Чувства? Чувства: методы самостоятельной работы над собой

Наталья Москалева

Как понять свои чувства? как разобраться в себе? Как узнать, на что стоит ориентироваться в жизни, а на что нет? И если тебе не нравятся свои чувства, то что с ними делать? А как понять себя и свои желания, когда внутри полный раздрай? И как перестать бояться внутреннего раздрая? И можно ли подчинить чувства себе?Книга представляет из себя сборник методов работы над собой через чувства. Описаны признаки здоровых чувств и скрытые признаки больных чувств. И самое главное – что со всем этим делать

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чувства? Чувства: методы самостоятельной работы над собой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 3. То, что не чувства, но имеет прямое отношение к ним или ко мне и к работе над собой

Восприятие

Ничто так не обманывает нас, как наше мнение.

Леонардо да Винчи.

Восприятие это призма переживаний, через которую я вижу мир, понимаю и интерпретирую его. Восприятие, знакомое нам, всегда рождается болезненными чувствами. Под действием неприятных переживаний оно делает умозаключения, выводы, проецирует пагубные сценарии, одним словом, программирует нашу жизнь в самую неблагоприятную сторону. Мнение, образованное в недрах восприятия — всегда неправильное.

Восприятие максимально (и всегда ложно) срабатывает там, где есть болезненные чувства.

Стоит понимать, что восприятие рождено в нашем мозгу. Оно как бы «помогает слышать и понимать мир, в котором мы живем». Но, являясь производной собственного мозга, оно не может отражать действительность. — Оно отражает только то, что интерпретировал мозг, переварив полученную информацию вместе с больным чувством. Кстати, восприятие тем сильнее действует, чем больнее чувство, под которым оно живет. И в этом заключено главное зло.

Если рассмотреть связь восприятия с чувствами, то можно утверждать, что восприятие отражает то, что лежит глубже, — в чувствах. По восприятию можно догадываться о том, что чувства больные. А если восприятия нет, или оно спокойно — нейтральное, то это значит, что за ним лежат здоровые чувства в ответ на данную ситуацию. А так как отсутствие яркой реакции является нормой, — то мы ее просто не замечаем.

Интересно то, что чувства можно описывать посредством восприятия. Возьмем, к примеру, утверждение: ««Меня никто не любит». — Оно зачастую отражает не действительность, а ее восприятие. А за этим утверждением лежит больная потребность в любви. В серии книг «Люди из шкафа» все чувства описывались именно посредством восприятия. Произошло так, потому что оказалось, нет названия тем гаммам чувств, которые герои обнаружили внутри себя. И тогда они нашли выход в описании чувств через восприятие.

Понятие «искаженное восприятие» — можно сказать, дублирует само себя. Потому что привычное восприятие это и есть искажение! Вся серия книг «Люди из шкафа» — сюрреализм, построенный на «кривом зеркале». — можно сказать, что оно — сказка, в которой нет ничего общего с объективной реальностью, но есть то, что воспринимается как истина внутри (читайте свойства больных чувств — выдавать себя за истину). Читатель встретит здесь и ведьм — образное представление внутреннего зла, и равнодушных людей — на самом деле, таковых, или родившихся в отсутствии любви, и другие отражения чувств.

В здоровом варианте восприятие существует только как производная органов чувств — и никак не мозга. В здоровом варианте восприятие это процесс ощущения жизни, а не умозаключения о ней, — как это происходит в нездоровом варианте.

И вот здесь снова стоит вспомнить действие медитации. — Она нейтрализует работу мозга и вопли чувств. Она учит человека правильно воспринимать действительность — видеть то, на что раньше закрывали глаза и игнорировать то, на что реагировали раньше. И, таким образом, расширяет возможности, дает умение видеть мир таким, какой он есть, не искажая его, и жить без ложных установок. Одновременно с этим не-думанье помогает навсегда избавиться от всего того, что портит нашу жизнь изнутри — от болезненных чувств, неправильных установок, пагубных программ. Потому что все это рождается внутри восприятия.

Ложные установки и модели поведения (сценарии)

Что такое ложные установки? — Это устоявшееся мнение о жизни внутри тебя. Ты как бы пришел к этому мнению в результате некоего жизненного опыта. Сделал умозаключение и пытаешься теперь жить с новым условием, которое, по твоему мнению, является истиной. Почему мы говорим о том, что установки всегда ложные? — Да потому, что любое умозаключение всегда ограничивает понимание жизни. Потому что жизнь невозможно уложить в одну фразу или в одно правило — она слишком многогранна и многообразна. И самое правильное — это отсутствие всяких установочных правил и мнений.

Ложные установки всегда являются производной от болезненного восприятия.

Человек, к примеру, решил, что все женщины — тупые. Он пришел к этому мнению посредством определенного жизненного опыта и сделал такое заключение. Теперь ему кажется, что жизнь его стала более осознанная и понятная. — Ведь он понял тайну, которая сокрыта от других людей и ранее была недоступна (поэтому он и совершал свои ошибки — а теперь не будет). — Его услужливое восприятие сделает все именно так, как он запланировал. В каких-то случаях на его пути будут попадаться действительно тупые женщины, а в других ситуациях он сам будет игнорировать в женщине ум, и из всех вариантов выцепит только тупость. И, таким образом, будет постоянно утверждаться в своем «правильном мнении». Беда, однако, заключается в том, что теперь его жизнь строится под действием установки. Теперь он сам ограничил всех женщин своим мнением и в его мире будет видна только тупость женщины. И ему на самом деле придется строить свою жизнь с этим правилом, которое он придумал сам для себя.

Почему установки всегда ложные? — Потому что их всегда рождает болезненное восприятие. Установка это производная от обиды, злости, неудовлетворенности. Но эти чувства не могут и не умеют говорить истину! — Они говорят только то, что слышат сами о себе! Их роль — думать о себе, уделять внимание себе и удовлетворять свои потребности, — пусть не полностью и таким несовершенным образом, но все-таки удовлетворять. А человек, который создает правила, — всего лишь поддается влиянию своих болезненных чувств. И, живя по правилам, удовлетворяет, например, свою обиду, питает ее, холит и лелеет.

Установки всегда ложные еще и потому, что во всем многообразии жизни установок не может быть! Потому что все бывает всякое и по-разному. Бывают женщины тупые (и мужчины тоже), а бывают женщины и мужчины умные, а бывают и те и другие в одних областях тупые, а в других умные. Да все что угодно бывает — и даже то, о чем ты не знаешь или не подумал!

Придумав правила, — герой живет по ним. Так создаются осознанные модели поведения. И они всегда приводят к одному-и-тому же результату.

Модели поведения работают по правилам. Некоторые правила человек может и не осознавать, — они, например, в нем просто существовали и все. Можно говорить о том, что в данном случае речь идет о глубоких, подсознательных установках, которые человек не сам придумал, а которые как-бы изначально (вместе с чувствами) присутствовали в нем. Разумеется, всегда источником этого всего являются чувства. Именно они, как я говорила, рождают восприятие, за которым следуют установки и сценарии. Преодоление болезненных чувств разбивает установки и ломает сценарии и, таким образом, приводит к другому исходу событий, нежели привычный и ненавистный старый.

Ответственность и осознанное дозревание

Мудрый человек требует всего только от себя. Глупец — всего от других.

Китайская пословица.

Данная глава как статья создана давно на сайте под названием «Люди из шкафа». Однако, вернемся к описанным истинам (и ко многому, на основании чего родилась эта книга), — так как без этого невозможно полное понимание.

Ответственность за свои поступки, — разве могу нести не я? Какой иной может быть ответ на этот вопрос?

Однако, если копнуть ситуацию поглубже, то обнаружится, что очень часто мы перекладываем ответственность за свои поступки на других людей. Как это бывает? — Давайте разберемся.

Среди созависимых людей часто можно услышать:

— Это не я так сделал, это он спровоцировал своим поступком на это меня!

То есть, я не виноват, а виноват он в том, что сделал я. — Я сделал, а он виноват

Почему это происходит? — Дело в том, что у созависимых людей отношения слитные. У них ответственность за свои поступки несет вовсе не их обладатель. Потому что у участников таких взаимодействий нет личных границ (отсюда и проблемы). Нет личной территории, нет понимания, где мое, а где не мое. И каждому, кто хочет вырваться из этой зависимости, необходимо начинать проводить границы и брать на себя ответственность за свои поступки.

Кстати, размазанная ответственность (когда идет проекция — он виноват в моих чувствах) является скрытым признаком зависимых отношений. — Почему скрытым? — Потому что оное воспринимается как непреложная истина, — человека невозможно воззвать к разумному восприятию — его связки настолько сильные и неосознаваемые, что не дают никаких шансов на разоблачение. И здесь может помочь только, во-первых, понимание природы чувств (об этом позже). А во-вторых, осознанное дозревание — когда есть понимание умом, но еще нет готовности чувств. — В этом случае человек понимает, что происходит, видит свою болезнь и становится готовым с ней справиться по мере усугубления своих проблем.

Ответственность за свои поступки можно смело соотнести и к ответственности за свои чувства. — И это очень важный момент в настоящем осознании.

Чувствую я — значит чувство мое, оно живет и властвует (пока что) внутри меня — все это относится ко мне, значит, ответственность моя. И совершенно не имеет значения, кто вызвал во мне это чувство. Мои чувства и реакции на чьи-либо поступки — это не чужая ответственность. Это не он виноват в том, что вызвал у меня неприятные чувства, — эти чувства жили во мне и без него. И справляться с ними нужно мне посредством работы над собой, а не требовать от другого человека, чтобы он вел себя так, чтобы не задевать мои больные стороны.

И здесь, разумеется, нужно не забывать про принятие своих чувств, своих несовершенств и себя в полной мере, — целостного, не разделяя на плохо (и тогда, беру!) и хорошо (и тогда не принимаю!). Необходимо здравое понимание, что человеческие несовершенства — это норма (на земле нет никого с белыми крылышками!) В этом смысле чувства предстоит научиться осознавать и выражать. И тогда неминуемо последует новое восприятие.

Таким образом, еще раз повторюсь, за мои чувства должен отвечать я сам, а не другой человек, который якобы спровоцировал их.

Этот новый принцип мироощущения должно заучить как «Отче наш». Внушать себе каждый раз, когда возникает соблазн взвалить на другого ответственность за мои чувства, реакции и поступки. — Ведь именно в этом и состоит суть зависимости, то есть, восприятие слияния: я — это он, он — это я.

А в здоровых отношениях нет слияния. Есть четкое понимание границ: я это я, он это он. — Важно понимать, что без глубокого принятия этой истины невозможно вести вообще какую — либо работу над собой. Любое начало собственных изменений это всегда взятие ответственности за себя на себя!

А что же такое осознанное дозревание?

Как я уже говорила, — когда ты меняешь ракурс обозрения с внешнего (все вокруг виноваты, включая правительство и несправедливую судьбу, а моей жизнью управляет некто (нечто)), на внутренний (ответственный я), то и на события смотришь всегда с точки зрения собственной ответственности. Однако, осознанный взгляд не означает начало работы над собой! Да, ты признаешь ответственность, да, ты примерно уже понимаешь, в чем твоя проблема и даже хочешь ее решить (кажется, что готов), но нет еще действительной (а не кажущейся) готовности к конкретным действиям — изменениям ситуации. — А все потому, что нет окончательного понимания, с какими именно чувствами нужно поработать.

Но, жизнь упорно и настойчиво подсовывает одни и те же истории (сценарии, как их называют психологи), только с разными участниками. Одного человека постоянно предают друзья, — как регулярно случалось с героем книги «Люди из шкафа». У другого с завидной регулярностью не удается личная жизнь. У каждого — свои истории. Но суть их в том, что бьют они всегда по самому больному месту. И в этом легко просматривается закономерность.

А когда есть понимание своей ответственности за чувства, когда есть желание с ними работать и разрешить неприятную ситуацию, — ты начинаешь воспринимать сценарии своей жизни осознанно. И, таким образом, постепенно созреваешь для конкретных и неприятных шагов, направленных на окончательное решение проблемы. Это и есть процесс осознанного созревания, за которым и последуют те самые действия, и та самая готовность к изменениям.

Что такое действительная готовность к изменениям, сулящая истинную свободу? — Мы будем еще говорить об этом в следующих статьях. — Оно согласие остаться без самого главного, без того, что представляло для тебя известную ценность, привлекательность и даже смысл жизни. Вот это согласие (согласие, то есть, принятие, а не отрицание, которое абстрагирование вкупе с обидой!) невозможно притянуть за уши. Здесь уместно только персональное дозревание. Но возможно оно только при осознанном подходе к своей жизни. Каждый только сам должен осознать свое дно колодца. В ином случае человек не дозреет никогда, — он так и умрет, уверенный в несправедливости и жестокости собственной судьбы.

Хотя, — кто придумал понятия несправедливости и жестокости, — кому вообще нужен ты и твоя боль? От кого, иными словами, ожидается, в человеческом понимании, доброта, справедливость и сочувствие? — От Создателя? — Увы, давность мира и человечества в нем показывает, что его задачи и наши задачи состоят вовсе не в том, чтобы кто-то кому-то доказал свою «невиновность».

Таким образом, действительные изменения — это готовность жить без того, что вчера для тебя было самым главным в жизни. А доходишь до этой готовности ты посредством ничтожных, но верных шагов, которые формирует каждое маленькое понимание того, что в освобождении ты ничего не теряешь (у тебя ничего и не было, кроме мечты и иллюзий прекрасного), но зато обретаешь независимость и самое ценное — самодостаточность. А жизнь — по мере готовности, — подкидывает все более и более отягчающие события, призванные показать тебе пагубность твоих стремлений и твою зависимость от того, что опошляет самые прекрасные мечты. Это и есть процесс постепенного дозревания. Когда наконец, увидишь всю эту пагубность и пошлость в себе, — это значит, что наступило осознание — самое ценное, что может быть на пути действительных изменений.

Осознание

Интересная штука — осознание. Вне знания чувство может на меня влиять, требовать что-либо, а я буду ему подчиняться! И, хотя, некоторым окружающим может быть заметной моя проблема, — я искренне буду ее отрицать, потому что ее в себе не вижу. Получается, внутри может жить неведомый зверь, который действует исподтишка! А я при этом считаю, что являюсь полноправным и единственным хозяином своей жизни. Думаю, что знаю и понимаю себя.

На самом деле так оно и есть, — ровно до тех пор, пока мои чувства являются неосознанной частью. Когда я не хочу ничего менять — не нужно осознание — оно разрушит внутреннее мироустройство, сделает невозможным жизнь с собой. Тогда и возникает известная история о том, как все видят мои проблемы, а я усиленно с ними спорю. — Так может срабатывать защитный механизм психики: зачем до меня допускать то, что я не готов прожить? Дверки закрываются — и знать, что за ними не получится. Да и не хочется. У нас итак все хорошо, я мы не хотим нервничать и теребить свои «внутренности».

В этом присутствует сложный парадокс работы над собой. Для того чтобы узнать себя истинного, необходимо в определенном смысле отделить чувства от «я». Об отделении чувств подробнее будет написано в других главах.

Осознание приходит только, когда оно нужно, когда я готов его услышать и принять последствия его появления. Нужно понимать, что осознание — вещь серьезная, требующая сил, мудрости, умения себя принимать и прощать в любой ситуации.

Оно — результат ответственного подхода к поведению, переживаниям и чувствам. Я должен быть готов принять себя вместе со знанием о том, какое зло делал окружающим и себе вместе с известным переживанием (болью), как ошибался и заблуждался в своих идеалах, как сам делал все для того, чтобы попасть в неприятнейшую ситуацию. Вместе с осознанием я вдруг понимаю, что максимальным образом являлся причиной всех проблем. — И это, надо сказать, очень не простое знание. — С ним я должен суметь прожить шок от новых открытий.

Но именно осознания в изменениях я больше всего и жду! Потому что оно делает работу над собой естественной, заканчивает внутреннюю борьбу, прекращает конфликт, в котором с одной стороны еще работают прошлые очень важные потребности, а с другой стороны их нужно усилием воли постоянно давить и выбрасывать! Прозрение открывает глаза там, где раньше был туп и слеп, дает окончательный, самый убедительный и неоспоримый аргумент в пользу правильности выбора в сторону изменений. Оно безжалостно откидывает в прошлое то, что портило жизнь. С приходом особенного знания я, в полном согласии с собой и со всеми частями, готов борьбы выбросить пагубные потребности. Откровение делает меня более мудрым, показывает истину.

Осознание — это понимание глубоких мотивов (с точки зрения чувств), механизма их возникновения, а также истинных потребностей поступков и их последствий.

Открытие, как правило, касается ошибочных идеалов, несовершенных моделей поведения (в которых ты часто делал то, что так яростно ненавидел в других), заблуждений, которые толкали за тем, что не представляет действительной ценности и заставляли предавать себя, близких, и/или то, что было рядом по-настоящему ценным. В осознании вдруг понимаешь, как сам привлекал худшие события. Осознание несет в себе ответы на самые важные вопросы. Но происходит оно только как результат труда, направленного на волевой отказ от того, что раньше представляло ценность.

Откровение переворачивает мир и его восприятие с ног на голову. То, что раньше представляло ценность — становится пошлостью. А то, чего ты не замечал — вдруг оказывается настоящим бриллиантом. И тогда ты действительно готов отказаться от пошлости, — и дальнейшая работа над собой идет уже без внутреннего сопротивления, в котором с одной стороны тянут прошлые модели поведения и «пряники», а с другой стороны — желание изменить тягостные события и море туда и терпения, и никаких «пряников» сейчас. После того, как произошло осознание — путь назад закрыт. Осознание заканчивает круги и открывает путь для нового этапа в жизни.

Учитывая, что осознание способно перевернуть ценности, можно предположить, что данные книги для одного человека бредом (он не отказался от прошлых ценностей), а для другого — действительным подспорьем в работе над собой, — если он понял смысл и принял необходимость согласия жить без своего самого важного. И это естественно. Когда я говорила друзьям:

— Согласитесь жить без успеха (без исполнения своих желаний), — они, мягко говоря, смотрели на меня, непонимающе. — Лучше бы я промолчала. — Зачем ломать прекрасный мир мечты? Кто сказал, что герой готов к лишениям, которые идут вместе с изменениями? — Вовсе не готов! Люди хотят все получить и думают, что все делают для этого, — предпочитают оставаться в заблуждениях, лишь бы не расшатывать стойкую картину мира. Кто же добровольно согласиться потерять плохонькую, но надежную опору, и не обрести сейчас же новую?!

В этом смысле было даже сомнительно, — а стоит ли посвящать время труду, который столь неоднозначен в восприятии каждого человека? — И много ли на свете людей, которые познали и приняли самую большую истину в жизни, которая сформулирована в Дзэн-буддизме и в частности в книге А. Свияша: «Как быть когда все не так как хочется»? И есть ли вообще польза от того, что каждому должно понять самому?

Ведь осознанность это восприятие каждого события и любого поведения людей по отношению к себе с позиции влияния собственных больных чувств, которые привлекают именно те закономерности, которые человек наблюдает вокруг себя. Это взятие полной ответственности за то, что встречается в судьбе, и анализ происходящих событий именно и только с точки зрения собственной ответственности за них.

Эмоции

Эмоции очень сходны с чувствами. Однако, есть и различия. Во главе переживания стоят чувства — глубокие, не всегда осознаваемые и не всегда точно определяемые переживания. Эмоции — это то, то, что отражает чувства или состояние (настроение) здесь и сейчас. Они — проявления чувств на видимой поверхности. По чрезмерно сильным эмоциям и по необдуманным, импульсивным поступкам можно понимать, что у человека внутри не все в порядке. Но, что именно с ним происходит — так быстро мы не поймем.

Синтез и анализ

Если речь идет о работе над собой и необходимом исследовании субъекта, то эффективно попеременно использовать синтез и анализ. Синтез в работе над собой — это то, что мы узнаем из своих чувств. А анализ — это выводы ума из всего, что он имел честь непредвзято наблюдать.

Однако, хочется предостеречь любителей подумать, — выбрасывайте соблазн понять ситуацию сейчас же. Пока мышление происходит под властью ошибочного восприятия, — истину не поймешь, — она закрыта от тебя.

Самостоятельный анализ эффективен только в конце каждого этапа проработки. Сначала ты проживаешь главное чувство, потом появляется дополнительное знание (осознание) и только потом ты способен разложить свою ситуацию по полочкам и понять, в чем был не прав. И только после этого можно уже говорить о четком понимании проблемы и способности ее разрешить в реальности.

Для качественного анализа ситуации необходимы некоторые знания в психологии, которых мы коснемся в следующей главе. Либо ты можешь одновременно с работой над собой посещать специалиста, который задаст правильные вопросы и поможет разобраться в ситуации. Кстати, человек со стороны (психолог) может правильно проанализировать ситуацию вне зависимости от стадии твоей проработки. Так как он смотрит со стороны и не задействован в болезненных переживаниях, — для него не представляет сложности понять, кто и за что ответственный.

Некоторые знания из психологии, позволяющие человеку работать над собой самостоятельно

В предыдущей главе мы говорили о важности анализа ситуации. Зная некоторые основы взаимоотношений людей, можно достоверно говорить о признаках проблемы.

— В каждой ситуации всегда несколько (двое или больше) участников. Каждый участник (и ты тоже) имеет равные доли ответственности. Любой может закончить для себя неприятную ситуацию, если проработает ее.

— Все участники болезненной истории отражают друг друга. А если перевести в простое понимание: каждый испытывает схожие чувства. Разница только в том, что оппоненты находятся по разные стороны баррикад, а их «зацепки» (больные места) в диссонансе — в противоположных крайностях. Здоровые чувства всегда живут в середине, — они равновесные и спокойные (без крайностей) во всех своих проявлениях.

— В подтверждение к предыдущему пункту. То, что тебя раздражает в других — раздражает и в себе. Данную информацию я использую в качестве самодиагностики в отношениях с другими людьми. В качестве расшифровки к данному пункту и как ответ на вопрос — а где искать, — приведу подсказку — ищите в области чувств. Если уточнить: те чувства, которые тебя раздражают в других людях — есть и в себе.

— Продолжение предыдущего утверждения. То, что раздражает в других, — делаешь и ты сам! Только пока не видишь, где! Тебе — то кажется, что ты самый человечный (добрый, сознательный, совестливый, справедливый и так далее) человек на свете! Осознание поможет понять, в чем именно отражаешь поступки обидчиков. Будет неприятно, конечно. Но по-другому не получится. И здесь варианта три — не веришь и не ищешь (а, следовательно, и не двигаешься), не веришь, но уже сомневаешься и пристально наблюдаешь и третий, продвинутый вариант, — веришь и ищешьь (наблюдаешь).

— Каждый человек несет свою персональную ответственность за свои чувства, поступки, выбор, решения. Доводы навроде: «Я так сделал, потому что он так поступил» или «Я так сделал, потому что он мне сказал» — не оправдывают твоего поведения и не снимают за него ответственность. Ты участник, значит, ты и должен меняться. — Это твоя область влияния. За других мы не отвечаем и нам все равно, как они провоцируют твои поступки.

— В продолжение предыдущего утверждения. Если ты обижен за определенный поступок на человека и стремишься ему ответить тем-же, то ты — такой-же как он (только оказался с другой стороны). Человек, не отражающий проблему, не будет мстить! И более того, важно понимать: то, что больно тебе — больно и обидчику. Эта боль жива в нем жива, как и в тебе, и обязательно дает плоды, каким-то образом проявляется. В этом смысле нет необходимости воспитать кого либо, показывать ему, как он не прав. — У него достаточно своих учителей. Кто-то отражает его так-же как он отразил тебя, и жизнь обязательно подкидывает свои неприятные ситуации.

— Единственный способ не встречать больше в своей жизни подобных обидчиков, — это выйти из прошлой модели поведения, — закончить со всеми чувствами, которые ее проецируют. Перестань быть обиженным, оскорбленным, униженным, жертвой, трусом и так далее!

— Не бывает, как мы уже сказали, «хороших» и «плохих» участников событий. Не бывает «виновных» и «невинно обиженных». Абсолютно все герои отражают друг друга. И более того, по причине наличия схожих чувств, — обладатели их постоянно меняются ролями (местами). Унижающий в иной ситуации будет униженным, а потом отыграется на тех, кого может унизить сам. Каждая жертва найдет своего поработителя. Там где один выражает агрессию, другой — позволяет эту агрессию. Один — провокатор, второй — провоцируемый и не с точки зрения действий провокатора, а с точки зрения своей готовности и желания спровоцироваться. И с теми же участниками — наоборот. У второго такая-же ответственность за свою жизнь и за свои отношения, как и у первого. И каждый поработитель является сам такой-же жертвой.

— Не смотря на равную ответственность, не стоит, однако, обольщаться суждениями о неправильности в поведении именно других людей: «Это они неправильно поступают, это им нужно менять себя». Необходимо помнить: каждый способен отвечать только за себя, за свои мысли, действия, чувства. И никто не наделен способностью управлять, чувствами, поступками других людей. За свои переживания отвечаешь только ты. И твоя задача — справиться со своим, а не с людьми, которые твои реакции вызвали. Если ты выйдешь из прошлой модели поведения, ты решишь свою проблему на сто процентов. Участники этой проблемы, если не решат ее в себе — останутся в ней.

— Ты отвечаешь абсолютно за все чувства и за любой собственный выбор. Никакие твои поступки не являются случайными. Даже, если кажется, что «решение было сумбурным», «на все повлияли обстоятельства», и любой довод на уровне «я здесь не причем» — это все всегда ошибочное мнение о себе. Важно четко признавать: абсолютно все твои действия, выбор и решения — это только твои действия, выбор, решения. Ты не совершал их под дулом пистолета. Ты их сделал и реализовал своей мыслью, руками, поступками и в полной свободе воли. Даже если предположить, что в ситуацию попал случайно и сделал выбор волею обстоятельств, — с определенной уверенностью можно сказать: пока ты не изменил свои модели поведения, в похожей ситуации ты сделаешь то-же самое. А другой человек сделает иной шаг. Таким образом ситуация не предопределяет поступки. А свою жизнь делаешь только ты сам и ничто иное.

На этом постулате основан способ наблюдения за своими действиями. Актуален он когда кажется, что чувства уже проработаны, а ты продолжаешь ходить по тем-же граблям. — Случайность? — Вовсе нет! Чувства спрятались, а если грабли те-же, — значит то, что казалось, в прошлом, еще продолжает работать. Подробно о свойствах чувств (прятаться) и о наблюдении за действиями (что я делаю?!) будет рассказано в следующих частях книги.

— Держать при себе пагубные чувства, от которых ты никак не избавляешься, — всегда выгодно именно тебе. Задай себе вопрос: в чем моя выгода от моих переживаний? Что я в них хочу получить? Разумеется, это очень «несправедливый» вопрос, в котором никто словно не хочет слышать твою правоту. Но зачем тебе нужна эта правота, если от нее никакого проку, кроме боли, от которой давно уже хочется избавиться? — Ищи источник страданий в самом себе!

— Не знать о своих чувствах тоже выгодно тебе. Здесь уместно себя спросить: для чего я не хочу признавать свою ответственность за свои чувства? Для чего мне выгодно быть беспомощным перед ними? (Что я получаю, продолжая вести себя по-старому?)

— Отношения с собой у тебя такие-же как и отношения с остальными людьми. То, что позволяешь себе — прощаешь и им. То, что ты запрещаешь себе — запрещаешь и им. В чем к себе снисходителен — в том снисходителен к остальным. В чем себя не принимаешь — не принимаешь и других. Таким образом, мы еще раз возвращаемся к исходной необходимости: заняться необходимо собой, а не «излечивать весь мир». Только через отношения с собой можно выстроить отношения с внешней средой.

Психика и ее защита

Главная ее функция — защищать нас от стресса, от сильных внутренних переживаний. Именно поэтому мы не знаем о том, что действует на нас изнутри. И прежде чем постигнем осознания, — должны научиться не бояться самого страшного и не болеть от самого больного.

Сломать барьер защиты можно, если создать безопасные, с точки зрения психики, условия для работы над собой.

При всех своих замечательных свойствах, психика, однако, не совершенна. Там где она защищает, — возникают самые большие проблемы. Но, если она не защитит, — возникнут еще большие проблемы — потому что человек еще не способен справиться с той болью, которая находится внутри него.

Психологи в работе с клиентом первое, что стараются сделать, это помочь человеку избавиться от защит. Здесь, по всей видимости, должен сработать принцип: если ты пришел работать над собой, значит, ты должен быть готов к этому. Осталась последняя деталь: сломить забор «безопасности».

Но, от чего мы защищаемся? — Мы защищаемся от самого страшного. А что нужно, чтобы избавиться от этого страшного внутри себя? — Пройти его насквозь и перестать бояться. Но чтобы пройти его насквозь, — придется столкнуться с ним. А это очень страшно! — Вот очередной парадокс нашей психики.

Каким образом преодолеваются естественные барьеры?

Во-первых, человек должен дойти до определенной степени внутренней готовности. Он, к примеру, устал от повторяющихся событий, от внутренних ограничений, от страха и от боли. И еще он осознал, что на данном этапе терять нечего — иллюзии осознаны и рассыпались. Это требует определенной жесткости по отношению к себе.

Во-вторых, психологи в этом случае обращаются к поиску ресурсов человека — тех положительных сил, которые способны создать подушку безопасности в проживании тяжелого состояния.

В-третьих, все защитные механизмы преодолеваются маленькими и очень терпеливыми шагами. Именно поэтому иногда работа над собой иногда затягивается на долгие года. К этому нужно быть готовым. Потому что, если бы не так, — мы бы давно сошли с ума.

А в-четвертых, мне всегда помогает универсальный способ — медитация недуманья. — Когда ты не думаешь о боли, — ты ее не чувствуешь. Когда о чувстве не думаешь — ты его не чувствуешь. Данное утверждение верно для любого чувства. Здесь только главное, — не перепутать с абстрагированием — внушением себе, что причинного переживания нет. Абстрагирование это самообман, в который очень хочется верить. А недуманье принципиально работает на фоне сильного чувства и признания его существования. Буквально это можно выразить так: «Я знаю, что ты есть, мне сейчас от тебя больно, но я не хочу чувствовать твою боль, и поэтому не буду думать о тебе».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чувства? Чувства: методы самостоятельной работы над собой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я