Ход Корбюзье, или Шерше бlя femme

Наталья Солей

Таинственным образом переплетаются судьбы известного французского архитектора Корбюзье и успешного московского дизайнера. Прошлое опального гения и настоящее кумира рублевской элиты сходятся в одной точке, и эта точка – любовь. Одновременно раскрываются зловещие подробности из жизни широко известной медиаперсоны, которая оказывается аферисткой, помешанной на деньгах и славе. Наталья Солей сумела так перемешать правду и вымысел, что проще поверить во все написанное. Тем более что многие персонажи, скрытые под «масками», очень легко угадываются.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ход Корбюзье, или Шерше бlя femme предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знакомство с банкиром

— Спасибо Весниным. Благодаря им Корбюзье смог начать работу в Москве, хоть и не довел ее до конца. Дом Центросоюза, где сейчас располагается Статуправление, достраивали по его проекту, но уже без его участия. Говорили, что, работая с русскими, он почерпнул у них много ценных идей и разнес их по миру. Именно за это его не очень любят некоторые маститые архитекторы старшего поколения, но… ладно. Гораздо хуже то, что его идеи у нас довольно бестолково растиражированы по всей стране…

Только сейчас голос Ангелины Ивановны вернул Владимира к реальности. Он так ярко представил себе картину знакомства Корбюзье с ее бабушкой, будто присутствовал в мастерской…

Спохватившись, Шапошников поспешил поддержать последнюю сентенцию хозяйки дома:

— Да, согласен. То, что он делал сам, было гениально, но адепты переборщили.

— Вот именно. Очень правильное определение. В результате для многих он стал создателем бесконечных бетонных сооружений — общежитий, заводов и санаториев — с ленточными окнами. Монстром, придумавшим высоту потолка в два сорок.

— Мне, кстати, всегда казалось очень досадным это обвинение в его адрес, — заметил Владимир. — Опять же — адаптация! Ведь Корбюзье был неисправимым идеалистом. Ему казалось, что он нашел способ за счет уменьшения высоты увеличить количество помещений. Его два сорок в высоту плохо сочетались с девятью обязательными метрами пространства на человека, по советским жилищным нормам.

— Владимир Николаевич, я вас обожаю. Конечно, это его главный тезис — у каждого человека должно быть свое личное пространство, отдельная комната, где он может заниматься чем хочет — хоть зарядкой, хоть творчеством. Главное — человек должен иметь возможность побыть один.

— Как говорила бабушка одной моей заказчицы: «Коммуналка — это академия подлости». Оттуда пошли резкость и категоричность суждений, обязательные поиски крайнего!

— Он хотел всех сделать счастливыми. Это утопия, — привычно вздохнула Ангелина Ивановна и продолжила: — Корбюзье стал часто и подолгу бывать в Москве. Постепенно они с бабушкой очень сблизились, но отношения скрывались от всех, хотя, конечно, многие о них догадывались.

— Постойте, так вы внучка Корбюзье? — наконец сообразил Владимир.

— Да. Сейчас можно сказать, что к счастью — да… Было ли это счастьем для бабушки — не знаю. Поначалу — конечно. Но потом… Но все по порядку. Моя тема — история архитектуры Москвы. Я писала по ней диплом, потом диссертацию, уже более конкретно связанную с Корбюзье. Была идея строительства Москвы как социалистической столицы. Купеческая, наполовину деревянная, она представлялась тогда символом отсталости, символом царской России. Нужно было какое-то крупное сооружение, способное затмить прошлое. Дворец Советов, к примеру, замысливался таким огромным, что храм Христа Спасителя был бы ему «по колено». Симонов монастырь взорвали. Это был политический акт: мол, на месте рассадника мракобесия построим очаг социалистической культуры! Здание Рабочего дворца сооружено на монастырском подворье по проекту братьев Весниных; оно вошло во все советские архитектурные учебники. Чудом уцелела Красная площадь: на месте ГУМа, например, должно было возникнуть здание Наркомтяжпрома — министерства, отвечающего за индустриализацию страны.

Корбюзье же предложил совсем другую концепцию новой Москвы: оставить старый город и строить рядом новую столицу, а историческую часть сделать музеем. Но наши вожди эту идею с негодованием отвергли. Было заявлено, что Корбюзье мыслит «не по-нашему». У нас есть Кремль, и от него должно все расти, развиваться. Стали строить новый дом Совнаркома, второй дом Совнаркома — печально известные «дома на набережной»… Объявили конкурс на проект Дворца труда, которому надлежало занять весь Охотный Ряд, в результате построили на этом месте гостиницу «Москва», которую теперь доблестно снесли. У нас вечно все так — «до основанья мы разрушим, а затем…».

— Был против, а в конкурсе на проект Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя участвовал.

— Так храм к тому времени давно снесли…

— Да и в конце концов, кроме бассейна, ничего не построили.

— Да как построишь? Там ведь все проваливалось, Дворец Советов построить пытались, но не смогли. Даже бассейн все время ремонтировали, там что-то все время рушилось. А восстановили храм — и все нормально, никаких проблем при строительстве не было. Вот пример того, что нельзя все разрушать до основания, потом все равно придется восстанавливать, а на это уходят годы.

— Так что же было потом?

Ангелина Ивановна не успела ответить на вопрос Шапошникова. Зазвонил домофон.

— О, это Аня с Андрюшей пришли. Сейчас я вас с ними познакомлю, — радостно сказала хозяйка дома. — Наконец-то. Аня поехала за едой для Феди.

На звонок в комнату вышел огромный заспанный кот. Он оценивающе посмотрел на Владимира, чинно проследовал к входной двери и уселся там в ожидании своих.

— Удивительно. Сколько людей живут в доме, а он всегда знает, когда кто-то из нас заходит в подъезд. Это наш Фердинанд. Красавец, правда?

Вопрос был риторическим и подразумевал только утвердительный ответ. Видимо, Фердинанд в доме был не на последних ролях.

«Обычно мои заказчики котов в квартирах не держат, — подумал Шапошников. — Опасаются за мебель и обои. Но этот котяра воспитанный, наверное. Вроде бы никаких повреждений в квартире нет. Видимо, потому и любимец».

Где-то вдалеке заурчал лифт, и вскоре под приветственное мявканье Фердинанда в квартиру вошла Аня.

Володя сидел прямо напротив входной двери. Хорошо, что сидел. На несколько мгновений он впал в столбняк — это была ТА самая девушка, которую, как считал Шапошников, он больше никогда не увидит.

Следом за Аней вошел тот самый парень, который подъехал к дому на машине.

«Так вот кому достаются лучшие из лучших. Банкирам. Что ж, вполне логично», — с грустью подумал Володя.

— Мы тут вас заждались, — запричитала Ангелина Ивановна. — Особенно Федя. Вот познакомьтесь, пожалуйста, Владимир Николаевич, очень известный архитектор, ну, вы это знаете, а это моя дочь Аня и ее жених Андрей Сергеевич Павлов.

Аня впервые посмотрела на гостя. Их глаза встретились, и Володя понял, что же именно так привлекает в этой девушке. Глаза, конечно глаза. Они же светятся… Девушка протянула руку. А Владимир неожиданно для самого себя, и не вполне оправдано для делового знакомства, вместо того чтобы пожать эту руку, склонился над ней для поцелуя.

Едва прикоснувшись к кончикам ее пальцев, он почувствовал, что его как будто слегка ударило током. Почудилось даже, что искра промелькнула и что ее не могли не заметить окружающие.

Во всяком случае, Андрей Сергеевич определенно был недоволен внезапно наэлектризовавшейся атмосферой и очень сухо приветствовал Владимира, боковым зрением отмечая повышенный интерес своей невесты к этому, видите ли, известному архитектору. Да она с него глаз не сводит!

Нет, он не из тех, кто потерпит соперника. Ну ничего, он с ним разберется, но сделает это тонко. Никаких грубых выпадов и унижений противника, лишь ненавязчивая демонстрация своих явных преимуществ.

— Действительно, мы о вас много наслышаны. Приятно, что вы смогли к нам приехать — это при вашей-то востребованности! Кажется, вы нашли с Ангелиной Ивановной общий язык? — любезно поинтересовался жених.

— Надеюсь.

— Это главное. Ангелина Ивановна порой необычайно требовательна в оценке людей…

— Ну, не надо делать из меня монстра, Андрей. Если вы имеете в виду вашу протеже с Рублевки, то ведь она только декоратор, а нам нужен человек универсальный. С нуля и под ключ. Архитектор и дизайнер в одном лице. К тому же она большая поклонница поп-арта, чего не могу сказать о себе.

Аня взяла на руки проходившего мимо сытого и довольного Фердинанда и водрузила к себе на колени, поставив на задние лапы. Вид у кота был очень важный. Аня подняла вверх его переднюю лапу, как будто он просит слова.

— Мы все не любим поп-арт, — облизываясь, серьезно сообщил Фердинанд голосом Ани. — Хотя понятно, почему в начале девяностых у нас вновь к нему возник интерес. У нас сложилась та же ситуация, что и в Америке после Второй мировой войны. Тогда там сформировался слой состоятельных людей, которые могли себе позволить приобретать товары не столько необходимые, сколько знаковые, указывающие на принадлежность их владельцев к тому или иному социальному слою. Именно так и формируется массовая культура, поп-искусство. Оно ведь непременно использует стереотипы и символы при отсутствии личностного начала.

— Ну и что это за искусство — без личностного начала, без души? — подхватила Ангелина Ивановна. — Нам такое искусство неинтересно, хоть мы и переживаем время царствования стереотипов. Опять революция, опять до основания все разрушили, опять вернулись к банальной установке — быть не хуже других, быть как все.

— Я этого не хочу, — продолжал невозмутимый Фердинанд. — На самом деле только с развитием, благодаря эволюции, появляется желание не сливаться с толпой. А мы, консерваторы, все эволюционные стадии развития давно преодолели, и стереотипы нам неинтересны.

Подчиняясь Аниным рукам, Федя послушно жестикулировал лапами, мотал головой и в заключение раскланялся под аплодисменты хохочущих гостей.

— Фердинанд — наш единомышленник, ярый противник революций, сторонник эволюционного развития, неразрывности времен, — пояснила Ангелина Ивановна. — Уважая любые эксперименты в современном искусстве, он все-таки отдает предпочтение традиционным направлениям.

— Да, с таким котом и такой семьей и в лекторий ходить не надо, — подчеркнуто оживленно констатировал Павлов. — Я, знаете, много раз был в Италии, ну Италия, ну да, красиво, но когда поехал с Аней, она всюду меня водила, столько рассказала интересных историй — как и кто строил, когда что написано. Я был потрясен.

— Я тоже была потрясена, когда своими глазами увидела то, о чем читала, что знала только по репродукциям. Живое настоящее — это, конечно, неповторимо, это надо видеть. Я была там просто счастлива.

— Рад это слышать.

Павлов победоносно посмотрел на Шапошникова. Такие временные знакомцы, интересные своей известностью, приходят и уходят. А верный Андрей будет всегда. Да, именно он дал ей возможность почувствовать себя счастливой. И вообще, именно он — тот человек, который может составить ее настоящее счастье.

— Аня у нас художник, заканчивает Строгановку, — с гордостью сказала Ангелина Ивановна, — ее вкусу тоже нелегко угодить.

— Если мы найдем общий язык и достигнем взаимопонимания, то об угождении говорить не придется, — улыбнулся Владимир.

— Вопрос взаимопонимания — это вторая часть нашего Марлезонского балета, а сейчас всех приглашаю поужинать, — торжественно сообщила Ангелина Ивановна.

Андрей Сергеевич неожиданно заторопился:

— Девочки, у меня важная деловая встреча. Я отлучусь максимум на час. Вы тут без меня поужинайте. Все подробно расскажите нашему гостю, все покажите. Как решите — так и будет. Я всегда солидарен с вашим выбором. Что касается финансовых вопросов, — с любезной деловитостью обратился он к Шапошникову, — готов обсудить любую смету. Главное, чтобы это устраивало женскую половину. Возможно, когда я вернусь, вы еще будете здесь, тогда мы этот вопрос сразу обсудим.

Они пожали друг другу руки. Когда Андрей удалился, Шапошников вдруг отметил, что сидит здесь уже не менее двух часов, а уходить совсем не хочется. Ему были интересны и приятны и эти женщины, и эта атмосфера, такая домашняя, немного старомодная, но тем не менее очень непринужденная. Кажется, права была Ангелина Ивановна — не исключено, что вне всякой очереди он возьмется построить дом, который они хотят. Только вот — зачем? Ну зачем Аня встретила этого своего жениха? Через два месяца замуж… Но ведь она…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ход Корбюзье, или Шерше бlя femme предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я