Идей в написании данной книги не было никаких. Нет руководящей и направляющей роли партии, но уважительное отношение к настоящим коммунистам есть. Книга написана спонтанно. Рассказы, отображающие разные фрагменты прожитой жизни наполнены реальными событиями и реальными людьми. Особенностей в излагаемых рассказах тоже нет. Такой жизнью жили многие. Единственной особенностью многих героев был огромный труд на общество и на семью. И второй особенностью была, есть и останется навсегда какая-то неистребимая любовь к Отечеству. Уверен, что если пережили разруху после войны, то переживём и настоящее изобилие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейная хроника. Том 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЛИАП
ГТО — Готов к труду и обороне. Этим полезным делом когда-то занимались все, в том числе и наш ЛИАП (Ленинградский институт авиационного приборостроения).
Наш поток, а это группы 190, 191, 192, 193, 194, 195 — были отправлены в бассейн на Невском проспекте недалеко от «Думы» для сдачи норм ГТО. Была среди нас одна девочка стройная, симпатичная, интересная. Но, по настоящему мы мальчишки её оценили только на сдаче норм «ГТО» по плаванию. Когда увидели её в обнажённом виде все так и попадали в бассейн с квадратными глазами и отвисшими челюстями. Не скрою, и я тоже сдавал «норму» в таком же состоянии. Приятно же полюбоваться человеком без каких-либо архитектурных излишеств!
Когда дошла очередь до неё, она сказала инструктору, что она не умеет плавать! Инструктор решил, что «Русалка» придуривает! Набирает себе рейтинг и без того высокий!
— Может мне лучше воздержаться от заплыва? Я могу утонуть!
— Плыви! Утонешь, выловим!
Девочка встала послушно в ряд и по команде «внимание, старт!» дружно плюхнулась со всеми в воду!
Все всплыли и, барахтаясь, кто как умеет, поплыли вперёд. Девочка в блаженстве улеглась на дно и лежит неподвижно. Лимиты времени для удивления публики уже прошли давно, а она всё ещё лежит, как будто бы в окружении её ничего не волнует и не интересует! Инструктор передрейфил и стал ей к руке подсовывать длинный красный шест! Реакции никакой! Он откинул шест спасательный в сторону и, не раздумывая, с секундомером на шее кинулся навстречу к ней! Поднял со дна, положил на край бассейна, выбрался сам. Злой и сердитый перенёс её с кафельного пола на длинную деревянную скамейку и стал делать искусственное дыхание.
Изящная Ева открыла глаза и затуманенным взором окинула окружающую публику.
Инструктор от радости, что избежал тюрьмы, готов был выпрыгнуть из плавок:
— Ты чего вытворяешь-то, дура! Нашла место! Улеглась!
— Я сейчас встану. Полежу ещё немного.
— Да не здесь, а на дне бассейна!
— Ну, я же сказала, что не умею плавать! А Вы сказали — «вперёд!»
Инструктор обхватил свою голову двумя руками и, красный как помидор, скрылся от народа.
Мальчишки запомнили этот день как самый приятный и необычный!
Кто же была эта загадочная девочка? Кто угадает, тот настоящий ЛИАПовец! Для подсказки могу напомнить, что звать её Света. Мы с Татьяной общаемся с ней и сейчас. Она попала по распределению в числе 23 человек в одну с нами организацию. В те времена рейтинг выпускников нашего ВУЗа был высоким. Вспомните, как мы дружно ходили на лекции! Опоздавший Симановский, чтобы не пропустить лекцию, даже притащил стул, сел в коридоре, и через щель в двери писал лекцию по ТОЭ (Теоретические основы электротехники). Читал Куцко. Заметив Симановского, он остановил процесс и, публично отметив стремление к знаниям, впустил Симановского в аудиторию. А в это время экскаватор с «грушей» бомбил Чесменскую церковь. Церковь отчаянно сопротивлялась. То ли потому, что она вспоминала Распутина, которого, согласно историческому факту, отпевали в ней, то ли магическая сила старца помогла ей выдержать эту смертельную экзекуцию, то ли в те времена, когда её строили, делать плохо не умели. Церковь в этой битве выстояла и победила! Бомбёжку прекратили. Через некоторое время привезли строительные леса и начали реставрировать! Удивительное живое кино было на наших глазах! Теперь стоит такая вот красотуля, и радует народ своей живучестью!
И даже не верится, что это её так старательно пытались угробить!!!
А ведь мы ЛИАПовцы помним, какой она была во время нашей учёбы? Особенно мы, мальчишки, когда занимались строевой подготовкой около неё.
Чесменская церковь
До реставрации мы хорошо изучили её внутри. Мне повезло. Я, благодаря работе в авиационном техникуме, побывал внутри и после реставрации. Чудо!
ЛИАП. Младшие курсы
Оба корпуса нашего института сыграли роковую роль в жизни Распутина. Напротив корпуса для студентов старших курсов (Герцена 67), как свидетельствует история: «Мойка дом № 92, в декабре 17-го дня, 1916 года, во дворце графа Юсупова, убили Распутина». А, здесь (Гастелло 15) в корпусе для студентов младших курсов: «В декабре 20-го дня, 1916 года, лазарете Чесменской богадельни, состоялось вскрытие и обследование трупа Распутина».
Как вы помните, уважаемые ЛИАПовцы, из нашего студенческого КВНа, история создания нашего ВУЗа звучит так. В 1774 году один умный монах решил построить, недалеко от станции «метро Парк Победы», институт ЛИАП. Сами понимаете, забота о студентах, об удобном транспорте для них, очень важная задача…
На самом деле строился дворец Фельтеном в1774–1777 г.г.
Я думаю, что вам, уважаемые ЛИАПовцы, будет приятно вспомнить наш институт.
Студенческий значок
Выпускной ромб
А вот так выглядел наш институт в 1780 году. Церковь без института уже в то время не могла жить!
Поскольку мы окунулись в историю нашего родного ВУЗа, несколько слов об общежитии. С начала учёбы, мы жили в учебном корпусе на Гастелло 15. Потом переехали на Гастелло 16. Жили на 4-ом этаже.
Однажды к нам зашёл в комнату незнакомый мужчина в военной форме:
— Ребята, не пугайтесь! Я ваш коллега по ЛИАПу. Окончил его раньше. Сейчас умираю от тоски по родному ВУЗу. Я жил в этой комнате, где живёте сейчас вы. Надо же! Даже картинка ещё сохранилась на стене.
ЛИАП в 1780 году
Действительно, на стене висела картинка, написанная акварелью, где было изображено лесное озеро в утреннем тумане. Края озера заросли высокой травой. На воде плавают утки. Когда мы учились в ЛИАПе и въехали в эту комнату общежития, эта картина, нарисованная каким-то студентом, переполненым чувствами любви к природе, висела на стене. Закончили институт, выехали, а картинка осталась следующим поколениям!
Теперь я думаю, что, благодаря Толе Семёнову, и мы были такими же любителями природы!
Мы, как собратья по ВУЗу, приняли гостя тепло и радушно. Организовали праздничный стол, перефотографировались на память в его военной форме. Есть фотография «Геноссе» в этой военной форме. Привожу её ниже в данном рассказе. «Геноссе» наклонился над картой СССР, висевшей над моей кроватью, и ищет логарифмической линейкой свою Родину:
— Где тут моя родная Киргизия? Не захватили ли её китайцы пока я тут прохлаждаюсь!
Я целый день искал эту фотографию. В отчаяньи подумал, что она, наверно, сгорела с дачей! Остаться целой после двух пожаров очень сложно! Сгорело очень много уникального, не повторимого!
Студент 193 гр. Витя Лютов. Кличка «Геноссе»
И вот какая-то мистика! Нашёл! Всё описанное в воспоминаниях в полном соответствии с фотографией!
Мужчина спросил:
— Как там на Гастелло 15 в круглом фойе около библиотеки самолёт стоит? Хочу снова с ним увидеться!
— Ничего уже нет! А, что за самолёт?
— Красивая напольная подставка в натуральную величину. На изогнутой металлической балке (двутавре), закреплённой на металлической плите, стоял настоящий самолёт военного времени. Мы его так любили, когда учились! Он нас так вдохновлял! Жаль, что его убрали! А, напротив ЛИАПа через улицу Ленсовета аэродромчик небольшой сохранился? Там стояли самолёты разных конструкций. Мы там делали лабораторки!
— Там тоже ничего нет! Теперь там гостинница «Мир».
— Ах, как жаль, что не удалось увидеть снова своё время обучения.
Могу добавить, что если бы он приехал сейчас, то потерь нашёл бы ещё больше. Теперь уже нет и общежития на Гастелло 16. Убран и кинотеатр «Зенит». У ЛИАПовцев есть возможность вспомнить милые кадры нашей молодости, которые ушли навсегда из жизни и остались только в памяти. Это будет особенно приятно тем, кто теперь далеко от Ленинграда!
Кинотеатр «Зенит»
Время нещадно что-то убирает, что-то добавляет.
При нашей учёбе на территории старших курсов на Герцена 67, появились живые вертолёт МИ-8 и самолёт МиГ-19. Первое время нас это очень восхищало. Мы мальчишки ходили вокруг ласково и уважительно гладили руками эту технику. Безумно хотелось забраться в кабину самолёта, посмотреть на все приборы управления, с которыми мы теоретически были уже знакомы по лекциям Идельсона Эдуарда Михайловича и лекциям других преподавателей. Потрогать их руками и почувствовать себя лётчиком! Для мальчишек это неописуемый восторг! Но вовнутрь забраться не давал первый отдел!
Кабина была закрыта и опечатана первым отделом! Почему?? Совершенно не понятно. Зачем тогда у студентов мальчишек была вторая форма? Неужели только для одной военной кафедры?! От кого же такая строгость! От будущих создателей этой техники!
Когда сыну Алёше было 5 лет, в парк Ленина около нашего дома привезли почти такую же технику, и даже ещё совершенней! Вертолёт МИ-8 и самолёт МиГ-21.
МИГ-19. Скорость 1452 км/час. Потолок 17.500 м.
Самолёт МИГ-21. Скорость 2125 км/час. Потолок 19.000 м.
Даже не просвещёному человеку понятно, что модель МиГ — 21 совершеннее. Ну, а для нас ЛИАПовцев тем более. Чего стоит только один конус в приёмном диффузоре МиГа-21, по сравнению с МиГом-19! Это же часть БРЛС (бортовая радиолокационная система) и регулирование воздействия знаменитого «скачка уплотнений» при полёте этой машины на сверхзвуковых скоростях! У МиГа-21 она была больше, чем у МиГа-19. Скорость у него была 2«М» (два «Маха», т. е. две скорости звука). При переходе через сверхзвуковые барьеры возникают «скачки уплотнений» и этот конус выполнял очень важную задачу.
«Скачок уплотнений», как известно всем студентам ЛИАПа, был самый тяжёлый вопрос на экзамене по курсу АГД (аэрогидродинамика). Требовались выводы с «семиэтажными» формулами. «Выводить» эти формулы выпало Синьковской. Она мучилась на экзамене у «Иосифыча» четыре часа!! Но, героически выдержала все муки, и дошла до победы! Вся 193 группа за этот подвиг сильно зауважала Татьяну! И, вероятно, больше всех я (она стала моей женой).
Лёша Дёмушкин из 192 группы на этом вопросе получил «пробоину в фюзеляже» (т. е. «вынесли» с экзамена). Он по этому поводу даже написал под гитару песню со словами: «Иосифыч» — глухой, глухой, но хитрый чёрт, то услышит, то нет! Подсказку усечёт, а ори на билет…». Действительно, Иосифыч всегда говорил:
— Отвечайте громче! Я плохо слышу.
И за подсказки шёпотом, которые он хорошо «усекал», всегда ругался и даже выставлял с экзамена. Несколько слов о «битве за выживание» Дёмушкина на этом экзамене.
Лёша готовился к нему очень основательно. Была придумана уникальная система против пыток «Иосифыча» по скачкам уплотнения. Их было два. «Прямой скачок» и «Косой скачок». Который из них труднее — сказать сложно. Оба ужасные. Татьяна лучше всех об этом знает.
Чтобы не свихнуться от «семиэтажных» формул, Дёмушкин придумал два барабана. Один подающий, другой приёмный. Лента с информацией перематывалась с одного барабана на другой ручным приводом из внутреннего кармана пиджака в нагрудный наружный карман. Старания Лёши оказались не напрасными. Билет на экзамене попался по «скачку уплотнения». Дёмушкин тихо и мирно начал «передирать» его с барабанной системы. Но садист «Иосифыч» понимал, что нормальный человек не может удержать в голове эту информацию!! Студенты начинали просить преподавателя — заглянуть в свой конспект. Дёмушкин «творил» молча. «Иосифыч» решил — значит «сдирает»! Но, как?!
Он тихо подошёл к нему и неожиданно схватил за правую руку. Предчувствуя огромную удачу и торжество своего охотничего таланта, Иосифыч изрёк:
— Молодой человек, разожмите руку!
— Зачем?
— У Вас там шпаргалка!
— У меня ничего нет. Я не знаю, что это такое?!
Кроме мела в руке ничего не оказалось. Откуда было знать преподавателю, что перед ним матёрый КВНщик с редкой выдержкой, который даже если будет гибнуть, то с юмором! «Иосифыч» понял, что коса налетела на камень, отпустил руку и отошёл. Процесс подготовки «докторской диссертации» продолжился. Дёмушкин возобновил «передирание», но уже с большей осторожностью. «Иосифыч», как кот за мышкой, стал следить за Дёмушкиным. Нервы сдали в очередной раз у кота! Он кинулся на мышь и мёртвой хваткой вцепился в левую руку, где была тряпка для стирания записей на доске. Предчуствуя успех в добыче, «Иосифыч» потребовал отдать тряпку, надеясь найти там шпагалку. Дёмушкин невозмутимо пояснил:
— Чем же я буду стирать мел с доски? Не могу же я править записи, стирая их голой ладонью!
«Иосифыч» побагровел от негодования и уверенный, что наконец-то поймал то, за чем охотился, победно заявил:
— Либо Вы отдаёте мне тряпку, либо уходите из аудитории!
Дёмушкин, скривив физиономию, стал медленно, медлено разжимать руку с тряпкой, как будто расстаётся с бриллиантом!
«Иосифыч» в нетерпении выхватил её и развернул. Тряпка оказалась пустой!
Он, разочаровавшись в себе и не веря в гениальность Дёмушкина, велел стирать всё с доски и предложил свободное собеседование.
Дёмушкин, помолчав и обдумав всё сложившееся, сказал:
— Нет! Я не могу работать в такой обстановке! Вы нарушили мне всю гармонию мыслей! Мне теперь надо время, чтобы забыть этот кошмар!
И обиженный вышел из аудитории.
Но, вернёмся к МИ-8, и МиГ — 21. Указанная техника стояла в парке Ленина, в совершенно доступном для знакомства виде! Люди всякие забирались в самолёт и вертолёт: кто хотел! Справок и разрешений от первого отдела не требовалось! К технике стояли длинные очереди. Взрослые сознательно отдавали приоритет детям! Я тоже из очереди только сына Алёшу посадил в МиГ-21. От него посыпались бесконечные вопросы:
— А это что? А это зачем? А это для чего?
Я, стоя рядом на приставном трапе, давал квалифицированные пояснения доступные для его понимания. Как-то в детстве уже в 3-х летнем возрасте, мы с ним поговорили во время прогулки о том, как работает генератор, вырабатывающий электрический ток.
— Вот сейчас придём домой и мама очень, очень удивится, когда об этом узнает.
Пришли домой и он спросил мать:
— Мама, спроси меня, как работает генератор?
Татьяна посмотрела на меня и покрутила пальцем у виска:
— Ты чего, трёхнулся? Чем ты забиваешь голову ребёнку?
— А ты спроси, спроси его!
МИГ-21. Приборы управления
Она спросила и была удивлена. Как, оказывается, можно доходчиво изложить что-то сложное! При этом незыблемо сохранить главное, которое со временем будет обрастать более глубокими и сложными знаниями.
Вот то, что мы видели и трогали руками с сыном Алёшей в МиГ-21.
Здесь, уважаемые ЛИАПовцы, как вы видите, нет знаменитой системы наведения, работающей с многофункциональной импульсно-доплеровской БРЛС. Как хорошо, что нет этой «игрушки» на этом параде ума человеческого! Вот где, вероятно, будет уместна пословица: «чтобы крече спать — нужно меньше знать!». Пусть об этом знают только лётчики и выпускники ЛИАПа. А вот количество пилотажно-навигационных приборов поражает воображение!
Эффект от увиденного превысил всё, что можно было ожидать:
— Папа, пошли опять к нему!
Жаль, что постояли они недолго. Как только юбилейный праздник закончился, технику эту увезли. В народе говорили, что поспешность эвакуации техники была связана с наличием в ней повышенной радиации.
Коллега по группе — Валера Михайлов тогда ещё, во время учебы в ЛИАПе, пошутил:
— Во, ребята! Кто хочет сдать экзамен по ТАРу (теория автоматического регулирования), тот должен залезть в выхлопное сопло МиГу-19, и выбраться через входной диффузор — 4 балла. А если студент влезет в сопло и вылезет через ПВД (приёмник воздушного давления) — 5 баллов!
В настоящее время чаша весов покачнулась в сторону истории Чесменского дворца. ЛИАП наш существует в виде Университета аэрокосмического приборостроения, но самолёт из круглого фойе изъят! Музейная сторона весов, стала важнее авиационной. Теперь, после реставрации в 2005 году, перед библиотекой в круглом фойе висит люстра, в виде Мальтийского Креста. Высшая воинская награда в России с 26 нобря 1769 года. C 1782 года дворец был передан Екатериной II Капитулу Ордена Святого Георгия. Эту награду получали здесь Суворов (1771 г. — 3 ст, 1773 г. — 2ст, 1789 г. — 1степени), Кутузов (1775 г. — 4ст, 1791 г. — 3ст, 1792 г. — 2ст, 1812 г. — 1 степени).
Эти нововведения в институте бесспорно приятные. Но после скоропостижной кончины в 1978 году ректора Капустина Александра Алексадровича, революционные преобразования преемником Анатолияем Петровичем Лукошкиным в части общежитий меня как-то настораживают. Мы из общежития на Гастелло 16 до учебных аудиторий института на Гастелло 15 бегали раздетыми в течение трёх минут. Гардероб в иституте нам был не нужен. Теперь это общежитие ликвидировано. Замена ликвидированному общежитию построена на улице Передовиков 13. Общежитие квартирного типа на 1000 мест и, как сказано в рекламном докладе А. П. Лукошкина, жилищные проблемы иногородних студентов были решены полностью. В этой ситуации, с расстояния 31 км с противоположной части города, раздетым и за три минуты не добежишь!
Когда было общежитие на Гастелло 15, то от звонка на лекцию мы успевали встать с постели, и добежать до аудитории. По пути при этом даже забегали в буфет позавтракать! «Борода» (Бородин Вовка) часто опаздывал. Он не успевал оприходовать кофе с бутербродом. Его статус интеллигента не позволял проглотить хлеб с неразмазанным кусочком масла! Пока он получал от буфетчицы затребованый нож, пока размазывал им кругленький кусочек масла (за 8 копеек), поезд уходил!
Напротив здания младших курсов (на Гастелло 15) была баня. На лекциях по ТММ (теория машин и механизмов) курс которой читал Москалёв, опять было живое кино. По крыше козырька бани носился голый мужчина, а за ним бегал банщик в белом халате. Вероятно, мужчина «перебрал» алкоголя и получал удовольствие, а банщик портил ему весь кайф!
Сейчас уровень подготовки студентов заметно изменился по сравнению с нашим. Причина — свободное посещение занятий из-за недостаточной стипендии. Это я хорошо почувствовал по студентам — дипломникам. В наше время посещение занятий было строго обязательным! Полученные в ЛИАПе знания способствовали молодым специалистам быстро адаптироваться к сложной технике.
Напротив нашего дома находится студенческое общежитие Мухинского высшего художественного училища (почему-то ныне стало им. Штиглица). Я навёл справки о соотношении оплаты услуг общежития к размеру стипендии. Соотношение составило 34 %. Сейчас на оставшуюся часть стипендии можно очень скромно прожить от 3-х до 5-ти дней. В наше время (1964–1970 г) это соотношение составляло менее 2 %. Цены на продовольствие в наше время позволяли также скромно прожить на остаток стипендии целый месяц! Это главная причина снижения знаний сегодня. Когда-то на военной кафедре ЛИАПа мы пели:
Ах, зачем не поднял целины? Ах, зачем не пошёл в офицеры? А теперь вот ракеты ловиНа грани земной атмосферы!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейная хроника. Том 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других