Объективно оценить любое значимое историческое событие можно лишь после того как произошли, установлены и осознаны его последствия. Поэтому чем большее время отделяет нас от этого события, тем понятней становится его место во всеобщей истории. Кроме этого в интересах приближения к истине можно использовать появляющуюся в науке новую методологию исторического анализа. Коррекция методологии анализа прошлого связана с появлением в науке новых концепций и теорий. В нашем случае это концепция мягкой силы, кумулятивных причин. Установлено, что микропричины в своей совокупности могут оказывать на исторические процессы большее влияние, чем факторные, то есть очевидные для нашего сознания причины, которые мы обычно и анализируем. Поэтому задача состоит в том, чтобы осознав механизм действия этих микропричин, сделать их для нас понятными. В последнее время все чаще употребляется термин мягкая сила. В настоящей работе под данным термином понимаются широкий спектр явлений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мягкая сила в истории Германии: уроки 30-х годов ХХ века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Объективно оценить любое значимое историческое событие можно лишь после того как произошли, установлены и осознаны его последствия. Поэтому чем большее время отделяет нас от этого события, тем понятней становится его место во всеобщей истории. Кроме этого в интересах приближения к истине можно использовать появляющуюся в науке новую методологию исторического анализа. Коррекция методологии анализа прошлого связана с появлением в науке новых концепций и теорий. В нашем случае это концепция мягкой силы, кумулятивных причин. Установлено, что микропричины в своей совокупности могут оказывать на исторические процессы большее влияние, чем факторные, то есть очевидные для нашего сознания причины, которые мы обычно и анализируем. Поэтому задача состоит в том, чтобы осознав механизм действия этих микропричин, сделать их для нас понятными.
В последнее время все чаще употребляется термин мягкая сила. В настоящей работе под данным термином понимаются широкий спектр явлений.
— Влияние на социальные, психические явления, на поведение людей циклически изменяющейся солнечной активности. Есть все основания полагать, что это влияние находится как бы вне наших повседневных ощущений и кумулятивно, незаметно отражается на нашем поведении и на исторических процессах. Мысли в связи с этим таких исследователей как Л. Гумилева, А. Чижевского являются основополагающими для данной работы.
— Влияние на поведение людей притяжения Земли, величина которого изменяется также циклически с характерными максимами и минимумами. Данная мысль высказана В. Остаповым и подтверждена электроэнцефалографическими (ЭЭГ) и психологическими исследованиями большого числа людей. Когда Земля в своём движении относительно Солнца проходит точки афелия и перигелия, то изменяется знак её ускорения и притяжение Земли минимальное. В этих условиях изменяются психические и физиологические процессы, а также даже характер мышления человека, что фиксируется изменением ЭЭГ головного мозга, результатами решениями нами интеллектуальных и иных тестов. На величину притяжения Земли оказывает влияние Луна и положение планет солнечной системы, а также перемещение Солнца относительно центра местного скопления звёзд, периодически проходя точки афелия и перигелия. Своё воздействие оказывает и перемещение этого локального центра относительно центра галактики. Поэтому притяжение Земли изменяется с некой, ещё нами не до конца понятной цикличностью, но игнорировать действие этого фактора на поведение людей было бы опрометчиво.
— Влияние людей друг на друга через полевые структуры. Так, чувства одного человека могут передаваться на бессознательном уровне другому человеку, у группы людей, которые спаяны единым эмоциональным переживанием, формируется единый эгрегор, то есть единое поле… Всё больше данных о том, что такая передача информации связана с выполнением ДНК, головным мозгом функций биологических антенн. Отсюда проистекают и эффекты, когда соответствие\несоответствие социальной и социально-психологических структур общества вызывают снижение\рост социальной протестности, а так же другие эффекты.
— Передаются от человека к человеку не только эмоции, но и информация. Наличие единого информационного поля, считывая с которого можно получать предустановки для того или иного действия, так же даёт право отнести это к влиянию мягких сил.
— Влияние цели деятельности, информационных процессов на особенности развития и функционирования сложных систем, человечества, страны, группы лиц… Это изучила системология.
— Влияние различных социальных институтов, их структуры на наше развитие. Даже количественный состав семей (число семей с одним ребёнком, их процент от многодетных семей и др.) сказывается на социальных процессах и особенностях духовного развития общества.
— Влияние различных экономических явлений, пропорций, зависимостей на духовную и социальную жизнь. Стало более понятным влияние темпов экономического развития на социальные процессы, на накопление протестности или на рост социальной гармонии в обществе и др.
— Влияние на отдельную личность и групп людей общения с другими людьми.
— Иные проявления мягкой силы… Их много и они разнообразны.
Мягкая сила как бы оседает в бессознательном людей, в коллективном бессознательном, в том числе и в форме архетипов, установок, предустановок… Суть влияния мягкой силы на развитие человечества отражена в концепции кумулятивно-факторных причин.
В настоящее время во всем мире растёт влияние правых сил, а порой и неофашистов, лиц, склонных к радикальным действиям и поступкам, что типично для периодов нарастания кризисных явлений в обществе. Эти силы активизируют борьбу за массы, выдвигают своих лидеров. В такие лидеры объективно пробиваются лишь те, кто лучше чувствует мягкую силу, то есть бессознательные переживания тех лиц, с которыми они контактируют. Придут они к власти или нет, зависит от того, насколько социальная структура общества способна направлять периодически возрастающую эмоциональную составляющую коллективного бессознательного в созидательное русло. Если эта структура ущербна, то для того, чтобы сохранить власть, руководство страны должно прибегать к задействованию репрессивного аппарата.
Среди маститых политиков часто по инерции остаются несколько иные психотипы, которые стали лидерами в эпоху относительной стабильности социальных процессов или постепенно утеряли способность чувствовать динамику коллективного бессознательного. И те и другие менее предрасположены к работе с массами в стрессовых условиях. В эпоху бурь и протестных настроений, которые всегда являются следствием несоответствия социальной и социально-психологической структур общества, они проигрывают тем тонко чувствующим мягкую силу лидерам «из низов», которые сумели направить эмоциональность бессознательного на достижение своих целей. А это могут быть далеко не благородные цели, которые тщательно скрываются, порой под правильными лозунгами.
Образно это можно сравнить с бездомной дворнягой и откормленной и выхоленной породистой собакой, которая живёт припеваючи у хозяев. Бездомная дворняга каждый день дерётся за пропитание. У неё больше шансов одержать победу над элитным псом, но который растратил свои бойцовские качества при хорошей жизни. Образно: лидер, который чувствует мягкую силу, выходит победителем из ситуаций, в которых прибывают бездомные псы. Иначе, иным он просто не сможет чувствовать мягкую силу.
История показала, что лидеры с подобными способностями могут повести массы в таком направлении, воодушевить на достижение таких целей, добиться таких результатов, что потом вся планета содрогнётся. Могут содрогнуться и сами люди, которые были увлечены «верными» лозунгами и участвовали в протестных выступлениях. Но во время самих выступлений они были убеждены в правильности и закономерности своих действий.
Поэтому разумным силам общества необходимо научиться перестраивать социальные механизмы государства в зависимости от активности коллективного бессознательного. Для этого надо знать те факторы, которые оказывают на него влияние и те законы, по которым эти факторы изменяются, то есть по сути научиться управлять действием мягкой силы. В противном случае либо репрессии и кровь, либо принятие требований новых лидеров… А вот куда заведут эти лидеры народ, станет понятно потом, когда всё закончится.
Психотипы людей воспроизводятся с циклом около 72 лет. Особенности этого процесса описаны в научных исследованиях. Выход из кризиса 1928–1934 годов был противоречив. Сейчас не принято вспоминать, что в большинстве стран Европы к власти пришли фашисты. Не принято вспоминать насколько пульсирующими, трагическими были события в США. Демократия в некоторые моменты в США как бы замирала (и это сказано мягко). Сейчас не принято вспоминать, что тогда были и расстрелы граждан, участвовавших в массовых протестных выступлений. Да и в других странах события были трагичны или на грани трагедии. Большинство стран выходило из кризиса через усиление роли и влияния государства, порой через диктатуру, или через фашизм.
Кризис — реальность наших дней. Возрождение неонацистских идей, усиление правых партий — тоже наша реальность. Эти силы будут искать пути увеличения своего влияния на массы. Из их рядов выйдут лидеры, которые будут чувствовать настрой людей и играть на наших инстинктах. Если мы поймём за счёт какой закономерности к власти приходят фашисты, то сможем целенаправленно задавить этот процесс.
Чуда не будет. Демократия объективно позволяет плюрализм мнений. В ситуации возрастания эмоциональности бессознательного также объективно идёт радикализация требований, что создаёт предпосылки к выдвижению лидеров, которые могут управлять людьми, находящимися в стрессовых состояниях.
И это управление не примитивно. Оно построено на механизмах мягкой силы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мягкая сила в истории Германии: уроки 30-х годов ХХ века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других