Издание посвящено полувековому юбилею туристического маршрута «Золотое кольцо России» и рассказывает об истории церквей города-музея Плёс Ивановской области.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Храмы Плёса. На Золотом кольце России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Оксана Чурюканова, 2018
ISBN 978-5-4490-9713-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Церковь Спаса Преображения
Памятником позднего классицизма является Плёсская Преображенская церковь, построенная в 1849 г. на узкой площадке у склона холма. Строилась церковь с расчетом на максимальный обзор, и до настоящего времени массивная колокольня церкви служит важным градостроительным акцентом на западной окраине города. Кирпичный, побелённый храм является прекрасным примером храма в северной части области, выполненного в запоздалых формах раннего классицизма и обладающего подчеркнуто монументальным обликом.
В феврале 1764 г. Екатериной II был издан манифест о секуляризации монастырских, церковных и архиерейских вотчин, которые передавались в Коллегию экономии. Монастыри поступали на содержание государства, а мелкие монастыри, с небольшим числом монашествующих, закрывались. Бывшие монастырские крестьяне (их было около трех миллионов) сначала назывались «экономическими крестьянами», затем их причислили в разряд государственных, им была передана часть монастырской земли, и они должны были платить государственную подать1. Эта секуляризация коснулась и единственного Плёсского монастыря, находившегося на месте нынешней Преображенской церкви.
Плёсский Преображенский монастырь располагался на западной окраине города под горой на берегу Волги. Земля здесь образовывает террасу, ограниченную с юга горой, с севера — крутым спуском к реке, с запада — лесным оврагом с протекавшим по дну оврага ручьем.
История основания Спасо-Преображенского монастыря тесно связана с именем святителя Киприана — сподвижника основателя Плёса, Великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). Именно святитель Киприан, митрополит Московский, является насадителем монашества в Ивановском крае.
Монастырь был мужским, имел небольшое число монахов и управлялся игуменом. Когда он был образован — сведений нет, кроме того, что он имел в конце ХVII в. две церкви: холодную, во имя Преображения Господня, и теплую — во имя Сретения Пресвятой Богородицы, построенную по храмозданной грамоте московского патриарха Иоакима и освященную в 1682 г. игуменом Герасимом. Также известны игумены Преображенской обители города Плёса: Никодим, умерший в 1720 г., Моисей, определенный 25 октября 1720 г., и Иона, определенный в апреле 1721 г.
Количество монахов всегда было очень небольшим, к закрытию монастыря в 1764 г. составляло всего три человека. Этот монастырь не имел земельных владений и существовал только на подаяния приходящих молящихся из Плёса и окрестных деревень, расположенных на левом берегу Волги напротив Плёса: Серковой слободы, Ворошилихи, Горесловки.
В Спасо-Преображенском монастыре, как и в других православных монастырях, существовало кладбище, где погребалась братия обители и ее благодетели. В конце 30-х г. г. ХIХ в. Обительский Преображенский храм пришел в ветхость и был снесен, на его месте в 1849 г. был построен ныне существующий каменный Преображенский храм.
В 1833 г. здесь образуется городское Преображенское кладбище, где на протяжении XIX — начала XX в.в. нашли свое упокоение несколько поколений жителей Плёса. После упразднения Плёсского монастыря в 1764 г. и превращении его главного храма — Преображенской церкви — в приходскую церковь за этим местом и расположенным около кладбищем закрепилось название «Пустынь». Священник храма именовался в просторечии горожан «Поп Пустынной».
В «Кратких статистических сведениях о церквах Костромской епархии» можно найти описание Преображенской церкви Плёса: «…каменная с такою же колокольнею, построена в 1849 г. усердием благотворителей, ограды нет. Кладбище вокруг церкви и ничем не огорожено. Престолов три: в холодной в честь Преображения Господня, в теплой правый в честь Владимирской Богоматери, левый — во имя Святителя Николая Чудотворца.
Достойны внимания в храме двои аппиковые, вызолоченные створы, устроенные в виде скрижалей на двух тумбах, вместо аналоев. В них помещены две кипарисовые доски с иконными на них изображениями и с частями мощей угодников.
С церковного капитала в 160 руб. получается % — 6 руб. 50 коп. В приходе есть попечительство для призрения детей бедных родителей и сирот, состоящих в ведении министерства внутренних дел и общество трезвости. Расстояние от Костромы 52 версты; от Нерехты 55 верст; от станции железной дороги 35 верст.
Причт: священник, псаломщик.
Казенное жалованье священнику 294 руб.; псаломщику 98 руб.; % с капитала в 710 руб. — 28 руб.17 коп. Доход священника 255 руб.; псаломщика 95 руб.
Для священника имеется церковный дом. Приход сельскохозяйственный: мужского пола 369, женского пола 366. В пределах прихода есть три раскольничьи семьи страннического толка. Приходских селений 5 на 4 версты от церкви. Документы сгорели в 1839 году. Торговая лавка в Серкове»2.
К 1911 г. при Преображенском храме действовал попечительский совет, решавший вопросы призрения детей бедных родителей и сирот.
При закрытии Преображенской церкви в 1937 г. она использовалась сначала в качестве склада для муки и круп, а затем была переоборудована под столярную мастерскую, просуществовавшую не менее 20 лет. За это время была уничтожена внутрицерковная живопись.
Храм долгое время был закрыт. В начале 90-х г. г. XX в. его передали Церкви и освятили. Сегодня в храме, который является подворьем Свято-Никольского женского монастыря, идут восстановительные работы. Благоустраивается и заброшенное кладбище.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Храмы Плёса. На Золотом кольце России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других