17. Кинооператоры
В феврале 1896 года Люмьеры отправились в мировое турне. Приглашений было огромное количество, но сначала решили отправиться в Лондон. Это турне продолжалось до конца года и привело к тому, что по всему миру стали открывать кинотеатры под маркой «Синематограф Люмьеров».
Но при всей простоте устройства киноаппарата и самой технологии, управляться с этими новинками нужно было уметь. Люмьеры решили поставить дело на профессиональную основу — они ко всему подходили основательно (в чем была заслуга Огюста, который терпеть не мог легковесности и шапкозакидательства). При фабрике «Люмьер и сыновья» в Лионе была открыта специальная школа, в которой Луи и его помощники обучали будущих кинооператоров приемам обращения с киноаппаратурой.
Так родилась первая кинематографическая профессия кинооператора, которая долгое время оставалась основной, поскольку первые фильмы не предусматривали ни режиссуры, ни участия профессиональных актёров. В съемках не применялись сложные осветительные приборы (не было, соответственно, и осветителей), декорации (не было художников-оформителей). Все это пришло в кино много позже.
В обязанности кинооператоров входила съемка фильма, проявка пленки и печать прокатного позитива (при помощи того же киноаппарата, который мог работать в качестве станка для контактной оптической печати), демонстрация готового фильма зрителям. Первые кинооператоры были в полной мере универсалами и настоящими энтузиастами своего дела.