Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей

Наталья Орлова, 2023

Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» – базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.

Оглавление

Лекция 10. Время и пространство художественного произведения. Хронотоп

Художественная литература отражает и воспроизводит те временно-пространственные отношения, в которые погружен автор, иного не дано, практически невозможно описать то, что лежит за рамками привычной картины мира и быть понятным и понятым. Человеку свойственно видеть реальность в привычных для него категориях. Кроме того, все, о чем повествуется в тексте, имеет временную протяженность и связано с образами пространства. Здесь есть и время, в котором происходят, описываемые события, на него наслаивается время, затраченное на чтение текста, и на восприятие, т. е. осмысление прочитанного. Что же включает в себя определение «время»?

Время

Представляет собой сложную философскую категорию и трактоваться может по-разному:

1) длительность бытия (филос.);

2) форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося;

3) пространство в бытии;

4) последовательность существования.

Традиционно время разделяется на прошлое — настоящее — будущее.

Человек, как правило, осознает время, пропуская через призму личного восприятия, сталкиваясь с его объективностью (по часам как прибору) и субъективностью (час пролетел, минуты тянутся).

Интересно проследить, как воплощены временные представления на уровне языковых метафор: поток времени, время летит, время идет, время года

«Литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь наличествуют образы времени: биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер)»[11].

Пространство

Для художественных произведений пространственные образы. Они бывают разными, пространство может быть замкнутым и открытым (помещение или город, лес и т. д.); земным и космическим; воображаемым (сны, мечтания) и видимым (описание интерьеров, улиц, домов).

«Литературные произведения обладают возможностью сближать, как бы сливать воедино пространства самого разного рода: «В Париже из-под крыши / Венера или Марс / Глядят, какой в афише / Объявлен новый фарс» (Б. Л. Пастернак. «Ночь»)»[12]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы теории литературы: конспекты лекций для студентов и любознательных читателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

Кременцов Л.П. «Теория литературы». — М.: Флинта: Наука, 2003, стр. 57.

12

Там же, стр.58

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я