Великие скульпторы

О. Д. Ушакова, 2006

В учебниках и книгах, на почтовых открытках и плакатах вам уже приходилось видеть изображения шедевров скульптуры – «Венеру Милосскую», «Дискобола», «Давида», «Медного всадника», «Рабочего и колхозницу». Эти творения великих мастеров прошлого всегда присутствуют в нашей жизни, но о тех, кто их создал, мы порой знаем очень мало. В этой книге вы найдете биографии самых известных скульпторов – со времен античности и до наших дней. О скульпторах античности мы знаем очень мало: сведения о них весьма отрывочны, а творения их рук (за редким исключением) нам известны только по копиям. О великих мастерах Возрождения история сохранила больше сведений, хотя многие из них весьма противоречивы. Не всегда бывают точны и биографии скульпторов более позднего времени. Кроме того, создание скульптуры – процесс длительный: от замысла до воплощения мог пройти не один десяток лет. Многие скульпторы делали копии со своих произведений или доверяли изготовление копий другим мастерам. Поэтому даты создания скульптур, как правило, в разных книгах не совпадают. В данном издании мы постарались давать их приблизительно или не упоминать о них совсем.

Оглавление

Из серии: Справочник школьника (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие скульпторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Гибе́рти Лоренцо

(ок. 1381–1455) — итальянский художник, скульптор и ювелир эпохи Раннего Возрождения, историк и теоретик искусства.

Гиберти родился в местечке Пелаго неподалеку от Флоренции. Его отчим (по другим источникам — отец) был ювелиром. Именно он и обучил мальчика этому ремеслу. Лоренцо также занимался живописью.

В 1400 г. во Флоренции вспыхнула эпидемия чумы, и юноша уехал из города. Вместе с другим живописцем он был нанят вельможей, которого звали Малатеста, для росписи его дома. Однако уже через год Гиберти узнал, что эпидемия прекратилась, а во Флоренции объявлен конкурс среди художников на лучший вариант бронзовых дверей для баптистерия (помещение с купелью для совершения таинства крещения) Сан-Джованни, находившегося рядом с собором Санта-Мария дель Фьоре. С трех сторон баптистерия находились ворота. Южные ворота создал скульптор Андреа Пизано в XIV в., и они были украшены рельефными сценами из жизни Иоанна Крестителя, отлитыми в бронзе.

Среди множества мастеров, откликнувшихся на призыв флорентийских синьоров, специальное жюри отобрало несколько человек, представивших самые лучшие свои работы. Среди них были Гиберти, Донателло и Филиппо Брунеллески, вскоре прославившийся как архитектор. Через год, в 1402 г., художники представили свои работы на сюжет «Жертвоприношение Авраама». Творения Гиберти и Брунеллески были признаны лучшими. И хотя всех покорил экспрессивный драматизм работы Брунеллески, заказчики отдали предпочтение Гиберти: им понравились тщательность отделки деталей, построение элементов композиции и техническое совершенство.

Над северными дверями баптистерия скульптор работал в 1403–1424 гг. Двери разделены на 28 полей, где представлены 20 сцен из Нового Завета, а также все четыре евангелиста и четыре Отца Церкви. Рельефы разделяли декоративные гирлянды из листьев и другие узоры. В углах, на пересечении гирлянд, были помещены мужские (пророков) и женские (сивилл) головы. Композиционно Гиберти повторил ворота Пизано, которые тот делал по рисункам художника Джотто. Работа над шедевром длилась почти четверть века, и за это время мастерская Гиберти стала настоящей школой для молодых скульпторов и художников, наиболее известные из которых — скульптор Донателло и живописец Паоло Учелло.

В процессе работы над северными воротами Гиберти выполнял и другие заказы. Например, для церкви Ор Сан-Микеле он исполнил статуи в бронзе: «Св. Иоанн Креститель» (1412–1416), «Св. Матфей» (1419–1422), а чуть позже «Св. Стефан» (1425–1428).

Скульптор, слава о котором распространилась по всей Италии, начал получать заманчивые предложения из других городов — Рима, Сиены, Венеции. Согласно некоторым данным, он побывал в Риме еще в начале 1410-х гг., а в Сиене в 1417–1429 гг. он работал над двумя рельефами для купели баптистерия. На них он изобразил два сюжета из жизни св. Иоанна Крестителя: многофигурные композиции «Крещение Христа» и «Взятие св. Иоанна Крестителя под стражу».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Справочник школьника (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие скульпторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я