Письма. Том I (1896–1932)

Николай Рерих

Полное собрание писем выдающегося русского художника, мыслителя, историка, археолога, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874–1947) из отдела рукописей Международного Центра Рерихов. Н. К. Рерих также известен как автор международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакта Рериха). В первый том вошли письма 1896–1932 гг., адресованные преимущественно Е. И. и Ю. Н. Рерихам, сотрудникам Музея Рериха в Нью-Йорке, В. А. Шибаеву, М. А. Таубе, а также м-м де Во Фалипо.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Письма. Том I (1896–1932) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2

Н.К.Рерих — В.В.Стасову[57]

14 мая 1897 г. Извара

Глубокоуважаемый Владимир Васильевич.

Спасибо за письмо; с благодарностью принимаю Ваши пожелания, хотя именинник я 6-го Декабря[58]. Знаете, за чем Ваше письмо меня застало? — За обдумыванием картины — из моих славянских сюжетов, хотел набросать Вам эскизец, но потом решил умолчать; мало ли еще какие изменения будут. Даю понять своим, что если не позволят работать, я серьезно из себя выйду и Университет, пожалуй, не кончу. Теперь самое время за краски взяться — насколько выкидыш ничего не стоит, настолько и переношенное никуда не годится. Вот оказия! Совсем было думал сказку писать, а вдруг славянская картина полезла — не удержать[59]. Когда же Вы, Влад[имир] Вас[ильевич], мое божество распинать будете и «тощий грибной суп» расхлебывать? Кабы у меня была ложка, я бы помог. Совсем я тут мало о божественном думаю. Какою Вам представляется крыша славянской избы? Островерхою, соломенною?

Посылаю при письме Вам снимок с картины неизвестного автора, изображающей «Труды Преподобного Изографа Летописателя Николая Изварского»[60]. Пытаясь объяснить в лучшую сторону (как при письме Репина) замысел художника, все же не могу согласиться с изображением преподобного в светском платье. Чрезвычайно странно и неосновательно и, при всей оригинальности, подражания, согласитесь, отнюдь не заслуживает; хотя сами труды даже, пожалуй, понятнее, чем на картине Нестерова[61], — здесь преподобный на всех трех трудится, а у него на одной просто посреди дороги стоит, к соблазну проезжающих.

Про охоту истинное слово Вы сказали; я и сам не раз эту весну (к огорчению егеря) пропускал выстрелы; бог с ними, с птицами. Но зверовой охоты оставить не могу — слишком она исторична. Эх, кабы псовую да соколиную завести![62]

Местный кузнец по моим рисункам изготовляет мне топоры, копья и мечи древнеславянские; и тем же примитивным способом — без напилка — молотом. Ручки у них были ли нарезные и раскрашенные? И из чего ножны у мечей делались — кожаные? Как кожа выделывалась? Или просто сушилась? Хочу колчан из барсучьей шкуры сделать.

Размеры картины 2 × 1½ арш[ина]. На карандашном эскизе — уладилась сносно, а красок нема.

Куда думаете летом ехать? Или в Питере? Вот, думаю, жарко там было? Пекло.

Лучше брошу писать, не то про картину напишу; а не хочется, если кто и посоветует — все равно не послушаюсь. Скучно мне тут без добрых знакомых. Один приятель в Москву совсем уезжает на днях. Курбатов[63] тоже картину напишет, да и тягу из Питера. Третий жениться собирается. Совсем один останусь.

Недели через полторы все же надеюсь добиться своего и получить разрешение ехать за красками, тогда у Вас побываю непременно. Еще раз за письмо благодарю и желаю всего хорошего.

Предан Вам крепко.

Николай Рерих

Балт[ийская] ж[елезная] д[орога]. Ст[анция] Волосово. Мыза Извара.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Письма. Том I (1896–1932) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

57

Оригинал см.: ИРЛИ РАН. Ф. 294. Оп. 1. Д. 443.

На первой странице письма вверху Н.К.Рерих приводит рисунок дома в Изваре с указанием своей рабочей комнаты.

58

День прославления святителя Николая Чудотворца 6(19) декабря.

Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «Николай Константинович, все собирался писать Вам, да так и не собрался, пока вдруг не вспомнил, что 9-го мая — ведь св. Николай, и, пожалуй, как бы Вашего патрона. ‹…› Если Вы и взаправду были вчера именинник, прошу Вас убедительно отвесить от меня почтительный поклон Вашему патрону и командиру и засвидетельствовать ему глубочайшее почтение от некоего бумагомарателя в Петербурге» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).

59

Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «То ли дело, чтоб Вы занимались с утра до вечера настоящим делом, делом художества… Писали бы выношенные хорошенько у Вас внутри сюжеты и давали им новую пластику и жизнь…» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).

60

К письму приложены три фотографии, на которых Н.К.Рерих запечатлен за работой и на рыбной ловле, сопровождаемые припиской: «Снимок с картины неизвестного мастера “Труды Преподобного изографа летописателя Николая Изварского”».

61

Речь идет о триптихе М.В.Нестерова «Труды Преподобного Сергия» (1896–1897) из Сергиевского цикла, первая картина которого «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) подверглась критике В.В.Стасова.

62

Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «…как Вы провели свой торжественный день бенефиса и что Вы во время его прохождения делали? Если ничего больше, как только на охоту ходили да бедных птиц били… то я Вас не хвалю ничуть и желаю Вам, чтоб тот или другой Никола поскорей от Вас отступился…» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).

63

В 1897 г. А.Н.Курбатов получил звание художника за картины «Начало весны» и «Волна».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я