Вряд ли было в истории людей событие с большим искажением понятия того, что обозначается словом информация. Ученый мир пребывает в заблуждении относительно смысла этого слова. «Мир полон информацией», «Человек черпает информацию из внешнего мира» – что может быть нелепее этих слов, произносимых самыми известными учеными современности? Даже гений популяризации космологии Хокинг не смог избежать ложного понимания этого слова. Не случайно он проигрывал все пари о потере информации в черных дырах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11-08-2016 Знание как информация наглядного представления
1. К продолжению 01 — и 03-
2. Рассматривается состояние живого образования, находящегося на уровне начала реализации им и в нем способности познания.
3. В таком живом образовании имеется нервная система в ее простейшем представлении. Стимулы входных воздействий через информационно-нейронные цепочки среды живого существа, благодаря способности их чувствования, формируют в нейронных приемных структурах нервной системы прообразы современного мозга, картину внешнего мира. Эта картина создается состоянием нейронных структур, получающих информацию от приемных структур, и представляющих собой область памяти в прообразе мозга живого существа. Оценка смысла сохраняющейся в памяти информации — это задача аналитических нейронных структур мозга. Последние выполняют функции сравнения, сопоставления, совпадения смысла информации в памяти нейронных структур и содержания информации, формируемой в нейронных структурах живого образования, которыми реализованы самые первые способности общения живого образования и начальные способности познания. Этими начальными способностями общения и познания и определяется уровень сознания в таком живом образовании, которое в известных условиях становится живым организмом. Сознание этого уровня много ниже такой формы, как рассудок, и тем более не достигает формы разума, когда основными элементами и предметами мышления становятся понятия.
4. Можно ли считать такое живое образование человеком, мыслящим субъектом, этот вопрос остается открытым. В некоторых отношениях — это человек, руководствующийся и действующий при взаимодействиях с окружающим миром как сознающая себя личность, отдающая себе отчет в своих намерениях и действиях. Но превалирующим моментом в поведении такого живого существа, уже сложного в биологическом отношении, все еще оказываются инстинкты. *. Как в таком сложном живом существе возникают наглядные представления, являя собой реализацию способности познания? И что будет результатом такого познания в простейших жизненных ситуациях такого живого существа? Отметим, что в его нейронных структурах, реализующих начальные способности познания, отсутствуют состояния, обусловливающие абстрактные представления, представления о преставлениях, которые составляют суть понятий. Рассматриваем пример.
5. Этот человек не знает, что такое яблоко, абрикос или персик. Но его предшественники, жившие в теплых краях, могли встречать эти плоды и знать о их предназначении. Это означает, что в его памяти могут сохраняться сведения о таких фруктах вследствие их получения и закрепления в поколениях его предшественников. Однако такие сведения могут быть нечеткими и неопределенными, то есть составлять основу интуитивного представления об этих предметах. Но может оказаться для такого человека встреча с подобными вещами, как с новыми для него объектами. И в этом случае для него получаемая им информация совершенно не известна и лишена какого-либо смысла. Она записывается в нейронных структурах мозга посредством сигналов информационно — нейронной цепочки, но смысл получает вследствие способности познания, объединяющей в себе способность придания смысла чувственному восприятию внешнего воздействия и способности, как стороны сознания, уже находящегося в виде существующего в прообразе мозга состояния, проявляющего себя в способности рассудка придавать смысл записываемой в структурах мозга информации о соответствующем внешнем воздействии. *. Если он по-прежнему живет в таком климате, то ему с первых дней его осознаваемой, или даже животной, не обладающей разумом, жизни становятся известными эти предметы, являющиеся фруктами. То, что это фрукты — знаем мы; но он лишен таких обобщений, вытекающих из общих свойств этих плодов, и ограниченности своих способностей познания. Эти свойства становятся значимыми и могут быть зафиксированы в нейронных структурах формируемого мозга этого живого существа только после неоднократного их восприятия его чувствами. Эти свойства могут стать начальными представлениями понятий только по прошествии изрядного времени жизни многих предыдущих поколений, когда понятия окажутся представлениями о начальных представлениях или о непосредственном очевидном знании отдельных предметов (в последующем это очевидное знание получило у нас понятие чувственного знания, ставшего исходным в появлении инстинктов в живом существе, 12-04-2022).
6. Что же записывается в мозге этого существа? Он знает об этих фруктах, их свойствах только из своего опыта, или из наблюдений за действиями с этими вещами своих сородичей. Его опыт в приобретении знания о конкретном отдельном фрукте состоит в потреблении этого плода. Это знание есть та информация, которая поступает в его мозг во время его начального созерцания, или наблюдения, и последующего его съедания. Это и осязание мягкости и структуры поверхности плода, это и его цвет, и размер, и форма, и аромат. Можно привести еще целый ряд качеств отдельного фрукта, которые определяют смысл того состояния нейронной структуры мозга, в которой сохраняется обобщенная информация, поступающая от рецепторов этого живого существа в нейронные структуры памяти мозга. Для трех различных фруктов необходимы структуры нейронов, состояния которых будут определять представления об этих фруктах.
7. Следующий вопрос будет состоять в том, чьи это будут представления, или, правильнее, кто может или должен воспользоваться ими? То, что информация своим содержанием этих нейронных структур будет отвечать действительным характеристикам этих фруктов, это может быть гарантировано нормальным функционированием информационно-нейронного комплекса взаимодействия (различных органов чувств) этого живого существа с внешним миром. Но просто получить эту информацию и поместить ее в мозг — совершенно еще не цель всей этой процедуры, и далеко не полная реализация способности познания.
8. Воспользоваться этой информацией, и сделать ее представлением — это следующая операция способности познания, образующей новые стороны формируемого в живом существе сознания. Может вполне оказаться эта информация не востребованной никем. То есть она сохраняется в мозге живого существа, но сохраняется на уровне реализации способности его естественной потребности (в форме чувствующего знания, 12-04-2022) — потребления внешнего продукта с целью получения необходимой энергии и вещества для роста биологического организма. А быть используемой как представление, имеющее своим содержанием знание реального мира, находящееся в нейронных структурах мозга, это прерогатива стороны сознания, реализующей одну из основных целей существования живого существа — сохранять жизнь, существуя в живом состоянии как можно дольше. Эта цель формируется в виде состояния особых нейронных структур с первого момента становления живого образования из неживой органической материи, и может быть представлена не столько состояниями этих структур, которые пока могут находиться в зачаточном состоянии, сколько состояниями других частей и органов живого образования, способных испытывать боль, как признак угрозы жизни этому живому существу.
9. Но поскольку мы рассматриваем живое существо в состоянии перехода на уровень развития сознания от его одной из простых форм к состоянию, определяемому, как рассудок, то получаем не только возможность, но и необходимость существования или появления нейронных структур в мозге живого существа, способных осуществить функции познания действительного мира в порядке реализации наивысшей и одной из первичных способностей, именно способности познания причины из действия: действие — это получение и запоминание в структурах мозга информации, содержащей смысл входного воздействия, причина — это взаимодействие живого существа посредством чувственного восприятия его рецепторами предметов и явлений, составляющих суть входного воздействия.
10. *. Такие нейронные структуры образуют материальную основу, соответствующую той стороне сознания, которою могут быть востребованы сведения структур мозга, хранящих информацию с содержанием входных воздействий. Для этих нейронных структур эта информация может стать наглядным представлением о внешних объектах, явившихся основой для создания образов, паттернов в нейронной среде мозга. Это наглядное представление для указанной стороны сознания есть конкретное знание, очевидное и самое явное, и одновременно поверхностное, не имеющее фактически никакого отношения к знанию, как абстрактному представлению о мыслящем предмете или объекте. Наличие таких наглядных представлений, выражаемых состояниями соответствующих нейронных структур, является условием возникновения представлений о них. И это отношение нового представления о наглядном представлении, содержащем конкретное знание о смысле входного воздействия, воспринятого сознанием очевидным образом, и будет тем понятием, которое переводит конкретное, интуитивное знание на уровень абстрактного знания. Пока знание конкретно об одном из многообразных бесчисленных объектах внешнего мира, образы которых создаются и сохраняются в биологической ткани мозга, оно является представлением для той части сознания, которая именуется рассудком (излишняя дань прежнему знанию философов, 12-04-2022). Это знание интуитивно по своей природе возникновения, оно имеет смысл только для такого сознания, которое способно к наблюдению, созерцанию действительного мира. И такая интуитивность, предчувственность смысла информации, хранящейся в памяти, имеет своей причиной и создается только при непосредственном взаимодействии живого организма с объектами внешнего мира. Любое чувственное восприятие живым организмом внешнего мира является причиной, вызывающей соответствующее формирование в структурах мозга образов действующих на органы чувств объектов. Представление о них и есть непосредственное знание о них. Причем увеличение информации о воспринимаемых объектах за счет остальных органов чувств еще не создает нового отношения сознания к этой информации, которое может впоследствии явиться понятием о действующих на органы чувств объектах. Все это разнообразие очевидного знания для сознания, находящегося в состоянии рассудка (см. чуть раньше замечание), объясняется многообразием внешней среды и способностью этого сознания познавать мир в своей непосредственной очевидности. Под очевидностью здесь понимается любое непосредственное восприятие любым из органов чувств изменяющегося состояния, воздействующего на живое существо, следовательно, и на его сознание, объекта. Такое знание способно только к его расширению, но не к углублению, требующего нахождения отношения сознания к создающемуся в структурах мозга знанию. Эта очевидность оказывается не чем иным, как заполненным конкретной материей пространством, находящимся в постоянном изменении своих последовательных состояний (проявляющихся в чувствующем знании, 12-04-2022).
11. Человек видит яблоко, имеющее определенную форму, размер, цвет. Это одно знание, непосредственно воспринимаемое рассудком (сознанием) человека, и сохраняющееся в памяти. Он вдыхает его запах — в его мозге возникает и записывается новое знание об этом яблоке. Это знание конкретно. Оно может стать не полностью определенным, несколько интуитивным, если это знание подвергнется коррекции сознанием, имеющим в своей памяти сведения о запахе ранее встречающихся и узнанных яблоках, который имеет некоторые отличия от аромата этого конкретного яблока. Конкретность знания об этом яблоке дополняется знанием о гладкости или шероховатости кожуры яблока, — это новая сторона знания о яблоке. Твердость яблочной плоти — новая сторона знания о яблоке. Так мы можем перечислять и перечислять всевозможные представления об этом фрукте, но все они будут оказываться непосредственной очевидностью для способности человека, называемого или имеющего форму рассудка. И конечно, вкус яблока должен стоять на первом месте в восприятии этого плода, как яблока. По существу — это знание и имеет смысл для человека, для которого яблоко — не предмет натюрморта, удовлетворяющего эстетическую потребность человека в чувстве прекрасного, а обычный продукт питания, очень сладкий и полезный для человека.
12. Вот вся такая совокупность очевидно воспринимаемых свойств яблока и делает осознаваемым знанием записанную в мозге человека информацию. И как мы можем видеть, здесь речь должна идти не об одной информационно-нейронной цепочке, имеющей способность чувствовать только один вид воздействия внешней среды в виде одного из признаков этого яблока. Реальное число таких структур не поддается фиксированию, хотя мы располагаем только пятью чувственными способностями восприятия внешних воздействий. Способность же познания, дополнительно включающая в себя способность формировать в структурах мозга образы внешней среды, позволяющая сознанию получить непосредственное знание о воспринимаемых предметах, явлениях, процессах внешнего мира, и ограничивающаяся конкретным знанием об этих объектах, приобретает форму рассудка человеческого сознания. В своем единстве обе эти последовательные способности познания, а именно чувственная способность познания внешнего объекта при ее многообразии (обусловленная пятью органами чувств), реализуемая информационно-нейронными цепочками, и способность создания в структурах мозга в виде образов, выражаемых состояниями нейронов этих структур, картин действительного мира, как часть способности познания, образующей смысл информации, размещаемой в таких структурах, образуют сторону сознания, имеющую дело с непосредственным знанием в форме представлений. Эта часть сознания, реализующая способность познания, и понимаемая как рассудок, представляет собой реализацию познания, имеющую результатом этого познания непосредственное знание, лишенное какой-либо абстракции. Это знание конкретно, и несмотря на свою неограниченную множественность по причине беспредельности свойств объектов внешнего мира, относится к отдельным объектам.
13. И то обстоятельство, что сознание, как рассудок, реализующий способности познания, опирается в процессе познания на способности чувствования, с последующим проявлением способности установления смысла формируемых в мозге образов, выражающих картины внешнего мира, свидетельствует о том, что рассудок выступает как рассудочное познание. Это рассудочное познание есть познание причины — взаимодействия живого образования с внешним миром, из действия — получения осмысленного знания о конкретных объектах этого внешнего мира. Непосредственное представление, заключающееся в сохраняющейся в памяти мозга информации о явлениях внешнего мира, — и есть то конкретное знание, которое есть результат действия в процессе познания сознания, принимающего вид рассудка.
14. *. Нужно найти более определенное основание связи сознания с вещественным, с мозгом; составляющих сознания — способностей, с материальной формой их реализации. (Это позволит сделать Информационная концепция сознания, развиваемая в последующем, 12-04-2022).
15. Поражает очень быстрое влияние изменения обстоятельств взаимодействия живого существа с внешней средой на морфологические и анатомические характеристики такого живого существа. Отстрел в Мозамбике, во время войны, слонов с бивнями явился причиной увеличения %%-го отношения слонов без бивней. С 2—3% до 60%. Потребовалось, вернее, потребуется несколько поколений слонов, чтобы восстановилось такое соотношение в соответствии с их генетикой (2—3% безбивневых слонов). А зависимость начала эякуляции слонов-самок от количества корма? А зависимость рождения детенышей крокодила определенного пола от температуры окружающей среды. Таких примеров из животного мира — сколько угодно.
16. Следовательно, под рассудком мы понимаем ту часть сознания, которая в процессе познания создает непосредственное конкретное знание о явлениях и предметах внешнего мира. Это знание запечатлевается в нейронных структурах мозга живого существа. Сама же рассудочная способность познания, а только такая способность рассудка и имеет какой-либо смысл, требует для своей материализации, то есть реализации способности действовать в материальной среде, соответствующих информационно-нейронных структур, которые могли появиться в биологической ткани возникающего мозга в процессе реализации способностей не просто познания, а просто в ходе элементарного выживания живых образований в самый начальный период их возникновения. Биологическая клетка живого организма может считаться чрезвычайно развитым живым образованием, располагающим молекулами ДНК и РНК, чтобы считать ее началом жизни.
17. В предшествующий появлению такого живого образования, как биологическая клетка, период живая ткань живого образования подвергалась чрезвычайно разнообразным воздействиям со стороны объектов окружающей среды. Неблагоприятные для живого образования контакты с внешней средой являлись нормой их взаимоотношений. Именно они являлись причиной формирования внутри такого живого образования биологических структур и механизмов, которые получали функции реагировать должным образом на эти опасные воздействия внешнего мира. Эти структуры и механизмы формировались под воздействием способностей живого существа, возникающих как следствие взаимодействия этого существа с внешней средой. Это взаимодействие было причиной появления в живом организме всех видов способностей. Начиная со способностей удовлетворения насущных потребностей живого образования: получения энергии, перемещения в пространстве, роста, обеспечения своей безопасности и защиты своего существа от уничтожения, размножения, как способа продления своей жизни не столько индивидуума, сколько популяции своего вида, — и завершая способностями целеполагания, и появлением отдельных способностей познания, как основной способности развитого живого организма, обладающего разумом.
18. Таким образом, взаимодействие живого существа с внешней средой — условие и источник причинно-следственных связей как среди объектов внешнего мира, преимущественно неодушевленной материи, так и внутри самого живого организма. И живое существо, и непосредственно примыкающая к поверхности живого образования внешняя среда, имеют соседями части одного и того же пространства, изменяющегося в одном и том же направлении, принимающими одни и те же последовательные состояния. В этом состоит единство живого образования и внешнего мира. Внешняя среда, будучи неживой, но обязательно движущейся материей, в своих изменениях подчиняется закону основания, предполагающего причинно-следственные связи всякого движения, без которых не может быть никакой материи. Рождаясь из неживых органических элементов, полимерных молекул, становящихся живыми, проявляющими способности жизни, живые образования сохраняют свою тождественность с пространством и изменением его состояний, временем, только что предшествующих возникновению жизни состояниям пространства и времени. Закон основания, действующий в среде без какого-либо присутствия живого существа, которое не могло бы быть в единичном экземпляре, сохраняет свое действие и при возникновении живого образования.
19. Возникновение новых способностей, обусловивших появление жизни, трансформировало этот закон основания применительно к среде живых сущностей. Необходимость выживания породила способность живого существа к действиям, обусловившим реализацию живыми существами способности целеполагания — выживать и жить как можно дольше, насколько позволяют взаимодействия с внешним миром. Будет живому организму возможность получать необходимое количество энергии, будет у него и возможность жить. Прекратится поступление к этому живому существу энергии — жизнь прекратится. В этом простая суть закона основания применительно к возникновению, существованию и продолжению жизни, полагая основной причиной всякого движения, а значит и жизни, энергию, как потенциальную способность возникновения движущейся материи.
20. Непосредственно с возникновением живого существа, представимого в невообразимо больших количествах, к взаимодействию отдельного живого образования с косной средой, добавилось взаимодействие между собой живых образований. Сразу возникла необходимость в способности общения между живыми существами. Каждое живое образование, имея однотипную физическую структуру, обладало и всей совокупностью способностей, образуя их объединением сознание самого начального простейшего уровня. Такое сознание простейшего уровня воспринимало мир посредством представлений, возникающих в нервных структурах из взаимодействия объектов около пространственной среды и самих нервных структур этих живых существ. Познание одной формы пространства, занимаемого живым образованием, объектов другой формы пространства, соседствующего с этим живым образованием, происходило при условии тождественности форм этих пространств и их изменяемых состояний.
21. Превращение неживой движущейся материи в живую материю сопровождалось появлением способностей, вызывающих изменения содержания пространства, занимаемого живым образованием. Возникающие нервные структуры, центры, стали материальной реализацией способностей живого образования, состояния которых образовывали в своем единстве одну из первых граней сознания на его начальном уровне. Эти материальные структуры обеспечивали выполнение функций движения живого существа в направлении его перемещения, позволяющего обеспечить ему свою сохранность. Этим самым достигалась реализация способности целеполагания, в основе которой лежал принцип самосохранения жизни живым существом. Способность целеполагания означала возможность формирования живым существом представлений, смысл которых состоял в управлении движущимися элементами живого существа при появлении неблагоприятных воздействий внешней среды на его органы чувств. Целью управления становилось обеспечение безопасного существования живого образования в неблагоприятной среде. Для живого образования постановка такой цели означала появления в нем, в его нервных центрах информации, смысл которой состоял в реализации способности такого живого образования обеспечить себе безопасное местоположение. Эта способность живого существа представляет собой обыкновенное желание или намерение занимать такое безопасное состояние в окружающей среде. Препятствие внешней обстановки в реализации такого намерения, превращающегося в действие живого существа, могло вызвать в его нервной системе усиление такого движения. На современном языке это означало реализацию способности повторного или нового желания в достижении неудовлетворенного желания, то есть появления волевого начала. В целом это создавало условия для преодоления живым существом любых препятствий, создаваемых внешним миром. Какое или которое живое существо могло обеспечить преодоление таких препятствий посредством своих волевых установок, и приводящих ими в движение этого живого существа, то и выживало в окружающей его среде. Слабые существа в такой борьбе за существование просто погибали, лишались жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других