Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей

Наталья Орлова, 2023

Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.

Оглавление

Лекция 8. Сюжет и фабула художественного произведения

Сюжет (франц. sujet — предмет, содержание) — совокупность происшествий, ход событий в повествовательных и драматических (иногда и в лирических) произведениях.

Сюжет основывается на конфликте (лат. conflictus — столкновение) между действующими лицами. В столкновении желаний, интересов героев раскрываются их характеры, психология.

Сюжет — весь ход событий в произведении.

Фабула основной конфликт или центральная интрига действия.

В работе «Поэтика сюжетов» (1906) А. Веселовский выдвинул и детально разработал понятие «мотив». Мотив определяется Веселовским в качестве простейшей повествовательной единицы, аналогичной понятию «клетка» в биологии или понятию «элемент» в таблице Менделеева. Комбинации простейших мотивов образуют то, что именуется сюжетом. На первобытном уровне человеческое сознание продуцирует мотивы, которые затем соединяются в сюжеты-темы. Мотив — древнейшая первобытная форма художественного сознания (и здесь он сближается с понятием архетип).

Сюжет не является обязательным для всех литературных произведений. В лирических текстах (стихотворения, поэмы) он чаще всего отсутствует, поскольку в них выражаются чувства поэта, а не события.

Основные элементы сюжета

Сюжет состоит из следующих основных элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Экспозиция (лат. expositio — объяснение, изложение) — элемент сюжета, содержащий описание жизни героев до того, как они начнут действовать в произведении. Для современной литературы наличие экспозиции не слишком показательно: во второй половине XX века редко кто из писателей пользуется развернутыми описаниями, предваряющими действие.

Завязка — исходный эпизод сюжета. Обычно завязка появляется в начале произведения, хотя порой возникает и в середине его и даже в конце. Так, о решении Чичикова скупить мертвые души мы узнаем уже в конце «Мертвых душ». Нередко произведение начинается с немотивированной, внезапной завязки, придающей действию остроту и загадочность. На интригующей завязке, как правило, строятся детективные романы и повести.

Развитию действия способствуют дальнейшие действия героев. В рассказе А. Чехова «Смерть чиновника» это мучительные сомнения и неоднократные визиты Червякова к генералу, на которого он нечаянно чихнул в театре. Развитие действия подготавливает его кульминацию.

Кульминация (от лат. culmen — вершина) — момент наивысшего напряжения действия в произведении, «точка кипения». В момент кульминации конфликт достигает наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.

Развязка — завершающая часть сюжета, финал действия. В развязке разрешается конфликт, добавляются последние штрихи к психологическому портрету героев. Развязка мотивируется всем ходом событий. Нередко произведение начинается с развязки (убийство в детективе), а затем развертывается повествование о предшествующих событиях.

Вспомогательные элементы сюжета

Существует еще и ряд вспомогательных элементов сюжета. Первым среди них следует считать пролог (греч. pro logos — предисловие) — повествование, обычно краткое, не связанное непосредственно с событиями, которые определяют движение сюжета, и дающее представление о предшествующей жизни персонажей.

Ближе к прологу предыстория. Как и пролог, предыстория дает сведения о свершившемся прежде, чем начал развертываться данный сюжет, но предыстория может располагаться в любом месте произведения.

Внесюжетные элементы

К внесюжетным элементам относится и авторское отступление, в котором писатель выражает свое отношение к какому-либо герою или проблеме (размышления автора об огромных возможностях русского народа и о двух типах писателей в «Мертвых душах»).

В том же ряду стоит и вставная новелла (итал. novella — новость) — краткий рассказ с самостоятельным сюжетом, на первый взгляд, не имеющий непосредственного отношения к происходящему в произведении, но на самом деле помогающий его осмыслению. Как и предыстория, авторское отступление и вставная новелла не имеют жестко фиксированного местоположения в произведении.

Последний из внесюжетных элементов — эпилог (от греч. epi — после, logos — слово, букв. «послесловие»). В эпилоге содержатся сведения о дальнейшей судьбе героев, после разрешения основного конфликта произведения.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся сюжет и фабула? На основании чего становится возможным подобное разделение?

2. Чем сюжет отличается от мотива?

3. Какова функция вспомогательных элементов сюжета в произведении?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я