14. Принципы кинематографа
Даже сегодня, когда традиционный кинематограф уходит в прошлое, уступая место цифровому аналогу, движущиеся на экране картинки кажутся чудом… Разве нет? Или мы уже давно привыкли к подобного рода «фокусам» и разучились удивляться?
Но как бы там ни было, а Луи Люмьеру приходилось полагаться на собственную интуицию. И что самое поразительное — он все сделал настолько верно, что на усовершенствование его примитивного, простенького киноаппарата потребовались десятилетия. Основные узлы долгое время оставались неизменными, совершенствовались лишь детали.
Но самое главное — Люмьерам пришлось открыть для себя физику кинематографа. Секрет здесь в инерционности человеческого зрения (это явление называется персистенцией). Быстро сменяемые статичные фотографии, на которых зафиксированы отдельные фазы движения, при воспроизведении выглядят именно движением, а не прыгающими неподвижными изображениями. Скорость смены кадров в 1/12 секунды человеческим глазом не различается (но мы замечаем мигание света, поэтому скорость смены кадров увеличивается). Сегодня об этом знает любой первоклассник. Но… кто такие тонкости знал в 1894 году?
Кинетоскоп Эдисона и сегодня выглядит этакой монструозной, громоздкой, сложной машиной. А киноаппарат Люмьеров изящен, невелик, почти портативен. Кинетоскоп словно музыкальный шкаф, основательный и загадочный инструмент. Киноаппарат Луи Люмьера — модификация классического деревянного фотоаппарата, образец простоты и минимализма.