Своя книга от идеи до продаж. Инструкция для начинающих авторов. Как написать экспертную книгу, издать ее и найти читателей

Наталья Шаверина

Мечтаете стать автором экспертной книги, но не знаете с чего начать? Тогда вам точно стоит прочитать данную книгу. Она для тех, кто готов заявить о себе и хочет поделиться опытом и знаниями. Автор дает пошаговую инструкцию для начинающего писателя и рассказывает не только о том, как написать, но и как продать книгу. Ещё вы узнаете, как договориться с внутренним критиком и встроить работу над книгой в повседневный график. Полученные знания помогут быстрее прийти к своей non-fiction книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Своя книга от идеи до продаж. Инструкция для начинающих авторов. Как написать экспертную книгу, издать ее и найти читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Страхи и ограничивающие убеждения автора

Иногда нам не хватает вовремя сказанной подсказки, чтобы начать действовать. Какой-то маленький затык мешает воплотить шикарный замысел.

Желание написать книгу есть и даже большое. Но вот книги до сих пор нет. Кто-то вынашивает идею полгода, кто-то два, а кто-то и полжизни. Почему так происходит? Я приведу свои доводы, какие у меня сложились из работы с начинающими авторами и теми, кто приходил ко мне на консультацию.

Ну что ж. Одного желания мало. Нужны действия. Но какие? У эксперта, который только задумался о своей книге, просто нет понимания, куда двигаться? Последовательности действий нет. Оно и понятно, ведь не каждый день мы пишем книги. Этому нас никто не учил. Разве что в школе сочинение писать. На этом все. А для многих сочинения и изложения в школе вообще были мучением. Как итог, максимум, что сделает эксперт, — выстрадает рукопись. А куда с ней идти дальше, редко кто представляет.

Незнание, непонимание процесса становится ступором для дальнейших действий. Нейробиологи, кстати, объясняют этот процесс так:

Мозг человека имеет склонность к сохранению привычных паттернов мышления и поведения. Это связано с тем, что в процессе эволюции мозг развился как инструмент для выживания, и его главная задача — обеспечить защиту организма от угроз.

Новые ситуации, неизвестные задачи и нестандартные решения вызывают у мозга стрессовую реакцию, так как он не может опираться на привычный опыт и знания. Именно поэтому люди часто предпочитают оставаться в зоне комфорта и избегать изменений, даже положительных. Не любит наш мозг никаких перемен. Ему и так хорошо.

Другие исследования показывают, что мозг способен адаптироваться и менять свою структуру под воздействием новых знаний и опыта. Для этого необходимо регулярно выходить за рамки привычного и сталкиваться с новыми вызовами, тренировать мозг на поиск нестандартных решений и давать ему возможность развиваться.

Т. е. давать ему пищу для творчества и креативности, а еще указывать дорогу или задавать вектор направления, чтобы было меньше сопротивления. Именно поэтому мы так любим всякие подсказки: шаблоны, чек-листы, дорожные карты и наглядные материалы. Это «костыли» для серого вещества. На консультациях я даю дорожную карту «от идеи до публикации книги», в которой пошагово показываю путь, по которому может пойти автор, чтобы держать свою книгу в руках. Но консультации занимают около часа времени. Я физически не могу проводить их часто и в таком объеме, каком хотелось бы. Поэтому ты сейчас держишь в руках книгу, которая показывает и рассказывает этот самый путь.

Итак, считай, карта с последовательностью действий у тебя будет. Значит, можно быть уверенным, что ты напишешь и издашь книгу. Так? Если бы мы жили в идеальном мире, то да. Но…

К сожалению, и это не гарантия успеха бизнес-проекта под названием «своя книга». Есть у меня одна «вредная» черта: по прошествии времени я узнаю у тех, кто был на консультации, как обстоят дела с написанием книги. И что я вижу: только единицы, которые пустились в самостоятельное плавание, действительно доходят до конца и публикуют книгу.

Спрашиваю — почему? Не нашлось времени — самый частый ответ. А ведь человек мечтал написать книгу и вроде как был готов. Даже план действий получил и срок поставил. Но продолжает лелеять мечту, что когда-нибудь ее напишет. Не напишет! Потому что нужно организовать режим дня, чтобы вписать в жизненный ритм работу над книгой. А как это сделать, не понимает. Ведь и работу никто не отменял, и семья внимания требует. И в сутках всего 24 часа. Но тебе повезло. Дальше я дам пару — тройку рекомендаций на этот счет и поделюсь сервисами, которые помогут убыстрить процесс работы над книгой.

Дорогу осилит идущий. Не лежащий, не сидящий. А идущий. Шагать нужно к своей мечте, а не только думать о ней. Будешь писать — напишешь. И достаточно быстро. Есть у меня рекордсменка в этом плане — Галина Емельяненко. Написала рукопись «Контент-менеджер интернет-магазина» в закрытом клубе за месяц, хотя до этого даже с темой не могла определиться.

Думаешь, это все причины, которые не дают закончить начатое? Отнюдь. Писатель, подобно путнику, преодолевает препятствия на своем пути к желанной цели — книге. Вот он получил карту и благословение (а проще, мотивирующий пендель) и спланировал маршрут, вот даже приноровился писать в промежутках между делом. Но дорога длинная, идти сложно и конца пути не видно. И приходят к нашему автору-путнику сомнения. Говоря языком психологов, ограничивающие убеждения.

Я придумала им свои имена — Амогулия и Дакомуэтонадо, хотя чаще можно услышать определение «внутренний критик». Эти два коварных типа неприятной наружности начинают всячески приставать, уговаривая отказаться от столь шикарного замысла.

— Да разве ты Пушкин, Толстой, Чехов или кто-то еще из великих? Куда ты прешься со свиным рылом в калашный ряд? Бросай это ненужное занятие и займись лучше делом: денег вон пойди заработай или хозяйством займись, — принимается за дело Асмогулия.

— Да и вообще, кому твоя писанина нужна? Читать-то кто будет? Ну, подаришь там родным, а дальше? — вторит Дакомуэтонадо.

И путник скисает, как молоко в жару. Куда весь пыл делся, который был в самом начале? Потому что не знает, как общаться с данными типами, как с ними договариваться. А договориться можно.

Например, так, как сделал Дмитрий.

Он начал писать свою первую книгу. Но через пару недель к нему как раз пожаловали наши товарищи. Как только он садился за компьютер, они начали нашептывать ему, что его идеи глупые, что он не умеет писать и что его книга никогда не будет успешной.

Дима чувствовал себя ужасно и уже думал о том, чтобы бросить писать. Но вместо этого начал записывать все, что приходило в этот момент к нему в голову. А потом анализировал: действительно ли текст так плох, кому может быть интересна книга, чем ее можно дополнить, чтобы она была максимально полезной.

И тогда он понял, что большинство из того, что вещали ему Асмогулия и Дакомуэтонадо, было ложным. А еще осознал, что они не были его врагами, а скорее пытались защитить от возможных неудач. Дима продолжил работать над книгой, анализируя то, что не давало ему покоя, и внося улучшения в книгу, о которых сразу не подумал.

Так вместо противников он обрел союзников. И выпустил книгу.

А еще важно в такие моменты не оставаться одному, а искать поддерживающее окружение, Или хотя бы того, кто будет интересоваться процессом работы над книгой. Поэтому я частенько рекомендую авторам рассказывать окружающим о намерении написать книгу. Этакая помощь зала, которая реально дает толчок к продолжению работы.

По себе знаю, как для писателя важно, чтобы рядом был человек, который вовремя подсказал, как и что нужно предпринять, где-то пожурил, но в большинстве своем похвалил, ободрил и не дал свалиться в яму отчаяния. Этим, собственно, я и занимаюсь.

Авторы — люди творческие и крайне ранимые. Поэтому им так сложно воспринимать критику. Страх осуждения, непонимания — это еще один камень на пути к своей книге. «Я не хочу отправлять мой роман на рецензию, потому что боюсь, что его раскритикуют».

И зря, ведь рецензия от лидера мнения в экспертной нише — это способ присоединиться к его бренду. В случае положительной рецензии автор получает лояльную прогретую аудиторию, которая с большей долей вероятности приобретет книгу. Стоит ли идти на поводу у страха?

Есть еще один внутренний барьер, который имеется не у всех авторов. Но о нем я тоже упомяну. Если эксперт в книге планирует поделиться личной историей, связанной, например, с травмирующими событиями, то он переживает о том, чтобы его книга не вышла слишком откровенной, не задела реальных героев истории и не испортила репутацию. В таком случае я рекомендую издавать книгу под псевдонимом или изменить имена героев, перенести сюжет в другие условия и обстоятельства. Либо не публиковать книгу вовсе.

Да-да, звучит немного странно. Но не все книги должны быть опубликованы. Иногда для человека важно просто выгрузить все терзающие его моменты на бумагу, чтобы отпустить ситуацию. Это своего рода терапия. И тогда достаточно просто заказать печатный тираж для себя, чтобы насладиться заслуженной победой.

И пожалуй, последний тяжелый камень, не дающий иногда даже приступить к задуманному, — это убеждение «писать книгу сложно». Появляется оно не на пустом месте. Тут и окружение постаралось, и образование. Ведь раньше писателями становились избранные, единицы. И процесс был долгий, утомительный. А уж сколько порогов надо было оббить в издательствах, чтобы опубликовать книгу.

Но сегодня ситуация поменялась. Появление соцсетей сократило дистанцию между автором и читателем, процесс публикации книги стал более легким, а постоянный постинг в соцсетях развил «привычку писать», т. е. выдавать контент регулярно. Кроме того сейчас появилось множество литературных школ, которые учат писать как художественные произведения, так и не художественную экспертную литературу.

Поэтому написать полноценную книгу под силу любому эксперту, который обладает знаниями и опытом в своей области.

Кстати, добавлю, что вот это самое убеждение играет на руку автору. Ведь и читатели воспринимают книгу как результат тяжелого умственного труда. Поэтому ценят и прислушиваются к автору, к его опыту и знаниям.

Со страхами разобрались. Предупрежден — значит вооружен. Я надеюсь, что у тебя хватит смелости идти дальше и ты не остановишься на достигнутом, ведь впереди ждут интересные открытия. А в следующей главе мы поговорим о том, можно ли написать и опубликовать книгу в одиночку или потребуется команда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Своя книга от идеи до продаж. Инструкция для начинающих авторов. Как написать экспертную книгу, издать ее и найти читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я