Нейронаука о силе мысли

Нина Сланевская

У человека есть уникальная способность регулировать здоровье через мышление. Все нужные «лекарства» находятся в нашем сознании.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейронаука о силе мысли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Влияние творчества на мозг и здоровье человека

3.1. Творческий поток

Непревзойденным автором книг о психологии творческого процесса является Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi)4, известный своими исследованиями в области креативности и позитивной психологии. Чиксентмихайи — создатель новой психологической теории об особом потоковом состоянии, которое может наблюдаться при творчестве.

Изучая жизнь гениальных творцов, Чиксентмихайи пришел к парадоксальному выводу, что творчество происходит не в голове отдельного человека, а во взаимодействии между человеческими мыслями в социокультурном контексте. Это скорее систематическое, чем индивидуальное явление (Csikszentmihalyi, 1997). Для того, чтобы творчество процветало в стране, творчество человека должно признаваться (должна существовать экспертная система), награждаться (общество должно быть достаточно богатым) и передаваться через процесс обучения (должна быть хорошая образовательная система). История показывает, что только там наблюдается творческий расцвет, где соблюдаются эти условия. Например, такие центры творчества, как Греция в 5 веке до н. э., Флоренция в 15 веке, Париж в 19 веке, Нью-Йорк в 20 веке — были богатыми и космополитическими. Богатство позволяло людям учиться и экспериментировать, а смешивание разных культур стимулировало к созданию чего-то нового.

Нейроученый Бехтерева также обращает внимание на создание нужной социальной обстановки для развития творческой инициативы, но с точки зрения эмоциональной атмосферы: «Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавлены или перевозбуждены домашними, национальными, государственными и глобальными проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы», «кстати, фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции» (Бехтерева, 2008:183).

Чиксентмихайи взял множество интервью у знаменитых соотечественников — творческих личностей, проанализировал биографии многих известных людей и выделил необходимые внешние и внутренние условия для творческого человека (Csikszentmihalyi, 1997):

1. Внешние когнитивные: без знаний и нужной квалификации невозможно войти в «творческий поток».

2. Внутренние когнитивные: привычка к размышлению в одиночестве, привычка к собственному анализу и критической оценке своей работы способствуют становлению признаков дивергентного мышления, и отсюда получаем оригинальное творческое решение.

3. Внешние эмоциональные: возможность не думать о повседневных или других обязанностях, а также благожелательная поддержка и вера кого-нибудь из родственников или друзей в того, кто творит.

4. Внутренние эмоциональные: нужно, чтобы область работы очень нравилась вне зависимости от обстоятельств и наград.

Изучение творческого процесса важно, так как это дает возможность узнать, как мы можем сделать нашу жизнь более счастливой, наполненной и продуктивной. «Как связаны между собой само творчество и подчас неудержимое стремление к нему творцов? Каким образом в этом случае так переплетены эмоции и мышление, что высшее счастье в творчестве — оно само?» (Бехтерева, 2008: 69). Нам нужна позитивная цель, чтобы продолжать жить. Творчество и есть та позитивная цель, которую мы можем поставить перед собой.

Находясь в творческом потоке, человек полностью растворяется в том, что делает, не замечая окружающего. Поэт или ученый, когда творит, не чувствует эмоцию счастья, потому что вдохновенный и увлеченный процесс и есть его счастье.

Потоковое состояние, согласно Чиксентмихайи, требует определенного мастерства и соответствующей задачи, то есть потоковое состояние возникает при определенном уровне мастерства и при определенной сложности поставленной задачи, причем сложность задачи должна соответствовать уровню мастерства (Csikszentmihalyi, 1997). На схеме это выглядит следующим образом:

Рис. 2. Творческий поток.5

Потоковое состояние требует высокого уровня мастерства и высокой сложности задачи для данного уровня. Если мастерство высокое, а уровень задачи низкий, то потоковое состояние не возникнет, вместо этого возникнет состояние расслабления. Если уровень мастерства низкий, а уровень задачи высокий, то вместо потокового состояния будет наблюдаться состояние тревоги. А если уровень мастерства низкий и сложность задачи низкая, то возникнет состояние апатии.

Бехтерева подтверждает мысль Чиксентмихайи об особом эмоциональном фоне в момент творческого потока: «Однако на основе физиологических данных создалось впечатление, что вызванные в нашем эксперименте эмоции — были чужеродны творческому процессу. (…) При творческом процессе развивается свое, особое эмоциональное состояние, в данный момент и именно этому процессу присущее» (Бехтерева, 2008: 360).

Бехтерева анализирует условия, при которых она сделала свои открытия (здесь приводятся только два случая), то есть сопутствующие условия перед творческим озарением (Бехтерева, 2008). Эти гипотезы затем превратились в теории и использовались в медицинской практике.

Гипотеза 1. «Устойчивое патологическое состояние со своей матрицей в памяти и реакциями, его поддерживающими, как важный механизм адаптации при длительно текущих болезнях» (Бехтерева, 2008: 262).

Накануне она была раздражена ситуацией со своим бывшим соавтором по поводу авторства идей в статье, что было не в первый раз за 6 лет сотрудничества. Она решила взять в соавторы другого врача-нейрохирурга и не использовать никакой клинический материал своего бывшего соавтора. Она думала в этот момент о том, почему так сложно лечить хронические болезни, и создается впечатление, что больной как бы сопротивляется лечению. «Не то, чтобы уж всерьез я злилась — не в первый раз, но все-таки, сев за стол, не была образцом миролюбия. И вдруг — понимание (идея!) пришла в голову буквально „ниоткуда“, с ощущением удивительной, неправдоподобной простоты решения» (Бехтерева, 2008: 263). После этого, не доверяя себе и такой легкости открытия, она дала прочитать текст своим коллегам, чтобы узнать, не пришла ли ей эта идея из уже прочитанной литературы и не писал ли об этом кто-то еще до нее. Коллеги подтвердили, что авторство гипотезы принадлежит ей. Бехтерева полагает, что сработало интуитивное мышление, опирающееся на выведенные и не выведенные в сознании исследовательские факты, если мыслить в рамках материалистической идеологии.

Гипотеза 2. «Мозг обеспечивает мыслительную деятельность системой с жесткими (обязательными) и гибкими (переменными) звеньями» (Бехтерева, 2008: 266).

Бехтерева готовилась к выступлению на семинаре. Фон настроения был «мозаичный, позитивно-негативный — в целом выше обычного уровня» (Бехтерева, 2008: 265). Позитивный, так как было желание выступить, а негативный, так как раздражал один научный сотрудник, который доминировал и терроризировал всех своим бойким избирательным цитированием философских текстов на всех семинарах. Она хотела положить этому конец, чтобы он таким образом не утверждался за счет других, которые были намного лучше его в науке, но терялись от его бойкого цитирования. Бехтерева вспоминает, что несмотря на то, что у нее было много материала для доклада, что-то ее все-таки беспокоило, поэтому-то она, вероятно, все время так раздраженно думала об оппонирование этому сотруднику. Очевидно, не было баланса между позитивной частью, то есть собранным материалом исследований, и негативной (наступательно-оборонительной, «воинственной»), то есть готовностью четко сформулировать обобщение своих исследований для победы над тем сотрудником. И вдруг опять, как и в предыдущем примере, буквально ниоткуда, в голове появилась стройная формулировка гипотезы (Бехтерева, 2008: 266).

Она допускает, что хоть формулировки этих двух гипотез пришли как бы «ниоткуда», но до этого было понимание работы механизмов мозга, умение обобщать материал и делать логические выводы. Размышляя об этих и других своих открытиях, Бехтерева пишет, что состояние неожиданного прозрения и открытия ей напоминает гипноз, в том числе и гипноз без речевого компонента. В гипнозе человек начинает принимать информацию от гипнотизера безоговорочно, как гораздо более важную, чем свое знание и свои решения. Это есть проникновение и освоение индивидуумом чужих мыслей, желаний, приказов. «Разумного объяснения гипноза нет, но факт есть и используется» (Бехтерева, 2008: 270). В учебниках говорят, что под гипнозом человек все-таки не переступает каких-то крайних барьеров, но так ли это? Прием мыслей от гипнотизера аналогичен приему идей от Высшего Разума при научном открытии (Бехтерева, 2008). Одних знаний и склада ума недостаточно. Нужно определенное психическое состояние, как бы состояние готовности к такому приему для того, чтобы сделать открытие. Причем такое состояние не слишком отличается от нормы. И не следует слишком сильно хотеть, иначе эмоции помешают быть настроенным на прием и стать оптимальным детектором истины. «Мозг — это что-то вроде сенсорных входов „души“, не имеющей способности к влиянию в нашем пространстве, не имеющей, таким образом, выходов. Может ли в этом случае идти приобретение способности к действию тоже через мозг?» (Бехтерева, 2008: 271). То есть с помощью физического мозга человек реализует в физическом пространстве идеи, принятые от Высшего Разума и то, что происходит у него в душе.

Квантовые теории сознания, как правило, выносят сознание за пределы мозга и определяют мозгу роль радара по улавливанию нелокального сознания, которое везде вокруг нас. Мозг — всего лишь инструмент для связи нелокального сознания с биологическим организмом (Lommel, 2010).

Творческий процесс, согласно Бехтеревой, связан с реорганизацией активности нейронов в мозге, которая происходит параллельно творческому мышлению. Эта реорганизация осуществляется двумя путями: путем постоянной активации при аналогичной деятельности определенных нейропутей (жесткие связи) и путем активации других нейропутей (гибкие связи), представляющих собой как бы «мерцающие» связи (работают то одни, то другие) (Бехтерева, 2008). Мерцающие связи зависят от внешних причин (окружающая обстановка, различные факторы обстановки), но могут зависеть и от внутренних (монотонность деятельности).

Мозг воюет с монотонностью своими средствами — с помощью самоорганизации, или точнее, самореорганизации. Жесткие звенья (связи) продолжают работать, а гибкие звенья (связи) работают попеременно (одни выключаются, а другие включаются). Монотонность работы исследователя сопровождается сменой гибких звеньев, причем все они, тем не менее, продолжают выполнять задачу исследователя. Чем больший процент мозговой ткани вовлекается в мышление за счет гибких звеньев, тем менее избиты ассоциации исследователя (Бехтерева, 2008). Нейрофизиологически измеряется перестройка частоты импульсной активности нейронов, участвующих в выполнении задания.

Отрицательные эмоции способны разбалансировать нормальный мозг. «Несбалансированность „заставляет“ уровни электрических процессов становиться слишком высокими или слишком низкими, в свою очередь далее влияя на баланс эмоций» (Бехтерева, 2008: 184). Человек становится или крайне возбужденным (мозг в перевозбужденном состоянии), что заканчивается нервным срывом, или эмоционально подавленным («психическое отупение») вследствие чрезмерной активности собственных защитных механизмов мозга. Происходит сверхмедленный физиологический сдвиг в мозге. В каждой зоне мозга есть определенный уровень медленно меняющейся базовой активности, постоянный небольшой потенциал.

«Сверхмедленные физиологические процессы (СМФП) представляют собой комплекс, состоящий из этого постоянного, устойчивого потенциала, а также медленных физиологических колебаний разной длительности» (Бехтерева, 2008: 186). Для таких постоянных потенциалов, которые играют решающую роль в функционировании нормального мозга, есть определенные оптимальные диапазоны, различные для разных участков мозга. Причем, если постоянный потенциал вышел за рамки своего оптимального диапазона, то эта зона мозга не может функционировать нормально, как прежде. Эмоции являются важнейшим фактором, влияющим на уровень сверхмедленных физиологических процессов (СМФП). Чем больше зон захватывается эмоциями, тем больше зон имеют СМФП, и тем меньше человек способен мыслить, и тем меньше потенциал творчества у человека. «Эмоционализированный мозг» блокирует нормальную мыслительную активность, и малейшее воздействие, обычные мелкие жизненные неурядицы, становятся «важной атакующей силой» (Бехтерева, 2008: 187). Интегративно уравновешенное состояние мозга теряется. Человек реагирует слишком бурно на любой эмоциогенный раздражитель. Если постоянный потенциал опускается ниже нормального во многих зонах, то становится все труднее испытывать радость или печаль, наступает эмоциональный ступор, и человек не чувствует устрашающей ситуации. Может последовать желание найти более сильные эмоции со всеми вытекающими последствиями.

Мозг человека запоминает свои состояния — нормальные или патологические, и стремится возвратиться к такому состоянию. Трудно бороться с устойчивым патологическим состоянием, зафиксированным в долгосрочной памяти.

Бехтерева видит выход в физической активности, в использовании устной речи и в творчестве. Ее эксперименты показали, как движение и речь приводят в норму некоторые болезненные состояния мозга.

Согласно Бехтеревой, творчество — это гимнастика для мозга, упражнение для привлечения к работе разных гибких звеньев нейросетей мозга. Мозг требует гимнастику, как и мышцы. Творчество это механизм самосохранения и самозащиты для мозга. К механизмам самозащиты относятся также ночные вспышки медленных волн для стирания нежелательных очагов возбуждения, соизмеримость разнонаправленных сдвигов сверхмедленных процессов по количеству включенных зон мозга и интенсивности защиты (например «вал торможения» около патологического очага возбуждения), межсистемная защита — движение против избыточных эмоций (Бехтерева, 2008: 90).

Интересно, что в человеческий мозг встроена даже система детекции ошибок. Когда человек предполагал что-то сделать, но что-то отклонилось от плана, то детектор ошибки (активируется передняя часть поясной извилины) сообщает ему об этом иногда на бессознательном уровне (смутное чувство чего-то невыполненного или выполненного неправильно). Переактивация этой системы ведет к навязчивым проверкам, правильно ли сделал, и к ненужному контролю в процессе творческого полета (Бехтерева, 2008).

При исследовании работы мозга при творческом процессе с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) Бехтерева и ее группа обнаружили приток крови к областям мозга, которые наиболее активно участвуют в творческом процессе. Использовались вербальные тесты.

Рис. 3. Значимые поля Бродмана при вербальном творческом процессе.

На верхнем рисунке вид изнутри правого полушария, а на нижнем боковая сторона левого полушария. Серые квадраты означают значимую активацию при вербальном творческом процессе, причем наибольшая активность в BA 32, 39, 40.

Участникам эксперимента показывали тесты на креативность на мониторах в виде черно-белых матриц с набором различных текстов и словесными заданиями к ним.

Однако творческий процесс может проходить в разных областях знаний и умений, поэтому карта активированных полей по Бродману6 будет отличаться. Итак, при вербальном творчестве, которое изучала группа Бехтеревой, наиболее значимыми полями оказались поля BA 32, 39, 40 и левое полушарие в целом (Бехтерева, 2008).

3.2. Гипотеза о переходе УПС (устойчивого патологического состояния) в УТС (устойчивое творческое состояние мозга) при творческом потоке

Итак, согласно Бехтеревой при хроническом заболевании мозга развивается устойчивое патологическое состояние (УПС) мозга — новый гомеостаз, но уже не здорового, а больного мозга, который удерживает мозг в больном состоянии и является адаптационным состоянием к среде больного организма. Причем Бехтерева выделяет три основных фактора: « (1) общую реорганизацию состояния и взаимодействия мозговых (и организменных) систем, (2) дальнейшее поддержание этой реорганизации по существу теми же реакциями организма, которые ранее удерживали гомеостаз здоровья, причем (3) поддержание реорганизации на основе сформированной матрицы долгосрочной памяти» (Бехтерева, 2008: 48).

Из вышесказанного можно выдвинуть нашу гипотезу о возможности лечения организма через творческий поток благодаря устойчивому и длительному состоянию мозга во время творческого потока. Мозг переходит на другой режим работы, создается устойчивое творческое состоянии (УТС) мозга вместо устойчивого патологического состояния (УПС), и возникает новый гомеостаз, нужный для перестройки и лечения мозга, а отсюда и всего организма. Причем и здесь такая перестройка осуществляется за счет: (1) общей реорганизации состояния и взаимодействия мозговых (и организменных) систем, (2) дальнейшего поддержания этой реорганизации, по существу, теми же реакциями организма, которые ранее удерживали гомеостаз болезни, и (3) поддержанием реорганизации на основе сформированной матрицы долгосрочной памяти.

Иначе говоря, при регулярно повторяющемся «потоковом состоянии» развивается УТС (устойчивое творческое состояние мозга) — новый гомеостаз, который удерживает человека в состоянии творческого энтузиазма, отвлекая от проблем со здоровьем и психикой и адаптируя функции мозга к задачам творческого самовыражения с соответствующей нейрохимией и волновым ритмом. Происходит общая реорганизация работы мозга, которая поддерживается теми же реакциями организма, которые ранее удерживали гомеостаз болезни, и происходит это на основе сформированной матрицы долгосрочной памяти. Устойчивое творческое состояние изменяет нейронный паттерн мозговой активности и нейрохимию. УПС плавно переходит в УТС, и в этом-то и заключается целебный эффект нахождения в «творческом потоке».

3.3. Область творчества и структуры мозга

Если спросить кого-то, происходит ли творческий процесс и озарение в сознании или в мозге, то этот кто-то гарантировано ответит, что в сознании. Что такое мозг, мы знаем, но что такое сознание, никто не может дать определенного ответа.

Считаем ли мы, что (1) сознание — это следствие работы нейронов или, что (2) работа нейронов — следствие нашего сознания? Если мы примем вторую точку зрения, то она приведет нас к вопросу: к чему же тогда привязать нейронаучное исследование творчества, если работа нейронов зависит и организуется сознанием, природу которого мы не знаем?

Для изучения творческого мышления в стройной логичной системе необходимо выбрать правильный эпистемологический подход (можно ли доверят тому способу, с помощью которого мы изучаем?), который, в свою очередь, будет зависеть от онтологической платформы на мозг и сознание (существует ли сознание в мозге или вне мозга, и порождается ли сознание работой нейронов или сознание активирует нейроны?).

В нейронауке не существуют однозначных ответов на эти вопросы в настоящее время. Нейроученые изучают материальный мозг и корреляцию между психическим процессом творчества и активацией материальных нейронов, не отвечая на вопрос, что такое сознание.

Изучается все более углубленно сам мозг и его работа в разных условиях. Исследуется воздействие творческого процесса на всю работу мозга и здоровье.

Итак, современные нейронаучные исследования творческого мозга идут в следующих направлениях:

(1) анатомическое состояние мозга, толщина коры, важность какой-то отдельной структуры;

(2) особая нейрохимия мозга, природная и приобретенная;

(3) генетическая предрасположенность, где гениальность как своего рода аномалия мозга;

(4) функциональные связи нейросетей мозга, где старые установленные связи трактуются в рамках накопления опыта, а озарение — как вмешательство новых ассоциативных связей, т.е. образование «ошалелого» пути между нейросетями и структурами либо из-за утомленности, либо под впечатлением необычной красоты природы или чего-то другого необычного, что потрясает человека, изменяя нейрохимию мозга и обычные нейросвязи.

Для изучения работы мозга при творческом процессе важно принимать во внимание область творчества. Арне Дитрих (Arne Dietrich) предложил теорию креативности, выделив две контрастные области знаний — эмоциональная и когнитивная, и два контрастных типа творческого процесса — спонтанный и преднамеренный (Dietrich, 2004). Эти четыре элемента (эмоциональная область, когнитивная область, спонтанный творческий процесс, преднамеренный творческий процесс) находятся во взаимодействии и могут быть в разных сочетаниях: (1) когнитивная область и преднамеренный процесс, (2) эмоциональная область и преднамеренный процесс, (3) когнитивная область и спонтанный процесс, (4) эмоциональная область и спонтанный процесс. Таким образом, важен тип процесса и важна область творчества. Человек мыслит как эмоционально, так и рационально, но что-то преобладает в творческом процессе и дает разную нейроанатомическую базу. Эмоциональное состояние при творчестве в эмоциональной области требует свои нейронные сети (например участие лимбической системы), а когнитивное состояние в когнитивное области — свои (больше работает префронтальная часть коры головного мозга, связанная с рабочей памятью). Эмоциональная область универсальна, любой может понять то, что выражает поэт или художник через свое творчество. Когнитивная область, как физика или математика, требует специфических знаний и постоянного обновления. Художник, который когда-то нашел свой собственный язык выражения в искусстве, может творить всю жизнь в этом стиле, используя то, что когда-то нашел. Физик же для того, чтобы сказать что-то свое новое, творческое, должен все время обновлять свои знания через чужие открытия в этой области.

Рис. 4. Четыре типа креативности.7

Тип №1 — когнитивная область и преднамеренный творческий процесс. Тип №2 — эмоциональная область и преднамеренный творческий процесс. Тип №3 — когнитивная область и спонтанный творческий процесс. Тип №4 — эмоциональная область и спонтанный процесс.

Тип №1 — когнитивная область и преднамеренный творческий процесс. Биолог, например, работает над проблемой и целенаправленно делает массу опытов, и получается открытие в результате такого преднамеренного творческого процесса. В областях фотографирования, электричества, коммуникаций многочисленные опыты Эдисона дали массу изобретений и более 1000 патентов автору в своей стране. Ему принадлежат слова: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов потения».

Тип №2 — эмоциональная область и преднамеренный творческий процесс. Известно, например, что Лев Толстой переписывал свои произведения по несколько раз, сознательно выбирая лучшие варианты, пока не добивался совершенства.

Тип №3 — когнитивная область и спонтанный творческий процесс. Как говорят, Ньютон создал закон всемирного тяготения, когда увидел падающее яблоко.

Тип №4 — эмоциональная область и спонтанный процесс. Поэты, как правило, ждут вдохновения и создают стихотворения спонтанно, без предварительной подготовки.

Дитрих дает следующее нейроанатомическое описание для творческого процесса, где особая важность придается работе префронтальной области мозга (передняя часть фронтальной доли) и областям под названием ТВЗ. ТВЗ объединяет три доли: теменную, височную и затылочную (ТВЗ — по первым буквам).

Рис. 5. Доли головного мозга человека.

На рисунке изображено левое полушарие и обозначены четыре доли мозга (фронтальная, височная, теменная и затылочная), а также мозжечок и ствол мозга.

Функции ТВЗ отличаются от функций фронтальной доли. В ТВЗ находятся, в основном, нейроны, предназначенные для восприятия, здесь первичные сенсорные и первичные ассоциативные участки коры. Фронтальная кора не получает прямой сенсорной информации и не имеет долговременной памяти в отличие от ТВЗ. Когда нейроны ТВЗ расшифровывают сенсорную информацию, репрезентация этой информации поступает и в рабочую память (префронтальная кора) согласно электрофизиологическим исследованиям.

Префронтальная кора занимает примерно половину фронтальной коры (передняя часть фронтальной доли) и интегрирует уже обработанную информацию, отвечает за волевые решения, абстрактное мышление, временную интеграцию, поддержание и управление вниманием во времени и пространстве, обеспечивает когнитивную гибкость, новые комбинации, критическую оценку, рабочую память (Carlsson, Wendt, Risberg, 2000).

Префронтальная кора неоднородна и имеет свои участки с разными функциями, характеризующиеся разными нейросетями и связями с подкорковыми структурами.

Чем больше мозговых структур связано с интеграцией, тем больше новых комбинаций элементов. Префронтальная кора отвечает за оценку уместности новой идеи, когда она осознается и становится озарением, попадая в рабочую память. Пока информация не представлена в рабочей памяти и не осознана, мы не можем ее передавать или размышлять о ней. Но так как на всех уровнях нейронные сети могут активировать моторную систему, то такое неосознанное знание может создавать новое поведение. Однако сложное креативное поведение требует осознания. Озарение — это только первый шаг по превращению новой комбинации информации в творческий результат. Дальше префронтальная кора начинает извлекать из памяти информацию сознательно, оценивать, поддерживать и управлять вниманием, решать, как реализовать в жизни новую идею и как представить ее.

Дитрих ссылается на Газзанигу (Gazzaniga), который утверждает, что неосознающий мозг работает как параллельный процессор одновременно с осознающим. Новые комбинации информации создаются постоянно, но для осознавания важен тип обработки информации — намеренный или спонтанный. При преднамеренном способе действуют нейроны префронтальной коры, и работа структурирована, рациональна и соответствует внутренним ценностям и системе убеждений.

Согласно Дитриху, спонтанный способ, это когда система внимания не отбирает активно содержание сознания, а позволяет отражать работу памяти, неосознанные мысли, более случайные и нефильтрованные.

Длительная концентрация внимания ведет к переутомлению и к меньшей степени контроля и управления со стороны префронтальной коры. Отсюда и меньше запретов. Поэтому мы сталкиваемся с рассказами великих ученых, которые сделали открытия во сне, в ванне, во время беседы с кем-то на отвлеченные темы и т.д., то есть тогда, когда они вроде бы и не думали о своей профессиональной проблеме, а это получилось как бы случайно. Префронтальная кора извлекает информацию из ТВЗ во временную память и использует свою гибкость, чтобы создать новые комбинации. Она не будет извлекать того, что не соответствует убеждениям и прошлому опыту. Поэтому сознательное обдумывание может ухудшить творческое решение проблемы. Оптимальные варианты решения могут быть заблокированы существующими убеждениями и привычкой решения, так как префронтальная кора ищет на основе формальной логики (А вызывает В) и отметает все то, что не соответствует этой логике. При этом рабочая память, сама по себе, имеет ограниченные возможности для хранения информации, и отсюда меньше вариантов для решения проблемы.

Спонтанный процесс же не ограничивает ментальную парадигму, так как он не инициируется префронтальной корой и не ограничивается рамками рабочей памяти.

Обычно решение при спонтанном процессе воспринимается как момент случая, но переход информации в рабочую память не случаен. Длительная память находится в ассоциативных нейросетях. Память, зависящая от гиппокампа, считается ассоциативной.

Даже сама активность через нейросеть, хранящую знания, может способствовать новому общему состоянию (gestalt). Новые идеи собираются бессознательно и предстают в рабочей памяти в законченном виде. Возможно, этот процесс объясняет интуицию (вывод без рассуждения). Сон признается как самая оптимальная форма спонтанного процесса, ведущего к озарению. Однако для творчества нужны знания и освоение навыков. Знания — это работа ТВЗ, а креативность — это работа дорсолатеральной префронтальной коры и развитая рабочая память. Такова суть теории Дитриха.

В коре мозга есть много ассоциативных зон (80% территории коры), не связанных непосредственно с сенсорными или моторными процессами, где происходит ассоциация (соединение) разносенсорной информации. Каждая такая ассоциативная область коры тесно связана сразу с несколькими проекционными (сенсорными или моторными) зонами. Нейроны ассоциативных областей имеют полисенсорность (умеют реагировать на различные сигналы, поступающие от слуховой, зрительной, кожной и других систем). Такая полисенсорность нейронов позволяет им объединять сенсорную информацию, организовывать и координировать взаимодействие сенсорных и моторных областей коры. Каждая проекционная область коры, будь то сенсорная или моторная, окружена ассоциативными областями.

В связи с этим, Антонио Дамасио характеризует творческий процесс следующим образом (Damasio, 2001):

1) Первичная карта активности нейронов (картированная репрезентация) создается при восприятии предмета (работают зрительная и слуховая области коры). Эта нейронная карта представляет собой конфигурацию сигналов, полученных человеком по отношению к этому предмету.

2) Вторичная карта активности нейронов включает ассоциативную кору, которая хранит память об активированных нейронных сетях при первичном восприятии в виде диспозиционной репрезентации. Диспозиционные репрезентации хранят невидимые записи всех картированных репрезентаций (первичную карту нейронной активности), и они идут в обратном направлении в первоначальную картированную область, где мозг пытается воссоздать первоначальный образ. Иначе говоря, воспоминание ведет к первичной картированной репрезентации, но при этом возникает модификация образов и новизна, и создается что-то новое, что и называется творчеством. Например, если вы видите лицо человека впервые, то у вас создается первичная картированная репрезентация. Если вы уже знаете человека и вспоминаете его лицо, не видя его самого, то вы используете диспозиционную репрезентацию. Если же при воспоминании его лица вы чувствуете радость и улыбаетесь, то здесь участвует диспозиционная репрезентация со стороны префронтальной коры. Для диспозиционных репрезентаций нейронных цепочек в префронтальной коре не важны черты лица человека, им важна релевантность этой репрезентации для всего организма человека в целом. Такие диспозиционные репрезентации в префронтальной коре связаны с той памятью, которая соотносится с первоначальным эффектом события на внутреннюю жизнь организма и внутренние фундаментальные процессы.

Дамасио предполагает, что некоторые отобранные диспозиционные репрезентации реконструируются в первичную карту активности нейронов (в картированную нейронную репрезентацию) и затем передаются во внешний мир как произведения искусства или науки.

3.4. Как можно помочь мозгу быть творческим?

Джон Грузельер, Тобиас Эгнер, Дэвид Вернон и некоторые другие нейроученые подчеркивают важность нейробиоритмов мозга для творческого процесса и считают, что креативные люди имеют более низкий уровень мозговой активности в префронтальной коре (гипофронтальная активность), когда заняты творческим решением проблемы (Vernon, Gruzelier, 2008; Gruzelier, Egner, 2004).

Создание оригинального продукта и творческая деятельность связаны с (1) увеличением связи между нейропутями во время отдыха с открытыми глазами и с (2) более сильной центротеменной альфа-синхронизацией. Нейроученые занимаются исследованием корреляции творчества с нейробиоритмами и даже обучают желающих контролировать свою ритмическую электроактивность мозга. Количество активности при определенной частоте отражает тип обработки информации (сфокусированная концентрация, мечтательность днем, сонное состояние, алертность8).

Смотря на экран, человек учится контролировать свои нейробиоритмы по специальной методике. Когда тета-амплитуда в 5—7 Гц становится более заметной по отношению к альфе в 8—12 Гц, наступает гипнотическое состояние (переход от пробуждения к сонному состоянию, сопровождаемому зрительными образами и обрывками мыслей) (Leach, Gruzelier, 2008). Гипотеза заключается в том, что если научиться поддерживать гипнотическое состояния без засыпания с помощью обратной связи с электроэнцефалограммой, то человек сможет преднамеренно входить в состояние, способствующее творческому процессу (Leach, Gruzelier, 2008). Саморегулирование включает контроль над функциями центральной нервной системы и периферической9, а также автономной и соматической10. Раньше считалось, что научиться произвольно контролировать автономную систему (пульс, давление крови) невозможно, но теперь известно, что можно достичь контроля и лечить головные боли, астму и многие другие болезненные состояния (Gruzelier, Egner, 2004).

Рис. 6. Нервная система по функциональному признаку.

Нервная система по функциональному признаку разделяется на соматическую, отвечающую за произвольные мышечные действия в ответ на стимул, и автономную, отвечающую за непроизвольные действия в ответ на стимул. А автономная, в свою очередь, подразделяется на симпатическую, отвечающую за возбуждение, и парасимпатическую, отвечающую за успокоение.

Рис. 7. Основные мозговые волны.

На рисунке представлены пять основных ритмов: дельта-волны (delta), тета-волны (theta), альфа-волны (alpha), бета-волны (beta), гамма-волны (gamma). Рисунок изображает ритм за 1 секунду. Диапазон частоты означает, сколько волн пройдет за секунду и измеряется в герцах (Гц; Hz). Диапазон амплитуды означает силу сигнала (высоту волны по отношению к базовой линии) и обозначается в микровольтах (мкВ; µV).

Мозговые волны — это электрическая активность нейронов. Ритмы мозга различаются по частоте (скорости) и измеряются в герцах11 и различаются по амплитуде (напряжению) и измеряются в микровольтах12.

Существуют следующие основные ритмы: дельта (0,5—4 Гц), тета (4—8 Гц), альфа (8—12 Гц), бета 1 (12—30 Гц), гамма-волны (30—100 Гц). Один ритм может передавать разнообразные функциональные состояния нейронной коммуникации и вырабатывается разными структурами мозга, причем для каждого человека функциональное значение ритма может варьироваться.

Гамма-волны (30—100 Гц; 10—20 мкВ) появляются, когда человек очень активен и возбужден. Высокая частота волн определяет их слабый электрический потенциал. Отсутствие волн с 40 Гц характеризует людей, которым тяжело учиться. Иногда возникают спонтанно у людей с психическими заболеваниями.

Бета-волны (12—30 Гц; 5—30 мкВ) доминируют над другими волнами, когда человек думает о чем-то или пытается вспомнить, концентрирует свое внимание на чем-то или решает задачу. Интенсивность бета-волн повышается от страха и беспокойства и понижается с мышечной активностью или мышечной релаксацией. Бета-волны связаны с быстрым метаболизмом и повышенным кровяным давлением. Бета-волны характеризуют быстрый сон (со сновидениями). Люди, страдающие от синдрома тревожного расстройства, имеют повышенное выражение бета-ритма. Если существует переизбыток бета-волн, то возникает беспокойство, страх и паника, а если недостаток, то — депрессия, плохое избирательное внимание и плохое запоминание информации.

Альфа-волны (8—12 Гц; 20—200 мкВ) появляются, когда человек созерцает что-то или ему хочется спать, делает монотонную работу, идет пешком, ест, то есть, когда отсутствует активный мыслительный процесс. Эти волны наиболее ритмичные и мощные. Было также обнаружено, что альфа-ритм больше характеризует правое полушарие. Альфа-ритм дает ощущение спокойствия и удовлетворенности. Когда мозг производит большое количество альфа-волн, у человека создается ощущение ясности мышления. Если закрыть глаза, то альфа-волны становятся еще сильнее, и воображение начинает создавать образы, внимание переключается от одной идеи (или образа) к другой и самым непредсказуемым образом. Альфа-волны оказывают лечебное воздействие. Считается, что в альфа-волнах есть диапазон частот, которые резонируют с магнитным полем Земли. Волны с частотой 10 Гц связывают с выделением серотонина, ощущением творческого потока, позитивным мышлением, ощущением повышенной способности к познанию. Каждая область мозга имеет характерный альфа-ритм, но альфа-волны с самой высокой амплитудой находятся в теменной и затылочной областях. Амплитуда альфа-волн уменьшается, когда человек открывает глаза. Так как на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового спокойного человека альфа-волн всегда много, то их недостаток считается признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушением в деятельности мозга или болезнью. Также полагают, что альфа-волны обеспечивают связь сознания с подсознанием. Было установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, и люди с посттравматическим синдромом имеют подавленную альфа-активность мозга.

Тета-волны (4—8 Гц; 10—30 мкВ) появляются, в основном, когда человек спит, медитирует, отдыхает, в минуты творческого озарения. Он не думает, он в полусознательном состоянии, работает подсознание. В этом состоянии сознание не контролирует, что приходит на ум. Поток воспоминаний, ощущений, эмоций не может прорваться напрямую, но впоследствии оказывает влияние на идеи, ощущения и отношения. Тета-ритм связывают с паранормальными явлениями, усиленной способностью к творчеству. Может появиться ощущение духовного познания, или могут проснуться творческие способности и идеи. Комбинация тета-волн с другими волнами может помочь реализоваться творческой идее. Тета-ритм обычно высокий у детей. Тета-ритм может появляться и при бодрствовании, когда человек испытывает фрустрацию, а также у людей с депрессией и с трудностями в обучении. Появление тета-волн очень варьируется у индивидуумов. Именно в тета-состоянии человеческий мозг напоминает свое гипнотическое состояние (гипногогию) из-за картины распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга. Считается, что тренировка мозга в тета-диапазоне увеличивает творческие способности человека. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках. Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам, возможно, объясняется тем, что мозг этих людей не способен по каким-то причинам в обычном состоянии генерировать достаточное количество альфа — и тета-волн, а при наркотическом или алкогольном опьянении мощность электрической активности мозга в альфа — и тета-диапазоне у них резко возрастает.

Дельта-волны (0,5—4 Гц; 100—150 мкВ) характеризуют глубокий сон. Глубокий сон без сновидений обычно имеет частоту 1,5—3 Гц. Однако некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности (глубокое трансовое состояние). Когда человек проявляет действительную заинтересованность в чем-то, то мощность электрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью). Тренировка мозга в дельта-диапазоне позволяет избавиться от бессонницы, помочь психологу и психотерапевту подстроиться под пациента, а затем восстановиться. В дельта-ритме мозг выделяет наибольшее количество гормона роста, а также в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления. Дельта-волны иногда сравнивают с радаром, с их помощью человек получает информацию на уровне интуиции. Люди с большой амплитудой дельта-волн имеют усиленную интуицию. Огромные дельта-волны также связывают со способностью чувствовать сердцем и помогать людям. Некоторые полагают, что если человек понимает, как использовать свои дельта-волны с высокой амплитудой, то это может быть бесценным даром.

Существует также ритм сенсомоторной коры (сенсомоторный ритм). Этот ритм сенсомоторной коры с частотой 12—20 герц и с пиком в 12—14 был обнаружен в эксперименте с кошками и был назван СМР (сенсомоторный ритм). Наблюдалась неподвижность (замирание), связанное с волной СМР (Vernon, Gruzelier, 2008). СМР с подавлением тета-ритма (4—8 Гц) может помочь в лечении эпилепсии и детской гиперактивности.

Для усиления внимания требуется подавление тета-активности и усиление более высокой беты (15—18 герц). Бета/СМР — в основном используется при лечении дефицита внимания (Gruzelier, Egner, 2005).

Альфа-волны (8—12 Гц) в затылочной части мозга человек распознает сам без аппаратуры — релаксированное и мирное состояние. Саморегуляция альфа — и тета-волн используется как техника релаксации, а также при лечении алкоголизма и посттравматического шока (увеличение преобладания теты, 4—8 Гц, над альфой, 8—12 Гц, при закрытых глазах) (Gruzelier, Egner, 2004). Обычно при закрытых глазах доминирует альфа-ритм, но когда человек успокаивается, то начинает преобладать тета, а если впадает в дремотное состояние, то — дельта-ритм. Медитация (когда человек не засыпает) характеризуется преобладанием теты над альфой (Gruzelier, Egner, 2004). То же самое можно сказать и о гипнотическом состоянии. Гипнотическое состояние наступает тогда, когда тета-амплитуда становиться заметной по отношению к альфе.

Практический эксперимент показал, что самотренировка по поддерживанию гипнотического состояния без засыпания с помощью обратной связи с электроэнцефалограммой при обучении нужному ритму дает преимущество для воплощения творческой способности. Эксперименты были удачными для тех, которые занимаются искусством, улучшением спортивных навыков и деятельностью, которая сопровождается нервозными состояниями и большой концентрацией внимания (Vernon et al., 2003; Gruzelier et al., 2006; Ros et al., 2009).

Студенты музыки, а именно музыканты-инструменталисты и начинающие вокалисты, были разделены на три группы (Leach, Gruzelier, 2008):

— группа с тренировкой в альфа-тета,

— группа с тренировкой сенсомоторного ритма,

— контрольная группа.

Электроэнцефалограмма снималась с Pz (центрально-теменная область), бралась мочка левого уха13, глаза закрыты, обратная связь через слуховые сигналы, фоновая музыка колебалась между звуками моря — это тета и реки — это альфа. Если достигается порог, установленный экспериментатором, то мгновенно звучание усиливается. Если человек засыпает, то обратная связь прекращается.

Тренировка изменила уровень творческого потенциала в группе альфа-тета. В группе СМР исчезли только ошибки из-за импульсивности и невнимательности.

Улучшение в группе альфа-тета было между 13,5% и 17%, а в среднем 12% по всем оцененным параметрам (музыкальность, техника исполнения, выразительность, связь с аудиторией, свобода исполнения и т.д.). Некоторые даже имели 50% улучшение. Студенты характеризовали новое приобретенное состояние, как «полет мысли» (Leach, Gruzelier, 2008; Gruzelier, Egner, 2004).

Обучение регулированию нейробиоритмов с помощью специальных технологий в экспериментах Грузельера и коллег улучшает результаты у тех, которые не могут выразить свой творческий потенциал из-за боязни аудитории и нервозной обстановки (Gruzelier, Egner, 2004). Но среди медитирующих буддистов, которые мастерски владеют техникой изменения мозговых волн, не так уж много гениальных творцов. Медитация, возможно, помогает гению, но не создает гения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейронаука о силе мысли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) — представитель позитивной психологии, прославился книгой «Flow: The Psychology of Optimal Experience», переведенной на 30 языков. В русском переводе издалась как «Поток. Психология оптимального переживания». Согласно его теории о потоке, люди наиболее счастливы, если пребывают в особом потоковом состоянии, напоминающим Дзен-состояние — полного единения с деятельностью и ситуацией, что характеризуется свободой, радостью, чувством полного удовлетворения и мастерства.

5

На основе Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi, 1997).

6

Поля Бродмана (Brodmann areas) — это отделы коры больших полушарий головного мозга, отличающихся по строению на клеточном уровне, т.е. цитоархитектонике.

7

На основе 4-х базовых элементов, выделенных Арне Дитрихом (Dietrich, 2004).

8

Алертность — это готовность ко всему, способность моментального перехода к активному действию, бдительность, собранность.

9

Классификация по топографическому признаку.

10

Классификация по функциональному признаку.

11

Герц — единица измерения частоты периодических процессов (например колебаний).

12

Микровольт — единица измерения электрического напряжения, потенциала и электродвижущей силы.

13

Запись потенциалов с каждого электрода осуществляется относительно нулевого потенциала референта, за который принимается мочка уха или кончик носа.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я