Полное собрание писем выдающегося русского художника, мыслителя, историка, археолога, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947) из отдела рукописей Международного Центра Рерихов. Н. К. Рерих также известен как автор международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакта Рериха). В первый том вошли письма 1896–1932 гг., адресованные преимущественно Е. И. и Ю. Н. Рерихам, сотрудникам Музея Рериха в Нью-Йорке, В. А. Шибаеву, М. А. Таубе, а также м-м де Во Фалипо.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Письма. Том I (1896–1932) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
9
Н.К.Рерих — В.П.Шнейдер[101]
9/22 февраля 1901 г. Париж
Многоуважаемая Варвара Петровна.
Есть у меня к Вам следующая просьба: у Вас много знакомых в Москве; нельзя ли узнать через них о таком деле. С моими бедными «Старцами»[102] я попал в руки очень недоброкачественного агента, который думает теперь их продать задешево в какие-то несимпатичные руки. Чем их отдавать за границей, я с несравненно большим удовольствием подарил бы их в России, напр[имер] в Исторический Музей. Нет ли возможности узнать о таком предприятии, возможно ли оно? Если москвичам нужен отзыв о картине, то, конечно, В.М.Васнецов, видавший ее еще в моей мастерской, не откажет дать таковой.
Если Вы мне (в недалеком будущем) не откажете сообщить что-либо, то ужасно обяжете меня.
Из новостей у меня лишь визит Кормона. Из его замечаний приведу такие: «Наконец-то я вижу, что в Париже написано что-то славянское, а не интернациональное!». Очень хвалил vision artistique[103] и рисунки (что для меня особенно важно). Про рисунки сказал: «У вас широкая и хорошая манера, так и продолжайте». Советовал работать не в общей мастерской, а дома и вызывался приходить на дом ко мне. Также советовал представить одну написанную вещицу в Салоне[104] — да страшно! Уходя, он спросил, как относятся ко мне русские профессора, и на мой ответ «скверно» сказал: «Кажется, ваши самые большие живописцы — самые большие буржуа».
Спросите, пожалуйста, Майкова, искренний ли человек Кормон, что-то он уж очень шибко одобряет.
Был я у Менара, познакомился с Бенаром, который своими blague[105] производит впечатление рантье.
Если Историч[еский] Музей меня не отринет, то, может быть, туда же подарю и «Поход».
Пока что еще не узнали меня в Майковской мастерской (я туда переезжаю). Можно писать мне по адресу знакомых, rue des Mathurins, 57.
Кланяюсь Александре Петровне.
Всего Вам хорошего. Предан Вам искренно,
Что творится у Беклемишевых[106]? Ничего о них не слышу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Письма. Том I (1896–1932) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
102
Картина Н.К.Рериха «Сходятся старцы» участвовала в Русском отделе Всемирной выставки в Париже, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900 г. Затем в 1904 г. среди картин русских художников экспонировалась на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США), откуда за долги устроителя была продана на аукционе. В настоящее время в частном собрании в России.
104
Из письма Н.К.Рериха Е.И.Шапошниковой, март 1901 г.: «С Салоном выходит путаница. Кормон хвалил, но он в Елис[ейских] полях, а картина, конечно, больше подходит к Марсову полю, но там никого знакомого нет. Рискну все-таки на Марсово п[оле]». См.: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011. С. 122. Из письма Н.К.Рериха Е.И.Шапошниковой, конец марта 1901 г.: «Картины рискнул отправить в Марсовский Салон; мало шансов на принятие, но зато при прецеденте отказа Васнецову и мне отказ не будет так тяжел. До последнего срока приема еще 9 дней, и я задумал сделать еще 2 пастели и потому очень тороплюсь их окончить». См.: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011. С. 123.