Развитие геополитических взглядов в США. Влияние геополитических взглядов американцев на стратегическую культуру государства

Никита Всеволодович Иванов

В книге рассмотрены тенденции развития геополитических взглядов в Соединённых Штатах Америки, начиная с эпохи формирования этого государства до наших дней.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие геополитических взглядов в США. Влияние геополитических взглядов американцев на стратегическую культуру государства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Эпоха холодной войны

В тот период времени США были единственной в мире страной, обладавшей ядерным оружием. К 1950 году запасы ядерного оружия в США насчитывали почти три сотни авиабомб. Однако уже в августе 1949 года на полигоне основного геополитического врага американцев — СССР, была испытана первая советская атомная бомба. Вручая высшие государственные награды разработчикам советского ядерного оружия, Сталин сказал: «Если бы мы опоздали хоть на год, на полтора года, вероятно, мы сами подверглись бы такому удару». Ядерное равновесие было достигнуто и американские расчеты показали, что США не сможет гарантировать нанесение Советскому Союзу непоправимого ущерба. Американские планы были отложены до других времен.

Но это была прелюдия к будущей так называемой холодной войне. Её эпохой в развитии международных отношений принято считать годы, длившиеся вплоть до развала Советского Союза. Это был период острой геополитической конфронтации между США и СССР. Идеи, на которых основывалась американская стратегия холодной войны, изначально были изложены в телеграмме, которую советник посольства США в Москве, дипломат и геополитик Джордж Кеннан (1904 — 2005) отправил в Госдепартамент в начале 1946 года. Длина этой телеграммы в 8000 слов ясно свидетельствовала о драматичности момента.

«Длинная телеграмма» Кеннана служила ответом на запрос из Вашингтона, который поступил в американское посольство в Москве. Требовалось объяснить причины, по которым СССР не поддерживает Бреттон-Вудскую систему денежных отношений и торговых расчётов. Эта система была установлена по результатам международной конференции в Бреттон-Вудс (шт. Нью-Гэмпшир, США) в 1944 году. Тогда по решению делегаций из 44 стран американский доллар был назначен главной мировой резервной валютой и привязан к золоту по цене 35 долларов за унцию. Конференция также положила основу международным финансовым регуляторам, таким как МБРР и МВФ. Джордж Кеннан, который пользовался большим авторитетом в Вашингтоне, в своей телеграмме предложил стратегию сдерживания Советского Союза. По его мнению, в случае геополитической изоляции СССР распадётся сам из-за присущих ему недостатков. Там же было заявлено о невозможности партнерских отношений между США и СССР, так как советское руководство, по мнению Кеннана, воспринимало Запад как главного врага, пытаясь всемерно посеять недоверие между западными странами и внутри них.

В России, какой бы она ни была — царской или советской, Джордж Кеннан усматривал варварское и отсталое общество. По его мнению, Россия управляется людьми, ищущим только одним способом — при помощи упорной борьбы не на жизнь, а на смерть — разрушения державы-соперницы, без всяких договоров и компромиссов с ней. Следовательно, СССР это государство, понимающее только «логику силы», но не «логику разума». Кеннан был уверен, что коммунизм не изменил дух России. Он только укрепил этот дух, сделал его более грубым и связал с безжалостной идеологией. Предложенное геополитиком в качестве ответа «мирное сдерживание» на десятилетия вперед определило политику США в отношении СССР. Такое понимание России повлияло и на геополитические установки Збигнева Бжезинского, который даже через двадцать лет после телеграммы Кеннана утверждал, что проблема Америки — не только победить коммунизм, но и покорить Россию, сделав её бессильной.

В трактовке Кеннана так называемое сдерживание предполагало отход от союзничества времен Второй мировой войны и делало ставку на удушение СССР, но оставляло за советской стороной возможность выбора. Либо поведение, рассматриваемое в США как неприемлемое, и — как результат — обострение отношений. Либо учет озабоченностей США для разрешения важнейших проблем. Однако изначально ядерная монополия вскружила голову американским политикам и в стратегию Вашингтона понятие «сдерживание» вошло как «сдерживание путем угрозы», как ставка на устрашение соперника.

Такой подход Вашингтона наряду с прочими факторами придал серьезный импульс скатыванию мира к холодной войне. Она была провозглашена весной 1946 года в знаменитой речи Уинстона Черчилля в Фултоне (США, шт. Миссури), когда он призвал Запад строить отношения с Советским Союзом на основе военного противостояния, в первую очередь — силами всех стран, разделяющих концепцию атлантизма. Такой призыв был поддержан Соединёнными Штатами. Это со временем заложило основу преобладания в Северной Америке и Европе основных политических ценностей, характерных для концепции атлантизма.

Современный британский историк Доминик Ливен раскрывает особый характер американо-британских отношений в эту эпоху. Он утверждает, что «британские государственные деятели и британское общественное мнение, будучи поставлены перед выбором и имея разные варианты, предпочитали союз с Америкой любому другому». По мнению Ливена тогда предметом озабоченности государственных деятелей был только трезвый просчет стратегических вариантов и рисков: «Соединённые Штаты обладали уникальной мощью. В основном их интересы совпадали с британскими. Даже для британских правителей, не говоря уже об общественном мнении, чувство общего языка, культуры и политических ценностей было также очень важно». Ливен образно раскрыл подноготную союзнических отношений Соединённых Штатов и Великобритании в деле поддержки мирового порядка, заявив что «если поскрести американца, обнаружишь британца».

Речь Черчилля в Фултоне была тщательно согласована с мнением американского президента. Незадолго до этого они оба читали восемь тысяч слов Джорджа Кеннана, поэтому суть речи Черчилля была весьма жёсткой. Там было заявлено «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на весь континент опустился „железный занавес“. За ним оказались все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София». Далее Черчилль утверждал: «Все эти знаменитые города и живущие вокруг них народы уже в сфере, которую я называю советской. И все они, так или иначе, подчинены не только советскому влиянию, но и жесточайшему и во многих случаях всё возрастающему контролю со стороны Москвы».

Таким образом, речь Черчилля высвечивала геополитическую цель США и Великобритании в холодной войне — вытеснить Советский Союз из европейской сферы влияния, возвратить его к границам 1941 года. Сделать это предполагалось без вооружённого конфликта — используя все средства, кроме войны горячей, ибо воевать с СССР напрямую было слишком рискованно. Но речь предусматривала необходимость пересмотра итогов Второй мировой войны, с тем, чтобы лишить Советский Союз геополитических плодов победы в ней.

В стратегии атлантизма на сдерживание СССР стал проявляться такой подход как окружение и, по возможности, удушение геополитического противника. Для этого «морская» сила окружает «континентальную» сетью военных баз, постепенно отрывая от её геополитических рубежей те государства, которые становятся союзными Америке. Именно такой алгоритм сдерживания СССР был принят в США в самом начале холодной войны. Во исполнение этих директив в двух разгромленных в ходе Второй мировой войны странах, которые до сих пор находятся под прямым военным контролем со стороны США, были размещены многочисленные американские военные базы: в Японии — более сотни, а в Германии — более полутора сотен.

В эту эпоху сложились уникальные условия тотальной экономической гегемонии США. Они были обеспечены тем, что к концу Второй мировой войны только экономика США имела показатели лучше, чем до вступления в войну. На американцев уже в 1945 году приходилось до 50% мирового ВВП, до 60% мирового промышленного производства и большая часть мирового торгового флота. Именно это позволило Вашингтону приступить к реализации так называемого плана Маршалла, который получил такое наименование по фамилии государственного секретаря США, выдвинувшего в 1947 году замысел помощи странам Западной Европы, чья экономика была разрушена войной. Официально «план Маршалла» действовал до конца 1951 года. Суммарно американская помощь составляла около 3% совокупного национального дохода стран-получательниц в этот период. На эту программу помощи США израсходовали, по разным оценкам, от 13 до 17 миллиардов долларов. Основная часть полученных денег по условиям «плана Маршалла» тратилась на закупку американской продукции и на доставку её американскими судами через Атлантический океан. Постепенно помощь смещалась в сторону закупки вооружений в рамках сотрудничества в НАТО, созданного через год после начала реализации «плана Маршалла».

Американские ассигнования по «плану Маршалла» выделялись с предварительным условием: Вашингтон требовал выведения коммунистов и социалистов из состава правительств тех стран, которые подписали договор о предоставлении помощи. Дело в том, что по окончании войны коммунистические и социалистические партии стали набирать популярность, получая от 20 до 35% голосов на выборах во Франции, Италии и Финляндии, около 10% голосов — в Бельгии, Дании, Норвегии, Нидерландах и Швеции. По всей Европе люди требовали земельной реформы, национализации и социальной защиты. «План Маршалла» предусматривал сбыт американских товаров, поскольку Соединённые Штаты стремились к реализации излишков своей сельскохозяйственной и промышленной продукции. Позже «план Маршалла» был применён и к Японии. Американцы желали распространить «план Маршалла» на все страны, которые были готовы принять соответствующие экономические и политические решения.

Соглашения, по которым осуществлялась помощь по «плану Маршалла», препятствовали свободной торговле стран-получателей такой помощи. В частности, была запрещена торговля между Западом и Востоком Европы. Нельзя было импортировать дешёвые восточноевропейские товары и приходилось ввозить более дорогие американские. При этом «план Маршала» почти на треть состоял из поставок нефтяных энергетических ресурсов. Американцы стремились заменить уголь в обеспечении европейской промышленности нефтью, поскольку в угольной отрасли европейских стран были сильные профсоюзы с ощутимыми социалистическими взглядами на государственную политику. В то же время рынок нефти контролировал международный картель, во главе которого были американские компании. Такая помощь углубила зависимость западноевропейских стран от Соединённых Штатов. Кроме того, 20% общей суммы помощи должно было погашаться путём экспорта европейского сырья, что облегчало проникновение американцев в колонии западноевропейских держав.

В результате США оказались основным бенефициаром «плана Маршалла» не только в смысле обретения постоянного рынка сбыта для своих товаров, но и в геополитической плоскости — через снижение коммунистического влияния на Западную Европу и строительство американских военных баз на континенте. Для прихода на европейские рынки американских корпораций после войны огромное значение имело присутствие американских войск в Европе, а также разгром в годы войны Франции, резкое ослабление Великобритании и поражение Германии, то есть тех держав, которые могли претендовать на какую-то лидирующую роль в Старом Свете.

Таким образом, «план Маршалла» стал программой интеграции экономик европейских стран в сферу зависимости от США. Он обеспечил настолько глубокое взаимопроникновение американских и западноевропейских элит, разделяющих взгляды атлантизма, что личные контакты политических персонажей Западной Европы, которые делали карьеру благодаря «плану Маршалла», получили огромный стимул. Затем эта схема была повторена для Японии, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга.

Вплоть до начала 1970-х годов американский доллар повсеместно требовался для расчётов в системе мировой торговли нефтью. Но когда из-за недостаточного объёма золотых резервов Соединённых Штатов он превратился в не обеспеченную золотом денежную единицу, США и Саудовская Аравия, обсудив эту проблему, пришли к важному для Ближнего Востока соглашению. Согласно ему американцы предоставляют саудовцам военную поддержку, а в ответ Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) берёт на себя обязательства торговать нефтью на мировых рынках только в американских долларах. В результате у всех стран, которые покупали нефть, возник искусственный спрос — им остро требовалась американская валюта. Этим самым было поддержано и продолжилось далее мировое доминирование американского доллара.

Современный французский геополитик Филипп Моро-Дефарж дал образное определение той динамике в мировом лидерстве, которая происходила в годы холодной войны: «Великобритания воспринимала США как сына, сделавшего блестящую карьеру. Она довольно спокойно отнеслась к переходу на роль верного помощника и уважаемого советника при сильном, но неотёсанном партнёре — Соединённых Штатах Америки». Перенимая опыт своих британских учителей, в частности — Маккиндера, американские геополитики достигли успехов, которые проявились уже в 1949 году при создании военно-политического блока НАТО — (North Atlantic Treaty Organization), то есть Организации Североатлантического договора.

Эта организация создавалась на основе разделения Европы на зоны послевоенного влияния между США и СССР. Именно по результатам войны европейские государства потеряли способность определять такие фундаментальные вопросы своей политики как оборона и возможность вступать в союзы с другими государствами. Европа была разделена между теми, кто действительно выиграл войну — между Вашингтоном и Москвой. Вне зоны их доминирования оказались только Австрия, Швеция, Финляндия и Швейцария. Прочие европейские страны, даже Франция, суверенитет как таковой потеряли.

Таким образом, североатлантический альянс был образован с целью лишения американских союзников возможности инициировать собственные геополитические решения и военные доктрины. В этом отношении он не отличался от Организации Варшавского договора, возникшего шестью годами позже в европейской зоне влияния СССР. Создание НАТО и последовавшее затем вступление в альянс таких стран, как Греция, Турция, Испания и Западная Германия, были оформлением тех границ господства США, на которые СССР соглашался в рамках их двусторонних отношений.

Создание НАТО полностью отвечало концепции атлантизма, но было направлено на то, чтобы отсечь у западноевропейских держав любые лидерские амбиции. Неслучайно Вашингтон в те годы активно ратовал за продвижение процесса деколонизации, который открывал американцам новые рынки. Появление НАТО стало закономерным продолжением «плана Маршалла». Соединенные Штаты стремились создать военно-политические инструменты, которые, с одной стороны, обеспечивали гарантии безопасности для американских компаний и банков, приходящих на новые рынки, а с другой — противостояли Советскому Союзу и советской внешнеполитической, военной и идеологической экспансии.

Признание Соединенными Штатами Израиля в 1948 году и усилия по переориентации своих западноевропейских партнеров на поставки углеводородов из стран Персидского залива уже к 1950-м годам сделали США неотъемлемым участником ближневосточной политики. Важным союзником США в противостоянии с СССР в этом регионе становилась Турция. В 1951 году американцы начали возводить на её территории военно-воздушную базу Инджирлик близ города Адана — в полусотне километров от южного побережья Турции. Спустя три года Вашингтон и Анкара заключили соглашение о совместном использовании этой базы.

В то же время США постепенно устраняли из числа своих экономических соперников Великобританию, которая по результатам войны стала сателлитом Соединённых Штатов и разрушилась как колониальная империя. Так, ещё в 1940 году, немцы на севере Франции окружили и прижали к проливу Ла-Манш в районе Дюнкерка крупную британскую группировку. Но в итоге остановились, не стали её добивать и даже не помешали британцам эвакуировать войска через пролив, на Британские острова. Это стало возможным, поскольку Лондон успел пообещать Вашингтону после войны передать в сферу влияния США Саудовскую Аравию, вывести из Америки британский капитал и распустить Британскую империю, чтобы американцы подобрали её осколки. Вашингтон в ответ на это стараниями своих деловых кругов, которые имели прочные отношения с Третьим рейхом вплоть до конца войны, сумел убедить Гитлера не громить окруженных около Дюнкерка британцев.

Позже, в 1942 году, не менее значимые события в судьбе Великобритании развернулись вокруг её военно-морской базы в Сингапуре. Она считалась узловой точкой оборонных обязательств Лондона перед Австралией и британскими колониями в Азии. Однако её потеря вследствие успешной операции японского десанта привела к тому, что Сингапур до конца Второй мировой войны оставался форпостом Японской империи на границе Тихого и Индийского океанов. Такое геополитическое поражение Лондона тем более способствовало сваливанию безопасности значительной части Британской империи в зависимость от Соединенных Штатов.

После окончания Второй мировой войны Соединённые Штаты, настаивая на свободе мировой торговли, выдвигали требования по ликвидации британской колониальной системы, что объяснялось желанием заполучить дополнительные рынки для американских товаров. Этому способствовала необходимость погашения долга, накопленного правительством Великобритании за годы войны. В результате к 60-м годам прошлого столетия британцам пришлось распустить свою колониальную империю. Вашингтон к этому времени успешно перенял весь британский инструментарий, наработанный ранее в имперской колониальной стратегии: создание военных баз в ключевых точках мира, организацию государственных переворотов в дальних странах с отправкой туда экспедиционных корпусов, а также использование санкций в целях блокады неугодных режимов.

Под санкциями обычно понимаются экономические и финансовые ограничения, которые дают возможность нанести ущерб геополитическим противникам, предотвратить или затруднить их действия. Санкции рассматриваются как средство влияния на поведение тех стран, действия которых не только угрожают безопасности США, но даже просто противоречат американским национальным интересам. Значительная часть санкций подразумевает блокирование финансовых операций в виде заморозки денежных активов в долларах и запрета на транзакции с отдельными лицами и организациями.

Вашингтон стремился расширить влияние стратегии атлантизма на регионы мира, которые хотя и не имели отношения к Атлантике, но исторически представляли собой зоны геополитической экспансии Великобритании. Не случайно первая серьёзная попытка реализации стратегии атлантизма была предпринята далеко от Атлантики — на Дальнем Востоке. В разгар гражданской войны на Корейском полуострове (1950—1953 годы) с войсками Северной Кореи сражалась более чем миллионная группировка войск коалиции стран Запада под командованием Пентагона. Это стало возможным, поскольку по политическим мотивам советский представитель не участвовал в заседании Совета Безопасности ООН, когда рассматривался вопрос о формировании миротворческих сил ООН для предотвращения Корейской войны. Поэтому сформированные миротворческие силы, по сути, были войсками США и их союзников. В дальнейшем эти «миротворцы» фактически воевали за одну из воюющих сторон, а именно — за Южную Корею.

Одна из причин разжигания военного конфликта на Корейском полуострове состояла в том, что в начале 1950-х годов экономическая и военная мощь социалистического блока государств Евразии росла стремительно. «Красная угроза» воспринималась американцами столь серьезно, что привела к появлению «теории домино» — веры в то, что победа коммунизма в одной стране приведет к ускорению его распространения на другие страны континента. Благодаря этой «теории» реальным геополитическим результатом и стала Корейская война.

Тем не менее, с неофициальной военной помощью Китая и СССР Пхеньяну удалось отстоять независимость северокорейского государства, и война закончилась в 1953 году перемирием между КНДР и Южной Кореей. Так внутринациональный, по сути, конфликт приобрел геополитическое измерение. Следствием этого явился не только раскол единой страны на два враждебных государства, но и долгосрочная напряженность в Восточной Азии, закрепившая конфронтационный баланс сил. До этого, в самый разгар Корейской войны американцы неоднократно рассматривали возможность сбросить ядерные бомбы на Китай, чтобы заставить его согласиться на прекращение обширной военной помощи Пхеньяну, в том числе и многочисленными китайскими войсками.

Однако, когда соглашение о перемирии со стороны сил, противостоявших КНДР, было подписано командованием сил ООН, это означало лишь прекращение военных действий, и поэтому ООН до сих пор де-юре пребывает в состоянии войны с Северной Кореей, несмотря на то, что КНДР с 1991 года — полноправный член ООН. После перемирия Северная Корея приняла программу создания собственного ракетно-ядерного оружия для предотвращения потенциального удара со стороны США в случае возобновления войны между Севером и Югом Кореи. Поэтому уже в 1955 году американский Совет по международным отношениям (СМО) в Нью-Йорке созвал сессию по теме «Ядерное оружие и внешняя политика», на которой главой совета был выбран Генри Киссинджер, преподаватель Гарвардского университета и по совместительству кадровый разведчик. Через год рабочая группа, возглавляемая Киссинджером, представила ядерную доктрину США.

Результат Корейской войны показал тот принцип американского геополитического мышления, который Дж. Фридман изложил в работе «Следующие 100 лет…»: «США всегда вмешивались не с целью чего-то достигнуть, а с целью помешать чему бы то ни было. США хотели помешать установлению стабильности в тех областях, где могла появиться другая сила. Их целью было не стабилизировать, а дестабилизировать». Чтобы сохранить свои стратегические позиции на Корейском полуострове, США открыли для товаров из Южной Кореи свой рынок, и это стало важнейшим условием возникновения южнокорейского «экономического чуда». Поэтому Фридман в своей статье с красноречивым названием «Соглашаясь с условиями Американской империи», опубликованной в 2015 году в американском геополитическом журнале, отмечал: «Преимуществом союзничества с Соединенными Штатами было вхождение в зону динамичной торговли, доступ к инвестиционному капиталу и технологиям. Некоторые государства, такие как Южная Корея, получили от этого союзничества немалую выгоду». Страна оказалась накрепко привязана к США, её экономика быстро пошла в рост — и уже к 1971 году бюджет страны перестал зависеть от американской помощи. Примерно в то же время и по тому же рецепту произошло и тайваньское «экономическое чудо».

Рассматривая факторы, которые двигали Вашингтоном в эту эпоху, Фридман признавал: «Америка была крупнейшей экономикой мира, она контролировала моря, строила базы по всему свету, располагала динамичной торговой и инвестиционной системой, приносившей выгоду странам, стратегически важным для Соединенных Штатов. Поэтому уже на заре холодной войны США начали вести себя как империя, временами осознанно». Военное присутствие американцев в любом, геополитически важном, регионе создавало рычаг давления и инструмент сдерживания при решении тех или иных международных проблем.

Имея военные базы в разных частях света, американцам стало легче перебрасывать войска в горячие точки, где не обошлось без участия Вашингтона. При этом американцы учитывали, что наличие в стане потенциального противника шаткой политической ситуации создаёт благоприятную почву для продвижения геополитических замыслов Вашингтона. Поэтому следующий, ещё более крупный военный конфликт с участием США, также начался с гражданской войны, теперь — на юге Индокитая. Вашингтон не замедлил в неё вмешаться в попытках изменить в свою пользу геополитическую ситуацию в этой части Евразии.

Военные действия начались, когда после ухода из Южного Вьетнама французских колонизаторов США сумели установить там проамериканский режим. Одновременно Соединенные Штаты начали экономический бойкот Северного Вьетнама, который поддерживал вооружённых противников режима в Южном Вьетнаме. Предлог для военного вмешательства Соединённые Штаты получили в результате инцидента в Тонкинском заливе Южно-Китайского моря между американскими и северовьетнамскими кораблями в 1964 году. По свидетельствам бывших сотрудников американских спецслужб, данные, которые повлияли на принятие Конгрессом США решения о начале военной операции во Вьетнаме, были сфальсифицированы.

В период 1965—1973 годов контингент американских войск в Южном Вьетнаме превышал 500 тысяч человек. Американцы сбросили на Вьетнам свыше 6 миллионов тонн бомб — больше, чем за всё время Второй мировой войны. От американских бомбардировок погибло 65 тысяч мирных жителей. В 1968 году США осуществили также бомбардировки соседних с Вьетнамом стран — Камбоджи и Лаоса, а в 1970 году даже предприняли вооружённое вторжение в Камбоджу. Долгое время в Лаосе и Вьетнаме с целью борьбы с местными партизанами Соединенные Штаты проводили военные операции по распылению химических реагентов, выжигавших там всё живое. Однако после длительной кровопролитной войны в Индокитае Вашингтону так и не удалось сохранить в Южном Вьетнаме проамериканское правительство. Тем не менее, американский военно-промышленный комплекс получил от войны во Вьетнаме значительные дивиденды.

Методы, которыми Америка действовала в Корее и в Индокитае, мало отличались от тех, что она применяла позже и в других странах, где развязывала военные конфликты. В ходе многих операций ЦРУ и Пентагона американцы в период холодной войны пытались свергнуть правительства более чем в 40 государствах и нанесли бомбовые удары в 25 странах. В результате погибло несколько миллионов человек. В ходе холодной войны лидеры проамериканских режимов получали от Вашингтона заверения о поддержке. Не важно, что за этим могло следовать в будущем — американцы легко сбрасывали ненужные им «активы», как только продолжение борьбы становилось нецелесообразным.

Однако, лишившись стратегической ядерной монополии, Соединенные Штаты попытались добиться геополитических преимуществ, наладив мирное сотрудничество с коммунистическим Китаем. Апофеоз такой политики случился, когда США стали поддерживать Пекин в его противостоянии с Москвой после испытания Китаем своей атомной бомбы в 1964 году. Генри Киссинджер, будучи в 1971 году советником американского президента по национальной безопасности, а также директором СМО, отправился в поездку в Пекин для переговоров с китайскими лидерами. В следующем году с официальным визитом президент США посетил Китай, и отношения между этими странами получили тенденцию к нормализации. После начала реформ в Китае в 1978 году Америка открыла свои рынки для китайского экспорта, обеспечила инвестиции в китайскую промышленность, пригласила тысячи китайских студентов в американские университеты — всё это способствовало стремительному росту и технологической модернизации КНР. В 1979 году между США и Китаем были установлены дипломатические отношения.

К этому времени начала формироваться цепь событий, которая привела к образованию у южных границ СССР дуги нестабильности. Важнейшие события этой цепи происходили в Афганистане и Иране. Именно тогда Советский Союз был втянут в роковую для его геополитической судьбы гражданскую войну в Афганистане (1979 — 1989). В 1980-е годы США и Китай сотрудничали, стремясь сделать советское вторжение в Афганистан всё более дорогостоящим и, в конечном итоге, бесполезным. После того, как СССР угодил в «афганский капкан», Вашингтон путём дезинформации о своих планах «звездных войн» сумел подстегнуть гонку вооружений и вогнать Советский Союз в непомерные траты на ВПК. Вдобавок к этому, важный союзник американцев в ту эпоху, Саудовская Аравия обрушила рынок нефти, что чувствительно ударило по советской экономике.

В соседнем Иране тогда правила династия шахов Пехлеви, которые чутко прислушивались к требованиям американского внешнеполитического курса, а также способствовали переходу под контроль западных корпораций иранских нефтепромыслов. Однако после государственного переворота в Иране, который произошёл в 1979 году, страна вернула контроль над нефтяными месторождениями и к власти пришли антиамериканские силы во главе с аятоллой Хомейни. Тогда против Ирана Вашингтон ввёл обширные санкции, а в 1980-х годах американцы инициировали пограничные споры между Ираком и Ираном, которые переросли в войну между этими странами. Такое вмешательство США привело к развязыванию одного из наиболее длительных вооруженных конфликтов в истории XX-го века, а итогом этой войны стали не только последствия применения химического оружия, но и сотни тысяч убитых на полях сражений.

Любопытное свидетельство о роли Соединённых Штатов в годы холодной войны оставил священнослужитель Православной церкви в Америке и богослов Александр Дмитриевич Шмеман (1921 — 1983). Потомок русских эмигрантов, он жил в США и преподавал в духовной семинарии и в Колумбийском университете. Вот его наблюдение: «У Америки нет с миром никакого общего языка, она всегда и со всеми говорит по-американски. Даже тысячи её „экспертов“ по международным делам заняты только „редукцией“ всего происходящего в мире к американским априорным схемам, которые — и в этом всё дело — американцы считают универсальными и, в сущности, единственными».

До сих пор это отчётливо сказывается на особенностях американской внешней политики, поскольку многие политические деятели в США обладают провинциальным взглядом на окружающий мир. Они живут в весьма самодостаточной стране, занимаются внутренней политикой, затем выдвигаются на высокопоставленные должности и там начинают принимать решения, для которых у них нет ни подготовки, ни культуры, ни знаний дипломатии, истории, географии. В силу геополитического положения США и особенностей их государственного устройства любое действие на мировой арене имеет смысл только во взаимосвязи с теми задачами, которые решаются внутри страны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие геополитических взглядов в США. Влияние геополитических взглядов американцев на стратегическую культуру государства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я