«МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ» – литературно-художественное издание Московской городской организации Союза писателей России совместно с НП «Литературная Республика». В журнале публикуется проза, поэзия и публицистика разнообразных жанров и тематики наших современников. Рубрики: «Гвозди номера», «Проза жизни и не только», «Поэтическое слово», «Заметки на полях», «Имена XXI века», «Рецензии. Отзывы. Критика», «Новинки. События. Интервью».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Москва литературная №1/2022. Литературно-художественное издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© МГО СП России
Составитель О. Г. Шишкина
Благодарности:
НП"ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕСПУБЛИКА"
Директор издательства: Бояринова О.В.
Редактор: Петрушин В.П.
Вёрстка: Измайлова Т.И.
Обложка: Крушинина В.А.
Картина на обложке — по лицензии
Pixabay.com
Тексты издаются в авторской редакции
Возрастной ценз 16+
Печать осуществляется по требованию
Шрифт Serif 12 A4 2 column
ISBN 978-5-7949-0936-4
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕСПУБЛИКА
Издательство
Московской городской организации
Союза писателей России
121069
Россия, Москва
ул. Б. Никитская, дом 50А/5
2-ой этаж, каб. 4
Мы публикуем тексты
авторов, пишущих на русском языке
в XXI веке
Электронная почта: litress@mail.ru
Тел.: + 7 (495) 691-94-51
Будем рады
сотрудничеству с новыми авторами!
ISBN 978-5-7949-0936-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ГВОЗДИ НОМЕРА
СПАССКАЯ Людмила: «Шляпка»
(из цикла рассказов жены дипломата)
Безусловно, каждый раз официальное приглашение российскому дипломату на приём от имени Королевы Великобритании Елизаветы II было событием незаурядным. Тем более для его супруги! Ей тоже не единожды посчастливилось удостоиться такой чести! А тот был её первый официальный приём на высочайшем уровне.
Месяца за полтора до описываемого события был получен довольно увесистый официальный конверт со всеми атрибутами Букингемского дворца на нём. Содержимое касалось июльского чаепития Five O`Clock Tee, раз в год традиционно устраиваемого лично Королевой Елизаветой II для высшего общества Великобритании, а также для руководителей иностранных представительств. Помимо персонального Приглашения на это дневное мероприятие в конверте находился пакет документов от главного распорядителя Дворца относительно условностей церемонии, которым полагалось неукоснительно следовать. В том числе, и по поводу формы одежды. Предстоящая возможность воочию пообщаться с королевской семьёй на фоне красот придворцовых английских газонов не могла не поднять настроения!
Раздумья Алисы Витальевны, в чём ей появиться на торжестве, были естественны и при других обстоятельствах не напрягли бы совсем, поскольку её гардероб в достаточном количестве располагал интересными вариантами для регулярных приёмов. Но в том-то и дело, что грядущий приём — не рядовой! Имеющий понятие, как выглядит сама Королева Великобритании, не удивится официальному предписанию: перед монаршей особой дамам надлежало предстать в соответствующем летнему дневному событию одеянии и непременно в шляпке или её альтернативном варианте. А поскольку роль шляпки — не только быть элегантным дополнением к одежде, но и украшением, Алиса Витальевна подошла к решению задачи с присущей ей щепетильностью. Нужно заметить, что в принципе редко, какой фасон головного убора был ей к лицу, а, учитывая неходовой размер головы, пропорциональный её субтильному телосложению, вопрос и вовсе — трудно решаемый. Кроме того, случайность встретить на приёме дам в одинаковых шляпках, приобретённых в магазинах Лондона, была весьма вероятной и, как для любой уважающей себя особы, крайне неприемлемой.
В основном из-за этой нежелательной вероятности и было решено на выходные съездить во Францию, посетить бутики Парижа: где, как не там, можно встретить такой изысканно-деликатный предмет, как нарядная шляпка! Кстати, Алиса Витальевна в своём решении не была исключительно-оригинальной: в торговых точках на знаменитых парижских улочках она столкнулась с рядом знакомых дам, как и она приехавших из Лондона в надежде приобрести что-то единственное и неповторимое из одежды и украшений для предстоящего королевского приёма.
Первый день поиска результатов не дал. Стало очевидным, что времена элегантных женщин Парижа, которых в недалёком прошлом ещё возможно было встретить на улицах французской столицы, стремятся безвозвратно кануть в лета. По крайней мере, наличия в общепринятом понимании тонкого французского флёра, а также особых, присущих только парижской жизни условностей, вряд ли уже удастся ощутить и насладиться грядущим поколениям.
Утром второго дня, отнюдь не отчаявшись встретить удачу, Алиса Витальевна нажала на кнопку возле добротной двери очередного респектабельного бутика в самом центре Парижа. Войдя в помещение, замерла, очарованная роскошью высококачественной галантереи. Уютная атмосфера крошечного магазинчика, ненавязчиво-обходительное обслуживание, с наслаждением выпитая чашечка ароматного кофе умиротворили её в кресле… Это был он — магазин её мечты!
Очаровательные шляпки на самый взыскательный вкус! Глаза разбегались! В этих божественных изделиях было столько изящества, элегантности, шарма! Будучи в единичном экземпляре, каждая поражала своим великолепием! Несмотря на то, что, даже визуально, головные уборы были рассчитаны на головы большего размера, чем у нашей дамы, это не могло послужить причиной отказа от примерки и дальнейшей покупки — в любой мастерской легко устранялась такая пустяковая проблема. Сомнений не было — отсюда она уйдёт счастливой! Однако, первая же шляпка, предложенная для примерки, вернула покупательницу с небес на землю! На свисавшем на ниточке товарном ценнике, мелькнувшем перед её взором, она заметила цифры, красноречиво свидетельствовавшие о преждевременной радости по поводу долгожданной покупки — за такую шляпку необходимо было выложить сумму, соизмеримую с покупкой чуть ли не четверти приличного авто!
Этот факт ошеломил! Оцепенение, однако, длилось не больше пары секунд: непростительно было «потерять лицо», бесславно ретироваться, оставив о себе неприличное впечатление! Усилием воли справившись со своим внутренним переполохом, под пристальным вниманием окружающих, Алиса Витальевна примерила шляпку. И без того привлекательное личико под такой красотой приобрело изысканное очарование! Сомнений не оставалось — это была её шляпка! Присутствующие в зале зааплодировали! Лица продавщиц лучились восторгом от предвкушения реальной покупки; видно было, что они уже мысленно «потирают руки»! Разве могло прийти кому-то из них в голову, что в это самое время, красуясь перед зеркалом, покупательница лихорадочно ищет выход из создавшейся деликатной ситуации…
И выход нашёлся! С достоинством дамы, совершающей дорогостоящую покупку, Алиса Витальевна попросила о дополнительной услуге — посадить шляпку точно по её голове. Просьбу приняли с готовностью. Но когда она сообщила, что завтра утром должна покинуть Париж, а значит шляпка нужна ей именно сегодня, в воздухе повисла недвусмысленная тишина: этим заявлением Алиса Витальевна поставила в тупик уже готовых оформлять покупку продавщиц… По их практике, такая работа займёт не менее недели! Приняв извинения от растерянных работников бутика в связи с невозможностью ускорить выполнение заказа, покупательница откланялась и покинула магазин.
Природная смекалка, многолетний опыт вращения в дипломатической среде, а значит, умение выйти из непростых, порой курьёзных ситуаций, сослужили Алисе Витальевне хорошую службу! При этом ей даже не пришлось искусственно изображать глубокое сожаление — она и в самом деле была искренне огорчена по поводу несостоявшейся покупки!
А тот первый официальный визит Алисы Витальевны к Королеве Великобритании Елизавете II, конечно же, состоялся! Более того, он стал одним из ярчайших впечатлений трёхлетнего периода их с мужем очередной зарубежной командировки. Нелишним будет заметить, что выглядела Алиса Витальевна на нём прекрасно! Не найдя готового оригинального решения, она отличилась: будучи рукодельницей с неплохим вкусом, самостоятельно смастерила себе не только элегантный головной убор, но и своими умелыми ручками за несколько вечеров мастерски сшила из роскошного набивного натурального шёлка единственный в своём роде легчайший летний наряд, позволивший ей жарким июльским днём великолепно чувствовать себя под белыми шатрами на английских газонах Букингемского дворца!
ТАЛЛЕНИКА Елена: «Я тишиной войду»
вот тогда
в партитуре анатомов
смертной участью просто жучка
на линованном хлоркой столе
звездной небыли принадлежа
возлежа неподвижно
буду царственна и хороша
и продолжиться надо бы
но лилейность открытых колен
отразится то в скальпеле
то в сползающих на нос
очках парижан…
представляешь однажды
я отправлюсь в Париж умирать
в Мекку русских творцов
эмигрантских задворок Руси
и садов…
в партитуре анатомов
никому не придется стирать
иероглифы нот
каждый будет аукционн
я себя обессмертила
над строфой выбиваясь из сил
ты — себя обессмертил
извлекая высокое до…
нам уже никуда
друг от друга не деться
никуда улететь не сумевшие
на ледышке пруда огари
в парке зимнем
так похожи на нас
поднимают угольно коленца
и друг к другу
крылаты но пешие жмуться
пока фонарина горит
в небе истово — синем
а фонарь настоящий погас…
если солнце обманно
если солнце не может согреть
только глаз веселит
и алмазную пыль
выбивает из снежного наста
вот тогда
малодушно
отправляюсь в Париж умереть
то в кварталы элит
то в трущобы Chapelle
то в аббатство…
я тишиной войду
я тишиной войду так тихо что услышишь
как капает вода из крана
пересеку сеть лазерных лучей
под ними проползая гибко
подумаешь: змея вползла
ведь так ты называл меня
последние полгода
не помня что есть имя у меня…
я тишиной войду и встану в изголовье
так тихо что услышишь
как дождь идет по улицам пустынным
скрипя подошвами из полиуретана
подумаешь: вот черт принес калеку на ночь глядя
и правой припадает как Она
не помня что есть имя у меня…
я тишиной войду присяду у кровати
так тихо что услышишь
как голос внутренний принюхавшейся лайкой
с поличным выдаст: кажется пришла
но ты подумаешь о времени ушедшем
его достоинствах и внешних недостатках
не помня что есть имя у меня…
я тишиной войду прилягу на подушку
так тихо что услышишь
как у соседей разделились мненья
на пять рублей оставленных в кармане
луна взошла — от их азарта скрылась
ей много легче поделить пять на два
подумаешь об этом раздраженно
не помня что есть имя у меня…
я тишиной войду прижмусь к щеке губами
так тихо что услышишь
как дверь вздохнула возвратясь на место
пружинным механизмом в желтой смазке
и сна лишила до начала утра
подумаешь: дверь заменяют с домом
не помня что есть имя у меня…
я тишиной войду нырну под одеяло
так тихо что услышишь
как дворник закрывает хлам в подсобке
на два ключа пыхтя от напряженья:
там ценный лом упрут за милу душу
подумаешь: жить нужно ежедневно
но почему сначала в этом мире…
и вспомнишь что есть имя у меня…
захочется
когда до перевала только шаг
а трудный путь забудется уныньем
когда на переносице осла
горбинку облюбует стрекоза
в красотах ничего не находя
захочется горчащего полынью
колодезной поящего водой
и узнаваемого по тоске в глазах…
смотри
тысячей островов
звонкое ожерелье
в перстни — песочный кварц:
тонкий огранщик ветер…
след ременной: браслет…
в этом заставит время
голою танцевать
не устыдившись этим…
всё для тебя, смотри
не уловимо пламя:
не согревает — жжет
если ты слишком близко…
пошлым стыдом смотрин
танец приватный славен,
но ни одна из жен
так не прельщала риском
контурный край шатра:
неба — невольный купол
губы целуют взгляд
и доверяют пальцам
эго — любви сатрап
властью ничтожит грубой.
не принуждай меня
за обнаженье каяться…
то бубенцов каданс:
замерший жест — обрушен…
так ощутим слепой
в чувстве седьмом
безысходном…
о, обнаженья транс!
о, применимый к душам…
не станцевать любовь
в ритме — стыду угодном…
куда летишь мой алый лепесток
не с севера ни с юга на восток
не западного ветра направленье
куда летишь мой алый лепесток
куда свобода?
я прижимаю юбочки фестон
остепеняя юные колени
совсем немного и грядет лет сто
пока: три года…
на краешке распаханной земли
в день бабочковый и цветочно-травный
еще не понимая как легко
душой глазаста
еще не принимая от хандры
небесной восхитительной отравы
и не умея: любит или нет
гадать на астрах…
еще не опуская головы
(май никогда не применяет силы)
ему в родстве вуалька стрекозы
и жук червонный
я трехгодичной порослью травы
с усилием почти невыносимым
держу в ладони капельку росы
прозрачней звона…
опасности уже аттестовал
найденыш-пёсик жалью сердобольной
любви щенячьей имя выбирал
секундной стрелкой…
куда летишь мой алый лепесток
за горизонтом синим чисто поле
я уронила мамину герань
в цветочек мелкий…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Москва литературная №1/2022. Литературно-художественное издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других