Соблазненные одиночеством

Николай Фохт, 2022

Драматические произведения разных, в общем-то тоже драматических лет. По сценарию снят фильм (в книжке – авторский вариант), по "Песням и огонь" на радио Свобода был поставлен радиоспектакль – поэтому внутри есть песенки. Как и в той настоящей жизни много любви и алкоголя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соблазненные одиночеством предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Зачем ты ушел

Сценарий полнометражного фильма. Авторская версия

МОСКВА. РАННЯЯ ОСЕНЬ. СУМЕРКИ

По улицам мегаполиса в сумеречной дымке уверенной походкой идет человек.

Это мужчина, на вид ему не больше сорока. Под пальто отличного кроя угадывается правильная осанка. На голове модная вязаная шапка.

Движения человека рациональны: он обходит редкие лужи на асфальте, не глядя под ноги, ныряет из одного двора в другой — там непривычно тихо и пусто для огромного города. Звуки его шагов отражаются от бетонных конструкций жилых домов, пустых учреждений, новостроек.

Вынырнув из арки очередного двора, человек оказывается на набережной, перед мостом на другой берег реки. Он пересекает проезжую часть, подходит к парапету. Несколько секунд стоит над водой. Засовывает руку в карман пальто, достает что-то и бросает в воду. Видно, как небольшой предмет по высокой дуге плавно падает в серую реку.

Мужчина своим упругим шагом заходит на мост.

Он идет на другой берег и исчезает из вида за изгибом моста.

В ту же секунду мегаполис оживает: из-за поворота выезжают один за другим автомобили, загораются в вечернем режиме фонари. Проявляются звуки, характерные для большого города — шум мотора автомобилей, вой сирены скорой помощи, музыка из окна; улицу заполняют прохожие.

НАТ. ГОРОДСКАЯ ПРИСТАНЬ. УТРО.

На пристани стоит мужчина в знакомом пальто. Это ВАЛЕНТИН. Не красавец, среднего роста. Следит за собой, хорошо одет.

Валентин пристально вглядывается в пространство за изгибом реки. Смотрит на хронометр на руке. С недовольством, немного картинно покачивает головой.

К Валентину сзади подходит девушка, она становится рядом и заинтересованно смотрит в том же направлении. Это ЕВА. Ей на вид 23–24 года. Она одета в практичную, дорогую куртку, джинсы, на ногах — хорошие осенние ботинки.

Они стоят так несколько мгновений, Ева утрированно копирует сосредоточенное выражение Валентина.

Первым не выдерживает Валентин: он улыбается, смотрит на Еву. Та продолжает очень серьезно всматриваться вдаль. Подержав на себе несколько мгновений взгляд Валентина, Ева смеется. Валентин обнимает ее, они отходят от пристани.

Ева и Валентин гуляют по набережной, к которой спускается большой городской парк. Подходят к подъему, ведущему в парк, делают несколько шагов вверх. Ева останавливается — корчит гримаску, всем своим видом показывает, что ей лень подниматься. Валентин знает, чего она хочет — делает шаг вперед и покорно подставляет спину. Ева, как маленькая забирается на спину и Валентин начинает подъем.

Добравшись до верха, Ева и Валентин продолжают прогулку. Они неспешно прогуливаются, держась за руки. Они общаются молча, жестами, взглядами: она показывает ему на красивое дерево в парке — он согласно кивает; вместе они улыбаются забавному персонажу, прошедшему навстречу; он просит ее попозировать на фоне реки и — она послушно становится фотомоделью, Валентин фотографирует Еву коммуникатором.

Вдруг взгляд Валентина меняется — он видит, как из-за излучины реки появляется точка теплохода. Валентин удовлетворенно улыбается, они с Евой возвращаются к пристани.

НАТ. КРЫТАЯ ПАЛУБА РЕЧНОГО ТРАМВАЙЧИКА. ДЕНЬ.

В речном трамвайчике никого, кроме Евы и Валентина. Они сидят за столиком у иллюминатора и играют в шахматы. Валентин очень серьезен, Ева более расслаблена, она снисходительно наблюдает за размышлениями Валентина — он делает ход. Ева кивает, и быстро делает ответный ход. Валентин видит, что проиграл. Он не раздосадован, он принимает проигрыш, как должное. Ева достает из кармана куртки изящный блокнотик и что-то пишет в нем. Вырывает листок с написанным, сворачивает пополам, показывает листок Валентину. Он вздыхает и кивает. Ева прячет листочек в карман джинсов, убирает блокнот в карман куртки. В этот момент входит официант и ставит на стол бутылку красного вина и фрукты.

Валентин пересаживается к Еве, обнимает ее за плечи: они, потягивая из бокалов вино, смотрят на проплывающий мимо них город…

НАТ. ГОРОДСКАЯ ПРИСТАНЬ. ДЕНЬ.

Речной трамвайчик причаливает к пристани на набережной в центре Москвы. Ева и Валентин выходят на берег.

Ева и Валентин поднимаются по каменным ступенькам в центр мегаполиса.

НАТ. БУЛЬВАР. ДЕНЬ.

Ева и Валентин мерно идут по бульвару. Вдруг Валентин сворачивает с дорожки и тянет за собой Еву. Они переходят проезжую часть и ныряют во дворик.

НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ДЕНЬ.

Ева и Валентин выходят из двора и оказываются перед школой, Валентин дает Еве коммуникатор, а сам идет к входной двери. Ева фотографирует его на фоне входа и школьной вывески.

В этот момент дверь открывается и из школы выходит пожилая дама. Это — Учительница Валентина. Валентин видит ее и здоровается с почтением. Она узнает Валентина, всплескивает руками. Он целует ей руку и подзывает Еву.

Учительница, Валентин и Ева разговаривают.

НАТ. БУЛЬВАР. ДЕНЬ.

Ева и Валентин продолжают гулять по московским бульварам. Ева картинно капризничает, тянет Валентина к скамейке. Они усаживаются, Ева кладет голову на плечо Валентина.

Валентин достает из кармана пальто коммуникатор, подносит его ко рту.

ВАЛЕНТИН

(громко в микрофон коммуникатора)

Такси!

НАТ. ВХОД В КИНОТЕАТР. ВЕЧЕР.

К кинотеатру подъезжает такси. Из машины выходят Ева и Валентин. Они подходят к входу в кино. Ева пытается придать лицу равнодушное выражение. Перед самой дверью Валентин останавливается, смотрит на Еву. Ева, поджав губы, нехотя достает из кармана записочку и отдает Валентину. Он разворачивает записку и читает:

НАПИСАНО РУКОЙ ЕВЫ:

Хочу в кино.

Валентин прячет записку в карман, победоносно смотрит на Еву. Они синхронно улыбаются и входят внутрь кинотеатра.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

Ева и Валентин заходят домой. Ева включает свет в холле. Валентин обнимает ее сзади, Ева закрывает глаза и делает вид, что засыпает стоя.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. КУХНЯ. НОЧЬ.

Ева одна на кухне, пьет чай. Вдруг рядом звонит коммуникатор, оставленный Валентином. Ева смотрит на часы, вмонтированные в плиту — полпервого ночи. Она берет коммуникатор и несет его в кабинет Валетнина.

ИНТ. КВАРТИРА ВАЛЕНТИНА И ЕВЫ. КАБИНЕТ ВАЛЕНТИНА. НОЧЬ.

Ева, не заходя, открывает дверь в кабинет — Валентин работает за компьютером.

Ева с улыбкой протягивает ему коммуникатор.

Валентин выходит из-за стола, берет коммуникатор, смотрит на дисплей, нажимает кнопку приема.

ВАЛЕНТИН

Алло, да.

Валентин с вежливой улыбкой прикрывает дверь в кабинет перед носом Евы.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. ХОЛЛ. НОЧЬ

Ева в некоторой растерянности возвращается на кухню. По дороге на кухню Ева проходит мимо картины в красивой раме и с автономной подсветкой, которая висит на стене.

Картина среднего формата — парафраз знаменитой пименовской «Новой Москвы», только с поправкой на современность: на Манежной теперь одностороннее движение, поэтому девушка за рулем повернута к нам лицом. И девушка эта очень похожа на Еву…

ИНТ. ТЕАТР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ВЕЧЕР

Уютный малый зал одного московского театра. Сцена близко к зрителям, занавеса нет.

На сцене — яркие и странные декорации.

Почти все зрители уже заняли свои места. Публика тут не случайная, в глаза бросаются экстравагантно одетые мужчины и женщины, немало и персонажей затрапезного вида. Это — особая часть московской богемы: самая прогрессивная, рафинированная, смотрится она несколько утопически. Многие зрители знают друг друга.

В первых рядах зрительного зала сидит Ева.

НАТ. ВХОД В ТЕАТР. ВЕЧЕР

Вход в театр ярко освещен. Спешит к началу представления элегантно одетая пара. Они забегают внутрь мимо афиши с портретом модного поэта и названием «СЛОВО СЛАВЫ».

ИНТ. ТЕАТР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ВЕЧЕР

Ева, разглядывает сцену, крутит головой, рассматривая зрителей. Кивает кому-то, улыбаясь.

Она часто смотрит на вход.

Все расселись. Слышны характерные для представления, которое задерживается, хлопки нетерпеливых.

Ева вновь оборачивается и смотрит на вход.

В зал энергично входит Валентин. Безукоризненный костюм. У него по букету в руке.

Ева видит его и резко отворачивается. Валентин уверенно идет к своему месту и садится рядом с Евой.

Едва он опускается в кресло, в зале гаснет свет, на сцену выходит герой вечера, модный поэт. Он здоровается с публикой и начинает читать стихи.

Ева поворачивается к Валентину и укоризненно качает головой (действие на сцене совсем близко, даже шепотом говорить неудобно). Он виновато кивает — получилось в такт музыке и ритмичному голосу, который доносится со сцены. Ева, сдерживая улыбку, переводит взгляд на сцену, но через мгновение опять смотрит на Валентина. Она кивает на один из букетов. Он беззвучно произносит: «тебе». Ева показывает на второй букет. Валентин, кивая в сторону сцены, также беззвучно: «ему». Ева прыскает от смеха.

Поэт заканчивает читать. Зал взрывается аплодисментами.

Ева тоже хлопает.

Аплодисменты стихают, и действие на сцене возобновляется: свет гаснет, звучит музыка, луч прожектора высвечивает на сцене танцевальную пару. Поэт начинает новое стихотворение в музыкально-танцевальном сопровождении.

Валентин дотрагивается до руки Евы. Она видит, что на его коленях две одинаковые коробочки для ювелирных украшений. Подсвечивая коробочки коммуникатором, Валентин предлагает ей выбрать.

Пару секунд подумав, Ева показывает пальчиком на коробочку на дальнем от нее колене.

Жестом он разрешает забрать приз. В коробочке шоколадная конфета. Ева отправляет ее в рот. Выразительно смотрит на коробочку оставшуюся.

Валентин деланно вздыхает и разрешает.

Она открывает вторую коробочку — там массивное платиновое кольцо с изумрудом.

ЕВА

(почти в полный голос):

Ой!

Сидящие рядом зрители оборачиваются.

Ева улыбается, одними губами говорит: «люблю». Она надевает колечко на средний палец правой руки. Протягивает руку герою. Тот подсвечивает ее ладонь коммуникатором.

Новое колечко отлично сочетается с таким же массивным обручальным кольцом на безымянном.

Валентин улыбается удовлетворенно. Он берет Еву за руку, и они сосредотачивают внимание на поэтическом спектакле.

НАТ. ВХОД В ТЕАТР. ВЕЧЕР

К театру подъезжает такси, с трудом находит место для парковки напротив входа. Такси выделяется среди дорогих частных авто, стоящих у театра. Водитель такси выходит, энергично протирает ручки на передней и задней правых дверях автомобиля. Затем протирает лобовое стекло и передние фары. Возвращается на водительское место.

ИНТ. ТЕАТР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

Последние слова поэта зал подхватывает овацией. Поэт и участники странного представления выходят на поклоны.

Валентин берет в руки букет, предназначенный для артиста.

ВАЛЕНТИН

Пойду, отдам. Или сама хочешь?

Ева отрицательно машет головой. Она выхватывает у него и второй букет, они стремительно, почти бегом покидают зрительный зал.

НАТ. САЛОН ТАКСИ. ВЕЧЕР.

Валентин и Ева садятся в припаркованное такси. Шофер через зеркало заднего вида ждет, когда они усядутся.

ШОФЕР

Добрый вечер, Валентин Юрьевич.

Шофер включает зажигание.

Валентин кивает в ответ на приветствие. Смотрит на Еву.

Машина трогается.

ЕВА

Ну, как?

ВАЛЕНТИН

Мне понравилось. Ярко. У танцовщицы красивые ноги. А тебе?

ЕВА

(любуясь кольцом)

Давно такого удовольствия не получала.

Ева переводит взгляд на Валентина, порывисто целует его в губы.

ВАЛЕНТИН

(после паузы)

Леша Буранов днем позвонил — решил устроить отходную. Внезапно. Только для нас. Из ресторана — в аэропорт. Позитив — прощание будет искрометным. Негатив — поужинать нормально не получится — Леша уболтает.

ЕВА

Да бог с ним. Я дома поела. Ты усталый какой-то. Не болеешь?

ВАЛЕНТИН

Весь день в конторе. Даже в театр на такси — а тут всего-то километров пять.

Такси останавливается.

ИНТ. РЕСТОРАН. ВЕЧЕР.

Скорее это не ресторан, а ночной клуб — слишком громкая музыка, на крохотном танцполе профессионально танцуют три девушки.

ИНТ. РЕСТОРАН. ЗОНА ТАНЦПОЛА

За столиком рядом с танцполом сидит БУРАНОВ. Ему лет 35–37. Блондин, красавец, знает об этом. Отличное настроение — громкая музыка и многолюдность его только повышают. Буранов даже не замечает, как к столику подошли Ева и Валентин.

ЕВА

(громко)

Молодой человек, а вы один? Можно к вам?

Буранов вскакивает, он искренне рад. Мгновенно включается в общение.

БУРАНОВ

Страшно буду по вам скучать!

ВАЛЕНТИН

До этой реплики у тебя еще пара часов. Леша, а ты не мог выбрать уголок потише?

БУРАНОВ

(жизнерадостно)

Да все резёрвед! Тут отлично посидим.

ВАЛЕНТИН

Резервед, потому что я заказал. Пошли.

Буранов послушно встает из-за стола, и вся компания перемещаются в зону чилаута.

ЕВА

(пока они идут)

Эх, Буранов, забыл, с кем дело имеешь?

БУРАНОВ

Тебе не страшно жить с гением? Они же все зануды. И рано умирают.

ЕВА

Я понимаю, тебе по должности положен медицинский юмор. Или завидуешь?

БУРАНОВ

Одно другому не мешает.

ИНТ. РЕСТОРАН. ЧИЛАУТ

Компания усаживается за столик — тут совсем другая атмосфера: фоновая спокойная музыка, мягкий свет. На столе в вазах — два знакомых букета. Официанты открыли и разлили шампанское.

БУРАНОВ

Тост! Я скажу быстро и главное. Валя, мне будет не хватать твоей железобетонной надежности. Твоей дружбы. Ты научил меня ходить — пешком…

ВАЛЕНТИН

Готовился к тосту!

БУРАНОВ

(продолжая)

Ева, ты наверняка не знаешь. Он же не скажет — он не маркетолог и прогнозист, он разведчик! У меня умер больной, под ножом. Не простой больной. С двух сторон меня прижали: родственники в суд подали, дружки покойника организовали наезд. Мрак. Я к Вале — чтобы попросил за меня своих высокопоставленных друзей. Знаешь, что он сказал? Тебе надо гулять больше, у тебя паника. Я его обматерил. А он утром звонит, как ни в чем не бывало: я тебе серьезно говорю — тебе надо проходить километров десять каждый день. Вечером я пошел домой пешком. Замерз, но спал как убитый. На следующий день все мои проблемы разрешились: бандиты пропали, иск отозвали. Я у Вали никогда не спрашивал, что и как — я просто с тех пор хожу с работы пешком. И для простаты полезно.

ЕВА

Точно готовился.

БУРАНОВ

Валя, за тебя, за вас, Евочка.

Выпивают. Идет обычный ужин.

ЕВА

Так ты вон что умеешь. Мало того, что сам шлендраешь, других заставляешь. (Буранову) А я, Леша, хочу машину.

ВАЛЕНТИН

В нашем распоряжении все таксопарки галактики — зачем тебе проблемы?

БУРАНОВ

Ева, ты что, на святое! За 20 лет он на такси наверняка потратил два бентли. И еще пару бентли и так может себе позволить.

ВАЛЕНТИН

За 20 лет я не потратил, а сэкономил тысяч 20 долларов.

БУРАНОВ

(Еве)

Сделал все, что мог. Давай выпьем за радости жизни, за женщин!

ВАЛЕНТИН

Давай. За Паолу.

БУРАНОВ

Евочка, за тебя.

За столом раскованная беседа. Буранов, опьянев больше других, что-то рассказывает Еве. Валентин смотрит на хронометр.

ВАЛЕНТИН

(Буранову)

Тебе через 20 минут надо выходить.

БУРАНОВ

Это, если пешком. Может, ты мне выделишь автомобиль из своего золотого таксосписка?

ВАЛЕНТИН

Я про это и говорю: через 20 минут машина у подъезда. А Паола встретит? Ты когда по — местному прилетаешь?

БУРАНОВ

Это же Европа! Ты что. Там автобус, расстояния другие, пять минут и дома. Куда ее в такую рань поднимать.

ВАЛЕНТИН

Ясно. Мне позвонить надо, тут ловит плохо. А вы прощайтесь.

Валентин выходит из чилаута.

ЕВА

Ты, правда, хочешь там жить?

БУРАНОВ

Правда, Ева. У Паолы своя клиника, я там буду работать спокойно, максимум три операции в неделю.

ЕВА

И любимая жена.

БУРАНОВ

(серьезно)

Представь себе.

ЕВА

Просто мы тоже будем скучать. У него тут друзей больше и нет…

Входит Валентин.

БУРАНОВ

За нами пришли.

ВАЛЕНТИН

Тосты еще будут? В Рейкьявике утром +7 и дождь.

БУРАНОВ

Хорошо сказано!

Смеются. Выпивают. Вечеринка закончена.

НАТ. ВХОД В РЕСТОРАН. НОЧЬ

Ева, Валентин и Буранов вышли из ресторана. Подъехало такси. Швейцар укладывает в багажник дорожную сумку Буранова. Сзади стоит официант с букетами. Прощаются — Ева целует Буранова.

ЕВА

Паоле привет.

Друзья обнимаются.

Буранов садится в машину. Такси отъезжает. Его место занимает другое. Ева и Валентин садятся в машину, официант подает букеты.

Такси увозит Еву и Валентина домой.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. СПАЛЬНЯ. УТРО.

Валентин открывает глаза. Несколько мгновений просто лежит, потом смотрит на окно спальни — сквозь неплотные шторы пробивается утренний свет. Он поворачивается на бок, смотрит на спящую Еву. Будит ее, дотронувшись до плеча.

ЕВА

(сквозь сон)

Уже девять, вставать?

ВАЛЕНТИН

(шепотом)

Нет, полвосьмого.

ЕВА

Еще можно поспать.

ВАЛЕНТИН

Нельзя поспать. Мы вчера недоцеловались. Я против нефинальности действий.

ЕВА

(поворачиваясь к нему)

Тебе не лень с утра пораньше столько глупых слов говорить. Не можешь просто сказать, что хочешь?

Ева обнимает его и целует в губы не по-утреннему серьезно.

ИНТ. АЭРОПОРТ РЕЙКЬЯВИКА.

Вместе с другими пассажирами в зал прилета аэропорта Рейкьявика выходит Буранов. Часы аэропорта показывают пять утра местного времени. У огороженного коридора один единственный встречающий. Долговязый мужчина держит у груди картонную табличку.

Когда Буранов поравнялся с мужчиной, он читает (а больше и смотреть некуда), что написано на табличке:

TAXI FOR MR. BURANOOFF.

Буранов останавливается, перечитывает, смотрит на мужика. Тот улыбается, спрашивает:

ДОЛГОВЯЗЫЙ:

Mister Buranoff? Morning, speak English? Follow me to car.

Обалдевший Буранов послушно идет за мужиком.

БУРАНОВ

(восхищенно и растроганно самому себе)

Ну, Валя, ты даешь.

ДОЛГОВЯЗЫЙ

Sorry?

БУРАНОВ

Nevermind.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. УТРО.

Ева просыпается от резкого звука — пока она была в полусне, звук был похож на детский крик. Открыла глаза, повернула голову — в постели она одна. Смотрит на часы — 11.00.

Вдруг необычный звук повторился — конечно, это никакой не крик.

Ева встает с кровати и идет на кухню.

Она застает уже практически одетого на работу Валентина за приготовлением апельсинового сока — допотопная соковыжималка орет хуже дрели.

ЕВА

(пока соковыжималка молчит)

Господи, что это? Заляпаешь рубашку. Зачем ты ее достал? Ты хоть помыл?

ВАЛЕНТИН

(нарезая половинки апельсинов)

Важная соковыжималка. Решил вспомнить время, когда я мечтал построить совершенный мир. Ты и фреш по утрам — вот что мне казалось главным для этого.

ЕВА

(садясь за стол)

А откуда апельсины?

ВАЛЕНТИН

Вниз сбегал.

ЕВА

Не ври.

ВАЛЕНТИН

Не вру — шучу. Ну, заказал на сайте. Вчера.

ЕВА

Мог бы там и новую соковыжималку заказать. А лучше, уже готовый сок. Что еще на завтрак?

ВАЛЕНТИН

Пицца. С анчоусами. Разогреть только. Сок сам хотел сделать.

Включает микроволновку.

ЕВА

Эти твои вечные анчоусы…Хочешь построить совершенный мир, а день начинаешь с нездоровой пищи. Пицца, кофе.

ВАЛЕНТИН

(наливая ей в стакан сок)

А сок?

ЕВА

(делая глоток)

Разве что сок.

Валентин ставит на стол пиццу, наливает кофе, они завтракают.

ЕВА

А чего на работу не спешишь?

ВАЛЕНТИН

Куда спешить? Сегодня только одна встреча, раньше там нечего делать (после небольшой паузы). Я хочу, чтобы ты зашла сегодня ко мне.

ЕВА

(недовольно поморщившись)

У-у-у, на фиг? Я у тебя не люблю.

ВАЛЕНТИН

Приезжай в четыре. Потом поужинаем где-нибудь.

ЕВА

В «Европе»?

ВАЛЕНТИН

Надеюсь, моей фантазии хватит на большее.

ЕВА

А мне там нравится.

ВАЛЕНТИН

Доедай, я всё.

Валентин быстро собирается — элегантная трикотажная кофта, ботинки, пальто.

Звонит радиотелефон. Ева берет трубку.

ЕВА

Да, мама, привет.

Валентин в дверях машет на прощанье рукой.

ЕВА

Мам, сейчас Валю провожу, секунду.

С трубкой вы руке подходит к Валентину, целует в щеку.

ВАЛЕНТИН

В четыре.

Ева кивает, закрывает за ним дверь. Возвращается на кухню, берет трубку. Разговаривает, допивая кофе, доедая пиццу.

ЕВА

Ага, мам. Все хорошо, у тебя? Да, ушел. Мам, ну что я буду делать — прибраться попробую. Нет, обедать мы в городе будем.

Закончив завтрак, не прерывая разговора, Ева ходит по квартире, одной рукой наводит порядок.

ЕВА

Мам, какая разница, кто у нас ходит в магазин? Нам иногда доставляют продукты, иногда я… Не хочу работать. Ну и что мне с этим красным дипломом делать? Я не стану гламурной клушей… У тебя плохое настроение?

Ева, не прерывая общения, поднимает с пола пиджак Валентина, в котором он был вчера — пиджак сполз со спинки стула. Несет его в платяной шкаф.

ЕВА

Мам, Валя не против, чтобы я работала. Нет сейчас хорошей работы. Ну, нет в Москве венгров, они в Европу переместились, что я могу поделать. Мне и так хорошо, понимаешь?

Ева надевает пиджак на плечики и вешает в шкаф. Поправляет загнувшийся лацкан, разглаживает полы пиджака. Под рукой чувствует какой-то твердый предмет.

Непроизвольно достает предмет из бокового кармана.

ЕВА

Что потом будет, посмотрим. Вот приберусь, последний раз пообедаю в ресторане и устроюсь на работу.

В ее руках та самая, а может быть точно такая же коробочка для ювелирных украшений, что были вчера.

ЕВА

Все, мама, некогда мне, нужно в киоск, «Из рук в руки» купить. Да, и шутить разучилась. Стану работать, научусь обратно. Не волнуйся, все хорошо, пока.

Она откладывает телефонную трубку, ставит коробочку на колени. Смотрит несколько мгновений на коробочку, не решаясь ее открыть. Открывает — там массивное золотое кольцо с крупным бриллиантом. Ева достает кольцо и примеривает. Сначала, на одну руку, потом не другую — кольцо подходит только на указательный и большой. Она вертит руку с кольцом, пытаясь понять, красиво или нет. Не приняв, решения, стягивает кольцо, кладет его в коробочку, возвращает коробочку в карман пиджака. Закрывает зеркальную дверь шкафа. Смотрит на свое отражение, на отражение руки с подаренным вчера кольцом: внимательно и серьезно.

НАТ. САЛОН ТАКСИ. ДЕНЬ.

В зеркале заднего вида водитель видит Еву. Она смотрит в окно. Машина катит по центральным улицам Москвы.

ЕВА

(водителю)

Вот тут, у входа прижмитесь.

НАТ. ВХОД В КАФЕ ЕВРОПА. ДЕНЬ

Ева заходит в кафе, над входом в которое вывеска ЕВРОПА. Сквозь огромные витрины окон видно, что внутри мало посетителей. Ева проходит мимо к столику у окна, вешает пальто на вешалку, к ней подходит официантка. Ева заказывает, в ожидании заказа, смотрит на улицу. Вдруг ее взгляд сосредотачивается на чем-то определенном.

ИНТ. КАФЕ ЕВРОПА.

Ева видит, как к особняку напротив Европы подъехало такси, из него вышел Валентин, разумеется, она его узнала бы и со спины, но он развернулся, нагнулся, что-то сказал водителю. Машина отъехала. Валентин быстро вошел в двери особняка.

Официантка принесла кофе. Ева нашла глазами уличные часы — 15.15. Не притронувшись к кофе, сняла с вешалки пальто, на ходу оделась. Уже у двери кафе, развернулась, вернулась к столику, положила на стол деньги за кофе и вышла из «Европы».

Ева переходит дорогу и входит в особняк.

ИНТ. АГЕНТСТВО «МАКК». РЕЦЕПШН. ДЕНЬ.

Внутри — офис. Офисная роскошь, дизайнерский интерьер. Секьюрити в униформе. Рецепшн, за стойкой девица-референт. Пустой холл. Только на диванчике сидят двое в черных, почти одинаковых костюмах — они смотрятся неорганично в этом стильном интерьере.

Ева направляется к стойке рецепшн. Девица-референт здоровается первой.

ДЕВИЦА

Здравствуйте, Ева Александровна, раздевайтесь, пожалуйста. Я вас сейчас провожу к Валентину Юрьевичу.

Девица выходит из-за стойки. Ева снимает пальто, девица забирает и вешает в шкаф. Референт идет в глубину конторы, Ева следует за ней. В коридорчике они поравнялись.

ЕВА

(негромко)

Марусь, а что так официально?

ДЕВИЦА

(в тон ее голосу)

У генерального Савицкий, сейчас Валентин Юрьевич к ним присоединится, в пятнадцать тридцать.

Ева заходит в кабинет Валентина.

ИНТ. АГЕНТСТВО «МАКК». КАБИНЕТ ВАЛЕНТИНА.

В кабинете Валентина тесновато. Два стола: на одном два монитора, под углом друг к другу; второй стол похож на письменный — в творческом беспорядке, на нем — куча разных папок, разрозненных бумаг. Рядом с письменным столом — квадратная доска, на дощечке мел. На доске формулы, алгебраические символы.

Ева присела за письменный стол.

В этот момент дверь открывается, заходит Валентин.

ВАЛЕНТИН

Привет. Что так рано?

Он подходит к столу и берет стопку одинаковых папок.

ЕВА

Да так получилось. А ты что, до четырех успеешь — у тебя переговоры, Маруся сказала.

ВАЛЕНТИН

(почему-то весело, окинув жену оценивающим взглядом)

Могу не успеть. У нас еще пять минут есть, пойдем что-то покажу. Что за духи?

ЕВА

ISA

ВАЛЕНТИН

Хорошо, пошли, быстро.

Они проходят быстрым шагом несколько коридоров. Валентин распахивает одну из дверей и пропускает Еву вперед.

ИНТ. АГЕНТСТВО «МАКК». ГЛАВНАЯ ПЕРЕГОВОРНАЯ.

Ева заходит в просторную комнату для переговоров. За столом — начальник Валентина СЕМЕНОВ и два господина — один молодой, с длинными волосами, продувным взглядом, другой импозантный, в дорогом костюме. Трое мужчин с интересом смотрят на Еву, особенно удивлен Семенов. Валентин входит, закрывает за собой дверь.

Импозантный мужчина привстав, поздоровался с Евой. Ева отвечает кивком.

ВАЛЕНТИН

Добрый день, господа. Меня зовут Валентин Повагин, это Ева Александровна, наш специалист по нейролингвистическому кодированию, она нам будет нужна сегодня.

СЕМЕНОВ

Да. Присаживайтесь Ева Александровна. Думаю, наших гостей представлять не надо…

ВАЛЕНТИН

Ну, Ева Александровна первый раз на переговорах…

СЕМЕНОВ

Разумеется. Владимир Ильич Савицкий, владелец «Инвестиционной Компании Савицкого», сенатор от Калининграда.

Импозантный еще раз привстал, не сводя взгляда с Евы.

САВИЦКИЙ

Точнее, член совета Федерации. А это, Ева Александровна, мой помощник Александр Чигиани.

СЕМЕНОВ

Хорошо, давайте приступим к делу. Валентин Юрьевич, вы просчитали стратегемы, о которых мы в прошлый раз говорили.

ВАЛЕНТИН

(раздавая папки с бумагами. Еве тоже досталась папка)

Вот, подробные расчеты, выводы по этим расчетам и мои рекомендации по каждой из стратегем.

СЕМЕНОВ

Резюме?

ВАЛЕНТИН

Двенадцатая страница. Стратегема под номером. За нее я ручаюсь. Риски сводятся к 4–5%. Единственный минус — большие затраты на сопроводительный этап.

САВИЦКИЙ

Насколько большие.

ВАЛЕНТИН

Навскидку, 2–3 миллиона. По остальным стратегемам, риск не опускается ниже 16 процентов.

САВИЦКИЙ

Понятно. А вот интересно, чем нам поможет… как вы сказали, вот чем Ева Александровна занимается?

СЕМЕНОВ

Действительно, интересно.

ВАЛЕНТИН

Нейролингвистическое кодирование. Ева Александровна разработает комбинации ключевых слов и семантических связок для названий вашей новой продукции и русских наименований вашего импорта. Она просчитает возможные модели и даст коды. Только после этого к делу приступят креативщики. Это тотальная модель, она же самая эффективная.

САВИЦКИЙ

У меня нет вопросов. А у тебя, Александр Георгиевич?

ЧИГИАНИ

(очень серьезно)

Нет, Владимир Ильич.

САВИЦКИЙ

Господа, завтра я дам ответ. В общем-то, мне все ясно, но решения по таким крупным суммам привык принимать не один.

СМИРНОВ

Разумеется, Владимир Ильич. Назначаем встречу на завтра.

САВИЦКИЙ

Уверен, будет достаточно телефонного разговора. Я сам с вами свяжусь.

Участники переговоров поднимаются с мест. Смирнов, Валентин и Ева провожают гостей до рецепшн.

ИНТ. АГЕНТСТВО «МАКК». РЕЦЕПШН.

Охрана Савицкого занимает свои исходные позиции. Тот, что пониже передает по рации: «первый и седьмой выход».

Рукопожатия участников переговоров.

САВИЦКИЙ

Ева Александровна, рад был познакомиться. Уверен, наше сотрудничество будет результативным и приятным.

Ева сдержанно кивает. Группа Савицкого уходит. Смирнов резко поворачивается к Валентину.

СМИРНОВ

(раздраженно, еле сдерживаясь)

Ты что?

ВАЛЕНТИН

(Еве, с улыбкой)

Прекрасная работа, Ева Александровна, вы понравились господину Савицкому. Ваше присутствие отвлекло клиента от суммы контракта.

СМИРНОВ

Валентин Юрьевич, зайдите ко мне, когда завершите общение с помощником. И не забудьте забрать у нее досье с расчетами. Извините, Ева.

Директор ушел. Еве неуютно. Она старается не смотреть на Валентина. Референт Маруся с интересом наблюдает за непривычным проявлением эмоций руководящего состава.

ЕВА

Я хочу на улицу.

Ева подходит к шкафу, надевает свое пальто. Папку, полученную на переговорах она не выпускает из рук — машинально. Валентин не успевает помочь ей одеться. Ева кивает Марусе и выходит из агентства. Валентин — за ней.

Маруся, довольная образовавшимся разнообразием в жизни конторы благодарно кивает в ответ.

НАТ. УЛИЦА РЯДОМ С «МАКК». ДЕНЬ.

Ева выходит из дверей особняка. Она, конечно, не бежит, но идет достаточно проворно. Она раздосадована и растеряна. Ее догоняет Валентин. Она сразу приходит в себя, но не смотрит ему в глаза.

ЕВА

Нанял бы шлюху из эскорта — она бы еще лучше отвлекла внимание.

ВАЛЕНТИН

Савицкий не дурак, шлюху бы он раскусил.

ЕВА

Не пугай меня.

ВАЛЕНТИН

Сама виновата, раньше времени пришла.

ЕВА

Я скорее поверю в твой цинизм, чем в способность к экспромтам.

ВАЛЕНТИН

Как я мог знать, что ты придешь раньше?

ЕВА

Я всегда раньше прихожу — в десяти случаев из десяти.

(почти бесстрастно)

Все мои убогие поступки предугадываешь. Ты меня сегодня как щенка кинул лощеному барину — и забавно, и выгодно.

Ева не видит — Валентин идет рядом с каменным лицом.

ЕВА

(продолжает, не глядя на мужа)

Скажи, я никто? Мне мама сегодня звонила, она говорит, я — гламурная клуша.

Ева останавливается, смотрит на Валентина. Тот молчит.

ЕВА

Тебя как будто нет. Был и — нет. Правда, надо на работу устраиваться.

ВАЛЕНТИН

Если бы ты, моего совета спрашивала, я бы посоветовал стать журналистом. Эта профессия — лучший выход для интеллектуала в кризисе.

ЕВА

У меня кризис. Все это видят, кроме меня. На папку, тебе ее велели вернуть.

ВАЛЕНТИН

Пожалуйста, возьми домой — мне надо будет там кое-что посмотреть. Я ему свою отдам.

ЕВА

То есть, мы не ужинаем?

ВАЛЕНТИН

Сама видишь, дел по горло. Если контракт получим…

ЕВА

Хорошо. Работай. Я домой.

Не поцеловав, как обычно, даже не дотронувшись до мужа, Ева пошла прочь. Через несколько шагов обернулась — увидела спину Валентина, он был уже у входа в «МАКК». Он шел обычной своей спортивной походкой. Ева продолжила прогулку, замедлив шаг.

НАТ. УЛИЦЫ МОСКВЫ. ЦЕНТР. ВЕЧЕР.

Ева гуляет по центральным улицам Москвы. Она обходит красивые, любимые места — скверы, бульвары, пруды. Она с удовольствием входит внутрь толпы, с наслаждением идет между высотными домами этого города, любуется горящими рекламными экранами. Не удержалась, съела хот-дог в передвижном фастфуде. Мелькание лиц, уличная суета, уродства мегаполиса неожиданно успокаивают Еву. Она сделала почти круг. Настроение лучше — Ева решает все-таки выпить кофе в «Европе».

Ева в квартале от «Европы». Вдруг, на другой, хорошо освещенной стороне улицы замечает знакомое пальто — расстояние метров 150, но кто еще тут может носить это замечательное, родное пальто? С человеком в знакомом пальто под руку женщина в ярких сапогах. Ева ускоряет шаг и готовит улыбку, чтобы поздороваться. Но пара неожиданно останавливается у красивого дома начала 20 века, заходит в него.

На лице Евы застывает приготовленная улыбка. Ускоряет шаг, потом, останавливается, переходит дорогу, голосует. Останавливается презентабельная иномарка. Ева садится в нее, машина уезжает.

НАТ. САЛОН ИНОМАРКИ. ВЕЧЕР

В машине играет классическая музыка — она точно попадает в настроение Евы. Она не потрясена, не возбуждена, даже не расстроена. В ее взгляде отрешенность.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. ГОСТИНАЯ. ПОЗНИЙ ВЕЧЕР.

Звучит та же музыка — взгляд Евы так же отрешен.

Она сидит, забравшись с ногами на диван, в полутемной комнате. На Еве трикотажный спортивный костюм.

Ева занята любимым и бессмысленным делом: отгадывает японский кроссворд. На столике у дивана — фрукты, пара глянцевых журналов, раскрытый альбом по искусству.

Как бы громко ни звучал божественный оркестр, звук открывающейся двери перекрывает музыку. Ева сразу выключает пластинку, остаются только звуки, доносящиеся из прихожей.

ЕВА

(громко)

Привет.

ВАЛЕНТИН

(входит в комнату)

Добрый вечер, как настроение?

Он присаживается в кресло напротив и смотрит на Еву пристально.

ЕВА

Сносное.

Пауза. Валентин смотрит на Еву, видит в ее руках почти разгаданную головоломку.

ВАЛЕНТИН

До сих пор удивляюсь, как ты это делаешь.

ЕВА

А тому, что я в шахматы у тебя выигрываю не удивляешься? Валя, скажи, а что происходит?

ВАЛЕНТИН

Всякие вещи происходят. Может быть, ты устала. Может быть, я сегодня переборщил с этими переговорами. Может быть, это действительно ужасно, мы почти поссорились. Вот так.

ЕВА

Валь, я не дура.

ВАЛЕНТИН

Тогда конкретизируй вопрос.

ЕВА

Ты скрываешь от меня то, что меня касается.

ВАЛЕНТИН

(без иронии)

Очень хорошая формулировка. И это — правда.

Валентин выходит из гостиной. Ева совершенно спокойна: что бы ни произошло, она все сейчас примет, все правильно поймет.

Валентин возвращается в кресло и протягивает ей все ту же коробочку для украшений.

ВАЛЕНТИН

Это все, что я от тебя скрываю, и что касается тебя непосредственно.

Ева мгновенно становится счастливой, прежней. Она возвращается в игру, начатую на поэтическом вечере. Она искренне рада этой коробочке, она очень легко не подает вида, что знает о ее содержимом.

Ева поднимает крышку. На лице — улыбка, немного дежурная.

ЕВА

(разглядывая содержимое)

Какая красота.

Валентин очень внимательно следит за реакцией Евы.

ВАЛЕНТИН

Я решил, что это тебе понравится. Да и к поэтическому подарочку подойдет.

Ева достает украшение. Это — платиновые сережки с изумрудиками. Такие же, как и колечко.

ЕВА

Идеально подходит.

Разглядывает подарок. Кладет сережки обратно в коробочку и спокойно смотрит на мужа.

ЕВА

Больше ничего?

ВАЛЕНТИН

Больше пока не успел. Что не так?

ЕВА

Все так. Я спать хочу. Сегодня трудный день был.

Валентин ничего не отвечает. Ева уже и не смотрит на него. Она поправляет подушки на диване, закрывает альбом на столике, берет вазу с фруктами и выходит из гостиной.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. КУХНЯ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

Ева заходит на кухню, ставит на стол вазу, заглядывает в навесную полку, потом в холодильник. Не найдя нужной ей вещи, выходит из кухни в ванную.

ИНТ. КВАРТИРА ЕВЫ И ВАЛЕНТИНА. ВАННАЯ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

Ева находит в аптечке нужный ей пузырек. Высыпает на ладонь две таблетки, закидывает их в рот, запивает из-под крана.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соблазненные одиночеством предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я