Метапсихология социализма

Олег Герт, 2022

Бывший советский школьник, а ныне житель современной России Витя Алябьев с увлечением играет в компьютерную «стратегию», воспроизводящую процесс социалистического строительства в СССР. Однако внезапно он сталкивается с серьёзными трудностями, которые грозят ему поражением в игре. В попытке разобраться, что же у него пошло не так, Витя обнаруживает себя путешествующим по странному миру, а в чертах своих проводников с удивлением узнаёт родоначальников мировых религий: Будду, Лао-Цзы, Христа… Дальше – больше: чтобы получить ответы на свои вопросы, ему предстоит в образе Буратино побеседовать с черепахой Тортиллой, побыть ослом бродячего плута Ходжи Насреддина и даже стать фарфоровым чайником на столе, за которым белый медведь Пу и чёрная коза Сю ведут вечный спор о свете и тьме… Как подтверждает наблюдающий за Витиным путешествием шаман Агер, у него всё будет хорошо. И у нас с вами, читатель, – тоже… Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 2. Первый сон Виктора Павловича

Это потому, что никто не «один», но «один из». Мы так одинаковы…

(Евгений Замятин, «Мы)

— Учитель, в чём смысл жизни человека?

— В духовном восхождении.

— А что такое духовное восхождение?

— Духовное восхождение — это развитие своей способности к пониманию мира.

— А разве мы не понимаем мир, учитель? Любой человек понимает мир. Я вижу реку, и понимаю, что это — река. Я вижу небо и знаю, что это — небо. Встречаю другого человека, слушаю его, и понимаю. Разве этого недостаточно?

— Для человека — нет.

— Почему?

— Потому, что так понимает мир животное. Животное тоже видит реку, небо, траву, дерево, оно встречает другое животное и понимает его сигналы. Это — самый низкий уровень понимания. Это — уровень понимания животного.

— Что же тогда необходимо?..

— Сперва необходимо научиться понимать «Я». Животное не понимает себя. У него вообще нет понятия «Я».

— Но ведь люди это тоже умеют. Любой человек имеет понятие «Я». Любой человек знает, что «Я» — есть.

— Тебе это только кажется.

— Почему?

— Потому, что у четырёх человек из пяти нет понимания того, что это «Я» хочет. У них нет понимания того, что это «Я» может. У них нет понимания того, чего это «Я» достойно. Что это «Я» может себе позволить. Чего это «Я» позволить себе не может.

Спроси человека, в чём цель и смысл его жизни. Четверо из пяти не ответят тебе.

Спроси человека, на что он способен, что он может сделать, а чего он совершенно сделать не может. Четверо из пяти не ответят тебе.

Спроси человека, чего он искренне хочет. Хочет по-настоящему, без чего он не мыслит своей жизни. Четверо из пяти не ответят тебе, или ответят пустыми, дежурными, затасканными, лживыми словами.

Да, все люди знают, что у них есть «Я».

Но только один из пяти понимает, что это «Я» может сделать, и чего оно хочет иметь.

— Это и есть духовное восхождение, учитель?

— Это первый шаг в духовном восхождении.

— А что дальше?

— Дальше человек становится способен понимать «Мы».

— Что это значит?

— Научившись понимать «Мы», человек отказывается от иллюзии личного счастья. Он осознаёт, что невозможно счастье для «Я», если несчастливы «Мы».

Он понимает, что нет богатства, если тебя окружает бедность.

Он понимает, что нет здоровья, если тебя окружают болезни и смерти.

Он понимает, что нет радости, если тебя окружают страдания.

— Это сложно?

— Да. Понимать радость другого, как свою. Понимать страдание другого, как своё. Принимать желания другого, как свои. На этой ступени «Я» становится иллюзией. Возникает «Мы».

— Это случается, учитель?

— Да. Один из двадцати способен чувствовать, как «Мы». Один из двадцати способен думать, как «Мы». Один из двадцати способен поступать, как «Мы».

— Это и есть духовное восхождение?

— Это вторая его ступень. Есть и третья.

— И в чём она?

— Человек становится способен понимать Мир.

— Что это значит, учитель?

— Человек способен понимать деревья. Человек способен понимать воду. Человек способен понимать небо. Человек способен понимать землю.

Такой человек думает так, как думает Мир.

Он хочет того, что хочет Мир.

Он действует так, как действует Мир.

Такой человек неотделим от Мира…

— Такие люди есть, учитель?

— Есть. Один из ста…

<…>

— Бормотухин! Бормотухин, ты что, заснул?!

— Колян! Колян, Фома тебя спрашивает!..

— Ой… Простите, Анна Фоминишна…

— Бормотухин, ты что, спишь на уроке?!

— Нет, Анна Фоминишна…

— Ты вопрос слышал?

— Да. То есть нет, Анна Фоминишна…

— Отвечай. Можешь с места, к доске не надо выходить. «Основные отличия социализма от капитализма». Ты готов отвечать?..

— Да, готов.

— Ну?..

— Капитализм является первой ступенью духовного развития, выводящей человека с уровня животного на уровень понимания своего «Я». Социализм является второй ступенью духовного развития, выводящей человека с уровня «Я» на уровень «Мы». Есть ещё и третья ступень…

— Бормотухин! Что ты городишь?! Какие ступени?! Ты домашнее задание делал?..

— Делал…

— Так отвечай! Капитализм и социализм — это экономические системы, которые страны используют для управления своими экономическими ресурсами и регулирования своих средств производства… Ну?

— Какие системы, Анна Фоминиша? Какие страны?! Я же говорю: когда человек переходит с уровня «Я» на уровень «Мы»…

— Колян, тише! Ой, Колян…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я