Великие архитекторы

О. Д. Ушакова, 2009

Вы, наверное, когда-нибудь слышали выражение «музыка, застывшая в камне»? Так образно говорят об архитектуре. Архитектура – это тоже область искусства, хотя шедевры архитектуры создаются не одним человеком. Это плод труда многих людей, а порой и нескольких поколений. В создании архитектурных сооружений принимают участие художники, строители, инженеры, скульпторы… Но всю их работу объединяет замысел одного человека – архитектора. Быть архитектором непросто: для этого нужно обладать не только талантом художника и вкусом дизайнера, но и знать математику, физику, химию, принципы строительства, экономику, разбираться в материалах и уметь правильно организовать работу других специалистов. В наше время эти функции выполняют различные организации, бюро, фирмы, но еще век-полтора назад все эти обязанности ложились на плечи одного, в лучшем случае двухтрех человек. Настоящее издание посвящено выдающимся архитекторам прошлого, оставившим после себя творения, по сей день вызывающие восхищение. Все словарные статьи расположены в алфавитном порядке. Если вы увидите в тексте имена, набранные курсивом, значит в нашей книге есть отдельные статьи об этих людях.

Оглавление

Из серии: Справочник школьника (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие архитекторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Альбе́рти Леон Баттиста

(1404–1472) — итальянский архитектор, теоретик искусства и ученый эпохи Раннего Возрождения.

Родился в Генуе. Был внебрачным сыном знатного флорентийца, изгнанного из Флоренции политическими противниками. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем, после смерти отца в 1421 г., в Болонье у Франческо Филельфо и в университете. По окончании университета стал доктором канонического и гражданского права. В 1432 г. Альберти стал секретарем папской канцелярии в Риме и занимал эту должность до 1464 г.

В 1432–1434 гг. он живет в Риме, где изучает памятники античного зодчества, а также теорию живописи и картографию. В 30-х гг. он создал «Описание города Рима» и составил его первую топографическую карту. В последующие десять лет Альберти в свите Папы посещал Феррару, Болонью, долгое время жил во Флоренции, где общался с Брунеллески, Донателло и Гиберти.

И все же его главным призванием оставалась архитектура, хотя зодчему далеко не всегда удавалось осуществить свои смелые замыслы. С одной стороны, Альберти хотел вернуться к классическому стилю, его четким геометрическим формам, строгой планировке зданий, стенам с ордером и сдержанному оформлению. Но с другой стороны, в творчестве этого зодчего было немало необычного, обращенного в будущее.

После смерти Брунеллески в 1446 г. Альберти оказался ведущим архитектором. В палаццо Ручеллаи во Флоренции, построенном в 1446–1451 гг. Б. Росселлино по проекту Альберти, он использовал античную ордерную систему: фасад расчленен тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Общая композиция здания традиционна, зато фасадная (передняя) стена приобрела новые черты. По заказу Ручеллаи Альберти выполняет проект перестройки фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Первоначальные работы по отделке фасада были незавершены, и Альберти пришлось совмещать старые и новые элементы: в результате получилась своеобразная классическая переделка образцов проторенессансного стиля. Работы по отделке велись между 1456 и 1470 гг.

В 1447 г. Альберти по заказу Сиджизмондо Малатесты выполняет проект храма Сан Франческо в Римини. Работы по строительству, завершенные к 1468 г., осуществляет Маттео де Пасти — медальер, скульптор и художник. Собор Сан Франческо («храм Малатеста») обладает кристальной чистотой форм, снаружи облицован плитами белого мрамора, боковые фасады прорезаны глубокими полукруглыми нишами; внутри храм сверкает белоснежным мрамором.

Важным этапом в освоении античного наследия архитекторами Возрождения стали работы Альберти в Мантуе — заказанная Гонзага церковь Сан Себастьяно (ее проект был закончен в 1460 г.), и построенная в 1472–1494 гг. церковь Сайт Андреа. Постройки Альберти оформлены системой большого ордера (колонны и пилястры располагаются по всей поверхности фасада от низа до верха), которой принадлежало будущее в творчестве Микеланджело и Палладио. Альберти в своей системе пропорций следует «золотому сечению»[1] — известному с глубокой древности математическому соотношению размеров архитектурных элементов.

Альберти был исключительно разносторонним человеком, одинаково преуспевшим как в гуманитарных, так и в точных науках. Он занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его одинаково интересовала и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, составлял трактаты о выведении ценных пород лошадей, тайнах женского туалета, шифрах графологии. «Скажи мне, чего не знал этот человек?» — начертал на полях рукописи Альберти один из его современников. По многогранности деятельности и интересов Альберти — идеальная «ренессансная личность», сравнимая лишь с Леонардо да Винчи.

Однако прежде всего Альберти известен как выдающийся теоретик искусства и архитектуры. В своих теоретических трактатах «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (1450, опубликован в 1485) он обобщил опыт своих современников в области изучения античного наследия.

Оглавление

Из серии: Справочник школьника (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великие архитекторы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я