100 уроков менеджмента. Методическое пособие для управленческой элиты

Олег Анатольевич Кулагин

В книге рассмотрены общие основы управления и представлена пошаговая технология формирования и развития системы управления предприятием в виде «пирамиды регулярного менеджмента», состоящей из десяти блоков. В каждом из них кратко рассмотрены основные управленческие инструменты и методики, отражающие симпатии и убеждения автора на основе личного опыта управленческого консультирования и доступных разработок ведущих российских и зарубежных специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 уроков менеджмента. Методическое пособие для управленческой элиты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Внешнее управление и самоуправление

Урок 10

В предыдущем уроке мы рассмотрели общую классификацию видов управления по трем признакам. Теперь поговорим о каждом из них более подробно.

Первый признак — уровень полномочий сотрудников. По этому признаку можно выделить два вида управления: внешнее управление и самоуправление. Чем они различаются?

Если рассмотреть крайний случай, то при внешнем управлении сотрудники не имеют никаких полномочий, а обязаны строго выполнять распоряжения руководителей, планы и правила компании. Другими словами, они не имеют никаких прав по принятию каких-либо решений, а должны действовать по регламентам, процедурам или указаниям своих начальников. Понятно, что в жизни это встречается редко, так как на микроуровне даже в самых забюрократизированных и суперавторитарных организациях сотрудники всегда так или иначе организуют свою деятельность по собственному усмотрению даже, если их микроскопические полномочия явно нигде не прописаны.

Другой полюс — абсолютное самоуправление. В этом случае сотрудники обладают всей широтой полномочий и могут принимать все допустимые и недопустимые решения. Это также представить сложно. Любое самоуправление ограничено пределами полномочий, т.е. правами по принятию решений. Если мы даем сотруднику определенные полномочия, то мы даем ему право проявлять инициативу и действовать по своему усмотрению, но в рамках данных полномочий. Ведь инициативу от произвола отличает именно наличие полномочий. И что самое интересное, если сотрудник воспользовался своими полномочиями, но принял неверное решение, то наказывать его за это нельзя, так как вместе с полномочиями мы даем ему право на ошибку. Это право необходимо, чтобы не было страха совершить ошибку, ибо он подавляет любую инициативу. А ведь именно инициативу мы и стимулируем, когда переводим сотрудников в режим самоуправления. Поэтому за ошибки наказывать нельзя. Только за проступки.

Практические выводы: определите для каждой должности полномочия сотрудников и четко пропишите их в должностных инструкциях. Там, кстати, есть подходящий для этого раздел «Права». Если, конечно, вы хотите иметь не послушных исполнителей, а инициативных профессионалов, стремящихся к максимальной реализации своего жизненного потенциала. Делитесь властью, и все будет хорошо.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 уроков менеджмента. Методическое пособие для управленческой элиты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я