Человек и мир вокруг

Наталья Посевина, 2023

Данное пособие предназначено для преподавателей РКИ и для иностранных студентов, изучающих русский язык самостоятельно (уровень владения В1-В2). Структура построения включает 10 адаптированных художественных текстов русских писателей, каждый из которых сопровождается комплексом лексико-грамматических заданий. Кроме этого, в конце представлен авторский толковый словарь, а также ключи к заданиям. Пособие успешно используется в России и за рубежом.

Оглавление

М.Ю. Лермонтов, «Вадим», незавершённый роман, глава XXI (отрывок), 1832–1834 гг.

Было около двух часов дня; солнце медленно двигалось по жарким небесам, и гибкие верхушки деревьев немного колебались и перешёптывались друг с другом; в густом лесу попевали странствующие птицы, иногда кукушка повторяла свой унылый напев. Под огромным дубом сидели два человека: мужчина и женщина; их одежда была грязная и изношенная после долгого хождения в лесу; усталость и печаль были на их лицах, молодых, прекрасных. Молодая женщина, сняв мокрую обувь обтирала концом большого платка розовую, маленькую ножку с нежными прозрачными ноготками, — в некоторые минуты она поднимала голову, убирая волосы, падающие на её лицо, и улыбалась своему спутнику, который бросал рассеянные взгляды, то на неё, то на небо, то в лес… иногда он морщил брови, когда мрачная мысль появлялась в уме его, иногда неожиданная влажность покрывала его голубые глаза — и если в это время его глаза встречали радостную улыбку подруги, то быстро опускались, как будто яркий луч солнца ослепил их.

— Ты задумчивый! — сказала она. — Но почему? — опасность прошла; я с тобой… ничто не может изменить нашу любовь… Небо ясно, бог милостив… зачем грустить, Юрий!.. это правда, мы бродим по лесу, как дикие звери, но зато, как они, свободны — пустыня будет нашей родной землей, Юрий, — а лесные птицы нашими учителями: посмотри, как они счастливы в своих открытых, тесных гнёздах…

— Да, — отвечал Юрий… — счастливы! И я возле тебя счастлив!.. но твои шутки иногда для меня мучительны!

— Разве лучше, если я буду плакать!

— Ольга, ты мой ангел утешитель!.. если бы ты знала, какие плохие предчувствия есть в душе моей! И как было не узнать, что это случится, когда самые ужасные разговоры были в народе? Отчего они тогда казались нам невероятны? А теперь! — русские дворяне гибнут и скрываются в лесах!.. и вдруг в одну ночь всё погибло… мать… отец… — имущество, — родной дом… здесь ждёт голод, холод, бедная жизнь — а там пытки и позор… — Боже! Что мы сделали?

— Юрий, успокойся, видишь, я равнодушно смотрю на потерю всего, кроме твоей нежности. Я видела кровь, видела ужасные вещи, слышала слова, которых бы ангелы испугались, но рядом с тобой всё забываю: когда мы переплывали реку на коне и ты держал меня в своих объятиях так крепко, так страстно… и я не чувствовала усталости, следуя за тобой в этом лесу через колючие кусты… это правда, у меня нет ни отца, ни матери… — при этих словах она побледнела и замолчала, как будто сама испугалась их… Юрий обнял её, приклонил к себе и поцеловал в шею.

— Ты права! — говорил он, — чего мне желать теперь? Я был счастлив! Чего более желать для меня? Я видел смерть близко на поле боя и не боялся… и теперь не испугаюсь: я мужчина, я твёрд душой и телом и до конца не потеряю надежды спастись вместе с тобой… но, если надо умереть, я умру, не вздрогнув… и никто не скажет, что твой друг упал на колени перед врагами!..

В таких разговорах пролетел час: они встали и пошли на восток, углубляясь в лес всё больше и больше… вот подошли к оврагу, и Юрий заметил ветви и следы человека на сухих и гнилых листьях, которыми была покрыта земля: — Пойдём по этому следу, Ольга, — сказал он, подумав немного…

Задание 1. Вопросы к тексту.

1) В какое время года и в какое время дня происходят события, описанные в тексте? Ответ аргументируйте.

2) Где находятся герои рассказа? Что они делают?

3) Они молодые? Ответ аргументируйте.

4) О чем разговаривают герои рассказа? Для ответа используйте текст.

5) Что чувствуют герои?

Найдите в тексте словосочетания, которые характеризуют их состояние.

Задание 2. Скажите по-другому:

а) «усталость и печаль были на их лицах»;

б) «бросал рассеянные взгляды»;

в) «иногда неожиданная влажность покрывала его голубые глаза».

Задание 3.

а) Восстановите диалог Юрия и Ольги, употребив вместо точек необходимое слово из следующих: бродим, плохие, мучительны, почему, плакать, видела, ясно, утешитель, слышала, видел, свободны, счастливы, не испугаюсь, надежды, забываю, твёрд.

— Ты грустный и задумчивый. Но…? Зачем грустить? Небо… опасность прошла. Да, мы… по лесу, как дикие звери. Но зато мы… и… Разве нет?

— Да, мы счастливы! Но твои шутки иногда… для меня.

— Разве лучше, если я буду…?

— Ты мой ангел…! Если бы ты знала, какие… предчувствия есть в моей душе!

— Успокойся, Юрий! Это все не важно. Я… кровь… ужасные вещи. Я… слова, которых можно испугаться. Но с тобой я все…

— Ты права! Я… смерть и не боялся. И теперь… Я буду… душой и телом, не потеряю… спастись вместе с тобой.

б) Как вы понимаете фразу: «я буду твёрд душой и телом»?

в) Как вы думаете, почему Ольга и Юрий оказались в лесу и отчего Юрий хочет спастись? Для ответа используйте текст.

Задание 4.

1. Измените форму полного прилагательного на краткую согласно образцу:

Образец: Ситуация безнадёжная — ситуация безнадёжна.

Небо ясное, люди счастливые, камень твёрдый, человек молодой, природа красивая, душа безграничная, жизнь прекрасная, грусть глубокая, тесные гнёзда, невероятные разговоры, слова ужасные, Бог милостивый.

2. Как вы понимаете фразы:

а) «душа безграничная»;

б) «грусть глубокая»;

в) «невероятные разговоры»;

г) «Бог милостивый».

Задание 5. Подберите антонимические конструкции к следующим выражениям:

Гибкие верхушки деревьев, странствующие птицы, унылый напев, грязная одежда, молодые лица, большой платок, рассеянный взгляд, мрачная мысль, яркий луч, дикие звери, тесные гнёзда, плохие предчувствия, родная земля, ужасные разговоры, бедная жизнь, гнилые листья.

Задание 6. Обозначьте стрелками соответствующие друг другу по смыслу выражения:

Задание 7. Прочитайте отрывок из текста. Обратите внимание на выделенные глаголы.

а) Определите, от каких глаголов они образованы и какие процессуальные действия выражают?

Было около двух часов дня; солнце медленно двигалось по жарким небесам, и гибкие верхушки деревьев немного колебались и перешёптывались друг с другом; в густом лесу попевали странствующие птицы, иногда кукушка повторяла свой унылый напев.

б) Исключите из ряда лишнее слово:

— двигаться, передвигаться, перемещаться;

— колебаться, двигаться, изменяться;

— перешёптываться, переглядываться, переговариваться;

— попевать, напевать, петь.

Задание 8. Измените основу глагольного инфинитива так, чтобы глагол выражал соответствующее действие. Используйте приставки «за», «до», «по». «про».

Заполните следующую таблицу согласно первому образцу.

Задание 9. Трансформируйте текст, изменив форму выделенных глаголов таким образом, чтобы они выражал законченное однократное действие. Обратите внимание на использование слов-маркеров и грамматические формы некоторых слов.

Молодая женщина, сняв мокрую обувь, обтирала концом большого платка розовую, маленькую ножку с нежными прозрачными ноготками, — в некоторые минуты она поднимала голову, убирая волосы, падающие на её лицо, и улыбалась своему спутнику, который бросал рассеянные взгляды, то на неё, то на небо, то в лес… иногда он морщил брови, когда мрачная мысль появлялась в уме его.

Задание 10. Прочитайте текст ещё раз и скажите, изменилось ли настроение Юрия после разговора с Ольгой? Как оно изменилось. Ответ аргументируйте.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я