16. Коммерсанты
Как предприниматели братья Люмьер, разумеется, рассчитывали получить прибыль от своего изобретения. Но не от проката фильмов, который они рассматривали исключительно как рекламный ход, а от продажи киноаппаратов и, как следствие, технических материалов к ним — пленки, наборов химикатов для проявки и печати позитивов, другого оборудования — штативов, экранов, проекционных фонарей и так далее.
Коммерческий успех «Синематографа Люмьеров» — так стало называться подразделение семейной фабрики, занимавшееся производством и демонстрацией первых фильмов — стал для братьев большим сюрпризом. Правда, они так до конца и не осознали экономических перспектив кинематографа, считая, что эта технология пригодна только для любителей. И сами по себе фильмы мало кому, кроме самих авторов, интересны.
К счастью, они ошиблись (иначе кинематограф постигла бы судьба таких технологий, как стереофотография, голография и прочие достижения технической мысли следующего ХХ столетия). Несмотря на то, что на фабрику тут же хлынули заказы на киноаппараты, доход, который приносили кинодемонстрации в Париже, многократно превышал доходы от продажи аппаратуры и материалов. Люмьеры удивлялись, качали головами и… напрочь отказывались верить, что открыли новый вид искусства. Кинематограф для них был лишь очередной технической забавой, не более того.