Человек и мир вокруг

Наталья Посевина, 2023

Данное пособие предназначено для преподавателей РКИ и для иностранных студентов, изучающих русский язык самостоятельно (уровень владения В1-В2). Структура построения включает 10 адаптированных художественных текстов русских писателей, каждый из которых сопровождается комплексом лексико-грамматических заданий. Кроме этого, в конце представлен авторский толковый словарь, а также ключи к заданиям. Пособие успешно используется в России и за рубежом.

Оглавление

М.Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская», незавершённый роман, глава V (отрывок), 1836–1837 гг.

Приближалось для Жоржа время экзамена: он весь год почти не ходил на лекции и собирался теперь посвятить несколько ночей науке и одним прыжком догнать товарищей: вдруг появилось обстоятельство, которое помешало ему исполнить это желание. У матери Печорина, Татьяны Петровны, бывали детские вечера для маленькой дочери: на эти вечера приезжали и взрослые барышни, обожающие всякие возможные вечера. Дети ложились спать в 10 часов, их сменяли на празднике большие. На эти вечера являлись часто отец и дочь Р-вы. Они были старинные знакомые Татьяны Петровны и даже немного её родственники. Дочь этого господина Р* звали тогда просто Верочка. Жорж привык видеться с нею часто, и поэтому не находил в ней ничего особенного, она же старалась не разговаривать с ним. Один раз собралась большая компания ехать в Симонов монастырь, чтобы молиться, слушать птиц и гулять. Это было весной. Солнце склонялось к Воробьёвым горам, и вечер был в самом деле прекрасный.

Жорж сидел рядом с Верочкой и был этим сначала недоволен: Верочка была свежа и скромна, но ему казалось, что это — верные признаки холодности.

Выехав уже за город, когда воздух вечера освежил весёлых путешественников, Жорж разговорился с своей соседкой. Разговор её был прост, жив и довольно свободен. Она была несколько мечтательна, но не старалась этого показать, наоборот, стыдилась этого. Мнения Жоржа в то время были резки, полны противоречий, но оригинальны, как все мнения и взгляды молодых людей, которые тогда жили в Москве и умели легко развивать свои мысли.

Наконец приехали в монастырь. До начала молитвы ходили осматривать стены, площадку, которая находилась на западной стороне. Жорж продолжал идти рядом с Верочкой, потому что неудобно было бы уйти, не кончив разговора, а разговор был такой, что мог продолжиться до бесконечности. Он даже продолжался во время молитвы, исключая тех минут, когда дивный хор монахов и голос отца Виктора погружал их в безмолвие. Но зато после этих минут звучания воображение и чувства давали новую пищу для мыслей и слов. После молитвы опять гуляли и вернулись в город очень поздно. Жорж весь следующий день думал об этом вечере, потом поехал к Р-вым, чтоб поговорить о нём и разделить свои впечатления с той, с которой он их разделял. Визиты начинали быть более частыми и продолжительными. Так прошёл целый месяц, и Жорж и Верочка почувствовали, что влюблены друг в друга. В их годы, когда страсть есть то же самое, что наслаждение, без забот и страха, очень легко поверить в любое чувство. У Жоржа была богатая тётушка, которая тоже была родственницей Р-вым. Тётушка пригласила оба семейства погостить к себе, в Подмосковную, недели на две, дом у нее был огромный, сады большие, одним словом, всё очень удобно. Частые прогулки сблизили ещё более Жоржа с Верочкой. Они всегда находили возможность быть вдвоём: это очень легко, если оба этого хотят.

В это время в университете шёл экзамен. Жорж туда не пришёл: конечно, он не получил аттестата, но о будущем он не заботился и сказал матери, что экзамен будет через три недели и что он всё знает. Вечерние прогулки привели к объяснениям чувств, потом к клятвам в верности, наконец, когда две недели закончились, надо было возвращаться в Москву.

Перед возвращением, вечером, они стояли вдвоём на балконе, что-то неведомое сблизило их, они поцеловались и испугались сами себя. На другой день, садясь в экипажи, они попрощались очень вежливо, но Верочка покраснела, и глаза её блестели.

Обман Жоржа открылся, как только он приехал в Москву, отчаяние Татьяны Петровны было ужасным, а ругательные слова бесконечными. Жорж молча выслушал всё, но очень разозлился. Все родственники решили, что его надо отправить в Петербург и отдать в Юнкерскую школу: другого спасения они для него не видели. «Там, — говорили они, — его накажут и выучат дисциплине».

Задание 1. Найдите окончания предложения.

1. Приближалось для Печорина время экзамена…

а) он весь год регулярно ходил на лекции.

б) он весь год почти не ходил на лекции.

в) он весь год не ходил на лекции.

2. Жорж, привык видеться с нею часто…

а) она ему никогда не нравилась.

б) она ему очень нравилась.

в) и поэтому не находил в ней ничего особенного.

3. Один раз собралась большая компания ехать в Симонов монастырь

а) чтобы молиться, слушать птиц и гулять.

б) чтобы посмотреть достопримечательности.

в) чтобы насладиться природой.

4. Жорж сидел рядом с Верочкой и был этим сначала недоволен:…

а) Верочка была красива и свежа, но ему казалось это странным.

б) Верочка была свежа и скромна, но ему казалось, что это — верные признаки холодности.

в) Верочка была свежа и скромна, но ему не казалась холодной.

5. Жорж продолжал идти рядом с Верочкой…

а) потому что она ему нравилась.

б) потому что ему нравилось разговаривать с ней.

в) потому что неудобно было бы уйти, не кончив разговора.

6. Жорж весь следующий день думал об этом вечере…

а) потом поехал к Р-вым, чтоб поговорить о нем и разделить свои впечатления с той, с которой он их разделял.

б) потом поехал к Р-вым, чтоб разделить с ними свои впечатления.

в) потом поехал к Р-вым, чтоб рассказать им о своих впечатлениях.

7. Так прошёл целый месяц,…

а) и Жорж и Верочка поняли, что они нравятся друг другу.

б) и Жорж и Верочка почувствовали, что влюблены друг в друга.

в) и Жорж и Верочка поняли, что им интересно друг с другом

8. он не получил аттестата…

а) но о будущем он не заботился и ничего не сказал матери.

б) но о будущем он не заботился, и сказал матери, что экзамен будет через три недели, и что он всё знает.

в) но о будущем он не заботился, и сказал матери, что экзамен будет через три недели.

9. Вечерние прогулки привели к объяснениям чувств, потом к клятвам в верности…

а) наконец, когда две недели закончились, надо было возвращаться в Москву.

б) наконец, когда две недели закончились, надо было сдавать экзамен.

в) наконец, когда две недели закончились, надо было решать — оставаться или нет.

10. Обман Жоржа открылся, как только он приехал в Москву,…

а) отчаяние Татьяны Петровны было ужасным, но больше никто не расстроился.

б) отчаяние Татьяны Петровны было ужасным, а ругательные слова бесконечными.

в) отчаяние Татьяны Петровны было ужасным, но она промолчала и ничего не сказала.

Задание 2. Вопросы к тексту.

1. Почему мать Жоржа, Татьяна Петровна разозлилась на него?

Найдите в тексте информацию, которая описывает её состояние.

Скажите по-другому следующие фразы:

а) обман открылся;

б) отчаяние Татьяны Петровны было ужасным;

в) ругательные слова были бесконечными.

2. Почему Жорж не смог сдать экзамен? (найдите информацию в тексте).

3. Что вы можете сказать о Жорже (о его характере)? Как его поступки характеризуют его характер?

Выберите из списка следующих пар прилагательных те, которые характеризуют Жоржа:

ответственный/безответственный

способный/неспособный

организованный/неорганизованный

трудолюбивый/ленивый

4. Что делал Жорж вместо того, чтобы готовиться к экзамену? Аргументируйте ответ.

5. Почему Верочка и Жорж сблизились?

6. Куда отправили Жоржа после того, что узнали, что он не сдал экзамены?

Задание 3.

а) Прочитайте следующий отрывок и скажите, понравилась ли Верочка Жоржу в начале поездки в монастырь и почему вы так думаете:

«Жорж сидел рядом с Верочкой и был этим сначала недоволен: Верочка была свежа и скромна, но ему казалось, что это — верные признаки холодности».

б) Прочитайте, что произошло потом и скажите, изменилось ли отношение Жоржа к Верочке и почему?

«Выехав уже за город, когда воздух вечера освежил веселых путешественников, Жорж разговорился с своей соседкой. Разговор её был прост, жив и довольно свободен. Она была несколько мечтательна, но не старалась этого показать, наоборот, стыдилась этого. Мнения Жоржа в то время были резки, полны противоречий, но оригинальны, как все мнения и взгляды молодых людей, которые тогда жили в Москве и умели легко развивать свои мысли».

в) Как вы понимаете фразу «умели легко развивать свои мысли»?

г) Как вы думаете, повлияла ли погода на изменение настроения и состояния Жоржа? (найдите в тексте описание погоды, которое изменило состояние и настроение Жоржа)

Скажите по-другому:

«воздух вечера освежил весёлых путешественников»

д) Измените форму выделенных кратких прилагательных на полную согласно образцу.

Образец: Визиты были продолжительны. — Визиты были продолжительные.

Верочка была свежа и скромна.

Разговор её был прост, жив и довольно свободен.

Она была несколько мечтательна.

Мнения Жоржа в то время были резки, полны противоречий, но оригинальны.

Задание 4. Прочитайте следующие словосочетания и обратите внимание на выделенные глаголы. Какие из них выражают:

а) законченное действие в прошлом;

б) процесс продолжительного действия, которое происходило в прошлом;

в) процессуальное действие, изменяющее объект или субъект;

г) обобщенное значение.

Словосочетания:

1) он весь год почти не ходил на лекции;

2) на эти вечера приезжали и взрослые барышни;

3) дети ложились спать в 10 часов, их сменяли на празднике большие;

4) она не старалась этого показать, наоборот, стыдилась этого;

5) наконец, приехали в монастырь;

6) Жорж продолжал идти рядом с Верочкой;

7) после молитвы опять гуляли и возвратились в город очень поздно.

8) Жорж весь следующий день думал об этом вечере;

9) так прошел целый месяц.

10) Жорж и Верочка почувствовали, что влюблены друг в друга.

11) частые прогулки сблизили ещё более Жоржа с Верочкой.

12) они всегда находили возможность быть вдвоём.

13) в это время в университете шёл экзамен.

14) Жорж туда не пришёл: конечно, он не получил аттестата.

15) перед возвращением, вечером, они стояли вдвоём на балконе, что-то неведомое сблизило их.

16) они попрощались очень вежливо, но Верочка покраснела, и глаза её блестели.

17) обман Жоржа открылся.

18) Жорж молча выслушал всё, но очень разозлился.

Заполните таблицу, распределив эти глаголы согласно тому, что они выражают.

Задание 5. Прочитайте текст ещё раз и скажите, понравился ли вам Жорж? Почему?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и мир вокруг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я