Юрколлегия разыскивает…

Николай Леонов

Одна из ранних повестей Н.Леонова. Публиковалась в сборнике «Пир во время чумы» (М.: Эксмо, 1999).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юрколлегия разыскивает… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Марина Сергеевна и другие

Эта справка, — майор поворачивается к суду, — была нами составлена, когда преступник еще не был задержан и изобличен. Она была первым документом в материалах, которые уголовный розыск впоследствии передал прокуратуре, и не предназначалась для публичного чтения.

В период с тысяча девятьсот пятьдесят девятого года по настоящее время в городе Москве неизвестным преступником совершено шесть краж, похищено денег на общую сумму в двадцать шесть тысяч рублей. Есть основания предполагать, что все преступления совершены одним и тем же человеком. Кражи объединяет — берут только деньги, и всегда крупные суммы, всегда берут, так сказать, чисто, без взлома и отжима замков. Ни в одном из случаев уголовному розыску не удалось напасть на след преступника или получить хотя бы приблизительные его приметы. Обнаружение и изобличение такого человека связано с большими трудностями и риском, так как есть основания предполагать, что в случае опасности разоблачения данный преступник может пойти на убийство.

Двенадцатого сентября в «Известиях», — продолжает читать майор, — была опубликована заметка о розыске Инюрколлегией некоего Балясина Владимира Ивановича. Установлено, что в редакцию газеты звонил мужчина и интересовался адресом Балясина, объяснял, что приходится дальним родственником и хочет его поздравить с получением наследства. Считаем целесообразным ввести в окружение Балясина одного или двух сотрудников розыска, так как не исключена возможность, что разыскиваемый нами преступник попытается похитить полученные Балясиным деньги.

К вечеру погода испортилась окончательно, и отдыхающие собрались в холле. Красные кожаные кресла и низкие диванчики стояли вдоль стен; отдыхающие лениво рассаживались на них и разглядывали вновь прибывших. Делалось это так серьезно и обстоятельно, словно всем предстояло кругосветное путешествие, где жизнь каждого будет зависеть от мужества товарища.

Марина спускалась с лестницы и уже готова была ступить на черный квадрат холла, когда оценила ситуацию.

— Стоп, — сказала она, поставила ногу назад на ступеньку и повернулась к Семину, — опасно для жизни.

Валентин Петрович взял Марину под руку.

— Уже поздно, Марина Сергеевна, только вперед, — сказал он и повел ее по диагонали через холл.

Марина увидела двух особ, которым улыбалась днем в столовой, и сказала:

— Добрый вечер.

Не ожидая ответа, она перевела взгляд дальше.

Мужчина в вельветовом костюме встал и поклонился.

— Добрый вечер. — Марина изобразила улыбку, которую держала для поклонников.

— Добрый вечер! — повторил мужчина. — Очень рад познакомиться. Миронов. Сергей Иванович Миронов. — Он опять поклонился. — Актер. Точнее, киноактер.

— В каких фильмах вы снимались, Сергей Иванович? — спросил Семин.

— Видите ли, я актер характерный, — ответил Миронов, запинаясь, — не герой, в общем. С другой стороны, и не Филиппов, хотя по внешним данным говорят, что похож. — Он провел длинными пальцами по лицу. — В кинематографе работать довольно сложно.

Неожиданно в холле зазвучала музыка, белобрысый парень крутил микшер «Спидолы».

— Четвертая симфония Чайковского, — сказал Семин, прислушиваясь. — Ленинградский оркестр под управлением Мравинского. — Он повернулся к Марине: — Вы слышали в исполнении ленинградцев Седьмую симфонию Шостаковича?

Марина начала вспоминать.

«Спидола» взвизгнула, истово забормотала, затем низкий голос Клавдии Шульженко предложил:

— «Возьми гитару…»

— Громче, пожалуйста, — попросил кто-то.

Семин качнулся и снизу вверх заглянул Марине в лицо:

— Вы не обидитесь, если я приглашу вас танцевать?

Несколько минут танцевали одни, но, когда Шульженко отложила гитару и запела «Синий платочек…» — по холлу кружилось уже несколько пар. Марину грубо толкнули, она посторонилась, почувствовала запах перегара — он шел от кряжистого парня, который задиристо смотрел вокруг.

— Извинитесь перед дамой, — сказал Семин, загораживая парню дорогу.

Расстегнутый пиджак висел на широких плечах парня, узел галстука был сдвинут в сторону.

— Я тебя отлуплю.

— Естественно, но лучше извинитесь, — ответил Семин.

— Сначала отлуплю.

Парень наклонился вперед, тяжелые руки свободно повисли вдоль тела. Семин хотел схватить его за плечо, но быстро отдернул протянутую было руку, и кулак парня рубанул воздух.

— Смешно? — Семин продолжал загораживать ему дорогу.

— Сейчас я проучу… — Парень усмехнулся и оглядел зал. Лицо его стало совсем трезвым.

Семин воспользовался тем, что он посмотрел в сторону, без замаха, почти неуловимым движением правой ударил его в живот и ловко завернул руку за спину. Отдышавшись, парень посмотрел не на Семина, а почему-то на Миронова, который, не поднимая головы, все еще возился с сигаретой.

Несколько мужчин, мешая друг другу, схватили парня за плечи, кто-то даже схватил за волосы, и выволокли его из холла.

— Извините, Марина Сергеевна, я сейчас вернусь! — Миронов нерешительно улыбнулся и пошел к лестнице.

Он быстро прошел по коридору, открыл дверь своего номера, надел пальто, открыл окно и выглянул на улицу. Потом вернулся к двери, запер ее, выключил свет, сел на подоконник, перекинул ноги на улицу, повис на руках и легко спрыгнул на талый снег. Он обогнул темное здание пансионата и вошел через служебный вход. В кухне уже никого не было, и он беспрепятственно прошел через нее, остановился у двери, из-под которой виден был свет, и прислушался.

— Хватит, отпустите его. Ну, выпил малость, с каждым бывает!

— Нет уж, товарищи, давайте доводить дело до конца!

В холле — а дверь, у которой стоял Миронов, вела в холл — решалась судьба задержанного. Голоса за дверью стали стихать, видно, ажиотаж прошел и мужчины возвращались на свои места. Послышались шаги, дверь скрипнула и отворилась. В ярком четырехугольнике света стоял недавний противник Семина.

— Виктор, — позвал Миронов и затянулся папироской так, что огонек осветил его лицо. — Подойди-ка.

Парень подошел, присмотрелся, молча достал пачку «Беломора» и закурил. Когда Миронов, предварительно сняв в своей комнате пальто, вернулся в холл, танцы были в полном разгаре.

Миронов спустился с лестницы и, растерянно улыбаясь, стал боком протискиваться к Марине Сергеевне и Семину, которые беседовали около окна. Он хотел было подойти, но раздумал и остановился неподалеку: ждал, когда окликнут, и обдумывал, что его насторожило в недавнем инциденте.

Во-первых, конечно, появление Виктора, который мог при всех окликнуть. Но это не главное: сейчас, когда удалось перекинуться парой слов наедине, присутствие Виктора облегчало задачу. Старик Балясин, конечно, не сказал сыну о деньгах. А что главное? Что его, Миронова, насторожило? Что он тогда увидел, а сейчас забыл?

Он стал, покачиваясь в такт музыке, вспоминать.

Разговаривал с Семиным о кинематографе. Зазвучала музыка. Танцы. Марина Сергеевна хотела что-то спросить. Появился Виктор. Ссора. Семин встал… Да, Семин встал перед Виктором. Походка профессионального спортсмена… отвлекающий ложный выпад… Потом удар в солнечное сплетение и захват руки Виктора на перелом. Может, чудится?

— Сергей Иванович, куда же вы пропали?

Миронов увидел, что его зовет Марина, и поспешил к ней и Семину.

Балясин сидел на кровати и разглядывал пачку денег. Сто двадцать новеньких сторублевок. Можно было бы и накопить лет за десять. Это если не пить и не есть. Он положил деньги на одеяло, обхватил плечи руками и растерянно оглядел комнату. Витька вернулся… Где теперь прятать? От своего, не от чужого. Балясин поднялся, подошел к двери и опять оглядел комнату, потом двинулся по кругу, останавливаясь то у кровати, то у облезлого шифоньера, то у старинного комода. Пять шагов — и снова у двери, еще пять — потом еще. Он посмотрел на большой ящик с коричневыми кусками хозяйственного мыла, который завхоз притащил сюда год назад. Балясин быстро вынул несколько скользких кусков, завернул деньги в тряпку, сунул их в ящик и положил мыло на место. Затем снова хитро улыбнулся, подвинул ящик в угол и поставил на него ведро с мусором.

Балясин потер зябнувшие руки, отпер дверь и подошел к столу, чтобы взять кружку и сходить за чаем. При этом он ненароком взглянул в окно, между неплотно задернутых занавесок мелькнуло лицо. Он выронил кружку, бросился к двери и, навалившись на нее худым плечом, быстро повернул ключ и заставил себя снова посмотреть в окно. За мокрым стеклом опять что-то мелькнуло. Балясин судорожно отдернул занавеску. Нависая над окном, раскачивалась ветка ели… Он смотрел на нее долго и завороженно и тоже стал раскачиваться. По стеклу скользили капли талого снега, слезинка проскочила по морщине Балясина, повисла на усах, и он подхватил ее языком. Кузнец пробил девять раз. Балясин взглянул на часы и вытер ладонью лоб.

За окном раздались голоса, он задернул занавеску, оделся и вышел на улицу.

— Добрый вечер, — услышал он и уступил дорогу высокой стройной женщине и хорошо одетому мужчине.

Он вспомнил, что фамилия этого мужчины Семин и работает тот в каком-то министерстве.

Он свернул за угол и столкнулся с высоким худым мужчиной в поношенном летнем пальто, который, как и Балясин, шел, втянув голову в плечи. Они молча разошлись. Балясин посмотрел на мужчину и попытался вспомнить его фамилию, но не смог и заспешил к своему окну.

Мокрый снег под окном был затоптан, окно светилось: забыл выключить свет! Балясин схватился негнущимися пальцами за раму и, тяжело поднявшись, заглянул в окно. Сколько он ни вглядывался, та часть комнаты, где стоял ящик с мылом, видна не была.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юрколлегия разыскивает… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я