18. Рождение жанров
Изобретая синематограф, Люмьеры не только открыли новую технологию, но, сами того не предполагая, дали жизнь новому виду искусства, которое всего за полвека выдвинулось на первые позиции в мировой культуре.
Первые фильмы Люмьеров были исключительно документальными лентами. Они не подразумевали выраженного сюжета, режиссуры, игры актёров. «Выход рабочих с фабрики» — действительно, рабочие лионской фабрики Люмьера выходят на улицу после рабочего дня. Больше ничего на экране не происходит. Но это и есть документ, жизнь без прикрас. И сегодня эта первая в истории кинокартина воспринимается, как удивительно достоверный документ давно ушедшей эпохи. Стоит лишь задуматься — никого из героев этой 50-секундной картины нет в живых. Сменились поколения людей, изменилась сама жизнь. А они — все идут и идут. И у каждого свои мысли, свое прошлое и свое будущее, которое давно уже стало далекой историей…
Таким образом, документальный жанр является самым «древним» из всех существующих. Кстати, то же самое усматривается и в литературе, первые тексты человечества относятся к документальному жанру — летописи и бытовые записки.
Возможно, Люмьеров ввела в заблуждение реакция зрителей — восхищение увиденным на экране они приняли на счет «живых картин» вообще, а не на счет оживших образов повседневной жизни. Отсюда и недооценка изобретателями кинематографа, как вида искусства.