Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация

Николай Анатольевич Скурихин

Вряд ли было в истории людей событие с большим искажением понятия того, что обозначается словом информация. Ученый мир пребывает в заблуждении относительно смысла этого слова. «Мир полон информацией», «Человек черпает информацию из внешнего мира» – что может быть нелепее этих слов, произносимых самыми известными учеными современности? Даже гений популяризации космологии Хокинг не смог избежать ложного понимания этого слова. Не случайно он проигрывал все пари о потере информации в черных дырах.

Оглавление

08-02-2016 Информация, термин, понятие, представление

1. К понятиям терминов, связанных с информацией и управлением

Информация — это особое знание организованного мира, содержащееся в сообщении, используемое в управлении.

Знание — получаемое в процессе познания мира его понимание, записанное посредством определенных символов, знаков, основа сознания человека

Мир — все нас окружающее, включающее и нас самих

Сообщение — возникающее или создаваемое в организованном мире внешнее оформление информации, особого знания организованного мира

Управление — процесс изменения состояния части окружающего мира в заданном направлении

Особое знание — это часть знания, имеющая новое содержание относительно прежде полученного знания, определяемое так познающим субъектом или так воспринимаемое техническим устройством

Организованный мир — мир живой материи и созданный живой материей мир

2. К управлению — возможно при наличии объекта управления и управляющего субъекта; объект управления — это чем управляют, пассивное звено в управлении; управляющий субъект — это объект, управляемый самим собой, обладающий сознанием, самоуправляемый объект; в создаваемом живой материей мире — это управляющее устройство;

3. Как процесс, имеющий всеобщий характер, присущий самым общим формам организации живой материи: биологических структур и образований, общественно-социальных структур человеческого бытия, технических устройств и систем, обозначенных Н. Винером как кибернетические системы получившие современное толкование с пятидесятых годов двадцатого столетия, предназначенных для переработки и преобразования информации.

4. К информации — наиболее удобное и хорошо понимаемое представление об информации содержится в основной работе К. Шеннона об информации. Информация — это то, что содержится в сообщении от источника к приемнику, передаваемому по каналу связи. Другими словами, более точно, можно назвать информацией то, что необходимо передать приемнику. Во время работы Шеннона сигналы представлялись состояниями электромагнитных реле: реле может быть включено или выключено. Любое из двух противоположных состояний реле может быть принято за 1 (единицу) или 0 (ноль). Удобным оказалось использование математического аппарата булевой алгебры. Когда логическая переменная могла принять одно из двух противоположных значений: 0 или 1. Преимущества азбуки Морзе, когда электрический сигнал мог иметь одно из двух значений: точка (.) и тире (-), возросли многократно, когда любая цифра десятичной или какой-либо другой системы счисления, или любая буква любого языка, могли быть выражены одним восьмиразрядным двоичным числом из единиц и нулей. Один байт состоит из восьми битов, бит — минимальная единица информации.

5. Шеннона занимал вопрос помехоустойчивости передаваемого по каналу связи сообщения. Каким образом представить подлежащую передаче информацию в сообщении, чтобы она подверглась как можно меньшему искажению от внешних воздействий, выступающих в виде помех? И поскольку вся среда человеческого внимания в тот период находила свое сосредоточение в создании вычислительных машин, то вопросы кодирования информации и повышения помехоустойчивости при ее передаче сразу нашли свое широкое применение. И сразу оказалось возможным применить методы переработки информации к самым разнообразным сферам человеческого общения, от биологических живых организмов, до экономических и социально-политических областей жизни общества.

6. К настоящему времени физики как будто забыли, откуда пришли представления об информации и управлении, основных понятиях кибернетических систем, систем с определенной организацией и особым функционированием, имеющим прямое и непосредственное касательство и отношение к живой материи. Противопоставлять информацию, как меру упорядоченности и организованности, энтропии, как мере хаоса и дезорганизации, имеющей тенденцию к все большему возрастанию и расширению, ведущему к тепловой смерти вселенной, рассматривать энтропию как скрытую информацию, и определять ее место нахождение на границе вселенной, признавая в то же самое время всякое отсутствие границ этой вселенной — занятие, несомненно, достойное физической науки, но не более того. Пока эта наука не сделала ничего, кроме создания моделей реального мира, открыв законы всемирного тяготения, постоянство скорости света и электромагнитные взаимодействия в природе. Даже понятие энергии не выявлено физикой в том представлении, которое бы позволило философии связать одной концепцией способности и движение, идеальное и материальное, мозг разумного существа, человека, и его разум, сознание, пространство, как расширившуюся энергию, и время, как свойство и характеристику движения.

7. Исходя из этих, первичных для нас, представлений об управлении и информации, нам следует подходить и к определению их сущности для конкретных условий и обстоятельств. И первое, что необходимо иметь в виду, говоря об информации и управлении, это то, что их сущность может быть вскрыта только применительно к живой материи. Так, утверждение о том, что любой камень содержит информацию, и ее в нем тем больше, чем больше дробление камня, верно, только если речь идет о какой-то другой информации, но не о той, о которой рассуждали Н. Винер и К. Шеннон. Запутанность терминологии, особенно в области кибернетики и информации, вносит путаницу вообще во все знание, полученное в процессе познания. «Искусственный интеллект» оказывается также просто возможен и достижим, как и создание «живой» биологической клетки. Ставить на одну доску сознание и кремниевый ум вычислительной машины настолько же правомерно, насколько правильно отождествлять искусственно созданную синтетическую клетку инсулина с настоящей живой клеткой инсулина, и любую искусственную «живую» клетку с настоящей живой клеткой.

8. Когда мы ведем речь об управлении и информации в живой материи, мы имеем в виду любые объекты, к созданию которых оказалось причастно человеческое сознание. Это позволяет нам использовать весь огромный арсенал знания, полученного наукой и техникой, в исследовании самых мельчайших структур и объектов природы. Если же мы примем верным принцип натуралистического дуализма, ведущий свое восхождение к истокам необходимого единства идеалистических и материалистических свойств мира, начиная с возникновения вселенной, обусловливающего единство знания и научного мировоззрения, то мы можем и приблизиться в некотором понимании и информации, и управления, которые существуют в ученом мире. Но сегодня все соображения физиков и философов от физики, касающихся этих сущностей, вносят огромную сумятицу и путаницу.

9. Современные представления теории автоматического управления, как наиболее разработанной применительно к техническим объектам и системам, и реализуемым с помощью микропроцессорных средств связи, программных средств управления, позволяют выделить в таких системах элементы и связи, присущие любым объектам живой материи.

10. * Представление об информации как части особого знания организованного мира, содержащееся в сообщении, используемое в управлении, не находит полного понимания в ученом мире. Каждый из исследователей вкладывает свое собственное представление об информации, не задумываясь о последствиях, полагая, что сказать: «информация — это знание, сведения, данные и проч.» — оказывается достаточным для суждения о сути тех объектов и процессов, которые являются объектами рассмотрения этого исследователя. Поэтому нет ничего удивительного в высказывании нашего известного биолога А. Маркова об этом явлении: путанице понятий и представлений об информации в мире биологических образований и технических приложений нашего сознания.

11. По его словам, «классические представления о природе «наследственной информации» и механизмах ее «прочтения» слишком упрощены…. Приходится признать, что аналогии между живыми организмами и искусственными информационными системами, например, компьютерами, вошедшими в моду в конце ХХ века, в значительной степени не правомочны. В отличие от компьютера в живых системах так называемая «информация», ее носители, а также «устройства» для ее прочтения и реализации оказываются слиты воедино и практически неразделимы. Например, РНК оказывается не только «результатом прочтения» генетического кода и средством передачи информации от ДНК к системе синтеза белка, но и активным участником и регулятором самого процесса «прочтения», способного менять смысл читаемых «сообщений», стр.472.

12. Пусть словесный оборот о «вошедших в моду в конце ХХ века» компьютерах неудачен, но это — мелочи по сравнению с остальным суждением автора. Ценность этого высказывания в том, что даже этот один из ведущих ученых биологов современности — читайте его книгу «Рождение сложности», не может сказать об информации иначе, как в кавычках. То, что информация в живых системах, как и в любых технических системах, и есть тот смысл, который содержится в сообщении, почему-то автором вообще не принимается во внимание. Об этом говорит и его следующее заключение: «Не случайно некоторые ведущие теоретики в настоящее время ставят под сомнение саму применимость понятия „информация“ к последовательности нуклеотидов ДНК и РНК».

13. Все обилие научных фактов и примеров из биологии, приведенных А. Марковым в его книге «Рождение сложности», свидетельствует об огромных усилиях тысяч и тысяч, если не много большего количества ученых, занятых изучением живой материи. Однако это является одновременным подтверждением слабости философского мышления этого многочисленного отряда ученых в области биологии, генетики, нейрофизиологии и родственных им дисциплин. Не случайны при таком положении утверждения «догм» и ошибочных представлений, сводящих всю исследовательскую работу биологов к области догадок, «открытии» загадочных генов, появлении у них все новых и новых свойств. Сами ученые, погрузившиеся в область примитивного экспериментирования, «ошарашенные» сложностью устройства биологической клетки, наличия в ней огромного количества механизмов функционирования и кодирования информации, остаются на уровне ученых-ремесленников. Им почему-то сложно признать простой факт, что живой организм, на каком бы уровне развития он ни находился, он потому и живой, что обладает способностью движения, способностью жить. Признаком живого является наличие этого живого к способности, к способности вообще, проявляющейся в реализации бесчисленного числа частных, конкретных способностей, вызывающих в живых частях и элементах соответствующие этим способностям функции и, адекватное этому, функционирование живых образований.

14. И поэтому как бы ни были прогрессивны положения классической биологии на какой-то временной промежуток существования биологической науки, становящиеся догмами, они все же устаревают и должны успешно преодолеваться. «Один ген — один белок», — принцип биологии средины ХХ века. «Данный принцип сыграл огромную положительную роль в становлении современной молекулярной биологии. На тот момент это было величайшим достижением — догадаться, что загадочные гены, молекулярная природа которых еще не была расшифрована, занимаются не чем-нибудь, а именно кодированием белков, причем каждому белку соответствует свой собственный ген». Вот в этом методе — догадках, и кроется вся наука биология. А ведь уже в эти годы были сформулированы принципы построения кибернетических систем, основным назначением которых и местом приложения была информация, ее получение, передача и переработка.

15. Обращаемся к мнению А. Маркова, ср. 472, «в живых системах так называемая „информация“, ее носители, а также „устройства“ для ее прочтения и реализации оказываются слиты воедино и практически неразделимы». Что означает «слиты воедино и практически неразделимы»? Только одно — эти устройства сложны и многофункциональны. Они, эти устройства, содержат в потенции неограниченную способность реализации своих функций и функций своих частей. Необходимо выделить и информацию каждого из сообщений частей этих устройств, и материальные носители смысла этой информации, и установить множество других функций этих устройств и их частей. Для этого необходимо создавать модели формирования этих сообщений, выявлять способы кодирования информации, представления этой информации в виде реализуемой способности живого организма представлять собой новую организацию живой материи, способной к развитию и общению.

16. То есть на первый план надо ставить то основное свойство живой материи, которое делает неживую материю живой, то есть способность, которая придала косной материальной среде признаки жизни, признаки живого. Каждый из ученых, биолог ли он, или физик, или химик, руководствуется в своей жизни и профессиональной деятельности простым соображением: всем своим успехам он обязан своему разуму, сознанию, способности мыслить. Но способность мыслить не взялась из ниоткуда. Она есть прежде всего способность вообще, принявшая конкретную форму способности мыслить, сознания, разума человека. Без появления своей материальной основы, биологического тела из нейронов, сознания быть не может. Но мозг также не взялся из ниоткуда. Потребовались миллиарды лет, чтобы способность, как средоточие энергии в ее понимании общего, потенции движения, превратила способность в действительную силу природы. Эта сила идеальна в своей сущности, также как материальна в своей сущности конкретная энергия, подобно силе притяжения и электромагнитным полям, и вещество, образовавшееся из излучения и радиации. Бесконечное количество преобразований способностей в живую материю, придание элементам этой материи функций и новое возникновение способностей с последующей их реализацией и воплощением в новые материальные объекты — не что иное, как нормальное человеческое мировоззрение, поставленное на научную основу. Отказываться от него — значит вставать на путь постоянных ошибок и заблуждений. Достойна ли такая позиция современного мыслящего человека?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я