1. книги
  2. Языкознание
  3. Олег Торбин

Укиё-э квест Сергея Китаева

Олег Торбин
Обложка книги

Книга о непростой судьбе Сергея Николаевича Китаева, русского моряка, собравшего крупнейшую в Европе частную коллекцию японской живописи, и попытка разобраться и систематизировать имеющиеся в открытых источниках сведения о текущем состоянии его коллекции.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Укиё-э квест Сергея Китаева» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Картинки — дело заразительное!

Жанр УКИЁ-Э — «картинок бренного мира» — сложился в Японии в эпоху Эдо (1603 — 1867) когда страна находилась в добровольной самоизоляции. Сами японцы про этот период обычно замечают, что самоизоляция была не полной — мол с Китаем, Кореей, островами Рюкю отношения не прерывались, но все торговые связи и с этими немногочисленными партнёрами происходили через единственный порт — Нагасаки. Всего пару лет назад теперь уже всему миру пришлось пройти через самоизоляцию «благодаря» ковиду, что вызвало всплеск домашнего творчества — рукоделие, рисование, игра на музыкальных инструментах, фитнес — всё чтобы хоть как-то скрасить невозможность выхода в свет. Так же и первые японские художники просто рисовали обыденные сцены пытаясь придать им какую-то изюминку, очарование. Со временем сформировались школы с жанровыми приоритетами и особенностями — Утагава, Кано, Римпа, Маруяма-Сидзё, хотя многие из них существовали в том или ином виде и до «пандемии» и общего у них тоже было немало.

И так получилось, что это «творчество от скуки» после открытия Японии во второй половине 19 века оказалось писком моды, авангардом модерна, Art Nouveau (фр. «новое искусство»), серьёзно потеснившим классицизм в Европе и США. Правда, под натиском встречного культурного потока из-за рубежа само пало жертвой эдакой глобализации второй половины 19 века фактически сойдя на нет к началу 20-го.

Соответственно, именно на конец 19 века — начало 20 века пришёлся пик создания частных коллекций восточного искусства в Европе, Америке, России. «Восточного» — потому что по пути в Японию многие коллекционеры заплывали-заезжали в Китай-Индию и там тоже приобщались к Востоку. Цели создания частных коллекций были у всех разные: кто-то собирал лично для себя и ближнего круга, кто-то на продажу, кто-то радел о просвещении общества и жертвовал коллекции музеям.

Например, австрийский предприниматель принявший подданство России Альфред фон Вакано (1846 — 1929) собирал восточную коллекцию для домашней галереи в Самаре с конкретной целью — артефакты с их индивидуальными историями должны были работать как монолит чтобы показать силу искусства в камерном общении Вакано с его оппонентами коих у него было множество — чиновники, жандармы, конкуренты по пивному бизнесу. Соответственно, в коллекцию вошли два-три самых лучших артефакта из каждого жанра, не более того. Но самые лучшие. Сам Вакано не владел ни японским ни китайским, но у него был очень продвинутый друг — тоже гражданин Австро-Венгрии, тоже пивовар и одновременно консул Австро-Венгрии в Тяньцзыне — Феликс фон Штумфоль (1883 — 1951)1, который с высокой долей вероятности и подобрал артефакты для Вакано.

Моряк Сергей Китаев (1864 — 1927) был, вероятно, очарованным Востоком коллекционером-одиночкой. Коллекцию он собирал тоже как системный монолит, но с другой целью — для представления её в музее для широкой публики. В коллекции явное преобладание работ Кацусика Хокусая — около 3 тысяч из всего более 6 тысяч артефактов, что говорит о личном предпочтении Китаевым творчества этого японского художника. То есть системность, но с личным предпочтением. Нет сведений владел ли Китаев японским языком или нет. Скорее всего в какой-то степени владел если общался с продавцами в Японии и читал лекции по японскому искусству в разных городах России. Но скорее всего не в высокой степени если не смог составить серьёзной оппозиции профессиональному японисту Сергею Елисееву, которого в 1916 году пригласили оценить коллекцию Китаева. Елисеев проработал с коллекцией семь полных дней, разобрав около 300 артефактов сделал вывод что стоящих артефактов единицы, множество подделок и реплик. Исходя из такой оценки Китаеву было затруднительно получить 75 тысяч запрашиваемых им рублей от какого-либо музея России, в итоге в марте 1917 года коллекция была сдана на хранение в Румянцевский музей (ныне здание Государственной библиотеки имени Ленина в Москве) и так в нём и осталась ввиду миграции Китаева в том же 1917 году в Японию. В 1924 году коллекция была передана в ГМИ имени А.С.Пушкина2

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Олег Торбин

Жанры и теги: Языкознание, Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Укиё-э квест Сергея Китаева» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Впоследствии, в 1948 — 1951 годах первый и последний посол Австрии в Китае

2

Воронова Б. Г. Сергей Николаевич Китаев и его японская коллекция. — Частное коллекционирование в России. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». Выпуск XXVII. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва, 1995. Стр 161 — 162

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я