Учить журналистике увлекательно и интересно можно в любом возрасте! Автор пытается доказать это на своем примере, помогая воспитывать совершенно новую подрастающую смену «мастеров пера» и делится своими приемами и методами в этой книге.Для всех, кто учит и учится журналистике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Журналистика на вырост. В поисках новых идей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2. Журналистика в школе
Возраст: 11 — 16 лет
Глава 5. Школьный пресс-центр
Наступил момент, когда я стала педагогом дополнительного образования в одной из школ Петербурга. В обязанности входило организовать пресс-центр и кружок журналистики.
Сначала работу приходилось совмещать, жаль было бросать Школу молодого журналиста в ДМК. Но через год мое новое руководство настояло на увольнении там, и я окончательно рассталась с Домом молодежи, перелистнув эту страницу своей истории с сожалением и грустью.
Школа оказалась несколько иной площадкой для отработки своих авторских методик и приемов, но тем интереснее было работать. Разным был и возраст, все-таки в Доме молодежи ребята были постарше, посерьезнее, и наверное, более заточены на свои цели. Здесь шли в кружок просто из любопытства. И надо было сделать все, чтобы оно не исчезло, а наоборот — усиливалось, чтобы ребята приводили сюда еще и друзей, одноклассников.
А для этого нужна команда, костяк, который будет заманивать всех в эту воронку творческих идей. Где-то давно прочитала про мероприятие «День большой прессы». Взяла за основу, добавила свои «фишки», опираясь на наблюдения за школьной жизнью. Провела квест с вопросами, ответы на которые надо было искать на картинках, развешанных по всей школе. Победители его и стали первым творческим коллективом, мозгом будущего пресс-центра. Это были ребята преимущественно из 7-х классов, объединившиеся в студию журналистики «Жур-птица». Они оказались очень усердными и талантливыми учениками, с которыми мы смогли создать интересную и качественную школьную газету с гордым названием «НА ПЯТЬ» (УЧИМСЯ, ДЕЙСТВУЕМ, ЖИВЕМ).
Каждый год они взрослели, переходили из класса в класс, но неизменно шли на занятия в студию. За это время стали намного грамотнее, освоили все жанры, научились общаться, быть настоящей командой, на которую всегда можно было положиться. Многие подтянули свои знания по русскому языку и литературе, настолько, что учителя поражались этим переменам. Думаю, просто они понимали, что на них равняются другие, что они — передовой отряд класса и не могли себе позволить ударить в грязь лицом. Это накладывало определенную ответственность, не давало лениться, пасовать, быть неуверенным.
Сильной мотивирующей акцией стала «Аллея звезд школьной журналистики». Мы посадили ее в школьном дворе, на видном месте. Звездочек было только две — Алина и Джоми, но как же хотелось остальным тоже посадить собственную тую с серебристой табличкой! Запуская в потемневшее небо японские фонарики, все мечтали о том, чтобы наша аллея разрослась до неимоверных размеров. Но… когда-нибудь все кончается. Ребята окончили школу, разлетелись кто куда и ухаживать за аллеей стало некому.
Практикум
Примеры заданий и конкурсов к празднику «Посвящение в журналисты»
— Первое задание — «Интервью». Дети делятся на пары, один из них становится «журналистом», а другой — «интервьюируемым». Журналисты задают вопросы своим партнерам и записывают ответы на бумаге. Затем зачитывают вслух готовый материал. Чтобы получилось смешно и задорно, можно перемешать вопросы и ответы.
— Второе задание — «Фотоохота». Детям дают списки с разными предметами, которые они должны сфотографировать. Например, «человек на велосипеде», «кот на дереве»,"цветок в горшке». Дети фотографируют предметы, придумывают название своему фотосюжету и сдают жюри.
– Третье задание — «Репортаж». Делятся на две команды. Детям дают тему, о которой они должны сделать короткий репортаж. Например, «как проходит лето в нашем городе». Но свой репортаж они должны «написать» с помощью мимики и жестов и подключая членов своей команды.
– Четвертое задание — викторина. Вопросы составляются нетрудные, но все — по теме журналистики.
— Конкурс: выбираем «Мисс СуперПресса». Ребятам предстоит в течение вечера проголосовать закрытым голосованием за того, кого они считают достойной этого звания. Итоги подводятся в конце вечера. Победителя ждет приз.
— Кульминация Посвящения: Заранее выбираются Черт (представитель всего негативного) и Ангел (представитель хорошего). Встают с двух сторон на стулья, держа в руках веники и формируя арку. Новичок, который проходит обряд Посвящения, проходит сквозь арку, Черт и Ангел осеняют его своим опахалом, а «старички» (те, кто занимается уже не первый год), выстроившиеся вдоль дорожки, посыпают его поочередно гречкой, солью, сахаром или мукой. Смысл такой: гречка — польза обучения, сахар — сладость побед, соль — горечь поражений, мука — символ хлеба, а наш хлеб это добытая информация (Предупредите ребят, что можно надеть прозрачные дождевики, поскольку их ждет необычный дождь — тогда никто не будет в обиде, что его форму запачкали). Иногда Черт может добавить какую-нибудь «пакость» — измазать лицо новичку, а Ангел кинется стирать, объясняя всем потайной замысел…. Тут важно все логично увязать в один сценарий.
— Ребятам выдаются пресс-бейджи (или удостоверения), их вручают «ветераны», а лучше «звезды школьной журналистики». Каждому вновь посвященному раздаются свечи, обычно электронные, безопасные, и в темноте, при свечах, исполняется Клятва Журналиста.
Глава 6. «Учимся. Действуем. Живём»
Директор школы купила оборудование и сразу одной проблемой стало меньше. Ведь раньше нашу школьную газету приходилось печатать на стороне, а для этого искать типографию, вести переговоры и торговаться, чтоб нам снизили цену — дело непростое, и отнимающее массу времени. Мы начали издавать газету регулярно, с периодичностью раз в 1—2 месяца. Очень хотелось бы, чтобы у нас был настоящий редакционный коллектив, редактор, замредактора, дизайнер, верстальщик, корректор. Но отсутствие компьютеров и ПО не позволяло обучить всех программе верстки, приходилось взять это на себя.
Группы разрастались. Теперь в «Жур-птице» занимались ребята из седьмого, восьмого и девятого классов. И можно было наблюдать, насколько разнится подход к занятиям у ребят разных возрастов. Самыми отзывчивыми и ответственными были и остаются 5—6 классы. Они с жадностью воспринимают всю информацию, не боятся хвататься за любые темы, не считаясь со временем, пишут, снимают, готовят интервью и репортажи, внимают критике и быстро исправляют ошибки.
Семиклассники более инертны, но пишут лучше. Однако не станут перегружать себя знаниями и даже не всегда посещают занятия. Тут уже идет какая-то ломка: то ли на журналистику пойти, то ли на спортивную эстафету (ВПР, кружок по изо, танцам и т.п.). Иногда побеждает второе. Потом приходят и просят повторить заново то, что они пропустили. Так может длиться до бесконечности, и надо сразу выработать критерии, которые очертят им границы свободы.
8 и 9 классы — особая каста. Свои неудачи, провалы, опоздания всегда прикрывают подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, загруженностью. Но очень любят и хотят получать призы, поэтому стараются из всех сил. Иногда это здорово получается, и тогда мы становимся победителями творческих конкурсов, обласканными учителями, на которых с вожделением смотрят младшенькие из нашего «журптичника». С ними и трудно, и легко одновременно. Легко-потому что есть определенный опыт и уже не нужно так много часов тратить на теорию. Они идут и пишут, снимают, даже без участия взрослых. А трудно — потому что все эти ОГЭ-ЕГЭ отнимают массу удивительных творческих мыслей, которые детям так и не удается воплотить на практике.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Журналистика на вырост. В поисках новых идей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других