркими и привлекательными заголовком, подзаголовками, а также интересными деталями. Иными словами, изложите ясно и кратко основную суть достижений вашей компании, избегая сухого набора статистических данных. А уже в конце можно добавить гиперссылку на ваш сайт. Все, кто пожелает более подробно ознакомиться с отчетом, сделают это самостоятельно.

Если грамотно составить пресс-релиз на данную тему, то вероятность публикации очень высока. Есть одно но: начнете себя нахваливать — сделаете его рекламным, а это уже другая история.

Новые ключевые сотрудники, повышение по службе или изменения в руководстве

Пресс-релиз об изменении в составе руководства или ключевых сотрудников важен по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет компании стать инициатором информации, которую получает аудитория, предоставляя из первых уст необходимые сведения и поясняя причины изменений. Тем самым бренд избегает слухов и домыслов. Во-вторых, документ помогает убедить потребителей и стейкхолдеров1 в продолжении стабильного развития организации. В-третьих, если речь идет о руководстве, релиз помогает новому лидеру продемонстрировать свое видение будущего бизнеса и, безусловно, заочно представиться журналистам.

Рекомендуется, чтобы в обращении было достаточно информации о том, что произошло и почему, а также — кто заменит ушедшего руководителя или ключевого сотрудника бизнеса.

Ваш бизнес проводит или участвует в важном мероприятии

Такими событиями могут стать отраслевая конференция, торговая выставка, выступление вашего спикера на деловом форуме и так далее. Помимо того, что мероприятие служит самостоятельным инфоповодом, это еще и отличная возможность наладить контакты с партнерами, клиентами и, безусловно, журналистами.

При подготовке пресс-релиза уделяйте внимание деталям события, таким как дата, место проведения, программа, спикеры и др. Стоит дополнить документ основными темами и тезисами ключевых выступающих — так вы сделаете релиз более информативным. Конечно, включайте цитаты представителей своей компании и снабжайте фотографиями с места событий.

Хотелось бы отдельно остановиться на мероприятиях, специально организованных для прессы. К ним относятся пресс-туры, пресс-завтраки, образовательные проекты и семинары, пресс-конференции, пресс-брифинги, презентации, медиаконкурсы и так далее. Основная цель таких ивентов не только в том, чтобы поделиться значимой информацией, но и поддержать отношения с представителями СМИ и блогерами. И даже в этом случае основа таких событий — качественный инфоповод.

Объявление о партнерстве или сотрудничестве

Сотрудничество, или как сейчас модно говорить — коллаборация с другим брендом тоже помогает привлечь дополнительное внимание СМИ к вашему бизнесу при условии, что такая инициатива действительно имеет значение для индустрии, общества, региона или государства.

Составляя пресс-релиз о партнерстве, попытайтесь подчеркнуть в нем преимущества для ваших клиентов или бенефициаров2, выгоды, ценности и уникальные возможности для аудитории. Обязательно поясните, с кем вы сотрудничаете и почему. Рекомендуется, помимо цитат представителей вашего бренда, также включать высказывания партнеров и экспертов, что может придать вашему документу дополнительный вес и точнее обрисовать перспективы.

Социальные проекты или CSR, ESG-инициативы

Корпоративная социальная ответственность компании (CSR — Corporate social responsibility) предполагает, что на той территории, где ведется бизнес, будут создаваться проекты, направленные на улучшение благосостояния общества.

ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) — это инициативы, предполагающие вовлеченность компании в решение экологических, социальных и корпоративных задач.

Ключевое отличие таких проектов от всех остальных — отсутствие в них прибыли для бизнеса.

Осуществление социальных проектов наиболее позитивно воспринимается социумом и СМИ. В пресс-релизе необходимо донести важность CSR и ESG-инициатив, продемонстрировать, как именно ваша компания помогает обществу. Наряду с этим не забывайте рассказывать о целях, которые ваш бизнес ставил перед собой при реализации данных программ, а также о достигнутых результатах. Включайте цитаты не только вашего руководства, но и тех, кто получил прямую социальную выгоду от этих проектов.

Реагирование на кризис

Если ваша организация столкнулась с кризисом или негативным общественным резонансом, пресс-релиз может стать эффективным способом донесения вашей информации и позиции компании до целевой аудитории. В этом случае важно реагировать оперативно, в течение нескольких часов, чтобы постараться минимизировать ущерб, нанесенный вашему бренду и репутации, вызвать доверие у общественности и прессы. Ведь вы — компания, которой нечего скрывать.

Здесь необходимо быть предельно честным, то есть максимально точно пояснить, что произошло и что вы делаете для разрешения данной ситуации, и если возможно, — какие шаги планируете предпринять в будущем для того, чтобы избежать подобных происшествий.

Искренне желаю, чтобы таких пресс-релизов, равно как и самих кризисных ситуаций, было у вас как можно меньше.

Пресс-релиз — мощный маркетинговый инструмент, который помогает усиливать присутствие вашего бренда в информационном поле. Выпускаете ли вы новый продукт, расширяете ли свой бизнес или проводите деловое мероприятие, он является самым проверенным и эффективным способом донесения информации до целевой аудитории и СМИ. Каждый повод для создания релиза — это возможность поделиться своей историей с миром. Поэтому не упускайте шансы укрепить статус вашей компании в качестве лидера и эксперта отрасли, подумайте уже сегодня о том, что может стать качественным инфоповодом завтра.

ПРАКТИКА: Выпишите темы ваших будущих пресс-релизов. Напротив, исходя из прочитанного в этой главе, определите, какая тема может послужить инфоповодом, а какая — нет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пресс-релиз от А до Я. Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Заинтересованные стороны.

2

Лица, получающие основную выгоду, например, те, на кого направлен конкретный проект.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я