Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей

Наталья Орлова, 2023

Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.

Оглавление

Лекция 5. Художественная литература: слово и образ

Существуют различные способы познания, но в основе всех видов искусства лежит образ-картина.

«Художественный мир возникает под пером писателя благодаря способности человеческого сознания воспроизводить в воображении живые картины и образы действительности»[5]. Слово — сигнал, побуждающий к работе воображение. Само искусство часто понимается как мышление в образах и противопоставляется мышлению концептуальному, возникшему на более позднем этапе человеческого развития. Образное «мышление» составляет основу основ человеческого мироощущения.

Художественный образ есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности.

Виды образов

Индивидуальные образы отличаются неповторимостью, «созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника и выражают меру его оригинальности»[6]. К индивидуальным образам традиционно относят Воланда из романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова; Демона из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; Квазимодо В. Гюго. Всё это образы отличающиеся совей оригинальностью, им нет аналогов в многообразии героев мировой литературы.

Характерный образ, сильно отличается от индивидуального, поскольку «является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского)»[7].

Типичный образ воплощает «высшую ступень образа характерного». Типичное — это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной эпохи (Анна Каренина и Платон Каратаев Л. Толстого). «Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально-исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) — Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов, Тартюф…»[8].

Образы-мотивы — можно соотнести с темой, повторяющейся, варьирующейся в произведениях одного писателя или в текстах целой эпохи. Иногда так может повторяться и эволюционировать, т. е. изменяться, утрачивать или обретать новые черты один и тот же образ. Например, Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока превращается в Незнакомку, Кармен, Снежную маску.

Топос (греч. topos — место, местность, букв. значение — «общее место») «обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора. Примером может служить образ «маленького человека» в творчестве русских писателей — от Пушкина и Гоголя до М. Зощенко и А. Платонова»[9].

Все чаще в современном литературоведении используется понятие, предложенное К. Юнгом — «архетип» (от греч. arche — начало и typos — образ). В контексте юнгианской психологии «архетип» — воспринимается как образ или совокупность образов (мифологических сюжетов) «живущих» в области коллективного бессознательного и передающихся из поколения в поколение. Архетип «имеет общую психофизиологическую природу, не детерминированную средой и опытом, лежащую глубже индивидуального бессознательного и несущую память нации, расы, всего человечества»[10]. Архетипы тесно связаны с мифологическими образами.

Контрольные вопросы:

1. Какие способы познания окружающего мира существуют?

2. Что включает в себя понятие «художественный образ»?

3. Чем образы-мотивы отличаются от типичных образов?

4. В чем отличие образа-мотива от топоса?

Контрольное задание 2

Найдите и прочитайте рассказ Карела Чапека «Поэт». Напишите эссе, поразмышляв на тему роли художественного образа в произведении.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Кременцов Л.П. «Теория литературы». — М.: Флинта: Наука, 2003, стр. 11.

6

Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева — М.: Сов. энциклопедия, 1987 г, стр. 254.

7

Там же.

8

Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева — М.: Сов. энцик-лопедия, 1987 г, стр. 254.

9

Там же.

10

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. — М.: НПО «Интелвак», 2003, стр. 60.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я