Долг врача и гражданина

О. Ф. Киселева, 2018

Учебное пособие посвящается выдающимся врачам и учёным мира, организаторам здравоохранения и медицинским династиям Донского края, которые в разные периоды истории несли своё служение, исполняя свой долг врача и гражданина. Издание является продолжением серии книг («Российская школа бескорыстия», «Деонтология жизни», «50 лет с ALMA MATER», «Наследники духовных традиций медицины», «Милосердие как призвание»), посвящённых выдающимся деятелям медицины России и мира. Учебное пособие имеет междисциплинарный характер, предназначено для обучающихся медицинских специальностей по курсу «История медицины», «История Отечества», «История фармации», а также может способствовать духовно-нравственному воспитанию молодёжи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Долг врача и гражданина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

В профессии врача главным является принцип гуманизма. От того, как он будет выполнять свой долг, зависит жизнь и здоровье людей. Врачебный долг — это квалифицированное выполнение своих обязанностей, наличие высоких моральных качеств, нравственные принципы, присущие самому врачу. Практическое применение достижений науки, использование научных знаний специалистом неразрывно связано с его моральным обликом. Внедрение в медицинскую науку, практику здравоохранения новейших технологий заставляют вновь оглянуться в историю, рассмотреть и взять на вооружение традиционные нормы врачебной этики и деонтологии.

Всегда профессиональным долгом врача была готовность оказать медицинскую помощь любому пациенту, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному. Врач должен был исходить не только из результатов и достижений медицинской науки, практики, но и из принципов и норм профессиональной морали. Лечение и восстановление — это совместный контакт врача и пациента. Профессиональным долгом врача является пробуждение веры в успех выздоровления, поэтому врач должен словом утешения и чутким отношением пробудить физические и моральные силы больного на борьбу с недугом. Сегодня, в эпоху практицизма, машин, определённого обезличивания человека, а также в погоне за деньгами и благами жизни особо опасно врачевание без моральных основ. Этические принципы медицины имеют непреходящее значение для тех, кто избрал профессию врача, хочет быть полезным людям.

Впервые профессиональный долг врача, принципы врачевания были сформулированы ещё до нашей эры в Древней Греции в «Гиппократовом сборнике», подавляющее большинство сочинений которого было собрано в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии. В сборнике говорится об обязанностях врача перед больными и своими коллегами, подчёркивалось, что врач войдёт в любой дом только для пользы больного, постарается не навредить никаким своим действием. В «Клятве» провозглашались такие моральные истины, как готовность врача к помощи во всякое время[1]. «Гиппократов сборник» (лат. Corpus Hippocraticum») стал энциклопедией древнегреческой медицины»[2].

В «Клятве» швейцарского врача Парацельса, сформулированы принципы врачевания, среди которых совершенствование врачебного искусства в течение всей жизни, не отступление от своего призвания и долга. Парацельс считал недопустимым судить о состоянии больного только по внешним симптомам и назначать лекарства, не вникнув в суть болезни. «Я, — говорится в его «Клятве», — никогда не возьму денег, которых я не заслужил…обязуюсь не тратить время на пустые домыслы, но неизменно устремляться к точному знанию»[3].

Термин деонтология (греч. должное) впервые был разработан и введён в научный оборот английским социальным мыслителем Джереми Бентамом в XIX веке. «Обосновав и развивая учение о «пользе» (utility), Дж. Бентам подчёркивал, что она — единственная цель поведения, общественный интерес — совокупность личных интересов, частный интерес — основа общественного благоденствия. А утилитаризм как социальная теория утверждает, что поступок правилен, если способствует достижению наибольшего блага»[4]. «Идея утилитаризма и морали общества постепенно становилась критерием общественной пользы»[5].

В 1758 г. при Московском государственном университете открылся медицинский факультет. Выпускники медицинского факультета, принимая «диплом доктора медицины и права врача» давали «Факультетское обещание», которое припечатывалось на обороте диплома»: «в течение всей своей жизни ничем не омрачать чести сословия», в которое они вступали. Они обещали во всякое время помогать страждущим, «свято хранить вверяемые…семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого доверия… продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию… прибегать к советам Врачей, более меня сведущих и опытных»[6].

Основы деонтологии закладывались на медицинском факультете Московского государственного университета русскими учёными и врачами — С.Г. Зыбелиным, М.Я. Мудровым, И.Е. Дядьковским, А. Захарьиным.

С.П. Боткин (1832–1889), известный российский терапевт, в своей книге «Общие основы клинической медицины» писал: «Сохраняя интересы больного и его ближайших окружающих, не думая о своих личных выгодах, врач будет поступать согласно своим обязанностям и требованиям науки, причём его душевное состояние сохранится в равновесии. При сознании добросовестного отношения к своим обязанностям врач не будет нравственно угнетён несправедливыми обвинениями и не впадёт в самообольщение при своих успехах»[7].

В 1900 г. сын С.П. Боткина, Евгений, будучи сам врачом и членом Санкт-Петербургского врачебного общества взаимной помощи поднял вопрос о выработке и составлении свода правил врачебной этики.

В XX в. деонтология как наука стала применяться в контексте медицинской этики, правил и норм взаимоотношений врача с пациентами и коллегами. Основы деонтологии в России заложил выдающийся врач и учёный, профессор, академик РАМН Н.Н. Петров (1876–1964). Он считал, что «врагом верных диагнозов является необоснованный оптимизм, а «больной — это всегда человеческая личность со всеми её сложными переживаниями, а не отнюдь не безличный «случай»[8].

Академик А.Ф. Билибин (1897–1986), наряду со своей практической работой в качестве инфекциониста, разрабатывал философские вопросы медицины, касающиеся личности врача. По мнению А.Ф. Билибина, «деонтология — это наука о принципах поведения медицинского персонала, направленная на максимальную эффективность лечения»[9]. А.Ф. Билибин считал медицину больше чем профессию, она является образом жизни врача. Принцип соблюдения долга лежит в основе деятельности врача, который избрал эту профессию, чтобы помогать людям.

«Если врач способен действовать по безусловному требованию долга, то такой специалист соответствует своей избранной профессии, призванию и долгу врача, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество или пересмотреть свои взгляды»[10].

Среди новых форм взаимоотношения врача и пациента, всего врачебного, нравственного опыта можно обозначить биоэтику, являющуюся разделом этики. Современная наука биоэтика определяет, какие действия к живому организму допустимы, с моральной точки зрения, какие — нет.

Таким образом, медицинская этика вбирает в себя деонтологические модели Гиппократа и Парацельса, а также А.Ф. Билибина и Н.Н. Петрова — комплекс воззрений на роль врача и больного. При этом опираясь на эти модели, выполнение врачебного долга является не только профессиональным, но и нравственным качеством. Проявлять сочувствие к больному значит утешать, облегчая его страдания. Всегда от врачей, медицинских работников, которые сражаются со смертью и болезнями, требовались лучшие проявления характера — человеколюбие, доброта, милосердие.

Всегда был труден путь больших и малых достижений в медицине. Помогая тому, кто нуждается в помощи, ты помогаешь самому себе — чтобы быть достойным имени Человека, врача и гражданина. «Умрут все выражения, все формы помощи, которую мы оказываем в мире, но сама помощь, само участие наше в жизни других — останется. Останется от всех наших добрых дел самое главное: свет сердца, самоограничение человека, вера в добро… дух милосердия, чувство ответственности своей в мире»[11]. Творение добра и милосердия — это тот самый свет, потоки которого начинаются с заветов, примеров жизни и деятельности лучших его представителей. О настоящих врачах, гражданах своего Отечества, расскажем в нашей книге. Это врачи прошлых поколений и современности, люди, которые хотят помочь другим, нуждающимся и в добром слове, и в уходе, и в сочувствии, и в деятельном участии. Пусть их служение станет примером и возможностью ощутить себя нужным, исполнить честно и правдиво свой долг, сказав себе: «Я сделал все, что мог».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Долг врача и гражданина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гиппократ. Избранные книги / пер. с греч. М., 1936. — 85 с.

2

Склярова Е.К. История медицины / Е.К. Склярова, Л.В. Жаров. Ростов н/Д, 2014. — С. 69.

3

Цит. по: Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины. М., 2012. С. 201–202.

4

Склярова Е.К., Камалова О.Н. Философские аспекты викторианского здравоохранения / Е.К. Склярова, О.Н. Камалова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 1. С. 104.

5

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 58.

6

Сорокина Т.С. История медицины: в 2 т. — Т.2. М.,2018. С. 162.

7

Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины. М., 2012. С. 551.

8

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 70.

9

Цит. по: Лучшев В.И., Ильинский Ю.А., Баткаев Р.Б., Куликова Е.А. А.Ф. Билибин и деонтология // Российский медицинский журнал. 1998. № 4. С. 61–62.

10

Харламов Е.В., Киселева О.Ф., Склярова Е.К. Деонтология жизни. Ростов н/Д, 2014. С. 83.

11

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Беседы с русским народом. М.:, 2004. С. 99.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я