Оценивание образовательных результатов студентов педагогических направлений в рамках прикладного бакалавриата

О. Г. Смолянинова, 2016

Рассмотрены особенности организации образовательного процесса на основе практико-ориентированной модели подготовки будущих учителей, реализуемой средствами деятельностного подхода. Представлены различные виды педагогических инструментов, дана методика их использования в оценивании образовательных результатов в профессиональной подготовке будущих педагогов. Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры укрупненной группы специальностей и направлений «Образование и педагогические науки» в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО, а также преподавателей педагогических колледжей и вузов, руководителей практики и научно-исследовательской работы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценивание образовательных результатов студентов педагогических направлений в рамках прикладного бакалавриата предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Традиционные и инновационные процедуры контроля в условиях модернизации образования РФ

Образовательные результаты понимаются как развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых познавательных и практических задач [9]. Все три сферы личности (мотивационная, операциональная и когнитивная) неразрывно задействованы в образовательном процессе.

Образовательный результат — это индивидуальная способность, знание, умение, навык. В традиционном понимании образовательный результат — это знание, освоенное обучающимися на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых обучающимся с этим знанием [3].

Академиком РАО А.А. Кузнецовым были выделены три компонента требований к образовательным результатам:

1) осваиваемая учащимися система знаний и умений (понятия, законы, теории; термины, даты, количественные данные и другие фактологические знания; знания о способах деятельности, специфические для каждого курса и общие для всех учебных предметов умения);

2) описание видов учебной деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения;

3) качественные характеристики уровня усвоения учащимися содержания обучения [33].

1.1. Традиционные типы контроля

Опираясь на собственный опыт, вспомните процедуры контроля в образовательном процессе, которые проводили учителя в школе и преподаватели в вузе.

Можно ли утверждать, что данные контрольные мероприятия были направлены на оценку знаний и умений?

Контроль обучающихся является важным элементом образовательного процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание профессионального педагогического сообщества.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим для различных систем обучения. Это средство управления учебной деятельностью обучающихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

Контроль в традиционном его понимании является основным средством, обеспечивающим обратную связь между субъектами образовательного процесса, необходимую для мотивации обучающихся к процессу учения и корректировки методики преподавания [51].

В соответствии с ФГОС ВО оценка качества подготовки студентов и выпускников должна содержать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации, включающие различные виды контроля (рис. 1).

Рис. 1. Традиционные типы контроля в вузе

Текущий контроль — это форма оценивания образовательных результатов обучающихся, представляющая собой оценивание усвоенного учебного материала. Данный вид контроля регулярно осуществляется на протяжении всего периода обучения. Его достоинствами являются систематичность, корреляция с запланированными образовательными результатами, а также возможность оценки уровня сформированности отдельных компонент образовательных результатов обучающегося. В качестве существенного недостатка данного типа контроля выступает его фрагментарность и локальность проверки. Комплексную, целостную оценку образовательного результата, а не отдельных ее компонент (ЗУН) в текущем контроле проверить крайне сложно.

Промежуточный контроль, как правило, осуществляется в конце определенного продолжительного периода обучения (четверть, полугодие, семестр) и обычно является формой контроля по отдельной дисциплине или разделу. В ходе промежуточного контроля появляется возможность оценить укрупненные элементы образовательных результатов, то есть совокупность знаний и умений, в некоторых случаях удается оценить формирование определенной группы/уровня освоения образовательного результата и/или компетенции (рис. 2).

Рис. 2. Элементы оценивания в образовательном процессе

Какими критериями, по вашему мнению, руководствуются преподаватели, планируя контроль?

На что необходимо сделать акцент для того, чтобы контроль обучающихся был эффективным?

Итоговый контроль в традиционном его понимании предназначен для проверки запланированных образовательных результатов в конце периода обучения дисциплины или темы. Единственная форма, претендующая на независимую оценку, позволяющая комплексно оценить совокупность приобретенных обучающимся образовательных результатов при участии внешних экспертов, в том числе работодателей.

В психолого-педагогической литературе [16, 32] содержатся характеристики нескольких дополнительных типов контроля, которые также могут быть рекомендованы при разработке образовательных программ: пропедевтический, рубежный (модульный) и контроль остаточных знаний (резидуальный контроль).

Так, пропедевтический контроль (в переводе с греческого propaideuo — подготовительный) определяется в традиционной дидактике как предварительный, а в практике обучения — как «нулевой срез», направлен на получение оценки стартовых образовательных результатов, констатирующей в количественном и качественном отношениях исходный уровень. Зафиксированный оценкой исходный уровень образовательных результатов обучающихся позволяет наблюдать динамику по формированию ОР, анализировать эффективность процесса обучения.

Переход на новые ФГОС на всех ступенях обучения, проектирование и выделение укрупненных групп образовательных результатов, укрупнение дисциплин в модули с учетом межпредметных связей в системе организации образовательного процесса, — все эти факторы делают необходимым введение рубежного контроля. Рубежный контроль осуществляется по завершении изучения модуля (в том числе изучения группы дисциплин) независимо от того, заканчивается в данном модуле та или иная конкретная дисциплина или продолжается дальше (в первом случае рубежный контроль будет совпадать с промежуточным). В определенной степени рубежный контроль представляет собой «этап» итоговой аттестации образовательных результатов обучающегося и позволяет проверить отдельные компетенции или совокупности взаимосвязанных компетенций.

Резидуальный (в переводе с латинского residuum — остаток) контроль традиционно определяется в практике обучения как контроль остаточных знаний и рассматривается в двух аспектах: как завершающее звено в образовательном процессе на определенном этапе и как первое звено (пропедевтический контроль) для последующего этапа. Он направлен на выявление сохранившейся у студентов информации в определенной области научного знания по истечении определенного времени после изучения [16, 32].

В условиях проектирования практико-ориентированных образовательных программ подготовки для педагогов, ориентированных на образовательные результаты, огромное значение приобретает такая форма контроля как образовательное событие. Событийность образовательного пространства позволяет насытить формальную среду профессиональной подготовки значимыми для студента смыслами процедуры контроля образовательных результатов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценивание образовательных результатов студентов педагогических направлений в рамках прикладного бакалавриата предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я