Анналы долгосрочного погодоведения. Забытая старина

Николай Александрович Ласточкин

– Могут ли народные приметы погоды быть надежным инструментом долгосрочного прогнозирования погоды?– Можно ли зимой знать, каким будет лето?«В приметах что-то есть», и с этим «что-то» пора разобраться. Автор предпринял попытку такого рода и совершенно утвердительно отвечает на этот вопрос. Ответы на подобные вопросы можно сделать только с помощью народных примет погоды.Николай Александрович Ласточкин выражает большую благодарность за поддержку издания книги Соколову Денису Валерьевичу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анналы долгосрочного погодоведения. Забытая старина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ПРИМЕТОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Многие вещи нам не понятны не потому,

что наши понятия слабы, но потому, что

сии вещи не входят в круг наших понятий».

(Козьма Прутков)

Не будет большим преувеличением сказать, что человек наблюдал погоду всегда и повсеместно. Однако потребовались тысячелетия, чтобы появились систематизированные обобщения — рукописи, статьи, книги. И дело вовсе не в длительном отсутствии письменности у народа или неумения печатать. Причиной тому — сложность вопроса и тонкость материи, каковой является погода. А погода — нерв природы. Но постепенно человечество накопило достаточно опыта в этом вопросе. Обращает на себя внимание, что народная философия погоды всегда носила практический характер. Это и естественно, и правильно, и ценно.

Первые работы, посвященные наблюдениям за состоянием погоды, различным приметам-т.н. народной философии появились не на Руси и не в России. Первая серьезная обобщающая публикация по приметоведческой тематике появилась во Франции с характерным названием «Альманах пахаря (хлебопашца)». Автор — Васте (Париж, 1588 год, на франц. яз.). Помимо огромной этнографической, лингвинистической ценности подобные работы уже тогда имели еще одну ярко выраженную направленность — практическую. В ХVII веке в Швеции выходят сборники Ведера Бука (1662 г.) и Христофа Грубба (1678 г.).

В конце ХVII века появляется приметоведческая литература и в России. Об этом говорят более поздние издания Общества любителей древней письменности и отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук: сборник ХVIII века «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту» издан в 1899 году; «Сборник пословиц, поговорок и присказок Петровского времени» — рукописный; «Словарь русских суеверий» (1782 г.). Одна из приметоведческих работ (1781 г.) принадлежит польскому автору В. Супраслу.

В ХVIII веке после первых публикаций идет как бы осмысление, накопление материалов, поэтому мало публикаций о приметах. Но зато настоящий приметоведческий бум испытывают европейские страны в ХIХ веке. Много литературы выходит во Франции, немецких княжествах, Польше, Сербии, Болгарии, Италии, Англии. Появляется интерес к ней и в России, особенно у малороссов: бытовые календари, сборники пословиц, примет, исследования, месяцесловы. Создается впечатление, что приметоведческая традиция набирает силу, продвигаясь с Запада на Восток. Это так, если судить по печатной продукции. В России наиболее сильно было устное народное творчество. Сам факт наличия рукописных сборников конца ХVII — начала ХVIII веков говорит об этом, а также исследования иностранных ученых с публикациями русского фольклора (в том числе и примет) у себя дома. Назовем хотя бы некоторые из русских приметоведческих работ:

• Хозяйственный календарь на лето Господне 1808. Харьков, 1808.

• Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках И. Снегирева. 4 книжки. Москва, 1831—34 (вплоть до 1857 г. И. Снегирев издает еще три работы на эту тему).

• Сказания русского народа. Собраны И. Сахаровым (выдержали три издания в 1841—49 гг.).

• Быт русского народа. А. Терещенко. С.-Пб, 1848.

• Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, частоговорок, прибауток, загадок, суеверий и проч. В. Даль. Издание Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете. Москва, 1862.

• Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет и гаданий. Составил А. С. Петрушевич. Львов, 1865.

• Календарь народных примет, обычаев и поверьев на Руси И. Щурова. Чтения Московского Общества истории и древностей российских. Книга IV. 1867.

• Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского. Записки Императорского Русского Географического общества, по отделению этнографии. С.-Пб, т.VII, 1877.

• Сборник пословиц, поговорок и примет. Русско-народная философия. Составил отшельник Мери-Хови. С.-Пб, 1882.

• Календарь с пословицами на 1887 год. С.-Пб, 1887. Издан при участии графа Л. Н. Толстого.

• Народный месяцеслов А. С. Ермолова. 1891.

• Чувашские приметы о погоде и влиянии ее на хозяйство А. В. Смоленского. Казань, 1895.

• Русские народные приметы о погоде и их значение для практической метеорологии и сельского хозяйства К. Ф. Агринского. Саратов, 1899. (А. С. Ермолов так оценивает эту работу: «очень интересное исследование и группировка метеорологических примет в связи с данными наблюдений»).

• А. Ермолов. Народное погодоведение. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. С.-Пб, 1905.

Всего публикаций много. За редким исключением все они — итог собирательства. Много места занимают не собственно приметы, а поговорки, пословицы, не относящиеся к погоде, описание обрядов, народных обычаев, т.е. фольклор. Но к концу века проявляется четкая тенденция к систематизации, упорядочиванию. Наконец, встречаем у К. Ф. Агринского (Саратов) группировку примет в связи с данными наблюдений. Выделяется практическая направленность. Период накопительства можно считать в основном законченным. Нужна выверка с опорой на данные многолетних наблюдений за погодой. Предстоит еще более огромная работа. Но публикаций такого характера, к сожалению, нет. И как венец, на стыке ХIХ-ХХ столетий имеет место поистине грандиозная попытка осмысления, построенная на сопоставлении огромной массы примет о погоде от разных народов Европы, Азии, Африки, монография Алексея Сергеевича Ермолова — «фундаментального труда, подобного которому не было ни в России, ни за ее рубежами» (вступительная статья А. Ф. Чистякова). Теперь работы хватит приметоведам и погодоведам. От собирательства и накопления пора перейти к осмыслению, систематизации на основе практических наблюдений за погодой с последующими попытками прогнозов погоды и разработки методики долгосрочного ее прогнозирования на основе примет погоды. Дальше приметоведа А. С. Ермолова пройти вперед могли только погодоведы. Он подвел итог, обозначил черту.

В советский период все накопления и ценнейшие наработки отечественных и зарубежных приметоведов по существу не использовались.

Образовавшийся пробел попыталась восполнить книга фенолога А. Стрижева «Календарь русской природы» (1973 г.). Но эта, в общем-то ставшая нужной работа в части, касающейся примет, откровенно и изначально писалась с явно неверных методологических позиций. Возможность долгосрочного прогнозирования по приметам погоды автором объявляется суеверием. Такая ошибочная установка имела под собой так называемое философское обоснование в лице известного советского ученого — доктора философии С. А. Токарева, чьи труды по истории и критике религии общеизвестны.

Это происходило на фоне поднимающей голову эйфории от несколько десятилетий назад зародившейся т.н. «научной» метеорологии. С ней связывали будущее прогнозирования погоды, в том числе долгосрочного прогнозирования. Все достижения народных метеорологов и приметоведов были ею отброшены как «антинаучные». Но в итоге, как показал ХХ век, «научная» метеорология оказалась не более, чем наукообразной, располагая весьма ограниченным инструментарием, годным по существу только для краткосрочных прогнозов с длительностью 5-7-10, теоретически до 15 дней (цикл влаги в атмосфере). В деле долгосрочного прогнозирования она фактически погрузилась в застой, который длится уже несколько десятилетий. Сегодняшние синоптики страдают отсутствием какой-либо погодоведческой подготовки (в метео-ВУЗах такого курса нет) и злоупотребляют в метеосводках своим монопольным положением на рынке прогнозов погоды. Но « в приметах что-то есть», и это не давало покоя многим.

Вслед за первым и вторым изданием «Календаря…» А. Стрижева (1973 г. и 1993 г.) выходят в издательствах более содержательные книги А. Ф. Некрыловой («Круглый год. Русский земледельческий календарь», 1991 г.) и приметоведа — практика из-под Рязани Г. Д. Рыженкова («Народный месяцеслов», 1992 г.). Возобновляется выпуск «забытых книг», куда давно успели попасть «Месяцеслов» И. П. Калинского (1990 г.), «Народное погодоведение» А. С. Ермолова (1995 г.), «Сказания русского народа» И. П. Сахарова (1997 г.).

Президент АН СССР академик С. И. Вавилов (1891—1951) называл прогноз погоды среди трех «труднейших и актуальнейших научных проблем» времени: рак, управляемая термоядерная реакция и точный прогноз погоды».

Таков вкратце пройденный путь. На практике, по линии Росгидромета, негативное отношение к ценнейшим наработкам отечественных и зарубежных приметоведов вылилось в отсутствие весьма важного инструментария, сформировало ошибочную и бесперспективную философию долгосрочного прогнозирования — т.н. «научную».

В связи с этим приведу дословную цитату из интервью начальника отдела метеопрогнозов «Тверской областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Н. Р. Меньшиковой («Тверская Жизнь» от 28 ноября 2014 г.), из которого видно, какими специалистами укомплектованы крупные региональные структуры ГМЦ РФ. Очень показательно:

«Погода — дама капризная и неподвластна никаким законам. Мы не Боги. Глупо, например, спрашивать, какая погода будет этак через месяц-другой. Тот циклон, который посетит наш регион, еще даже не родился, да и ни один из них не похож на другой. К тому же долгосрочные прогнозы — прерогатива Гидрометцентра России». Сплошные шедевры, ляпсусы!

Опираясь на подобную философию прогнозирования погоды, система работала всё ХХ столетие. Крайне примитивное представление о реальной работе погодного механизма, ставящее крест на поистине долгосрочном прогнозировании. Такая методология ненаучна, хотя и использует формулы высокоточных наук, такая система требует капитального обновления как в кадрах специалистов-синоптиков, так и в других инструментариях.

В заключение словами выдающегося отечественного приметоведа А. С. Ермолова попытаемся защитить от всевозможных нападок народные приметы как один из реально возможных и основных инструментов долгосрочного прогнозирования погоды: «В этой области много такого, чему еще наука не нашла соответственных объяснений, но чего apriori отрицать невозможно, так как все в природе находится между собою в связи, и из-за того, что эта связь нам неизвестна, нельзя отвергать ее существования и закономерности. Хотя бы эти законы от нас еще пока ускользали. Известно немало случаев, когда народная наблюдательность, так сказать, предвосхищала то, что лишь впоследствии было констатировано наукою, но до времени ею не только игнорировалось, но даже отрицалось, признавалось ложным предрассудком. И с этой точки зрения народная мудрость во многих случаях только расширяет область для будущих научных наблюдений и открывает ей иногда новые пути и горизонты… невзирая даже на ту массу действительных суеверий, фантастических представлений, но из-за которых нельзя отметать целого».

«…Можно сравнить ее и с теми невзрачными на вид ископаемыми, среди которых в массе пустой породы таятся драгоценные алмазы, до надлежащей обделки и отшлифовки которых они являются весьма неприглядными и имеют вид ничего не стоящих камешков. И кто знает, сколько таких драгоценностей может ускользнуть от науки и пропасть бесследно, если вовремя не заняться тем богатым, но сырым материалом, который народная мудрость собою представляет, пока она надлежащим образом не обследована, не систематизирована и не приведена в ясность путем отделения в ней пшеницы от плевел, ценных камней от пустой породы, верных, точных наблюдений от моря суеверий и предрассудков».

Иными словами, замечательный ученый-приметовед сформулировал, по существу, целую программу дальнейших шагов для последующих примето — и погодоведов.

Излагаемая в последующих главах методика долгосрочного прогнозирования погоды основана на личных систематических многолетних и ежедневных (50 лет) наблюдениях автора за погодой конкретного региона — Припиросья (Бологовский район Тверской области), выверке и систематизации основополагающих народных примет погоды, их расшифровке. Методика прошла успешные многолетние (26 лет) испытания в различных регионах средне-русской полосы (Боровичи, Бологое, Удомля, Великий Новгород, Вышний Волочек, Максатиха, Красный Холм, Тверь, Москва) в виде публикуемых в газетах разного уровня долгосрочных прогнозов погоды (ДСПП) в авторской рубрике « На кухне погоды» и их проверке по прошествии прогнозируемого периода.

С января 1993 по 2022 годы (включительно) всего подготовлено 344 ДСПП по месяцам. При этом прогнозировалась погода и всех сезонов года. Каждый прогноз на тот или иной месяц готовился за две недели до наступления месяца. Это диктовалось необходимостью своевременной отправки материала по почте в редакции газет. По техническим причинам вносить последующие изменения-поправки и уточнения в отправленный ДСПП не представлялось возможным (да и, как правило, не требовалось).

Из 344 ДСПП месяцев получили разной степени удовлетворяющую подтверждаемость 83,6%, а в более 9 месяцах из них подтверждаемость доходила до 100%. Как правило, по содержанию прогноз состоял из разбивки погоды по первой и второй половинам месяца, декадам, седмицам, значительно реже — конкретным дням. В ДСПП указывались все основные составляющие погоды (температурный режим месяца или сезона, солнечность — пасмурность, осадочность, наиболее активные или господствующие ветры, в т.ч. их сила, а при прогнозе какого-либо сезона указывались и предполагаемые сроки его наступления или окончания). Из 344 ДСПП полностью не подтвердились лишь около 16%. Из всех месяцев года наиболее трудно прогнозируется август.

200-летие со дня рождения выдающегося классика приметоведения, автора «Народного дневника» Ивана Петровича Сахарова прошло незамеченным со стороны приметоведов.

В 2012 году в издательстве А. Ушакова (г. Тверь) благодаря спонсорской помощи бывшего директора Калининской АЭС видного инженера-энергетика кандидата технических наук Аксёнова В. И. вышла книга погодоведа Николая Ласточкина «Народные приметы и прогноз погоды. Погодник» (500 экз., — с. 267).

Глубоко проникся в методологию и сам метод примета-прогнозов известный писатель и литературный критик, основатель и редактор журнала «Русская провинция» М. Г. Петров (1938—2015). Но из-за болезни и преждевременной смерти Михаил Григорьевич не успел помочь в переиздании «Погодника» в одном из центральных издательств. В последние годы жизни он энергично пропагандировал мой метод, публиковал критические рецензии в ряде журналов: «Роман-газета» (№20 за 2013 г., стр. 30—45), «Нева» (№8 за 2013 г., стр.229—245), «Человек на Земле» (№3 за 2013 г.), а также в своей последней книге «Мост через бездну» (Тверь, Альфа-Пресс, 2014; стр. 205—245), в местных районных и областных газетах. «Главный краевед России», Михаил Петров мечтал, чтобы философия «Погодника» стала доступной для всех регионов страны.

Коротко философию погоды можно сформулировать следующим образом:

Погода — материальная субстанция. Имеет свой механизм. Он един и глобален. Закономерности динамики погоды, взаимосвязи и взаимозависимости. Погода в долгосрочном понимании вполне предсказуема, прогнозируема. Методология долгосрочных прогнозов — не сидеть на вершине айсберга погоды, мониторя циклоны и антициклоны (они имеют свои причины, которые тоже нуждаются в объяснении), а проникать в общие закономерности, что ниже ватерлинии. Коллективная мудрость народов образно представлена в народных приметах. Метод примета-прогнозов — на уровне глубинных взаимосвязей и общих закономерностей. Предлагаемый метод весьма работоспособен, практичен, дешев, доступен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анналы долгосрочного погодоведения. Забытая старина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я