Азбука спасения. Том 28

Никодим Благовестник

Святитель Григорий Богослов: «Ум, рождая слово, выявляет желание духа». Слово – носитель духа, как Христа (Истины), так и диавола (лукавства и лжи). Мы унаследовали волю, поврежденную грехопадением праотцев и, рождаясь во плоти, стали немощны, следовательно, без Божественной помощи свыше сами себя спасти не можем. Изреченное человеком слово, несет в себе дух его, в Слове же Божием сокрыт Дух Святый, очищающий души от ветхих страстей и пороков, и восхищающий из тьмы к Свету.

Оглавление

УКРАШЕНИЕ ДУШИ

Украшение тела есть и у блудниц, и они нередко одеваются в самые многоценные и блестящие одежды, но украшение души есть только у людей добродетельных. Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Григорий Нисский

Кто украшает свое жилище — душу

Кто внимателен к себе, и подлинно украшает свое жилище <душу>, чтобы со временем принять в него обитателем Бога, у того есть… вещества, из которых собирает украшение для такого жилища. Знаю я золото, которое блистает в подобных делах, и искапывается из глубины мыслей Писаний, знаю серебро — словеса Божий разжженные, которых светлость, как молния, блещет, осиявая истиною. А под лучами различных камней, которыми украшаются стены такового храма, и под помостом здания, представив в уме различные расположения добродетелей, не погрешишь в приличном сему дому убранстве. Помост пусть будет устлан воздержанием, при котором прах земного разумения не обеспокоит живущего воздержно.

Упование небесного пусть озаряет потолок, на который взирал душевным оком, не подобия красоты, изображенные резцами, увидит, но самый Первообраз красоты, не золотом каким и серебром украшенный, но тем, что гораздо выше золота и драгоценнее камня. Если же надобно словом описать убранство разных частей, то пусть здесь украшают дом нетление и бесстрастие, а там убранством жилищу служат правда и не гневливость; на одной стороне сияют смиренномудрие и великодушие, а на другой — …благочестие пред Богом. Все же это прекрасный художник — любовь — пусть в наилучшем порядке приноровит одно к другому.

Пожелаешь ли купелей? Если хочешь, имеешь у себя домашнюю купель и свои водотечи, из которых можно омыть душевные скверны, сим пользовался и великий Давид, по ночам наслаждаясь этою купелью. А столпы, поддерживающие крыльцо души, делай не какие-либо фригийские или порфировые, а, напротив того, постоянство и неподвижность во всем добром да будут для тебя многоценнее этих вещественных прикрас. Подобий же всякого рода, или живописных, или изваянных, какие людским искусством на обман уготовляются в подражание истине, вовсе не допускает такое жилище, в котором все наполнено изваяниями истины. А вожделевай состязаний в беге и прогулок, имеешь вместо сего упражнение в заповедях. Ибо так говорит Премудрость: в путех правды хожду и посреде стезь оправдания живу (Притч.8:20). Как прекрасно приводить душу в движение и упражнение на сих путях, и в движении прошедшему поприще заповеди снова возвращаться на оное! То есть у исполнившего заповедь в том, к чему прилагается им старание, пусть в другой и третий раз украсятся и преспеяние права и благопристойность жизни.

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь духовная — лучшее украшение души

Любовь <плотская> — вина, а <духовная> — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей.

Украшение тела есть и у блудниц, и они нередко одеваются в самые многоценные и блестящие одежды, но украшение души есть только у людей добродетельных.

Святитель Амфилохий Иконийский

Слово о новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

Он есть украшение души…

Он называется путь, потому что говорит: Аз есмь путь и истина (Ин.14:6), поскольку Он является началом всякой добродетели и восхождения на небеса. Он же назван дверь, потому что говорит: Аз есмь дверь овцам (Ин.10:7), поскольку через Него как бы через дверь мы входим в Царство Небесное. Назван рыбаком, поскольку уничтожил зловоние идолослужения людей, и возвратил наши души к вере благочестия, и разобщенные обрывки мысли сплотил истиной. Назван овцой, потому что яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его безгласен (Ис.53:7). Овцой был благодаря закланию, и благодаря тому, что мы воспринимаем Его святое Тело и навечно сохраняемся через запечатление Его святой Кровью. Пастырь, потому что говорит: Аз есмь пастырь добрый (Ин.10:11), поскольку возвращает заблудившихся овец и убивает древом креста враждебного нам льва.

Жемчужиной был из-за того, что Он как жемчужина в раковине, посреди двух створок тела и девственной души, родился без семени мужа, или из-за того, что Он есть украшение души, или из-за Его светозарности и чистоты и блистания вездесущим сиянием Божества. Свет, потому что бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущдго в мир (Ин.1:9), поскольку Он прогнал мрачное заблуждение древней тьмы от наших умов и раскрыл очи господствующего в нас ума, чтобы мы поистине видели, что те, кому мы раньше поклонялись, не беша б о бози, но дела рук человеческих, древа и камение (Ис.37:19).

Был камнем краеугольным, потому что верой возвел два народа словно две стены. Он над ними возвышается, сводя их в одно спасительное соединение. Был солнцем правды благодаря тому, что Он свет и тепло — несть, иже укрыется теплоты Его (Пс.18:7), и благодаря двенадцати лучам света апостолов. Был зерном горчичным, поскольку умалил Сам Себя и снизошел к нашему состоянию, к самому началу веры, если Он, после того как глубоко рассыпался, скрывшись в бороздках нашей души, побудил к благочестию и разуму, вознесшись к высоте небесной.

Святитель Филарет Московский

Слово на Рождество Христово

Нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать

Иисус, ничего не заняв от мира в своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственного. Древодел получил имя отца его, носившая его во чреве, по ее признанию, не принесла к сему служению другого достоинства, кроме чувствования своего недостоинства: призре на смирение рабы своея (Лк.1:48); Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения, престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью — пелены, первыми слугами Царствия — пастыри стада, Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества.

Но кто может измерить расстояние от высоты Божественного Существа Его до глубины Его уничижения? Конечный ум не может следовать за Ним, как в его восхождении превыше всех небес, так и в его нисхождении до бездн падшего естества. Что же при виде толикого смирения должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса? — «Сила ума, великость духа, знаменитость дел, преимущества званий! я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся вами. Нет высшей мудрости, как отречься от мудрости для Иисуса, нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом, нет избыточнейшего состояния, как нищета Иисуса, «нет иной двери к совершенству и блаженству», как младенчество Иисуса, нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть себя чужду всех украшений, подобно яслям Его.

Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы: кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает своего дела. Смирение и отвержение себя есть основание в нас храма Его: кто более углубляет оное, тот выше и безопаснее созиждет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я