Чувства? Чувства: методы самостоятельной работы над собой

Наталья Москалева

Как понять свои чувства? как разобраться в себе? Как узнать, на что стоит ориентироваться в жизни, а на что нет? И если тебе не нравятся свои чувства, то что с ними делать? А как понять себя и свои желания, когда внутри полный раздрай? И как перестать бояться внутреннего раздрая? И можно ли подчинить чувства себе?Книга представляет из себя сборник методов работы над собой через чувства. Описаны признаки здоровых чувств и скрытые признаки больных чувств. И самое главное – что со всем этим делать

Оглавление

Часть 4. Исследование себя. Что есть я?

Человеку привычно отождествлять себя со своими чувствами. Это порождает множество сложностей. Каждое действие, направленное против чувств, воспринимается как насилие над личностью. А, кроме того, по этой причине часто возникает сложность понимания: что есть я.

Предлагаю разделить две сложных составляющих на:

«что я есть» и

«что я чувствую».

Основа моей личности

Это, не меняемая часть меня, а если сказать по-другому, — я такой, который есть по задумке Создателя.

Основу моей личности характеризуют:

— врожденные свойства характера

— врожденные жизненные принципы

— свойства ума (потребности ума в поиске, в развитии, умение решать сложные задачи и так далее),

— тип мышления (аналитический склад ума, например)

— тип восприятия (повышенная чувствительность, например, акцент канала восприятия — зрительного, слухового, тактильного),

— тип нервной системы (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик)

Когда есть сомнения в определении основ своей личности, — хорошим индикатором являются изменения. Восприятие будет меняться, а личность останется стабильной.

Меняемая часть меня, которая воспринимается как неотделяемая часть личности

— Мои чувства

— Мое восприятие

— Мои мысли, возникшие вследствие чувств

— Мой выбор, возникающий вследствие чувств

— Мои отношения с собой и с окружающим миром

Вообще, конечно, это разделение весьма условное. И в некоторых случаях его можно опровергнуть. Самое важное, что необходимо отсюда вынести: не смотря на сложное восприятие любых воздействий на чувства (ощущение, что ломаешь себя как личность, убиваешь себя), важно помнить — с чувствами работать можно и нужно. Ты не умрешь от того, что выворачиваешь себя шкуркой наизнанку, как выражается мой муж. «Умирание» это твое восприятие — его нужно выбрасывать, или пройти насквозь.

Мое восприятие мира, людей, себя.

Не смотря на то, что восприятие уже было описано в предыдущем разделе, коснемся его в контексте составляющей личности. Как мы уже сказали, — это изменяемая часть меня. То, что диктует отношения с собой и с окружающим миром. И именно поэтому работает в режиме необходимости.

Хотя частью личности оно не является, но обнаруживается настолько сильной в своем влиянии, что часто ощущается важной составляющей себя. Именно в этом вопросе принципиально достичь такого уровня понимания мира, в котором нет решений, мотиваций и поступков, продиктованных ложными установками. И поэтому так важно воспитывать в себе правильное восприятие, то есть, непредвзятое.

Восприятие — это связующая нить между самим миром и субъективным пониманием мира человеко. Чем прозрачнее восприятие, — тем больше истины в его картине.

Запомните, пожалуйста, еще одну важную вещь:

Восприятие не является частью личности! Невоспитанное восприятие это всего лишь модель усвоения мира.

Иногда искаженное восприятие выполняет роль «защиты» от жестокого мира. Я как бы придумал себе мир другой, — он понятный, поэтому не такой жестокий. И это уже «вскормленные» мной розовые очки, а не прозрачное стекло.

На самом деле понимать мир можно по другим, более простым и понятным признакам. Например, когда ситуация сама разрешается. Мир более многогранен, чем способен воспринять наш мозг. Есть то, чего мы не знаем и никогда не узнаем. И хорошо бы это просто принять, и перестать запихивать в понятные мозгу рамки.

Но человеку это сложно понять. Поэтому он соглашается на встроенные с рождения установки восприятия, которые диктуют ему, что хорошо и что плохо, что приемлемо, а что нет. При этом «диктатор» руководствуется (если можно так сказать про свойство личности) не логичными (придуманная нами логика разбивается на раз) доводами, в которых себя видно, а других людей нет.

Что есть именно «Я»?

Есть у меня одна знакомая. Она прожила всю жизнь с человеком, который давил ее личность, унижал, внушал ей, что главный он (психологи таких называют абюзерами и советуют бежать от них, не оглядываясь). У него это хорошо получилось, — она с готовностью приняла условия. В результате в ее мироощущении сформировались только его желания, его интересы, его мировоззрение и все, что связано с ним. Собственные желания задавлены, кажется, что их и нет вовсе. Можно сказать, что ее как отдельно взятой личности нет. Она целиком и полностью растворилась в драгоценном избраннике. Она ассоциирует его желания со своими. И считает это нормой. Но важный принцип, характеризующий здоровые и созависимые отношения говорит о том, что

Чужие желания никогда не станут твоими!

Чужие желания могут только совпадать с твоими, существуя при этом отдельно друг от друга!

Созависимому человеку это недоступно. Его отношения заключены в слиянии. И поэтому героиня не узнает настоящую себя, пока не отлепится от героя. Если забежать далеко вперед, можно сказать, что личность растворяется в любой зависимости или созависимости. Пока есть любое слияние — нет тебя, потому что в слиянии ты порабощен и спрятан за самым главным чем-то (или кем-то). В растворении ты не признаешь себя важным даже для самого себя. В «Людях из шкафа» в этом смысле используется главное действие в борьбе с созависимостью: отлепись!

Для того, чтобы почувствовать настоящего себя, — необходимо отделить себя от пагубных влечений, от других людей и от всего, что делает не важным самого себя в собственных глазах.

Объяснить человеку, который не прочувствовал настоящего себя, и даже не очень-то прикоснулся к этому, что есть истинное «Я», — это все равно, что рассказать роботу о том, как, за что и почему я люблю зеленый цвет больше чем красный. Духовный учитель в этом случае ничего не объясняет, — неблагодарное дело раскладывать по полочкам то, что невозможно разложить. — Он просто дает бамбуковой палкой по голове ученика. Не понял еще раз — еще раз бамбуковой палкой по голове. И так до тех пор, пока тот не перестанет спрашивать, — а пойдет медитировать и получать ответ, который можно только почувствовать, пропустив через себя.

В идентификации и в воспитании себя полезно отвечать на такие вопросы:

— Я доволен тем, что сейчас делаю?

— Я, такой, какой есть, действительно хочу сейчас этого?

— Мне нравится быть таким?

— Меня устраивает мой выбор?

— Что бы я выбрал в лучшем случае для себя?

— Мне сейчас хорошо или плохо?

— Я в согласии с самим собой?

— Мне нравится моя жизнь?

— Где я — тот, который нужен себе, а где я — тот, которого необходимо выбросить?

— Какой я важнее?

— Где я, а где не я?

— И последнее… — кто мне отвечает на все эти вопросы?! — Может это и есть тот самый важный и настоящий «Я», которого нужно воспитать и уже не нужно искать — вот он есть!!!

Посредством ответов можно вырисовать очень важный ориентир — границы существующего или желаемого «Я».

Психологи так же рассуждают о том, что есть истинная концепция «Я». Существует множество теорий на данную тему. Прочитав, — обычный человек может даже понять, о чем в них говорится. Но, я не могу сказать, что согласная с тем, что нам излагается. У меня сложилась своя версия ответа на вопрос. А вернее, его чувствование.

Допустим, в основу любого человека заложена некая задумка Создателя. В этой задумке сложилось то, над чем необходимо поработать (программы, ложные установки, болезненные восприятия и болезненные чувства), — назовем это задачами. Но также в каждом есть то, что является сутью его. Часто за ложными чувствами и установками спрятан настоящий ты. И главная цель при этом, — найти себя и стать собой. А если сказать другими словами, я должен откопать себя в своем первозданном виде, в том, что есть основа задумки Создателя. И улучшить, развить. Есть предположение, что именно таким образом я и приближаюсь к этому самому Создателю, — если он есть. И это, кроме прочего, гармонично вписывается в концепцию любой религии.

Медитация позволяет отбросить все не настоящее, наносное. Только через отсутствие всяческих мыслей и суждений можно почувствовать себя настоящего. Ключевое слово здесь — почувствовать. Чувствование себя нельзя передать словами. Во-первых, чувствование себя не имеет предела, — в познании оно бесконечно! Во-вторых, нет понятного в человеческом разуме «чувства себя», но есть некий спектр неосознанных (сложных) ощущений, которые передают состояние «Я». И у каждого «Я» будет разным. — Не только по причине разности нас самих. Но и в соответствии с тем спектром задач (открытий в себе), который будет выполнен каждым. Вот, насколько ты себя себе откроешь, — настолько и почувствуешь. Можно сказать, что дар себя — это и есть самое большое награждение за то, что ты работал над собой.

Таким образом, каждый выполняет только свои задачи. И поэтому понять себя истинного он может тоже только сам. И произойдет это не за один раз. А сложится в результате многих, даже бесконечных практик.

Если я не избавляюсь от ложных установок и искаженных восприятий, продолжаю безвольно идти на поводу больных чувств, то постепенно формирую себя той личностью, которая характеризуется большим количеством мусора в голове и в жизни. Такой личностью стала женщина, с которой началась эта глава. Этот тот случай, когда уже не понятно, где «Я», а где «НЕ-Я», — потому что я сам закопал себя и все настоящие свои проявления в пагубных переживаниях. И все, что безвольно оставил при себе, — со временем закостенело, даже зацементировалось и прилипло к тому, что было светлым и прекрасным «Я». Но об этом уже никогда и никто не узнает. — Как бы то ни было это всегда выбор. Каждый имеет на него право.

Таким образом, я склоняюсь к версии о том, что испытания, которые мы встречаем в жизни, — есть путь к духовному росту. И рост этот возможен только через «убивание» низменных человеческих потребностей и моделей поведения. А во всех заповедях Божьих содержатся принципы, к которым должно идти каждому человеку, который хочет хоть чем-то отличаться от очень умной, но все же обезьяны вида Homo sapiens.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я