Настоящая книга – это заочный разговор с ныне здравствующими и ушедшими из жизни писателями, философами, артистами, музыкантами, политологами и политиками, высказывания которых по разным вопросам бытия опубликованы в книгах, СМИ, на сайтах интернета. По некоторым из них автор высказывает свои суждения, по возможности оформив их в виде бесед, которые, якобы, имели место.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вымышленные беседы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Беседа с писателем О. А. Горчаковым
Горчаков Овидий Александрович (28 октября 1924, Одесса, УССР, СССР — 28 апреля 2000, Москва, Россия) — советский разведчик, русский советский писатель и сценарист.
— Уважаемый, Овидий Александрович, на некоторые суждения героев Вашего романа «Вне закона»5, высказываю свою точку зрения.
— Один очень умный человек сказал, что антисемитизм — это религия для дураков.
— Овидий Александрович, по-моему, полагаться на высказывание только одного, хоть и умного человека, весьма опрометчиво. Надо выслушать несколько суждений по этому вопросу и лучше противоположных, чтобы составить собственное мнение на этот счет. Всякое безапелляционное суждение у меня вызывает несколько вопросов: кто это сказал, что его побудило это сказать, кому выгодно такое суждение, чем ход истории подтверждает или опровергает это суждение? Если я не нахожу ответа хотя бы на один из поставленных вопросов, стало быть изречение автора не может служить для меня аксиомой. И я, в таком случае, могу говорить о предмете не в утвердительной, а вопросительной форме, свидетельствующей о поиске ответа.
Или другой тезис.
— Война взорвала все устои нормальной жизни. И доказала, между прочим, что деньги не самое важное. Раньше деньги давали власть, силу и все прочее, теперь власть, сила дают деньги и все прочее.
— Что деньги — не самое важное — черным по белому написано в Библии много столетий тому назад, но люди не обращают на это внимание. Деньги во все времена давали власть — и во времена фараонов, и во времена римских императоров, и во времена султанов, и во времена царей и королей, и в настоящее время. Только имеющие большие деньги могут «демократическим путем» прийти к власти и удерживать её пока не закончатся деньги. Но с другой стороны, тот, кто имеет власть и силу, может отнять деньги у любого — даже у успешного банкира или бизнесмена под весьма благовидным предлогом или без такового, особенно в том случае, если претендент замахнется на власть, которую ему не предлагает Администрация президента.
Война «взрывает все устои нормальной жизни» бедных людей, далеких от гражданской власти и армейских штабов. А кто-то на войне неплохо зарабатывает и укрепляет свою власть и финансовое положение.
— В ушах еще громыхали Васькины ругательства. Его «блатная музыка» смешила меня. Я уже понимал, что он «стучит по блату» не потому, что близок к воровскому мирку, а потому, что, как и многие наши не шибко образованные парни, по уши влюблен Васька Баламут в дешевую и заразительную «воровскую романтику».
— Эту романтику никто не пропагандировал в СМИ, но она манила мальчишек и некоторых бойких девчонок своей смелостью, непохожестью на тихие игры «маменькиных сынков и дочек». Непременным её атрибутом были голуби, семиструнная гитара, блатные песни, «поджигные пистолеты», перочинные ножи, папиросы или сигареты, дух свободы и восприятие себя взрослым и самостоятельным, независимым в своих поступках человеком.
— Посмотрите на теперешних бизнесменов. Абсолютно олигофренический тип мышления. Железная хватка, высоко развитые инстинкты, грубое недоразвитие интеллекта, неумение просчитать больше одного хода вперед, животный практицизм и моральная идиотия в тяжелой форме.
— Овидий Александрович, бизнесмены, описываемого Вами типа, вышли, скорее всего, из бандитов, родители которых, а может быть и они сами, воспитывались на «воровской романтике». Ведь если вспомнить послевоенные годы, то на 10-15 нормальных семей, проживающих в 1-2-х этажных домах, приходились 1-2 семьи воров и 1-2 семьи милиционеров.
И в те годы и сейчас к этому явлению относились и относятся как к явлению неизбежному, свидетельствующему о разном развитии интеллекта и уровне человеческой зрелости.
Может быть, в ходе эволюции, если государство будет предпринимать для этого активные воспитательные действия, эта разница уменьшится, только вот насколько эффективны будут эти действия и сколько лет на это потребуется? Об этом сейчас вряд ли кто-нибудь сможет сказать. НИИ образования РАН, похоже, занимается другими проблемами — их больше заботит от изучения каких произведений русских писателей нужно отказаться в школе.
— Эти «может быть», эта проклятая подозрительность начинают сводить меня с ума. Недаром говорят: кто украл, на том один грех, а у кого украли, на том сто — всех подозревает…
— Это все — нервы. А нервы, как известно, надо лечить. Подозревать всех, или какого-нибудь конкретного человека в чем-либо не имеет никакого смысла. Это дело специалистов. После прокола, допущенного Н. С. Хрущевым в определении года наступления коммунизма, никто не решается говорить о чем-то и называть конкретные сроки. Даже президент и правительство отказались от государственного планирования на перспективу, хотя бы ограниченную сроками их избрания, с указанием: что и когда планируют сделать. Удобная позиция — ничего не планировать и ни за что не отвечать. «Может быть», что-то и сделают полезное для народа и страны за время своего пребывания у власти, а «может быть», и нет. Хотите — сходите с ума, хотите — нет. Их это не волнует.
— Было время и я преклонялся перед этим человеком. В каждом слове его мне мерещилась значимость; надутость и напыщенность принимал я за величие, даже тупое молчание казалось красноречивой паузой, а бессмысленный подчас взгляд — орлиным взором.
— До 1953 года все высокопоставленные руководители, пытались подражать И. В. Сталину. Чины поменьше — своему непосредственному руководителю и так далее…
Что главное Вы хотели бы услышать от них?
— Моя честь — моя совесть.
— Похоже, Вы, Овидий Александрович, как и я, мечтатель и идеалист. Такие понятия, как «честь» и «совесть» не имеют нынче хождения и большинству нынешних руководителей всех уровней власти и муниципальных предприятий не свойственны.
— На войне родина требует от нас самоотвержения во всем — отказа от многих радостей жизни, от свободы воли, даже высшего самоотвержения — самопожертвования, отказа от жизни. Но наша родина никогда не захочет отнять у нас нашу честь, нашу совесть. А те командиры, те «полпреды», что захотят этого — враги родины, истинные враги народа, потому что они отнимают честь и совесть у народа.
— Овидий Александрович, не могу с Вами не согласиться. Но сейчас нынешние идеологи или архитекторы политических и экономических реформ, как их еще называют, и не требуют от народа отказа от чести или жизни, они просто демонстрируют, что могут вполне спокойно жить без чести и совести, но со всеми радостями, которые только может подарить жизнь. И их не волнует, что думают по этому поводу люди, и как они собираются жить — с честью или без чести, с совестью или без совести… Они свой выбор сделали. И каждый из нас должен сделать свой выбор, не глядя на них, а заглянув в свои сердца и свои души.
— Сам Самсонов (командир отряда диверсантов-десантников, а впоследствии партизанской бригады — прим. авт.) видно, хотел сломать меня, сделать своим сообщником, и теперь он считал, что добился своего. А к сообщникам своим, к людям покорным ему, он относился с брезгливым презрением.
— Мне доводилось встречать подобных людей, уважающих только силу и только сильных людей, способных им противостоять, а может быть, опасавшихся, что они могут оказаться сильнее их, и делавших вид, что уважают. От таких людей нельзя ожидать искренности в отношениях. Они лживы и подозрительны, что и окружающие их такие же, как и они, поэтому стараются сломать и сделать своими сообщниками всех, кто находится у них в подчинении или встречается на жизненном пути.
— Власть что мед — лакомятся им и медведи и мухи, только мухи дохнут от жадности, попав на мед.
— Похоже, что человекообразные «мухи» от жадности не дохнут. Они ненасытны и жадны до меда и всего вкусненького. А власть для них — это даже не мед, а наркотик, который они стремятся заполучить любым доступным способом. И они не могут добровольно отказаться от власти, так как становятся зависимыми от неё и тех, кто их в неё привел. А зависимость от этой болезни врачи не могут вылечить так же, как пристрастие к азартным играм у лудоманов.
— Береги честь смолоду, а здоровье к старости.
— Совершенно справедливо. Овидий Александрович, Вы вот приводили в пример командира отряда, а затем бригады. Как Вы можете охарактеризовать его, как человека.
— Самсонов — это пример обывательского индивидуализма, доведенного до крайности, до бандитизма. До этой крайности скатывается тот, кто активно противопоставляет личные интересы интересам коллектива.
— С такими «командирами» гражданам России приходится сталкиваться довольно часто. Создается впечатление, что во власть отбирают именно таких. Честных, порядочных, принципиальных, грамотных, работоспособных туда или не берут, или быстро от них избавляются. А людей скомпрометировавших себя каким-либо образом продвигают по службе или переводят с одного места на другое подчас более высокое и «хлебное». В чем причина такого подбора кадров?
— Их оружие — лисья готовность поддакивать сильному, линючесть хамелеона, волчья нетерпимость к подчиненному и зависимому, собачья привязанность к шаблону и лозунгу, которыми они подменяют дух наших законов.
— И что же тот, кто назначает их на высокие должности, не понимает этого или делает это сознательно? У кого они учились? У главного террориста России и его последователей?
— Ведь Ленин говорил нам: нельзя считать себя коммунистом только потому, что ты усвоил коммунистические лозунги, только в борьбе можно стать коммунистом.
— «И вечный бой — покой нам только снится!»6. А в борьбе с кем — с капиталистами и империалистами или с народом? Современные «коммунисты» стали миллионерами и дружат с миллионерами и миллиардерами, которые оплачивают их предвыборные кампании в представительные органы власти. Они прикрываются только коммунистическими лозунгами, продолжают говорить, как и сто лет назад вождь мирового пролетариата, что они радеют за народ, но почему-то ничего для народа не делают?! Семьдесят четыре года им никто не мешал создавать в стране социалистическое общество! Но они так и не смогли его создать… А сейчас они находят оправдание своему бездействию тем, что их меньше в парламентах, чем представителей партии власти.
— А ты знаешь, я, оказывается, резиновый. «Резиновую Зину купили в магазине»… Сломить меня нельзя, а согнуть легко. И разогнуть можно, но выпрямить нельзя. Настоящего человека и смерть не сломает, а другого только одна могила выпрямит…
— Овидий Александрович, неужели для того, чтобы узнать — настоящий или фальшивый перед Вами человек, его обязательно надо испытать и, более того, подвести к смертному одру? Мне встречались опытные водители, которые говорили, что могут сказать, что за человек за рулем, по его стилю вождения автомобиля. При этом они не имели высшего образования психолога.
Если человек с внутренним стержнем, его трудно, а может быть и невозможно сломить и согнуть. А вот бездуховных, не имеющих чести и совести, можно легко запутать, соблазнить, свернуть с праведного пути и исправить их после этого бывает очень трудно, особенно, если они сами этого не захотят. Здесь, пожалуй, и могила бессильна будет: горбатого она исправит, а бездуховного — нет!
С людьми, не имеющими чести и совести, неприятно жить рядом в мирное время, но можно ли им доверять оружие в критических ситуациях и во время войны?
— Мне товарищи объяснили: приказ командира не освобождает от ответственности, а то и гитлеровцев мы не можем винить. Запомни, это очень важно.
— Люди, не имеющие в себе духовного стержня, выполнят любой приказ командира, в том числе и против своего народа! Вспомните хотя бы расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске, когда по мирным гражданам палили танкисты боевыми снарядами, или обстрел здания Верховного Совета РФ…
Я что-то не припомню, что после этих расстрелов кто-то из офицеров и тем более рядовых был наказан или осужден общественностью, партиями, в том числе коммунистической. Хотя коммунистам это не с руки — приказ о расстреле демонстрации в Новочеркасске отдавал первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, а второй — президент РФ Б. Н. Ельцин, в прошлом тоже видный партийный деятель. А стало быть, и единороссам тоже не пристало высовываться и говорить о совести и преступных приказах…
— Правдой жить, палат не нажить!
— Овидий Александрович, сразу видно в Вас большого любителя русских народных пословиц. Так значит главная цель — не правда, не справедливость, не народ, не государство, а личный интерес? В то время это не все заметили и распознали, а сейчас личного интереса никто и не скрывает.
— Страшное это дело — дать мелкому человеку большую власть!
— Овидий Александрович, создается впечатление, что власть дают именно гражданам с отрицательными характеристиками и сомнительным прошлым… А что же надо делать, чтобы удержаться в ней?
— Самсонов понимает: чтобы быть авторитетным командиром, надо знать больше, чем знают подчиненные. Для этого годятся всякие, даже искусственные меры. Надо отгородиться от подчиненных, держать их на дистанции, ввести строгую секретность.
— Теперь понимаю, почему на руководящих постах так много бывших сотрудников ФСБ, внешней разведки и военных чинов, которые прошли эту школу работы с подчиненными.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вымышленные беседы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других