Чувства? Чувства: методы самостоятельной работы над собой

Наталья Москалева

Как понять свои чувства? как разобраться в себе? Как узнать, на что стоит ориентироваться в жизни, а на что нет? И если тебе не нравятся свои чувства, то что с ними делать? А как понять себя и свои желания, когда внутри полный раздрай? И как перестать бояться внутреннего раздрая? И можно ли подчинить чувства себе?Книга представляет из себя сборник методов работы над собой через чувства. Описаны признаки здоровых чувств и скрытые признаки больных чувств. И самое главное – что со всем этим делать

Оглавление

Часть 2. Мои чувства = моя жизнь?

Откуда берутся чувства?

Выдался не самый лучший период в жизни, когда количество похорон приблизилось к грани переносимости. Спасибо хотя бы за то, что ушедшие успели пожить. Прощалась я с теми, кто обладал холодностью и разумностью и не умел дарить тепло. Плакала (не так уж и много), и осознавала, что сама такая же. Тогда подумалось: «Странно. О своем коте переживала больше, чем о некоторых близких».

Но больше всего (удивило!) ревела о человеке, который и родственником то не являлся. Но обладал вселенской добротой, которой так сильно не хватает в нашем мире. Думала о том, что, ища вокруг тепло, сама не умела его видеть и принимать (и, разумеется, мне нечего было в этом смысле отдавать). Ревела не про человека. Ревела об уходе из вселенной еще одной частички добра.

Доброта относится, скорее к черте характера, к свойству. Но я бы вспомнила о тех чувствах, которыми она наделяет себя и окружающих. Доброта дарит тепло, благость, успокоение. Думается, что и стремится то человек больше всего к любви и к человеческому теплу, — это слишком хорошо видно на детях!

Однако, далеко не все наделены этим прекрасным свойством. Те, у кого есть доброта, почти не умеют злиться.

Зато злость есть у меня. Не могу утверждать, что она однозначный враг — позже расскажу, в чем ее движущая сила. Но и не однозначный друг — это точно, — сама по себе злость наделена разрушающей силой, а не созидательной. И я бы предпочла быть доброй и решительной (целеустремленной), нежели всю жизнь думать, как избавиться от зла. Но, меня никто не спрашивал, какой мне быть! Как, собственно, никто не спрашивал у любого инвалида, или в чем-либо далекого от совершенства человека, — каким ему быть.

Нас не спросили, каким нам родиться.

И в этом смысле все мы в некоторой степени заложники некоей не известной ситуации. — Почему так несправедливо? — часто можно услышать вопрос среди безногих, безруких, больных онкологией, матерей ушедших детей и других.

Почему так несправедливо? — Это первый вопрос завистника. — Он совершает зло, не потому что это его единственная цель и радость, а от боли, от обиды за несовершенного себя, за далекую от мечты свою жизнь. Но, кому он мстит? — Человеку, который и сам-то не выбирал, каким ему быть!

В этом смысле, хочется спросить у героинь, которые крайне осуждают любовниц своих мужей: «А разве ты добровольно отказалась бы от частички своего счастья ради недоказанного счастья незнакомого тебе, другого человека? (ты этого человека не знаешь, тебе до него все равно — с какой стати ты будешь о нем думать?)» — Согласитесь, это странный альтруизм. Вот, и она не отказалась.

(Примечание от автора: понимание чувств не означает, что я поддерживаю тех женщин, которые согласны на роль любовниц! И не из-за альтруизма, а по другим, по здоровым причинам.)

Откуда взялись мои чувства — потребность в любви, разного рода созависимости, неуверенность в себе (а я говорю об этом состоянии с точки зрения внутренних ощущений), роль жертвы и прочие комплексы? — Разве вообще кто-либо мечтает стать неудачником или жертвой?

И здесь стоит очень четко осознавать: Мы такие, какие есть. Мы не выбираем, кем рождаться. И в этом смысле нужно себя принимать как данность (позже мы еще коснемся с понятиями данности и изменяемости в себе). Но мы можем доработать данность, усовершенствовать! — А вот это уже называется возможность. И не надо прощать себе бездействие: «Я ничего не могу с этим сделать, я вот такой»! — Гораздо чаще, чем кажется, ты такой, потому что ничего не хочешь делать с этим.

Путь к себе

Любая работа над собой — это путь к себе. Если говорить о том, что я — собственная данность себе, то в определенный момент себя вдруг покажется мало. Человеку свойственно быть недовольным. И если это недовольство использовать как повод для стремления, то можно обнаружить множество путей для улучшения ситуации — от воспитания в себе необходимых качеств до умения отказаться от желаемого и найти свой путь в согласии с происходящим.

В каждом личностном изменении человек обнаруживает нового себя. Находит собственные ресурсы, силы, любовь, добро, достоинство, честь и многие другие, порой, незнакомые качества.

Это и есть путь к себе.

В этом смысле невозможно себя сначала потерять, а потом искать. Возможно быть крайне неудовлетворенным тем, что есть и пытаться найти новые пути, ресурсы, воплощения себя.

Вместе с работой над собой открываются неисследованные грани, через которые можно увидеть и ощутить то, что недоступно одним лишь только умом. И, хотя, совладать с чувствами неимоверно сложно, — но вместе с тем и очень интересно. Ведь именно и только чувства способны наполнить твой мир позитивом, радостью, светлыми сторонами жизни. И если ты знаешь, как управлять чувствами, то ты знаешь, как управлять радостью.

Исследование собственных ощущений открывает не именно даже путь к себе. Это еще и умение распознавать себя. — Не сказать, что без этого акта невозможно прожить. Но, с ним, а значит и собой жить гораздо приятнее и интереснее, нежели без. Чувствование себя, — что иногда больно, бывает муторно и утомительно, но всегда интересно. Это та область, в которой содержатся бесконечные собственные ресурсы. Оно помогает проживать жизнь так, как ты бы никогда не сделал. Через представленный путь можно во многом избавиться от понятия кармы и предопределенности.

Каким образом вообще человек может уделить внимание сам себе? — И здесь ответ тоже — через чувства. Потому что если ты не понимаешь, что для себя делаешь, или воспринимаешь это ограниченно, то и результат собственного внимания к себе будет соответствующий — то есть, почти никакой.

Таким образом, погружение в чувства это путь к выстраиванию отношений с собой, путь к познанию и исследованию себя, это способ уделять собственное внимание себе и не искать этого ни у кого больше. Изучая эту книгу, ты вселяешься в собственный мир чувств и живешь с человеком, с которым главная задача прожить.

И снова следующее предостережение:

Не стоит слишком сильно погружаться в чувства. Это даже опасно.

Чувства нужно исследовать слегка со стороны, не утопая в них, не позволяя им съесть тебя.

Кто способен понять чужие чувства?

Перед прочтением этой главы, попробуй ответить на вопрос сам!

Самая большая проблема неудачника заключается в фанатичном стремлении к удаче. Он готов добиваться ее всеми силами, но, жизнь не на его стороне. Именно из-за зацикленности на удаче он ломается об ее отсутствие. Но этого никто не понимает. Окружающие обвиняют все больше в том, в чем он многократно себя сам уже казнил…

Интересно как люди, в сущности, не понимая, что с тобой происходит, однако, считают себя вправе делать выводы и осуждать какое-либо поведение. Но справедливости ради, нужно сказать, — ты и сам далеко не всегда понимаешь внутренние процессы.

Пора открыть глаза на действительность. Понять другого человека способен только тот, кто разобрался в своих чувствах сам. Однако, вряд ли он будет стремиться кого-то понимать (или не понимать, а осуждать), — потому что занят собой.

Самый верный вариант понимания — собственный:

— Понять меня с достоверной точностью могу только я сам.

— Другой человек понять меня во всем не может (или только в редких случаях). И этот факт необходимо принять и позволить другим людям меня не понимать, а себе позволить, не смотря ни на что быть собой.

— Понять себя — значит разобраться в своих чувствах.

Непонимание рождает заблуждения. Так, один мой знакомый где-то прочитал, что нами управляют некие энергетические вампиры, и, таким образом, мы не принадлежим в какой-то части сами себе. А, любимый мною А. Свияш, считает, что всем управляют некие эгрегоры. — Давайте сразу и наперед договоримся, — мы не будем придерживаться сказочных версий. Наша задача — найти простое и максимально реалистичное объяснение всему, что происходит. И это объяснение не должно противоречить научным знаниям. И главный принцип: мы рассматриваем только то, что зависит от нас, — все остальное (то, что от нас не зависит, а, следовательно, мы не можем этим управлять) — малозначительно. Поверьте пока на слово — того что мы найдем, будет достаточно для кардинальных изменений.

Таким образом, с наибольшей вероятностью понять себя могу только я сам — и то не сразу и не всегда. И никакой друг или даже родственник не сможет понять все то, что зарыто во мне, — а только лишь предположить. В этом смысле «поделиться» или «пожаловаться» имеет смысл только в попытке выговориться. Хотя, не каждый готов деликатно позволить выговариваться, — все норовит вставить свои ценные пять копеек. Поэтому облегчить душу правильнее и лучше в свой дневник или профессионалу.

Твоя проблема

Проблема в контексте нашего повествования — это ситуация, которая доставляет мне большие неприятности, переживания и даже страдания.

Проблему озвучивает пациент, когда приходит на прием к психологу. Психолог спрашивает: «С какой проблемой вы ко мне пришли?». И пациент описывает внешние события, которые вызывают его страдания (примечание: пациент вовсе не начинает с описания своих чувств — к чувствам он приходит именно в работе с психологом!).

Практическое задание 2:

Опиши в подробностях ситуацию, с которой ты пришел в эту книгу. Считай, что это посещение психолога, и ты отвечаешь на его вопрос о проблеме, которая больше всего волнует сейчас.

Обращай больше внимание на свои чувства и реакции. Опиши, чего в результате хочешь добиться.

С тем, что ты сейчас описал мы и будем впоследствии работать. И более того, по пути, пройденному с этой книгой один раз, ты будешь проходить каждый раз в решении очередной своей проблемы. Только с каждым разом путь будет все более сложный.

Если предыдущие задачи все решались посредством данной системы, то последняя, самая сложная, — застопорилась по причине сложности самих чувств и подхода к работе с ними. Так себя проявила тема неуспешности. Прохождение по пути решения оказалось настолько глубоким, что на момент написания уже следующей книги — конечной цели я не достигла. Хотя, достигла многих промежуточных задач, а кроме того, смогла сложить в голове систему работы над собой. — Эта система сложилась именно в ходе «неуспешных» поисков успеха. Иными словами, данная книга — результат моего очередного неуспеха в работе над собой.

И хотя в этой главе я говорю, что проблема = чувства, — это не значит в прямом смысле одно-и-тоже. Данное утверждение означает единые причины и прямые взаимосвязи, по которым срабатывает зависимость проблемы и чувства.

Нужно понимать: проблема ощущается как проблема, то есть комплекс переживаний и страданий по причине болезненных чувств, которые реагируют на нее. Без поддержки соответствующих переживаний проблемы не будет.

Проблема = чувства

Отсутствие эмоционального восприятия лишает проблему всей ее силы. Она становится всего лишь рядовой задачей, которой уделяется внимание только лишь в моменты ее решения. И ни минутой больше.

Таким образом, мы приходим к пониманию основы в работе над собой: проработка чувств, освобождение от них порождает решение проблемы, в которой возникают эти чувства. Однако, процесс не происходит сам собой. — Об этом в последующих главах.

Что первично — действие или чувства?

В привычном восприятии мира принято считать, что чувства рождает проблема. То есть, первичны внешние события, — именно по их причине вызваны мои переживания. И в этом есть определенная логика: если бы в моей жизни не было болезненных событий, то я бы и не переживала. Если бы события складывались желаемым образом, — я была бы счастлива. Однако, такая позиция приводит в тупик. С этой точки зрения я не могу управлять своей жизнью, а во всех несчастьях обвиняю окружающих, государство, людей, потусторонние силы и неправильные звезды на небе. В психологии подобные взгляды часто расценивают как инфантилизм — не менять свою жизнь нормально только для зависимого от родителей ребенка, который еще не обрел достаточной степени развития и свободы, чтобы решать свои проблемы самостоятельно.

Мы говорим о том, что однозначно первичны мои чувства, а вовсе не действия и даже не поступки других людей. Это значит, что сначала чувство находится во мне. Я вообще родился с ним — об этом подробнее в последующей главе о карме (не люблю этого слова, но не знаю правильного, другого). Если каждый из нас попробует вспомнить свои первые, детские проблемы, то поймет, что в тот ранний момент в его жизни еще не было закрепленного влияния родителей или общества — проекций не существовало. Но чувство уже было, и жизнь преподавала те уроки, которые обострились сейчас.

На всякое тягостное восприятие каких-либо событий я спрашиваю себя: есть ли в этом мое чувство? Разумеется, мы не говорим сейчас про объективно тяжелые ситуации — войну, потери и так далее (в объективно сложных ситуациях нужно учиться правильно проживать их, а не отсутствию чувств в них), мы говорим про тяжелое восприятие того, на что другой, здоровый человек не обратит внимания. И, разумеется, получаю ответ: да. Ведь любое восприятие подразумевает больное чувство.

Можно сказать, что мои чувства это моя особенность. Что, тот, кто не испытывает горести просто другой. Однако, имеет значение не это. Мы говорим о том, что:

На одни и те же события можно реагировать болью или нет.

А это значит, что можно стать здоровым и убрать любые (или почти любые) проблемы своего восприятия.

Сложность состоит в том, что чувства воспринимаются нами как нечто само собой разумеющееся. То есть, всякая боль для меня служит указателем принципов, выбора, решений и всего того, что влияет на мою жизнь. Подсознательно я всеми силами стараюсь ее избежать. (И правильно! — Кто же добровольно согласится на боль?!) Это способ обезопасить себя, — разве может быть что-то важнее инстинкта самосохранения? — Особенно если не задумываться о том, что себя приходиться сохранять от себя.

Допустим, мы убедились, что проблемой управляют чувства. И тогда становится понятным процесс решения известной проблемы, — я разбираюсь с чувствами (нейтрализую их), а, следовательно, разбираюсь и со своей проблемой. Кстати, забегая снова вперед, скажу, — а никто не задумывался о том, что избавиться от боли можно другим способом? — Применив способы работы над собой, мы избавляемся от боли, но, не сбегая от нее, а, находясь в ней. И именно этот вариант дает свободу и открывает множество возможностей!

Когда нет болезненных переживаний, то нет и проблемы. Мы по старинке думаем, что такое возможно в случае, когда человек изначально таким родился. Он родился с другими моделями поведения, не продиктованными известными чувствами. А ты — нет. Но, работая над собой, ты учишься другим моделям поведения, причем без учебников и без примеров, — невозможно каждую ситуацию, даже внешне похожую, разложить под копиркой и изобрести идеальные реакции и формы общения в ней.

Во внешне похожих ситуациях люди могут испытывать совершенно разные чувства. И успешное решение должно исходить из здоровых реакций того, кто хочет решить эту ситуацию. Здоровые модели поведения, исключающие проблемы, рожденные из переживаний, формируются под действием адекватных чувств. И это персональная задача каждого — разобраться именно со своей проблемой. Здесь не может быть советчиком никто. Данная книга — всего лишь учит каждого разбираться со своим.

Таким образом, решение твоей проблемы возможно только с твоим непосредственным участием в ней. Одной только проработкой (нейтрализацией) болезненных чувств ты не разберешься с внешними событиями, вызывающими прошлую боль (а что будет решением проблемы — в конце книги). Но, нейтрализация боли позволит тебе вернуться в свою проблему и достойно разобраться со всеми обидчиками и выйти на другой уровень развития, в котором подобных историй вообще больше не будет.

Кто принимает решения?

Мы уже коснулись ответа на этот вопрос. И в этой книге все темы как-бы переплетены. Однако, для акцента на понимании посвятим отдельную главу данной теме и развернем ее.

В здоровой модели взаимоотношений с собой чувства должны слушаться меня, а не наоборот. Такой вариант — здоровый. В нем чувствами управляю я, а не наоборот. — И об этом также будет сказано в последующих частях книги. Однако, чем сильнее (и больнее) мое переживание, тем с большей степенью оно будет претендовать на трон в моем царстве. Но самое неприятное, что пока я этого не осознаю, я думаю, что сама принимаю свои, истинные решения. — Как и вышло в примере с героем, который всю жизнь сожалел о том, что не пошел работать в престижную организацию, а остался работать на заводе. Сожалел, потому что решение было продиктовано больными чувствами, а не истинным собой! В результате он не осознает, но чувствует свой нереализованный потенциал, — от того и мучается.

Таким образом, мой ум, подчиненный, переживаемому, но пока не осознанному чувству будет подстраиваться и находить все более «достоверные» аргументы, чтобы я успокоилась и поверила в то, что мне говорят. Кроме того по этой же причине мой ум будет доказывать, что я вовсе не подчиняюсь больным чувствам, — я здоров!

А что будет делать действительно здоровый человек, — вы спросите? — Он не будет яростно спорить. Возможно, выразит сомнение. Или даже просто промолчит (а чего говорить с тем, кто заведомо не понял). Но, самое важное, — он не будет яростно что-то доказывать.

Как это работает в жизни? Допустим, я боюсь трудностей. Но не хочу знать об этом (боюсь и не принимаю этого в себе). Потому что слишком больно признать то, что опускает себя в собственных глазах. И я мню себя сильным и успешным человеком. А на деле — конечно, закомплексованный неудачник, который всего боится, в том числе, не справиться с чем-либо. Психологи в этом случае говорят о компенсации, заменой одного на другое. Причем здесь трудности? — спросите вы? — Но ведь с ними можно справиться не сразу. А можно вообще не справиться. А можно долго пытаться их решить, а в результате расписаться в собственной никчемности перед самим собой. И в процессе всего этого еще бороться с сопротивлением внутри, которое призвано защищать меня от больных переживаний о том, что я не справлюсь и вообще я тупой. Именно оно, кстати, затуманивает мозг и делает меня тупым. А в результате я не могу решить ни одной серьезной задачи. (Вот он — замкнутый круг чувств, которые приводят именно к тому, чего больше всего боятся!) И как в итоге жить с собственным, а еще и с общественным неуважением к себе? — Никак. Следовательно, нужно держать марку перед самим собой. И тогда мой ум, включенный в игру, конечно, придумывает убедительные объяснения на тему «Почему я решил не делать что-либо сложное, а избрал путь, который проще». И я буду яростно спорить с тем, кто скажет, что выбирает путь, который проще только неудачник!

В этом смысле одна женщина, успешный бизнесмен и бизнес-тренер на любое «не могу» или «не получилось» говорила каждому, кто придумывал аргументы в пользу своих неудач: «Поздравляю! В игре под названием „Почему у меня не получилось“ ты победил!»

Известный знакомый в некоторый период своей жизни отказаться идти работать в ФСБ, хотя ему предлагали (что надо понимать, как высокую оценку его профессиональных и прочих качеств). Он остался на заводе. Всю оставшуюся жизнь сожалел об этом решении. Но ведь это его решение. Ведь у него были доводы на то. И тогда имеющиеся доводы казались важными, истинными. В таком случае, в чем дело? А дело как раз в том, что это было решение, продиктованное некими очень важными на тот момент страхами, которые он не преодолел, — он им поверил. Прошло время, страхи сошли на нет (а чего бояться, если ничего нет?), и тут всплыли истинные желания, те, которые и были настоящими, исходящими из потребностей развития личности. И они терзают его. И будут терзать до тех пор, пока он не реализует тот потенциал, который был заложен вместе с трудностями. К сожалению, герою этой истории уже слишком много лет, — он в том возрасте, когда пора наслаждаться плодами своей жизни, а не преодолевать трудности.

Практическое задание 3:

Вспомни и опиши ситуации, в которых твои решения исходили, главным образом, из чувств.

Проанализируй ситуации, в которых не удалось добиться желаемого результата. Какие чувства тобой рулили? В чем эти чувства наждались (или чего они боялись)?

В чем смысл моей жизни? Или в чем мое предназначение?

Разумеется, подобный вопрос не задаст тот, кто чувствует себя реализованным. С большой долей вероятности себя спросит тот, кто упустил множество возможностей в жизни — сбежал от трудностей, не преодолевал себя, шел по легкому пути. Трагизм состоит в том, что невозможно себя переубедить в утверждениях, подобных таким, как: «я неудачник», «моя жизнь бессмысленная» и так далее. Дело в том, что они… верные! Они исходят из ощущения собственной нереализованности, а оно, в свою очередь, продиктовано тем опытом, в котором задачи не решались, а избегались.

Ну и что может из себя представлять трус?

Счастлив не тот, кто имеет все лучшее, а тот, кто извлекает все лучшее из того, что имеет

Конфуций.

На что опираться в поиске своего предназначения?

Смысл моей жизни должен соответствовать понятию свободы от каких-либо привязок. В противном случае я рискую получить отсутствие именно того, на чем зациклился. Такова закономерность нашего мира. Эту закономерность нашла не я, но прочитала ее в книге А. Свияша «Как быть когда все не так как хочется». А приняла, потому что заметила, да, действительно, судьба имеет обыкновение бить по самым больным местам. Еще Фаина Раневская отметила: «Все сбудется, стоит только расхотеть». — Кто не наблюдал такого феномена в своей жизни?

Но, что тогда остается?

С точки зрения простоты Дзэна, в котором нет особенных смыслов, — смысл жизни в самой жизни. Живи, не думай, вдыхай каждую секунду своего бытия, наслаждайся тем, что ты есть, — и это будет твое наивысшее предназначение, реализованное наилучшим образом. И в этом есть свобода от всего. Правда, она достижима в короткие периоды времени. — Человеческую природу нельзя победить раз и навсегда. Но, ее можно бесконечно совершенствовать посредством не-думанья.

Разумеется, пытливый ум таким банальным предназначением не удовлетворится. Ему нужны цели, их достижения и лавры победы. В таком случае уточним задачу.

Определение жизненных задач с точки зрения чувств

Человека предопределяют две вещи.

Первая, — то, с чем оно рожден (чувства, характер, способности, физические и психическое возможности, слабые и сильные стороны).

Вторая — его выбор.

Можно было бы написать и третью предопределяющую — то, что мы называем судьбой. Предполагаю, что в некотором смысле судьбу формирует выбор и характер.

А еще есть четвертая предопределяющая — случайность. Но, если не говорить о роковых случайностях — они вовсе не единичные ситуации, а цепь похожих событий, которые могут измениться только вместе с изменениями себя. В этом смысле через управление чувствами мы можем управлять и случайностью и судьбой. Стоит только помнить, что это возможно в ограниченном масштабе, — а не в полной мере.

Попробуем рассмотреть тему с точки зрения чувств, при этом ориентируясь на результат по Дзэну. Иными словами, я предлагаю определить спектр чувств, которые мешают видеть удовольствие и смысл в каждом моменте жизни на основании того факта, что жизнь просто есть.

Практическое задание 4:

Определи и напиши самые главные (жизненные) задачи для себя.

Что из описанных областей сложилось, а что нет?

Какие ты испытываешь чувства от неисполненного?

Представь, что самое главное не будет исполнено никогда, — какая тогда становится твоя жизнь?

Представь, что перед тобой стоит задача сделать максимально эффективной свою жизнь без самого главного. — Именно в этом могут заключаться твои главные задачи. Опиши, как ты их достигнешь.

Теория слишком сильных желаний, которые не сбываются, очень хорошо изложена в Книге А. Свияша: «Как быть когда все не так как хочется». — Я всего лишь продолжаю тему с точки зрения управления своими чувствами (того, что движет желаниями изнутри). Если верить этой теории, то можно прямо сейчас предположить, какие задачи перед тобой стоят (на основании исследования жизнеутверждающих желаний) и с какими трудностями придется столкнуться. А, скорее всего, ты с ними уже столкнулся.

И дальше мы продолжаем теорию, — говорим о том, как управлять судьбой. — Когда понятны условия, при которых я могу быть счастлив — необходимо их соблюсти и научиться быть счастливым вне всяких условностей. Таким образом, можно прийти к истинной радости, которая свободна от всего.

Задача, — сразу скажу, не из простых. Люди, — и то не все, идут к ней годами. И, более того, до последнего сопротивляются, говорят мне, такому «горе-советчику», что придумала я чушь, и никто этого делать не будет. Но вопрос не во мне. Дело в том, что в определенный момент жизни каждый из нас понимает, что у него не получается. И осознает свои переживания по этому поводу. Дальше вариантов несколько. Можно бороться до конца — в обществе поддерживается позиция «не сдаваться». Можно, при долгой, изматывающей и неудачной борьбе, закрыть эту тему и не касаться ее больше никогда, оставить за собой пласт боли о несбыточном. А можно, — как я предлагаю, отработать эту тему и, либо, получить желаемое (за счет смены моделей поведения человек способен изменить свою действительность), либо просто перестать переживать и наслаждаться тем, что есть. В случае, когда речь идет о несбыточном, — последний вариант предпочтителен. Он дает возможность радоваться действительности, жить полной жизнью и быть счастливым (и какая разница, от чего именно!). И в этом есть огромный плюс, — когда ты познаешь то, о чем я говорю, ничто не будет способно испортить твой кайф. Правда, идти к этому кайфу нужно будет бесконечно, потому как наша природа будет требовать этого. — Нам ведь не бывает много счастья и бесконечно. В какой-то момент его станет не хватать. И тогда снова медитация, снова в путь. Но путь, который зависит только от меня и только от моей способности и желания его проходить.

Человек рождается с чувствами. И речь идет не только о способности чувствовать. Но и о некоем перечне того, что ему дано вместе с появлением на свет. С самого рождения в нем будут развиваться именно те переживания, которыми наделили. И жизнь непременно будет актуализировать те чувства, за которыми стоят наши задачи.

Итак, подведем итоги:

Как узнать свою жизненную программу с точки зрения чувств?

— Для этого необходимо:

— Определить жизненные закономерности

— Выявить собственные болевые точки (чувства, которые не дают реализовываться и делать правильный выбор) и понимание, что за ними стоит

— Вычислить персональные программы — установки (которыми управляют больные чувства).

Как определить области своих жизненных задач? — Нужно перечислить те области, в которых ничего не получается. Или те, которые приносят наибольшее разочарование и переживания. — Именно в них кроется ответ на вопросы.

Судьба Павла — пример трагической истории, в которой пока нет хэппи-энда. Он сирота. С 12 лет его регулярно насиловал сотрудник детского дома. Говорил, если не согласится, не будет молчать, а будет сопротивляться, то никто и не заметит, что пропал один, никому не нужный, мальчик из детского дома. И ребенок терпел молчал все эти годы.

Теперь он взрослый мужчина. И он не знает, какая у него ориентация. Наше доблестное государство не позаботилось о том, чтобы чиновники на местах исполняли закон, и поэтому у Павла нет своего жилья, и пока нет перспектив. Герой живет с кем-то мужского пола, соглашается на моральное и физическое рабство ради того, чтобы было, где жить. Пока что покорно идет по предписанной программе, в которой нет ничего хорошего. И конечно-же повторяет один и тот-же сценарий, только с разными декорациями: находит «детские дома», моральных и, наверняка, физических насильников, бесчеловечных, беспринципных людей и невозможность жить вообще. Теперь, ставши взрослым, он сам запрограммированными с детства методами делает свою жизнь такой.

Конечно, Павел задумывается о некоторых вещах из своей жизни. Во-первых, он бы хотел найти и убить насильника из детства. Во-вторых, он вообще не понимает, как ему жить, куда и зачем. — Кроме стабильного и пассивного страдания у Павла пока ничего нет. И в данный момент это предопределяет его далеко не завидную судьбу.

Собственно, а кто ему может помочь? — Можно спросить. — Вообще-то, многие люди готовы помогать и часто совершенно безвозмездно. Но, сначала он должен помочь себе сам. Вытаскивать из ямы его никто не будет. Да и бесполезно это.

Но, давайте перестанем уже погружаться в трагические стороны нашей итак несправедливой жизни. А подумаем, какие выходы бывают из «безвыходных ситуаций». И здесь, конечно, стоит отметить главное:

Выход из «безвыходной ситуации» это и есть решение жизненной задачи.

Меня, как человека, который непредвзято смотрит со стороны, в описанной истории удивляет несколько вещей:

— Что мешает молодому, здоровому человеку в самом расцвете сил найти стабильную, хорошую работу и заработать на съем квартиры?

— Что мешает найти полезный выход пассивной агрессии и вместо зависания в мечте о мщении направить свою энергию на:

— Пропаганду прав ребенка в детских домах и создание системы информационного оповещения с экстренными телефонами помощи детям сиротам. Для этого, конечно, придется преодолеть сопротивление сотрудников детских домов на местах. — А кто бы сомневался! — Конечно, кому-то невыгодно, чтобы дети заявляли в полицию — ведь тогда закончится их лафа и безнаказанные издевательства над воспитанниками! И ведь подумать только — в современном мире мощнейшего развития средств массовой информации никто из массы пострадавших до сих пор этого не сделал. Да кто же, наконец, станет первым?!!!!

— Написание заявления в полицию на своего насильника. Да этим свое внутреннее состояние не исправишь. Но, хотя бы для того, чтобы он прекратил калечить жизнь другим детям! И чтобы таким же извергам не повадно было. И чтобы другие пострадавшие видели, как это делать и начали делать так — же! Но, нужно помнить, что написать это полдела. Нужно еще добиться адекватного наказания. Донести ситуацию, если это необходимо до средств массовой информации. У нас много передач, которые любят помусолить горяченькие темы.

— Обязательно найти и посетить профессиональных психологов, специалистов в области детской травмы. Проработать свою тему, научиться нормально жить, стать психологически здоровым человеком. И, таким образом, изменить свою программу!!!

— Кроме того, что мешает писать заявления в местную прокуратуру, в Москву, заверять все свои заявления, фиксировать время их принятия, подавать в суд, — бороться, в конце концов, со своеволием чиновников на местах, которые вместо того, чтобы бюджетные деньги направлять на решение законных проблем, покупают себе под драгоценные задницы дорогущие автомобили иностранного производства. Этот беспредел тоже должно кому-то прекращать. И никто не сможет это сделать только лишь из альтруистических побуждений. В подобной борьбе нужно озвирение. И это будет пример правильной, — спокойной, направленной на благие дела злости. Движущей силы.

— И так далее

Разумеется, все, что я предложила, требует стать другим человеком. И в этом случае мы говорим о жизненных задачах. Вместо инфантильности Павлу необходимо найти в себе инициативу и ответственность за свою жизнь, вместо страха воспитать смелость, вместо безволия — силу и волю, вместо кормления внутренней злости начать делать добрые дела, направленные на обеспечение благ других детей.

И я скажу, что ему мешает сделать это. — Выбор! Вместо того чтобы взять волю в кулак и стать сильным, добрым, справедливым человеком, бороться за свои права и за права всех сирот в нашей стране, — гораздо выгоднее ничего не делать и думать только о том, «какой я несчастный». Легче быть слабым и несчастным, чем сильным и счастливым.

И тогда мы честно признаем, что безвыходных ситуаций не бывает, а любую трагедию можно рассматривать как минимум с двух сторон:

— Как повод убить меня

— Как повод воспитать недостающие качества и качественно изменить свою жизнь.

И это личный персональный выбор каждого, — под каким углом рассматривать свою карму. И выбор этот, как было сказано в начале данной главы, — формирует жизнь человека. В первом случае результат обязательно плачевный, а во втором — вполне позитивный. А если учесть, что в каждой судьбе можно найти поводы для депрессии, то логично предположить, что хороший или плохой исход — это результат собственного отношения к своим событиям.

Если бы известный молодой человек, полный энергии и сил, вместо того чтобы, простите, «жевать свои сопли», — порвал сопли и растоптал их, а потом занялся собственной жизнью и жизнями других детей, таких-же, каким был он, то сколько смысла, ценности и важности обрела бы его жизнь! Но, я пока не уверена, что утопающий спасет себя сам и прекратит ждать манны небесной и сказочных спасителей, которые должны сделать его жизнь счастливой.

И, не смотря на такие убедительные доводы, у меня, все-же остался бы еще один вопрос. Почему искарежить судьбу нелюди находятся (и тогда портится все само), а в корне исправлять ее должно только участнику событий самому? — Есть версия: тот, кто нам встречается — наши «учителя». Они для того и появились, чтобы толкнуть на путь. За отсутствием других правдоподобных, принимаем эту.

Существуют ли «кармические задачи»? И как их понимать?

Появление «учителей» из прошлого рассказа можно назвать исполнением ими кармических задач. Но, продолжим эту тему с другой позиции.

Допустим, человеку чего-то достичь дано, а чего-то, бывает, и не дано. — И что с этим делать?

Некоторые вообще ничего не делают. Не предпринимают никаких усилий. Попробовал, не получилось — бросил. «Я несчастный человек». — Этот вариант мы не рассматриваем, — он не интересен. Здесь и кармы то никакой нет — набор слабостей и только.

В другом варианте вдруг обнаруживается то, чего можно с трудом, но достичь. Человек работает над собой, прилагает усилия, направляет их в нужную сторону, получает опыт, знания, наращивает их и пользуется результатами собственных усилий. Когда речь идет об успешной карьере, — мастера слова могут поделиться «рецептами успеха» и рассказать, как именно им удалось достичь высот. В этом случае черты характера, врожденные особенности, модели поведения привели к успеху. Он развивал то, что у него было.

А бывают и другие ситуации. Когда человек к чему-то очень стремится, но у него упорно не получается. И здесь снова два варианта. Первый — оставить идею и вместе с ней боль неисполнения. Второй вариант — проработать ситуацию. Принять ее неисполнение и прожить все горестные чувства, связанные с этим (что значит, прожить, — будет написано в следующих главах). И снова два вариант исхода. В одном через собственные глобальные изменения цель буде достигнута. Во втором — возможно, нет. И если ничего не получилось, не смотря на самый сложный и крайний шаг собственных изменений, то можно сказать что «этого не дано».

И тогда мы вводим понятие «кармических задач». Если предположить, что человеческая жизнь, это Замысел Божий, а не просто стечение случайных обстоятельств, то в голову будут приходить всевозможные объяснения Замысла. Я бы взяла за основу такую версию: человеку суждено прожить жизнь с определенными условиями. Кто-то будет жить без любви, кто-то без карьеры, а кто-то трагически погибнет… — вариантов тысячи. Каждому — свой. И, кроме как судьбой, кармой, в контексте версии о Замысле, это уже не назовешь.

Что мы назовем «кармическими задачами»? — Карма, это предопределенность. А «кармическая задача» — это предопределенность, которая останется таковой, если… если ты ее не будешь менять. Я считаю, что изменить мы в своей жизни можем гораздо больше, чем может показаться. Мы можем перепрограммировать свою карму и прожить другую судьбу, отличную от той, что предписывает нам часто род или еще что-либо. Наша жизнь в этом смысле похожа на перепутье, о котором рассказывают в сказках: налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — замуж не выйдешь… Так вот есть некая сторона — весьма витиеватая, а вовсе не прямолинейная и не однозначная, пойдя по которой можно чего-то потерять или обрести. И таких выборов в нашей жизни много — практически на каждом шагу.

Откуда все берется?

Психологи говорят о том, что дети усваивают модели поведения родителей на их примере. А, если сказать точнее, родители прививают детям модели поведения посредством воспитания: поощрений — наказаний, формирования ценностей (хорошо — плохо), посредством форм общения (реакции на что-либо положительные и отрицательные) и так далее. Таким образом, имея неадекватное или адекватное восприятие чего-либо, — родитель обязательно отразит его на ребенке. И это тоже будет процесс формирования модели поведения.

Однако, мой опыт говорит: все гораздо глубже! В процессе медитации я, во-первых, поняла, что со своими чувствами родилась сразу (я испытывала все чувства, с которыми работаю сейчас еще до того, как ощутила их отражение в родительском воспитании). А во-вторых, мои наблюдения показывают, что дети считывают не столько реакции, сколько чувства! Мы даем им пример, прежде всего, чувствами, и лишь только опосредованно и потом поведением, словами, воспитанием или еще чем-либо.

Но как же тогда быть в случаях, когда ребенок, со своей стороны может видеть реакцию на что-то. И он, разумеется, не знает, на что она, и данная реакция не обращена к нему. — Как он ее воспримет? Какую модель поведения и на что он получит?

В своей жизни я получила в наследство именно чувства моих родителей. А они, в свою очередь развились в зависимости, которые отразили именно те реакции (возникающие вовсе не на меня), которые были, например, у моего отца. И это не случайность! — Только когда я выросла и поняла, какие зависимости у меня, пронаблюдала за своим поведением, — только тогда осознала, что мои чувства схожи с тем, что испытывал в свое время родитель. — Тогда же стали понятны и мотивы его «неправильного» поведения. Таким образом, я пришла к собственному пониманию слова: «карма». — Одинаковые чувства рождают одинаковые реакции. Данное предположение не раз меня выручало в практической работе над собой. Если отойти слегка в сторону, то можно уточнить, что именно на этой версии основана польза книг: если проблемы и реакции человека схожи с теми, которые я описываю, — значит, с большой долей вероятности, он испытывает и схожие чувства. А отсюда следует, что методы, которые помогли мне, — с большой долей вероятности способны помочь и другому (в случае, когда он их готов воспринять, конечно).

И все-таки, откуда все берется

Допустим, есть некий Замысел, в котором у каждого из нас существуют в жизни задачи. Уточним вопрос, — откуда берутся эти задачи?

Во многих религиях говорится о реинкарнации, о совершенствовании души с каждым новым этапом жизни.

Я не беру эту версию за основную (равно как и версию о Замысле). И поэтому у меня нет ответа на вопрос, в частности: «Откуда (зачем и почему) мне даны те чувства, которые даны и для чего нужна эта несправедливость (зачем я создана с пагубными чувствами, которые портят мою жизнь).

Поэтому остается разбираться с тем, что есть, а не с тем, почему это есть. Тем более, что знания о том «Зачем это мне дано» совершенно никак не помогают с этим справиться.

Таким образом, тема кармы, реинкарнации и прочие похожие оставляются нами где-то в невесомости. Никто их не отрицает, но и не придерживается как единственно верных. Мы определяем, что это не имеет значения в деле работы над собой и поэтому не копаем их дальше.

Но, впредь каждый из нас должен отдавать себе отчет в том, что, вопрос не в том, у кого чувства «проще» и легче (счастливее), — у каждого свои горести. Вопрос в том, кто и как будет справляться с данными ему тяжелыми переживаниями. И в какую сторону сделает выбор. Будет достойным и развивающимся человеком, или погрязнет в собственных слабостях, позволит им быть самыми главными управляющими в своей жизни.

И я хочу сказать, что когда делала выбор, как мне поступать, как себя вести, то вывела важный ориентир, на который опираюсь в принятии решений:

Поступай в жизни так, чтобы не противно было быть собой

Подсказка — жизнь

Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг.

Йоганн Гете.

В течение всех книг из серии «Люди из шкафа» главный герой задает себе вопрос о том, куда его путь, если в результате такой большой работы над собой не исполняется та задумка, к которой он шел (через отказ от нее). И, хотя, история главных героев книги еще не закончена, и, возможно, я ее допишу, но ответ на вопрос в качестве главного результата работы над собой уже есть. И он банален до невозможности. Глубина его понимания определяется глубиной твоей работы над собой. Если этот ответ слегка скользнул ума: «Да, я это итак знаю», — значит, путь твой к озарению еще даже не начат.

Решения в каждом случае для каждого человека могут быть противоположные. И как их можно понять? В каком-то случае одному необходимо собраться и броситься в бой — например, женщине — домохозяйке развестись и стать самодостаточной в обеспечении себя и своих детей, а другому велено раскрыть внутренние ресурсы семьи и остаться там, где на первый взгляд это кажется невозможным. И этот путь может меняться даже в жизни одного человека. А понять, куда твой путь — поможет сама жизнь. Смотри внимательно на нее, и я еще раз повторюсь, — не как на врага, а как на главного твоего подсказчика.

Внутреннее равно внешнему. — Этот принцип работает во всем: в отношениях, в чувствах, в событиях жизни.

Что есть суть изменений? Когда ты меняешь свои модели поведения, ищешь пути там, где не привык их искать, — как это делают люди из шкафа, — то обретаешь способность видеть выход, где раньше казалось, его не было. Главное — расслабься и смотри внимательно на жизнь. Что она тебе говорит? Куда ведет? Что дает? А чего упорно не дает? Что не дает, то нужно перестать просить. А что ты должен сам сделать (или добыть)? А чего делать бессмысленно? Если три раза попробовал, а результата нет, — значит, по каким-то причинам этого не дают. Пробовать, ничего не меняя — бессмысленно. — Но, ты точно все берешь, что жизнь дает? А все пути уже пробовал? А если пойти в противоположную сторону? А куда страшнее идти? А что говорит внутреннее знание? Ничего не говорит? — Значит, для самого правильного ответа ты еще не готов. Значит, нужно медитировать.

В моей жизни были ситуации, когда предстояло стать из домохозяйки самостоятельным добытчиком и обеспечивать себя и двоих детей, будучи разведенной. И да, в этом случае необходимо было собрать себя в кулак и ворваться в жизнь, — дабы взять все, что она мне может дать. И других вариантов не было. А сейчас, — наоборот. Пришлось из привычной струи карьеры и работы облачиться в фартук и заняться вазочками и детьми. Но на этом фоне возник и еще один вопрос: когда тебя что-то категорически не устраивает в партнере, — что делать? Принимать неправильные поступки — не хочу и не считаю нужным. Тогда разводиться? Но как это пересекается с другой жизненной задачей (не я ее для себя определила, а жизнь упорно показывала, что в работе я иду не туда, — данная история подробнее изложена в бесплатной книге, введении к «Людям из шкафа») — в которой мне необходимо научиться не стремиться к рабочим свершениям?

В этой ситуации, не смотря на привычный взгляд о том, какие вещи нельзя принимать, не смотря на устоявшееся чувство собственного достоинства и о самоценности, когда все уверенно говорит: надо разводиться, — я не чувствую внутри себя сил для разрыва и не вижу никаких внешних ресурсов. Получается полная безвыходность. Но, послушайте, господа читатели, мне уже пятый десяток. Неужели моя миссия — постоянно переворачивать свою жизнь с ног на голову. А, может быть, есть и другие варианты?

Варианта, как всегда два: первый, — я не созрела, чтобы что-то увидеть. Второй: я ищу не там, — нужно не внешние ресурсы искать, а внутренние! — Но не те, о которых я уже все знаю — там ответов нет. А те, о которых я ничего не знаю. Как можно найти то, о чем я ничего не знаю? — В медитации и только так! В практике расслабления и недуманья я нашла выход. — Он не оправдание неприемлемых поступков супруга! А именно другое измерение, в котором, с одной стороны я не принимала того, что считаю не приемлемым, а с другой стороны, не ушла и не развелась. Зато научилась делать паузу в отношениях, отдаляться, расставаться, не расставаясь (очень ценный опыт, при котором возможно спасти многие отношения!). И вот у меня полноценная семья, в которой есть искренние чувства, и нет обиды, накопившихся недовольств и прочего. — Я перешла на другой уровень восприятия. Теперь мне не нужно внимание супруга — я могу все внимание дать себе сама. И данный шаг уже не в первый раз дает интересные положительные результаты. — Дело в том, что муж вместе со мной меняется и переходит на новый уровень. Хотя никто этого не обещал (мои изменения происходят только в результате принятия факта неизбежности нежелательных событий). А в итоге, мы уже в который раз получаем все более гармоничные отношения вместо развода. И я очередной раз думаю: как хорошо, что я услышала жизнь, услышала себя и не стала вопреки своему внутреннему чутью делать привычные и понятные поступки — полностью и по настоящему разрывать отношения.

Обопрись на жизнь. Прими ее не как поле или даже предмет для борьбы, а как мудрого подсказчика и надежную опору. И этому, я буду банальной, — тоже учат «Люди из шкафа». Для того чтобы принять и опереться — возьми для себя простой принцип: не стоит горевать о том, чего в жизни нет. Когда ты сможешь обратить внимание на то, что тебе жизнь сама дала (ты не просил, а она дала), — тогда только будешь иметь возможность обрести радость там, где ее не ждал. И задача твоя, порой, вовсе не в том, чтобы добиться недостижимого, а часто в том, — чтобы увидеть ценность там, где ты ее не принимал раньше. Когда ты сможешь это сделать — тогда и будешь воспринимать жизнь, как важную часть себя, опору, подсказчика, радость и ресурс, — что даже очень понятно и логично в отличие от других вариантов.

Моя жизнь, — подозреваю, как и многая другая, — полна непрошенных (и даже нежеланных) подарков и отсутствующих возможностей для реализации очень важных целей. И так как я считаю, что жизнь нужно учиться принимать такой, какая она есть, — дабы не сожалеть потом хотя бы о том, что у тебя было, а ты не взял, — я не перестаю учиться видеть и с благодарностью брать то, что она мне дает. И знаешь, уважаемый читатель, не смотря на то, что важные мечты пока не все исполнены, — я счастливый человек. Мне хочется жить, мне хочется раскрывать что-то новое и находить бриллианты там, где я раньше их не видела. И мне не хочется бороться или спорить, — терять свои ресурсы на то, чего пока невозможно достичь.

Как ты понимаешь, уважаемый читатель, счастье не приходит на блюдечке с голубой каемочкой. Все, что, например, я получаю в жизни — приходится зарабатывать самой. И пусть пока этот труд не получил финансового эквивалента, но безграничный духовный и душевный (неоценимый) ресурс в нем точно есть!

Степень понимания того, что тебе на самом деле нужно делать зависит от осознанности и от способности стать выше того, что происходит. Осознанность дает работа над собой — об этом в следующей части книги. А способность стать выше себя обретается в процессе медитации, когда ты учишься не думать, то есть не воспринимать то, что с тобой происходит, — и таким образом отрываешься как бы от самого себя. Практика медитации и механизмы ее действия описаны в следующих частях книги.

Кроме того, далее будет более подробно описан интересный механизм, который вступает в силу в процессе работы над собой. Заключается он вот в чем: по ходу избавления от какой-либо проблемы ты постепенно меняешься. Но ты не можешь сразу одним махом стать свободным от больших чувств: ты смахиваешь с себя сначала то, что находится на верхнем (видимом для тебя) слое. Вместе с тобой меняется и твоя жизнь. По мере выбрасывания видимых частей проблемы, — приоткрывается следующая ее часть, а способствуют этому те события, которые окружают известную задачу. Как бы сама жизнь усугубляет проблему, приближая тебя к тому самому, что является главной болевой точкой. И твоя задача не проваливаться в отчаянье: «Опять это происходит со мной!», а смотреть на детали: вместе с твоими изменениями что-то изменилось и в жизни. Но осталось главное, — тебя подпустили поближе к самому болезненному переживанию, — рассмотри его. Находи его признаки, детали, оттенки. И продолжай работу, в которой предстоит еще много вот таких кругов, — хождений вокруг да около, но всякий раз ближе, чем в предыдущий.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я