15. Золотые руки Муассона
Братья Люмьеры хорошо рисовали, что помогло Луи набросать эскиз, а потом изготовить полномасштабные чертежи киноаппарата. Однако, практическую реализацию Луи доверил другому человеку — опытному конструктору, главному инженеру-механику фабрики «Люмьер и сыновья» Муассону.
Об этой личности и о таланте Муассона можно судить по сохранившимся киноаппаратам Люмьеров из первых промышленных серий и по тому первому образцу, который и стал «героем» первого киносеанса в «Гран-кафе». Этот образец и стал первой в мире кинокамерой и первым в мире проектором — един в двух лицах, удобный и очень надежный универсал, мастер на все руки.
Мастером был и его создатель. Использовав красное дерево, черный бархат для изоляции щелей и отличную оптику, Муассон построил камеру, которая получилась легкой и очень простой. Она легко трансформировалась в проектор, легко заряжалась светочувствительной пленкой и легко разбиралась. Несмотря на простоту конструкции, воспроизвести камеру Муассона было не так просто, поэтому на некоторое время на рынке киноаппаратуры установилась монополия Люмьеров — если говорить именно о кинематографе, а не о конкурирующих системах (их тоже хватало).
Особой точности изготовления требовал главный механический узел — грейферный механизм. Но именно он доставлял первым кинооператорам больше всего проблем. Скачковый механизм и подвергся первой модернизации.