БОЖЕНЬКА для советского народа. Житие Владимира Ульянова-Ленина, том 1

Николай Семёнов-Мерьский

В томе 1 описаны события из жизни Владимира Ульянова от рождения, с 22 апреля 1870 года, детство и юность, учёба в гимназии, казнь брата Александра, поступление в Казанский университет. Начало революционной деятельности, ссылка в Шушенское, эмиграция за границу. События в его жизни до Октября 1917 года.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги БОЖЕНЬКА для советского народа. Житие Владимира Ульянова-Ленина, том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 6.

Швейцария. Издание газеты «Искра». II съезд РСДРП.

Жизнь в эмиграции

Биография: «Вопрос о программе газеты и журнала, об их издании и совместном редактировании обсуждался на совещаниях в Бельриве и Корсье (близ Женевы). На совещании в Корсье, в котором участвовали В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и А. Н. Потресов, разногласия с Плехановым обнаружились особенно резко; обсуждение вопросов протекало очень бурно, атмосфера совещания была невероятно напряжённой… Газету было решено издавать в Германии… После окончания переговоров Ленин выехал в Мюнхен, где обосновалось главное ядро редакции. Из конспиративных соображений он поселился здесь сначала без паспорта, под фамилией Мейера, а потом жил по паспорту на имя болгарина Иорданова…».

Разногласия у Владимира Ульянова, прибывшего в Швейцарию, возникли не только с Плехановым, а и со всей его группой. Владимир Ульянов-Ленин из-за отсутствия достаточных денег и в целях экономии имевшихся, поселился в Женеве на квартире у Юлия Мартова, знакомого с ним по СПб. В пригороде Женевы Владимир Ульянов встретился с Георгием Плехановым, а потом с Павлом Аксельродом в Цюрихе. С ними он вёл переговоры по личному участию в издании газеты «Искра».

В Корсье, пригород Женевы на берегу озера, на встрече с присутствующими Владимир Ульянов устроил свару. Он, раздувая свой «марксизм», выдвигал свои необоснованные требования по расширению своих функций в издательской работе, беспардонно фрондировал, чем вызвал протест у присутствующих, стремился возвыситься над окружающими его «товарищами», которые его приняли и материально поддержали, предоставив ему работу, после прибытия. Для Владимира Ульянова это было привычное поведение, все присутствующие были мирными интеллигентами, кроме террористки Веры Засулич, скрывавшимися от преследований российского правительства. Ульянов-Ленин в приступах своего бешенства стремился отстоять свои требования и предложения, которые не принимались участниками совещания, тем более что его предложения не были обоснованы им даже финансово. Постепенно у окружающих его «товарищей» в Швейцарии, Ульянов-Ленин начал вызывать отвращение, даже у террористки Веры Засулич, что в дальнейшем привело к бойкоту Ульянова-Ленина всем коллективом редакции «Искра».

Первый номер газеты, органа вновь образованной в Минске партии РСДРП уже готовился к печати и печатался в Лейпциге под руководством Плеханова при финансировании Александром Гельфандом. Финансовый директор печатных изданий группы Плеханова Александр Гельфанд (Парвус) предложил Владимиру Ульянову, о том что он уже и Ленин пока ещё ни кто не знал, работу по контролю за выпуском газеты «Заря», печатавшейся в Штутгарте. Там Ульянов стал проживать под фамилией Мейер, а потом стал жить по паспорту на имя болгарина Иорданова.

Редакция Центрального Органа «Искра» состояла из пяти человек, Плеханов, Аксельрод, Потресов, Засулич, Гельфанд и её состав был избран на съезде РСДРП. Для принятия решения, по делам газеты, каждый участник группы имел при голосовании один голос, Плеханов имел при голосовании 2 голоса. Все участники являлись соредакторами. Чтобы законспирировать издание газеты, было принято решение выпускать её в Германии, а не в Швейцарии. Печать первого номера прошла в Лейпциге, в декабре 1900 года, без участия Владимира Ульянова.

Весной, в апреле 1901 года, после окончания Уфимской ссылки, в Мюнхен приехала Надежда Константиновна Крупская, вместе с мамой Елизаветой Васильевной. Прежде чем нашли где обосновался Владимир Ульянов проехали по многим городам и адресам, пока не отыскали его под фамилией Мейер в Штутгарте. Устроились на жительство в пригороде Мюнхена, Швабинге, где сняли квартиру. Обзавелись обстановкой, прикупили подержанной мебели, оплачивала всё Елизавета Васильевна. В быту и в одежде Владимир Ульянов придерживался строгого аскетизма, доходившего порой до самобичевания, все добытые им деньги уходили на «революционную» работу, на обустройство и проживание расходовались деньги тёщи.

Помощь, а практически финансирование, в издании газет «плехановской группе» оказывали германские социал-демократы, Клара Цеткин, Адольф Браун, Дитц, польский социал-демократ, Юлиан Мархлевский.

Владимир Ульянов-Ленин кроме участия в издании газеты «Заря», занимался отправкой газет и перепиской с корреспондентами в России, по версии биографии. Реально переписка была обязанностью Надежды Крупской, а отправкой корреспонденции и газет в Россию занималась специальная группа, под руководством Владимира Носкова (Глебова), организованная в Швейцарии. Чтобы переправлять большие объёмы нелегальной печатной продукции в Россию, требовались вложения немалых сумм денег, которые у Владимира Ульянова-Ленина всегда отсутствовали и взять их ему было негде, это был типичный иждивенец семьи и партии.

С 1900 году стал нарастать очередной мировой экономический кризис, который ухудшил экономическое положение рабочих во всех странах, в том числе и в Российской империи, что привело к массовой безработице в промышленных центрах. Кризис продолжался до 1904 года, до начала русско-японской войны. В России революционеры получили протестную массу, которую стали выводить демонстрации с лозунгами «Долой самодержавие». Газеты «Заря», «Рассвет» и другие газеты и журналы, издававшиеся «группой Плеханова», разжигали недовольство разночинной части населения России, а газета «Искра», предназначалась специально для возбуждения рабочих России, все газеты «клеймили» политику царского самодержавия, хотя царское правительство постепенно совершенствовало фабричное законодательство статьями для защиты интересов рабочих и для ограничения «финансового беспредела» фабрикантов.

Перепечатка номеров «Искры» была организована и в России, в Кишинёве, в Екатеринославле, в Баку. Большие партии газет и журналов стали переправлять морскими судами, там легче было укрыть их от досмотра, потом сбрасывали тюки с печатью в порту прибытия с борта в воду, откуда их вылавливали подходившие лодки и катера, малые партии газет провозили наёмные агенты, укрывая их в своём багаже.

Владимир Ульянов-Ленин начал свою раскольническую фракционную деятельность, оставаясь в рядах издательства за границей. Он умело конспирировал свои поступки и действовал очень скрытно. Владимир Ульянов-Ленин написал и напечатал отдельным агитационным листком «Заявление редакции „Искры“», не согласуя его с руководством, в котором объявлял необходимость создания революционной партии, неразрывно связанной с рабочим движением, здесь он подразумевал партию под себя. При этом он требовал сначала, «решительно размежеваться» с нереволюционными элементами в партии. Начиналась подготовка ко II съезду РСДРП.

Началась подготовка новых партийных документов, Программы и Устава, к предстоявшему II съезду РСДРП. Стала нарастать внутрипартийная борьба по каждому пункту этих важных для партии основополагающих документов. Ульянов-Ленин, при создании собственной фракции, взял под себя на «вооружение» понятие из Маркса о «диктатуре пролетариата», которая возможна только для развитого социалистического общества, и применил его к российским условиям полу-крестьянского общества, с только что начавшим бурно развиваться капитализмом и полуфеодальным, не прошедшим путь капиталистического развития, сельским хозяйством. Диктатура пролетариата для России, под руководством его партии, стала первой навязчивой, маниакальной идеей Ульянова-Ленина. Владимир Ульянов, как и прочие социалисты, «плехановцы», народовольцы, действуя в рядах Социнтерна, исполнял и общую для всех задачу Социнтерна, ликвидировать абсолютизм в России и ввести Россию в «цивилизованное общество», в котором финансовый капитал не ощущает национальных границ, а промышленный капитал, товаропроизводитель, таможенных границ.

Для редактирования текстов партийных документов, была образована согласительная комиссия, в состав которой Ульянова-Ленина на ввели. Приняли новую редакцию партийных документов, на заседании в Цюрихе. Окончательный вариант проекта программы РСДРП, был опубликован в июне 1902 года, в №21 газеты «Искра», которая выходила ежемесячно.

В феврале 1902 года, в рамках борьбы за свою политическую платформу и партию, Ульянов-Ленин опубликовал свою работу «Что делать?», в которой разъяснил суть разногласий между собой, революционным социал-демократом и социал-демократами других направлений, которых он назвал не революционными. В этой работе Ульянов-Ленин конкретно разъяснил, какая партия необходима пролетариату, так как сам пролетариат ещё этого не понимает. Партия должна состоять из двух частей, первая часть, узкий круг руководителей, профессиональных революционеров, вторая часть, широкая сеть местных партийных организаций из сочувствующих им трудящихся масс, ударная сила для разрушения «общества угнетателей», для этой части и издавалась, и продавалась «партийная литература», разъясняющая что им надо делать.

Ульянов-Ленин всё, что он предполагал под «диктатурой пролетариата», изложил конкретно и подробно в этой своей работе. Задача пролетариата, возглавляемого его партией, состояла в том, чтобы разрушить могучий оплот европейской и азиатской реакции, Российское самодержавие. Под разрушение были намечены не только Азия-Россия, но и Европа, для чего была необходима «мировая пролетарская революция», «российская революция» предполагалась в качестве костра для разжигания «мировой», это была вторая маниакальная, навязчивая идея Ульянова-Ленина.

У самих рабочих до чтения этой работы «руки не доходили», их пленяли лозунги и обещания «партийных» агитаторов на сходках — «маёвках», что восторжествует «царство труда», чему они верили, как в церкви священникам-проповедникам. Что это за «царство труда» на митингах не разъяснялось, разъяснение было получено позже, кто не работает, тот не ест. Сами агитаторы предпочитали не работать, а профессионально заниматься революционной пропагандой, а для жизни им всё равно требовались деньги. Частично, для получения средств к существованию, агитаторам приходилось приторговывать печатной продукцией, газетами и дешёвыми брошюрами.

Весной, 1902 года, издание газеты «Искра», было перенесено из Германии в Англию, в Лондон, в связи с запретом её издания Германским правительством, по требованию царского правительства. Ульянов-Ленин с женой-делопроизводителем Надеждой Крупской и тёщей, перебрались в Лондон, где устроились на жительство под фамилией Рихтер. Елизавета Васильевна сняла две недорогие комнаты в небольшом доме рядом с Британским музеем, где и посетил их через год Павел Милюков, проездом в США, по приглашению Владимира Ульянова. Место встречи в Лондоне с Ульяновым-Лениным, в своих воспоминаниях Милюков охарактеризовал как убогая келья.

Владимир Ульянов стал изучать английский язык и ходить на собрания местных тред-юнионов, хотя разговорного английского языка не понимал, а по версии партийной биографии даже произносил на собраниях речи по английски.

В конце июня 1902 года, Ульянов-Ленин съездил во Францию, отдохнуть вместе со своей мамой и сестрой Анной, на северном побережье Франции, в местечке Логиви, на берегу пролива Ла-Манш. Отпрашиваясь в отпуск, он писал Плеханову, «Нервы мои истрепаны „в лоск“, и я чувствую себя совершенно больным», сообщая что уезжает, «в Германию повидать мать и отдохнуть». По всей вероятности, от сильных нервных перегрузок, в связи с его не удачными попытками войти в руководство газетой «Искра», участились у него приступы ярости, как результат истерической психопатии.

Но фактически Владимир Ульянов-Ленин уехал не в Германию, а во Францию, конспиративность соблюдалась им всегда.

Надежда Константиновна, верная супруга по совместительству, а фактически делопроизводитель-исполнительный секретарь, осталась в Лондоне с мамой и взяла на себя все заботы и работы по выпуску газеты и по переписке с корреспондентами газеты. Владимир Ульянов очень хотел увидеться с матерью наедине, тем более она всегда привозила денег, что всегда действовало благотворно на здоровье Ульянова-Ленина.

В течении 1902 года Ульянов-Ленин выступал с лекциями-рефератами в городах Европы, Париже, Лозанне, Женеве, Берне, Цюрихе, Льеже, а потом в Лондоне, в которых содержались нападки на «социалистов-революционеров», «эсеров». Лекции всегда были платные, они давали возможность подзаработать на жизнь и повысить свой статус в революционной среде.

Ульянов-Ленин, издаёт ряд брошюр для рабочих и крестьян, в которых разъясняет задачи партии РСДРП, «отберём все земли, все фабрики у помещиков и у буржуазии, и устроим социалистическое общество». Все излагалось кратко, обобщённо и не понятно для рабочих и крестьян, а что потом делать с этими фабриками, с этой землёй, как работать и обрабатывать им не сообщалось. Им сообщалось, что фабрики и землю «национализируют», а что это обозначало государственную собственность на всё и превращение всех в государственных работников, не разъяснялось. Карл Каутский назвал позже эту ленинскую программу дорогой от демократии к государственному рабству.

Биография: «Сплотив вокруг „Искры“ партийные организации России, Ленин выдвигает задачу созыва II съезда партии и развёртывает огромную подготовительную работу. Предвидя, что подготовка к съезду и сам съезд пройдут в обстановке острой идейной борьбы, он разъяснял российским марксистам важность предстоящего съезда и необходимость принятия им искровской программы и искровских организационных принципов. Ленин тщательно готовился к тому, чтобы дать бой противникам „Искры“ и всякого рода оппортунистическим элементам… Ленин разработал регламент и порядок дня съезда, составил проект Устава партии…».

II съезд РСДРП, как и первый его готовила группа Плеханова и созданные комитеты РСДРП в России и заграницей, состоялся в июле-августе 1903 года. Ульянов-Ленин готовился к реализации своей цели, расширение фракции своих сторонников внутри РСДРП и занятие руководящих должностей.

Всего было 37 заседаний, открытие съезда провёл Георгий Плеханов, вступительной речью, и 13 заседаний провели в Брюсселе, и 24 заседания были перенесены в Лондон, Бельгийское правительство запретило проведение съезда. В Брюсселе съезд открылся в мучном складе, но был выдворен из Бельгии, правительством. Съезд переехал для продолжения работы в Лондон. Были представлены делегаты от 26 организаций, группа Плеханова «Освобождение труда», русская организация «Искры», Комитеты РСДРП из Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы, Николаева, Екатеринослава, Саратова, Тифлиса, Баку, Батуми, Уфы, Донской комитет, Тулы, заграничный комитет «Бунда», ЦК «Бунда», Петербургская рабочая организация, Крымский союз, Союз горнозаводских рабочих, Северный рабочий союз, Сибирский союз, «Заграничная лига русской революционной социал-демократии», «Союз русских социал-демократов за границей», группа «Южный рабочий». Всего участвовало 43 делегата с 51 решающим голосом, так как многие комитеты не могли прислать нужного числа депутатов, из-за безденежья, некоторые депутаты имели по два мандата, и 14 делегатов с совещательным голосом, представлявших самих себя и якобы несколько тысяч членов партии.

Ульянов-Ленин сам представлял на съезде «Лигу революционной социал-демократии», образованную группой Плеханова и его сторонниками в апреле 1900 года, после разрыва с «экономистами-молодыми» и выхода из совместной с ними организации «Союз русских социал-демократов за границей» и имел 2 голоса. Ульянов-Ленин представлял на съезде «плехановцев», никакой рабочей организацией он не делегировался на съезд, был ставленником Плеханова, но фактически проводил собственную сепаратистскую, раскольническую политику по созданию собственной фракции социалистов-экстремистов, получившую впоследствии название «большевики», Плеханов ясно это понял только через четыре года, в 1907 году. Съезд, перебравшийся в Лондон, проходил в протестантской церкви, здесь и произошло конспиративное образование секты большевиков-ленинцев, во главе со своим вождём-пророком Владимиром Ульяновым-Лениным.

Разногласия на съезде начались с проблемы Бунда. Бундовцы требовали автономии внутри партии, с правом вырабатывать собственную политику по проблемам евреев, а также потребовали признание Бунда единственным представителем от трудящихся евреев. От имени группы Плеханова и газеты «Искра» по данному вопросу выступил Юлий Мартов (Цедербаум) и представитель «Сибирского союза» Лев Троцкий (Бронштейн), которые были против партийной автономии «Бунда» и призывали евреев в России к ассимиляции. В результате съезд принял резолюцию против автономии «Бунда» в составе РСДРП, Владимир Ульянов молчал. Фракция «Поалей Цион», «Рабочие Сиона» в РСДРП всё равно образовалась, в последствии как самостоятельное подразделение.

Ульянов-Ленин выступил со своим предложением, включить в «Программу РСДРП» основные положения Карла Маркса «О диктатуре пролетариата». Против этого предложения выступили Плеханов, представители «Союза», «экономисты-молодые» Акимов (Владимир Махновец), Пиккер (Александр Мартынов) и бундовец Либер ссылаясь на то, что в программах западноевропейских социал-демократических партий этот пункт отсутствует. Лев Троцкий заявил, что осуществление «диктатуры пролетариата» возможно лишь тогда, когда пролетариат станет большинством «нации» и когда партия и рабочий класс будут «наиболее близки к отождествлению», то есть сольются, как и было изложено у Маркса. Троцкий толковал «диктатуру пролетариата» по Марксу, которая возникает только на высшей стадии развития капиталистического общества, при перерастании капитализма в социализм, но Ульянову-Ленину «диктатура пролетариата» была нужна сейчас и в России, это была одна из его маниакальных, навязчивых идей. Для России, где большинство населения составляли крестьяне и сохранялись полуфеодальные отношения в сельском хозяйстве, предложение Ульянова-Ленина «о диктатуре пролетариата» не было принято съездом.

Дискуссия возникла и по вопросу «О праве наций на самоопределение», как назвали участники съезда, «вопрос о языках». Против этого «права» выступали польские социал-демократы и бундовцы. Поляки считали, что этот пункт будет на руку польским националистам. Бундовцы выступали за «культурно-национальную еврейскую автономию». Соглашения по данному вопросу так и не достигли, предложили формулировку по принципу «и нашим и вашим», но представители «Бунда» покинули съезд перед началом голосования.

Ульянов-Ленин, объявив себя последователем Маркса, относил себя к «унитаристам», считал наличие национальных автономий в государстве, пережитком феодализма, революция предполагалась «мировой», которая объединяла все «языки» во едино, в мировой пролетариат, который становился единственной национальностью для планеты Земля. Круг его маниакальных идей охватывал всю планету, а не только Российскую империю.

После ухода «бундовцев» съезд утвердил программу РСДРП, состоящую из двух частей, «программа-максимум» и «программа-минимум». «Программа-максимум» говорила о конечной цели партии, организации социалистического общества и об условии осуществления этой цели, социалистической революции.

Это выражалось в пунктах программы, которые во многом повторяли программы прошедших французских революций, «самодержавие народа, сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату, всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для всех граждан и гражданок, достигших двадцати лет, тайное голосование при выборах, право каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения, двухгодичные парламенты, жалование народным представителям, широкое местное самоуправление, областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения».

Такие установки программы были направлены явно на разрушение российской государственности. Это была «Программа», соответствовавшая всем европейским социалистическим стандартам. Никакой «диктатуры пролетариата» не предусматривалось. Всё это свидетельствовало о всемирном, едином, глобальном идеологическом источнике развития, питавшем и кормившем российское революционное движение.

Программа-максимум РСДРП снизила возраст совершеннолетия, принятый в законодательстве Российской империи с 21 года, до 20 лет.

«Программа-минимум» устанавливала ближайшие задачи партии, свержение царского самодержавия, установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня, программный пункт «Социалистического Интернационала», установление полного равноправия всех наций, утверждение их права на самоопределение, «право» не подразумевало его реализацию, уничтожение остатков крепостничества в деревне, перевести весь земельный фонд в собственность Советов, муниципализация земли, возвращение крестьянам отнятых у них при реформе, помещиками земель, «отрезков», хотя они уже были возвращены, при земельных реформах царского правительства.

На II «Съезде» произошёл раскол между Плехановцами-«искровцами», «экономистами-молодыми» и бундовцами. Но и среди самих «искровцев» тоже начался раскол ещё до съезда, благодаря раскольническим действиям Владимира Ульянова-Ленина.

В редакции «Искры» было пять человек, Плеханов, Мартов, Потресов, Аксельрод, Засулич, позднее в редакцию кооптировали Ульянова-Ленина. У Плеханова при голосовании было 2 голоса. Поскольку сторонников у Ульянова-Ленина в редакции не было, он предложил ввести в редакцию Льва Троцкого, и сократить Потресова, Аксельрода и Засулич по причине того, что он считал их «плохими журналистами» из-за малого количества работ, подготовленных ими для «Искры». К этому времени между Ульяновым и этой тройкой установились отношения «взаимной ненависти», благодаря неадекватному поведению Владимира Ульянова в редакции. Плеханов был категорически против, этим предложением Ульянов-Ленин показал, что он стремится господствовать в Центральном Органе, газете «Искра» и окончательно противопоставил себя всему коллективу.

Возникла дискуссия по первому параграфа Устава РСДРП между Юлием Мартовым и Владимиром Ульяновым. В результате голосования «Съезд» большинством в 28 голосов против 22 при 1-ом воздержавшемся, принял первый параграф устава, членства в партии, в формулировке Юлия Мартова, «всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций. Каждый стачечник должен иметь право объявить себя членом партии.»

Ульянов-Ленин настаивал на, «личном участии в одной из партийных организаций». Своей «поправкой» он стремился создать партию профессионалов, стоящих под контролем руководителя и руководящих рядовыми партийцами согласно указаний из «центра», «поправкой», закрывающей членство в руководящих органах партии для рядовых рабочих, активных участников стачек и забастовок. Владимир Ульянов отстаивал свою позицию демагогическим лозунгом, «Мы должны стараться поднять звание и значение члена партии выше, выше и выше…».

Все остальные параграфы Устава партии, с поправками были приняты единогласно.

Съезд создал партийные центры, органы управления, Центральный Орган печати, «Искра», Центральный Комитет и Совет Партии, высший руководящий орган РСДРП.

II Съезд признал «Лигу революционных социал-демократов» единственной заграничной организацией РСДРП, это была организация, созданная группой Плеханова и его сторонниками после разрыва с «Союзом социал-демократов за границей» в апреле 1900 года. От этой «лиги» был делегирован на съезд Ульянов-Ленин. В знак протеста, 2 представителя «Союза русских социал-демократов за границей», ушли со съезда. Ушли со съезда также 5 бундовцев после того, как съезд отказался принять «Бунд» в РСДРП на началах автономии, и отверг ультиматум «Бунда» о признании его единственным представителем еврейских рабочих в России.

«Союз социал-демократов за границей» выпускал журнал «Работник», газету «Листок Работника». I съезд РСДРП, в марте 1898 года признал «Союз» заграничным представителем партии. Постепенно в «Союзе» заняли ведущие позиции «экономисты», или как их называли «молодые», которые выступали за конституционное правительство при сохранении самодержавия. Большинство «Союза» на своём съезде 1898 года отказалось признать «Манифест» I съезда РСДРП. В апреле 1899 года «Союз» приступил к изданию журнала «Рабочее Дело», в редакцию которого вошли «экономисты» Кричевский, Иваншин и Теплов. На втором съезде «Союза» в апреле 1900 года, в Женеве, в результате этих разногласий группа Плеханова «Освобождение труда» и её единомышленники покинули съезд, вышли из «Союза» и образовали самостоятельную организацию «Лига революционных социал-демократов». Раскол Плеханова с «Союзом» вёлся целенаправленно, так как «союзники» не ставили себе задачей свержение самодержавия в России, что не устраивало руководителей Социнтерна.

Уход со съезда 7 делегатов изменил соотношение сил на съезде в пользу сторонников Плеханова. В результате, именно они получили большинство мест при выборах в центральные органы РСДРП. Участь самодержавия в России была предрешена.

В ЦК партии были избраны Глеб Кржижановский, Фридрих Ленгник, оба заочно, так как на съезде они отсутствовали и Владимир Носков (Глебов), делегат съезда с совещательным голосом, представитель редакции «Искры», что особенно болезненно ударило по самолюбию Владимира Ульянова, поскольку он считал себя по статусу в редакции «Искры» выше Носкова, который занимался организацией доставки газет в Россию.

Совет Партии состоял из 5 членов, 2 от редакции Центрального Органа «Искры», 2 от Центрального Комитета. Был избран также пятый член Совета партии, Георгий Плеханов, то есть в Совете все были сторонники Георгия Плеханова во главе с ним.

В редакцию «Искры» были избраны Плеханов, Мартов и Ульянов-Ленин. Но Мартов отказался от работы в редакции, потому что не принимал политику тотального доминирования Ульянова-Ленина над коллегами, по работе в партии. Ульянов-Ленин стремился к созданию «нашей партии», которая стала бы «кругом третьим» его диктатуры.

«Мягкий» искровец Юлий Мартов был необычайно твёрд, в принципиальных вопросах. Он немедленно ответил на письмо Ульянова-Ленина, «Почему я вышел из редакции «Искры», появившееся в декабре 1903 года. По Мартову, письмо Ульянова-Ленина, это «конденсированный экстракт всех пущенных против так называемого «меньшинства», а фактически большинства, партии извращений истины», ставший отработанным политическим приёмом большевиков. Исходя из этого стремления к «извращению истины», впоследствии Владимир Ульянов-Ленин объявил 1903 год, годом создания партии «большевиков», образовавшейся секте из нескольких адептов нового «учения ленинизма» до многочисленной партии было ещё далеко. Юлий Мартов в своём ответе резюмировал, «К моменту партийного съезда «искровство», как особая форма революционного социал-демократизма, изжила себя», к чему приложил свою руку и Владимир Ульянов.

Газета «Искра» №52 вышла уже при отсутствии в составе редакции Ульянова-Ленина. Сам Ульянов-Ленин, в последующих воспоминаниях так объяснял свой выход из редакции «Искра», «Но еще менее считал я позволительным становиться поперек дороги возможному миру в партии и поэтому вышел из редакции после №51 „Искры“, заявив при этом, что от сотрудничества не отказываюсь и не настаиваю даже на опубликовании о моем выходе, если установится добрый мир в партии».

«Мир в партии» не мог быть добрым, а только «видимым», внутри партии началась «бешеная» работа Владимира Ульянова по созданию «нашей, то есть его, партии», которая должна быть партией диктатуры пролетариата, а фактически над пролетариатом. Действительные мотивы выхода были скрыты Владимиром Ульяновым. Все, кто поработал с ним рядом в Швейцарии, питали к личности Ленина антипатию, граничившую с отвращением, несмотря на идейную близость и царившую в движении партийность и товарищество. Ульянов-Ленин умел вывернуться тогда, когда это было необходимо в самых сложных ситуациях, используя свой специфический интеллект и умение рассчитать последствия сложившейся ситуации на много шагов вперёд.

Написанное Ульяновым-Лениным письмо в «Искре» №54 редакция отказалась публиковать. Что же было в этом письме написано, «Нас глубоко разделяет прежде всего состав ЦК. Слова Мартова полны забавнейших обвинений Ленина в „самодержавии“, в создании робеспьеровского режима казней, в устройстве политических похорон старым товарищам». Юлий Мартов действовал прямолинейно, рубил «правду матку», не раскрывая сути, за что Ульянов-Ленин долгое время его уважал.

Юлий Осипович (Иосифович) Мартов (Цедербаум) родился в 1873 году, в Стамбуле, в зажиточной еврейской семье. Его дед был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Семья уехала из Турции после начала русско-турецкой войны 1877 года. В России Мартов стал одним из основателей партии «Бунд», «Союз».

Особенно Ульянова-Ленина оскорбил выбор в ЦК Владимира Носкова (Глебов), делегата с совещательным голосом. Носков в 1897 году поступил в Технологический институт СПб и вступил в «Союз борьбы», потом работал в редакции «Искры», отвечал за пересылку литературы и переправку работников в Россию, возглавлял транспортное бюро газеты в Вильно, был оперативным работником и оставил без руководящей должности «самого» Ульянова-Ленина, члена редакции и руководителя «Союза борьбы». Властолюбие Владимира Ульянова-Ленина таких оскорблений к своей персоне не терпел и мстил впоследствии.

Но были и другие причины ухода Ульянова-Ленина из Центрального Органа газеты «Искра». Коллектив редакции начал целенаправленно бойкотировать склочные действия Ульянова-Ленина в работе редакция, стремясь от него избавиться, кроме этого работа в редакции требовала у Владимира много сил и времени и не оставляла возможностей на осуществление его заветной мечты, создание «нашей партии», партии «диктатуры пролетариата».

Самый тяжёлый удар Ульянов-Ленин получил от того, что его лишили свободного доступа к партийной кассе издательства. Он уже не имел возможности кассой единолично распоряжаться. Кроме всего прочего, партийную кассу передали в доверительное управление трём германским социал-демократам, Каутскому, Либкнехту и Кларе Цеткин. Для публикации материалов в газете, стало требоваться и согласие на это Каутского. Это всё создавало для Ульянова-Ленина невыносимую для него обстановку, к чему и стремились его «коллеги». Ульянову-Ленину надо было всё своё и без каких-либо ограничителей и контролёров, ему была нужна не только диктатура партии, но и его личная диктатура. К осуществлению этого плана он и приступил.

Биография: «Непримиримая борьба Ленина увенчалась успехом-съезд утвердил искровскую Программу. Впервые в истории международного рабочего движения после смерти Маркса и Энгельса была принята революционная Программа, в которой борьба за диктатуру пролетариата выдвигалась как основная задача партии рабочего класса»…«Лишённый такого важного средства общения с партией, как газета, Ленин поддерживал тесную связь с партийными организациями перепиской, доходившей в то время до трёхсот писем в месяц».

Вся тяжесть переписки легла на плечи Надежды Крупской, а финансовые затраты на отправление почты несла тёща Елизавета Васильевна.

В дебатах по пунктам Программы, выносившиеся на обсуждение съезда, Ульянов-Ленин не участвовал, отсиживался молча. Все требования Программы излагались в разделе, который начинался с заголовка, «Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы», и дальше перечислялись пункты демократической конституции, соответствовавшие тогдашнему передовому буржуазному обществу. «Диктатура пролетариата» упоминалась в общей части «Программы» декларативно.

II съезд РСДРП утвердил, вновь образованную «Лигу» в качестве единственной заграничной партийной организации, имеющей уставные права комитета РСДРП, и обязал её работать под руководством и контролем ЦК РСДРП. «Лига» добывала и концентрировала деньги и ресурсы для революционной работы и печати, а без денег никакой революционной работы сделать не представлялось возможным, в основе этой работы были деньги, а деньги накапливались не у пролетариата, а у того, кто этот пролетариат эксплуатировал.

После окончания работы II съезда Ульянов-Ленин вместе с соратниками, новообращёнными большевиками, посетили могилу Карла Маркса на Хайгейтском (Верхние ворота) кладбище под Лондоном. Организовав это посещение Владимир Ульянов определил, «кто с ним», с ним на кладбище были, несколько человек, до «нашей партии» было ещё далёко, но лиха беда начало.

Потерпев фиаско на II съезде, удалённый из газеты Владимир Ульянов-Ленин, из-за поднявшейся ярости к работе, ударился в переписку. Вся тяжесть этой работы легла на Надежду Константиновну, до 300 писем в месяц, неимоверно увеличились не только затраты рабочего времени, но и затраты на почтовые отправления. Надежда Крупская справлялась с любым объёмом работы, трудилась круглосуточно, Ульянов-Ленин писал тезисы и думал.

Потом начались изменения и в избранном на съезде составе ЦК РСДРП, в связи с арестами его членов за революционную деятельность и отказами некоторых членов ЦК от политической деятельности. Зарубежное бюро департамента Российской полиции работало эффективно, досье на поднадзорных политических регулярно пополнялись свежей информацией.

Ульянов-Ленин, был кооптирован через три месяца после съезда, в состав ЦК РСДРП, но продержался в нем чуть больше года, в начале 1905 года он был выведен из состава ЦК, так как проявил полную пассивность при проведении подготовки к вооружённому восстанию в России. Правда, через пару месяцев, на III съезде РСДРП Ульянов-Ленин вновь был избран в ЦК, но уже на будущий 1906 год, на IV съезде он снова вне ЦК, а на V съезде в 1907 году, Ульянов-Ленин избирается только кандидатом в члены ЦК РСДРП.

На работу в ЦК времени у него не оставалось, слишком большая нагрузка ложилась на его плечи и на плечи Надежды Константиновны для решения нараставшего количества дел по управлению собственной разраставшейся фракцией и добычей денег на её деятельность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги БОЖЕНЬКА для советского народа. Житие Владимира Ульянова-Ленина, том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я