Чувства? Чувства: методы самостоятельной работы над собой

Наталья Москалева

Как понять свои чувства? как разобраться в себе? Как узнать, на что стоит ориентироваться в жизни, а на что нет? И если тебе не нравятся свои чувства, то что с ними делать? А как понять себя и свои желания, когда внутри полный раздрай? И как перестать бояться внутреннего раздрая? И можно ли подчинить чувства себе?Книга представляет из себя сборник методов работы над собой через чувства. Описаны признаки здоровых чувств и скрытые признаки больных чувств. И самое главное – что со всем этим делать

Оглавление

Часть 1. Что такое чувства?

Что такое чувства, и какое отношение они имеют ко мне?

Какое можно дать определение чувствам? И как их вообще можно выделить из внутреннего пространства, если они являются неосознанной, но естественной, встроенной частью меня? Я даже могу не осознавать, что умею чувствовать! Однако, чувствование это особенность которой человек наделен в наибольшей степени нежели другие жители планеты Земля.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам (Википедия).

И все-таки все мы умеем чувствовать. Я заявляю об этом хотя-бы на том простом основании, что все встречали в своей жизни такие эмоции как смех, слезы, радость, отчаянье, гнев, злость и так далее. — А ведь все это и любые другие реакции — это проявления чувств! Не чувствующим человек не бывает. Другое дело, что его чувства могут быть искажены или направлены в области, которые большинство не затрагивают или даже являются патологией. И совсем другое дело, когда человек просто не хочет изучать свои чувства. Таким образом, он закрывается от себя, возможно, не имеет в себе сил для того, чтобы справиться с такими мощными проявлениями. И это, возможно, тоже способ управления: сделать вид, что чувства нет. Правда, психологи такой способ категорически не советуют.

Более глубокое отражение чувств — это ощущения. Тот, кто умеет пользоваться своей интуицией, знает, что такое ощущения. Все сложные, необъяснимые чувства построены на неразличимых ощущениях. Однако, если мы говорим о том, то ощущения есть, значит, их можно рассмотреть и выделить — чем мы и будем заниматься в дальнейшем.

Не смотря на то, что в последующем повествовании я буду говорить о чувствах как о «существах», которые имеют свои желания и потребности, и даже диктуют нам условия, — а все-таки нужно понимать, что чувства не отдельные «существа», — это всего лишь части меня. Но сколь значимые эти части? Являются ли они полноправными личностями или нет?

Не смотря на то, что пагубные чувства стремятся к главенствованию (об этом подробнее дальше), нужно понимать, что главный здесь я. Данный постулат будет повторен не единожды. Пока человек не берет ответственность за все, что он делает в кулак своей воли, — он будет бояться своих чувств. Он, таким образом, не сможет пойти дальше тех рамок, которые установил для себя сам.

Итак, чувства — наши части, но они не являются основой личности (основа личности — это мой костяк, то, с чем я родилась и изменить это во мне невозможно). Даже если чувство разговаривает со мной на равных, от имени второго «Я», — оно — трансформируемая часть меня, которая пока что заведует отношениями с собой и отношениями с окружающим меня миром.

Чувства это то, чем мы живем

Мы чувствуем жизнь автоматически. Не обязательно знать о том, что именно чувствуешь, — чувства и без твоего уточненного знания прекрасно справляются со своей миссией. Однако, не смотря на то, что чувства это встроенная часть меня, которая работает как-бы без моего участия — как, например, сердце, — в отличии от сердца, воля чувств часто направлена не во имя моего блага. Мои чувства, используя мой разум, волю, но при этом, минуя понимание истины происходящего, направляют меня в ту сторону, в которой я получаю события прямо противоположные тем, которые нужны! Меня, к примеру, это не устраивает. Я хочу знать, что со мной. Я утверждаю силу своих внутренних проявлений и желаю теперь научиться управлять этой силой и получать от нее пользу, а не эмоциональное течение событий.

Но даже если я дошел до описанного уровня осознания, зачастую, очень сложно понять, что же именно я чувствую. И еще сложнее этим управлять.

Кстати, животные тоже чувствуют. Но их чувства это неосознанные ощущения, посредством которых они живут. Как это не волшебно звучит, но мы имеем доступ к ощущениям животных и можем их даже понимать. Это такой своеобразный язык зверей, описанный в сказках и не только. Животные также частично знают язык человека. Но в их картине мира не имеет значения то, что мы думаем, делаем или говорим. Другой вопрос, КАК мы думаем, делаем и говорим и что ощущаем при этом! — Вот этот уровень животные очень ловко умеют распознать. Гораздо ловчее, порой, чем сами люди!

Каким образом это можно проверить? — Достаточно легко! Собака, которая кидается на человека, всегда чувствует его страх. Говорят, не беги от собаки — она от этого еще быстрее раззадоривается. И, напротив, тигр, который слушается дрессировщика, всегда чувствует его силу. А сила дрессировщика вовсе не в хлысте и пистолете за пазухой (хотя и в этом, но слушаются не это). Мощь человека в его самоощущении, передаваемом на невидимом расстоянии: «Я сильнее тебя! Я здесь главный!». — Когда в моем доме появилась агрессивная собака, мы всей семьей были вынуждены дрессировать ее. Но главное мы «дрессировали» внутри себя — это смелость, волю, силу, — именно то, на основании чего нерадивый пес повиновался.

Известный биолог Ясон Бадридзе прожил в волчьей стае два года. Он контактировал с волками и понимал их язык. Догадайтесь, посредством чего они общались? — Если кто не догадался, поясню, — ощущениями. Ощущения это язык животных. И мы его тоже знаем. Но как то слегка забыли, — зачем понятной и логичной цивилизации эти странные, необъяснимые знаки души?

Интересен тот момент, что широкий спектр чувств и неуправляемых желаний (пагубных зависимостей), вкупе с изобретательным умом делает человека самым жестоким и беспощадным зверем из всех природных созданий. Неуправляемые желания это наш бич, а не степень совершенства. Из анализа своего поведения и поведения людей я делаю вывод, что выпущенные наружу и, неуправляемые человеческие чувства (а желания чаще всего диктуются именно потребностями, исходящими из чувств), — это самое большое зло на земле. И данное зло касается не только тех, кто окружает данного индивида, а еще и его самого.

Как услышать свое чувство? Осознанное знакомство.

Человек может не ощущать связи с чувствами. Вообще, слышанье и опора на ощущения это природный дар. И наши очень дальние предки хорошо понимали внутренний зов, — он было залогом выживания. Но, как я уже сказала и как всем известно, — в современном цивилизованном мире способность интуитивно жить потеряна, она заменена на другие вещи. А ведь это связь с природой, с тем, чем мы созданы, в чем живем и родились.

Человек теперь может считать, что живет логикой, разумом, и не признавать, таким образом, чувственную сторону жизни. Он хорошо научится договариваться с собой на уровне ума, он раскладывает свою жизнь по полочкам, и до определенной поры будет находить успокоение в логических доводах. При усугублении жизненных ситуаций однажды логика перестанет работать. В ней не будет успокоения. И тогда, возможно, известная личность начнет искать другие пути. Психологи в работе с такими людьми первым делом стараются преодолеть защитный барьер, построенный логикой. Пока барьер не сломлен, — невозможно двинуться дальше. Это тупик. Миссия логических умозаключений заключалась в договоренности с собой, минуя боль, минуя чувства. А теперь эту броню нужно ломать.

Давайте познакомимся с чувствами?

Чувства это не мысли, не ум, не рассуждения, не слова, — но, все перечисленное отражает их. Чувства это то, что вызывается внутри тебя в момент обдумывания важных вещей или в значимых событиях.

«Я задет за живое» — это про чувства

«Внутри меня что-то /необъяснимое/» — это дают о себе знать чувства

«Я ощущаю…» — и это о чувствах.

«Мне плохо» — это говорят чувства.

Плакать, смеяться, злиться, обижаться, — это значит, проявлять свои чувства. Эмоции, которые возникают в ответ на поступки людей, в музыке, в танцах, в лицезрении картин или даже в процессе создания этого всего — все это тоже проявления наших чувств. Собственно, все, что происходит внутри нас — произрастает из чувств.

Психологи выделяют всего пять чувств: страх, любовь, гнев, стыд, обида. Страдание, боль — это тоже чувства, и они очень часто являются нашими спутниками.

Простое в определении чувство любви. Все книги про любовь дают ее отчетливое понимание. Однако, не испытывая настоящей любви, люди могут спрашивать: а любовь ли это? — Ответ простой. — Если есть сомнения, значит, нет. Когда встретишь любовь, — уже не будешь сомневаться, сразу поймешь: это она.

Страх знают с детства все. Это чувство нужно для обеспечения безопасности жизни. Оно часто перебарщивает в своих проявлениях и появляется там, где никакой опасности нет. Беспочвенный страх темноты, например. Появляется ни откуда, ни от чего не защищает, и мешает спокойно жить.

Злость, обида, стыд — это тоже знакомые с детства чувства.

Вот мы и познакомились с известными пятью чувствами. Мы даже вспомнили, как их чувствовать.

Но я хочу поразмышлять о таких важных аспектах, как: растерянность, озадаченность, невозможность разобраться в чувствах. И здесь мы забежим немного вперед, коснемся, собственно, того, о чем пытается рассказать эта книга:

Непонимание — это нормально!

Перестань бояться неопределенности, — ведь именно она приводит к истине!

Возможно, я для кого-то открою секрет, но чувств гораздо больше, чем пять! Бывают еще и сложные чувства, объединяющие в себе все известные, плюс не известные, и имеющие в корне одно самое важное — пока что не известное.

Сложности в определении чувств

Даже, когда человек научится интерпретировать свои чувства, ему еще предстоит многое в этом познать. Например, для меня представляли трудность некоторые аспекты, важные в работе с чувствами:

— Я не доверяла себе

— Я не доверяла своим чувствам, не смотря на то, что слышала их. Ставила их всегда под сомнение.

— Я считала себя неправой и, следовательно, не достойными некоторые свои чувства. Вследствие чего не могла с ними работать — не позволяла в себе признать то, что в моих и в чужих глазах опускало меня как личность.

— Я боялась проявлять свои чувства, потому что считала, что за это люди меня отвергнут. И поэтому чаще принимала чужие чувства, и переживала за чужие чувства больше, чем за свои.

— И все-таки я действовала под влиянием своих чувств и верила тому, чему верить как раз не надо.

Для углубленной работы с чувствами и для более успешного отделения от людей (и поиска опоры в себе) мне пришлось научиться доверять себе во всех аспектах.

Начнем работу над собой с целью научиться доверять себе и своим чувствам. И применим здесь такой метод как самовнушение (аффирмации).

Каждую приведенную фразу необходимо впустить внутрь себя и принять, как правило жизни. В части книги под названием: «Работа с простыми чувствами» есть глава, посвященная этому методу работы. Если коротко — фразы для самопрограммирования, это новые установки на жизнь, которые необходимо осознанно «вписывать в свою программу» с целью последующих изменений моделей поведения. Это нужно для того, чтобы смочь, во-первых, успешно менять в себе то, что мешает быть счастливым, а во-вторых, новые установки создают необходимую опору внутри себя, которая обязательно понадобится в процессе работы над собой и вообще в жизни.

Установки, используемые в самопрограммировании не требуют доказательств. Ты их принимаешь, потому что готов их принять, и потому что готов в них поверить. Новые установки являются твоей новой истиной, по пути которой ты готов идти.

Итак,

Первая установка, призванная выстроить правильные отношения с собой:

Я верю себе

Эта, для некоторых, сомнительная фраза может вызвать стойкое сопротивление внутри. — Ну как же так, нас учили верить родителям, учителям, взрослым, другим и конечно, очень важным людям, — но только не себе!

Неверие себе — это удел зависимых людей, которые не могут и не научились быть самостоятельной личностью, жить отдельно от других. Верой в других они подстраиваются под других, живут не по своим убеждениям и правилам. Для стойкого понимания сказанного утверждения необходимо, прежде всего, захотеть стать отдельной личностью, обрести самодостаточность и независимость от общества. Подробнее о зависимом поведении рассказано в последней части этой книги. Сейчас же достаточно только желания и готовности к первому шагу: поверить себе.

С чего я должен верить себе? — возмутится внутренний голос, которого всегда учили не быть собой. — И мы ему ответим.

Почему так важно верить себе?

Никто лучше тебя не может знать тебя, — согласен?

Себе невозможно соврать.

Себя нельзя предавать (а ты пока что предаешь)

Только ты для себя кладезь истины.

Ты знаешь о себе то, чего не знают другие (важно только поверить себе и увидеть это)

Разве не встречались в жизни ситуации, когда с пеной у рта пытался что-то свое доказать окружающим, а они никак не понимали? Разве не чувствовал одиночество от того, что никто не понимает что говоришь? Но, почему же тогда не возникала мысль о том, что лучше всех понять себя можешь только ты сам?!

И, как вывод из уже сказанных доводов, никто, кроме тебя, не может лучше всех знать, что тебе нужно, что ты делаешь, чем живешь, чего хочешь и не хочешь, чего добиваешься и так далее. И никто, кроме тебя не способен дать себе самую надежную и верную опору в жизни — на себя.

Пока ты не доверишься себе, — не сможешь быть счастливым. Потому что никто кроме тебя не знает твоего счастья…

Вторая установка, необходимая для работы над собой и для выработки доверия к своим чувствам:

Мои чувства говорят правду для меня. Мои чувства правы.

Здесь важно отделять зерна от плевел. Правота моих чувств не означает их правоту для всех и не дает им право главенствовать в мире вообще. Правота моих чувств действительна только в пределах моего личного пространства. И даже в собственном пространстве чувства не должны быть главными. Разделяйте: правость и главность. — Подробнее об этом — в свойствах болезненных чувств.

Что значит «Мои чувства говорят правду для меня»? — Это утверждение провокационное. Оно делает работу над собой ненужной и невозможной, — зачем работать над собой, если я прав? Однако, разберем нужное и правильное понимание данного утверждения, которое научит читателя, во-первых, доверять своим чувствам, а во-вторых, принимать их, в третьих, не считать свою правоту верной в чужом убеждении.

Если воспринимать собственную правду как единственную истину, универсальную для всех, — то это категорически неправильно! В данном случае мы говорим о том, что у каждого своя правда. — И, таким образом, не навязываем свои представления о чем-либо другому человеку, а даем ему свободу, и становимся способными забрать свою свободу. Приняв данную установку для моего отношения к чувствам других людей, я становлюсь способным принять и свою правду.

Что означает моя правда? — Независимо от того, доверяю я своим чувствам или нет, — именно они создают мою картину мира. Именно они являются решетом восприятия, через которое я все вижу и понимаю. Как было сказано ранее и будет развернуто позже, мои чувства управляют моим выбором, а, следовательно, и моей судьбой (в какой-то ее части). Они — индикатор переживаний. Они — индикатор проблем (но, не индикатор объективной истины!). А, следовательно, мои чувства являются моей правдой!

Если данные доводы для читателя не убедительны, но вызвали вопросы (то есть, читатель не полностью отмел данную идею для себя, но поставил ее под сомнение), то я рекомендую снова перелистнуть книгу, и заглянуть в часть под названием: «Свойства чувств: десятимерное пространство». А также почитать следующую часть под названием: «Что такое чувства?» — сравнить сказанное с собственными наблюдениями (или начать с этой целью наблюдения), переосознать и вернуться к заданной теме.

Перейдем к третьей установочной фразе.

Я принимаю себя таким, какой я есть.

Вообще вопрос принятия себя может подниматься в течение всей жизни. Как я уже говорила, к одним и тем же проблемам человек возвращается на разных витках своего развития, и каждый раз проходит один и тот же путь, но каждый раз заново.

Сейчас мы не будем углубляться в процесс самопринятия. На данном этапе достаточно начать с установки, которая призвана заложить корень сомнений туда, где идет собственное неприятие. Принятие стоит начать с желания и готовности это сделать. А дальше процесс начнет свое движение. Не обязательно сразу и не обязательно понятным образом.

В качестве переходной, но упрощенной установки, которая не произносится вслух, но призвана вызвать внутри меня гармонию, можно предложить: «Я такой, какой я есть. И это есть моя суть. Прошу мириться со мной.» — Данную фразу ты мысленно направляешь туда, откуда идут противоречия (люди, ситуация, возможные ее последствия и даже сам ты).

Когда решены все три задачи, которые не дают проявляться чувствам, необходимо изучить правила здорового проявления своих чувств.

Принятие своих чувств не дает никому права на беспредел в их выражении. Нужно учиться здоровым образом проявлять свои чувства.

Без этих правил можно навредить себе и другим. Здоровое выражение чувств описано в пятой части в главе под таким же названием. После прохождения описанных этапов можно самостоятельно преодолеть возможный страх в проявлении чувств. И станет, наконец, возможным и допустимым свои чувства принимать и слышать.

А четвертый пункт мы здесь разбирать не будем. Постараемся с ним разобраться в порядке повествования, а не забегать вперед, как сделали с предыдущими тремя.

Погружение

Ничто и ни для кого не имеет значения без собственной практики. Предлагаю сделать максимально простое и понятное, но очень краткое (как окунуться глубже — каждый быстро поймет) погружение в мир чувств.

Рассмотрите первый рисунок и опишите, что чувствуете в нем. Не нужно при этом делать акцент на предполагаемые события, которые произошли с другими людьми. А нужно повернуть фокус внимания на то, что происходит внутри себя.

Здесь мы приступим к исследованию своих чувств. Возьмем для примера простые и понятные эмоции, которые не нужно разбирать «по ниточкам». И на их примере попытаемся понять, что же такое, — наши чувства, как их можно узнавать, как за ними можно наблюдать и так далее.

Не соблазняйтесь на кажущуюся простоту и не пропускайте данные упражнения. А постарайтесь услышать внутри себя то, что есть суть наших мотивов, поступков, настроений и даже какой-то части судьбы.

Практическое задание:

Рассмотрите предложенные фотографии. И разберитесь со своими чувствами:

Что во мне отзывается? На что оно похоже? Как мне это нравится или нет (или какие другие эмоции вызывает?) Что мне хочется делать в ответ на уведенное?

Постарайся максимально отделить логические умозаключения (мысли, работу мозга) от эмоциональных отражений, которые нам нужны.

Рис.1

Забегая вперед, хочу уточнить: трагедии именно с детьми здесь не было. Это, скорее последствия общечеловеческой трагедии — взрыва в Чернобыле. Здесь — детский сад после эвакуации.

И вот здесь хочется отметить. Описания будут у всех разные! — В этом будет проявляться индивидуальность и умение чувствовать — вы в нем уже убедились?

Здесь уже можно проверить ранее выработанные установки для себя. Ответьте себе честно на вопросы:

В описании данных картинок мои чувства отражают меня? Я говорил про себя? Это (эмоции, ассоциации, все то, что касалось чувств) принадлежит мне? Это описание характеризует мое состояние в ответ на данную картинку? — И как следствие всех утверждений — Мои чувства для меня верны? (если ответ утвердительный, то примените его в качестве собственного аргумента для веры в свои чувства).

Не смотря на то, что каждый будет описывать чувства по своему и применит собственные ассоциации, слова, утверждения, любой при этом способен представить и уловить описание другого. — На данном свойстве основываются все мои труды.

Продолжим то же задание на примере второй картинки?

Рис.2

Дополнительный вопрос к данной фотографии: к какому литературному произведению (по ощущениям) можно отнести это фото? Если вы прочитали не слишком много книг и затрудняетесь с ответом, то найдите это название в перечислении книг, которое будет чуть ниже.

Не будем останавливаться на данном этапе, а пойдем дальше.

Некоторые книги, через которые можно натренировать способность слышать свои чувства, стать открытым для них:

Все произведения о любви — это самое простое, с чего можно начать. Чувство любви относительно легкое в интерпретации. И авторы, как правило, весьма достоверно его описывают. Главное, при прочтении сконцентрироваться на внутренних импульсах, уловить их и понять, каким образом они себя проявляют. И, что самое важное, — суметь отделить чувства от ума.

«Вино из одуванчиков» — Рей Бредбери — книга о чувствах, об ощущениях. — Выбери картинку из предыдущего задания под данную книгу? — Разумеется, это задание способен выполнить даже ребенок. Но, давайте, отойдем в сторону от логического понимания. Картинка на втором рисунке с солнцем, травой и девочкой именно на уровне ощущений отражает названную книгу, а не потому что «подходит по смыслу». Попробуйте почитать книгу и сравнить чувства от книги с чувствами от картинки? — Через какой способ подачи вы улавливаете чувства лучше? Где краски ярче? Где чувства сильнее? — Предложенная практическая работа позволит читателю начать осваивать навыки наблюдения за чувствами, их анализ.

Исаак Бабель «Одесские рассказы» — данное произведение хорошо дает прочувствовать атмосферу времени и места повествования, характеры и настроения людей. Если ты не уловил атмосферу в таком сильном произведении, то можно попробовать перечитать еще раз. У меня получилось не с первого раза. Но было интересно вдруг уловить те картинки и ощущения, которые возникли внутри. Оказывается, читать книгу это не только понимать слова! Можно вместе с книгой смотреть кино собственного производства! Ощущения от этой были похожи на сон — а ведь сны это отражения чувств!

Достоевский описывает чувства четкими словами. Это доступно, понятно, но слишком просто для того, чтобы «натренировать» глубокое умение слышать и понимать чувства. Его книги хороши для «новичков» в работе с чувствами. Примечательно то, что в произведении «Идиот» (как и в других) хорошо показаны зависимости. Любовная зависимость Рогожина является очень яркой — она, страстная, безумная, яркая при всей своей заманчивости привела к трагедии. Прямо «учебное пособие для психологов и психиатров». Потому что такая любовь — болезнь. И кстати, та, которую я на себе успела прочувствовать.

Книг на свете великое множество. Я не буду останавливаться подробно на этой главе, потому что читатель уже наверняка понял сам — штудируйте книги, изучайте классиков вдумчиво — и вы познаете при этом себя и многое поймете в жизни, а также сможете продолжить эту главу.

Некоторые игры, через которые можно услышать свои чувства:

Имаджинариум — игра основана на интуиции. Задуманную картинку порой можно отгадать на основании своих ощущений.

Метафорические карты в психологии — также помогают натренировать связь со своими чувствами.

Присоединяйтесь к обсуждению и пишите автору на сайт примеры игр, через которые можно услышать чувства — это очень интересно!

Интерпретация музыкального произведения:

Всем известная (а мы будем говорить о том, что, скорее всего, слышали все) «Лунная соната» (Людвиг Ван Бетховен Соната для фортепиано №14) — это история о чувствах. Прослушайте ее. И уловите, как явно, как показательно сменяют друг друга: любовь, предвкушение, надежда, отвергнутость, отчаянье, тоска, страдание, спокойствие, принятие. Как хорошо показана многогранность чувств.

Бах в своих произведениях часто передает ощущения величественности, торжественности или состояние задумчивости, размышлений.

В некоторых произведениях не так слышатся чувства, как видятся картинки. Музыка иногда рассказывает о чем-либо в пейзажах. Но это не тот рассказ, что в книге. Это эмоции, передаваемые в ощущениях как бы сразу, без слов, а напрямую в органы чувств.

Продолжите свой список музыкальных произведений, которые передают чувства. Спешу предупредить: в современной эстраде и попсе этого нет. Там только одна и слишком простая эмоция: удовольствия и драйва (для тех, кому это нравится) и больше ничего. Действительные эмоции можно уловить либо в старой советской и зарубежной (Луи Армстронг, самая добрая песня: «Как хорош этот мир») эстраде, где важной составляющей был артистизм («Оранжевая песня» в исполнении Ирмы Сохадзе, все песни Утесова и другое), либо в классической музыке. Второй вариант сложнее.

Вообще, любое признанное произведение искусства призвано делиться с нами впечатлениями, эмоциями, чувствами. Все, что не передает эмоций — смело можно считать пустым. За внешней красотой может не быть ничего. Этим и отличаются стоящие произведения от никчемных (мы не говорим сейчас о технике исполнения).

Обо всем, что касается познания чувств через культуру, через классику — послушайте замечательного культуролога (и поэта и философа и музыканта и… продолжите сами), которого зовут Михаи́л Семёнович Кази́ник — он посвятит любого в мир чувственного восприятия культуры гораздо лучше, чем я.

Психологические консультации:

Нужно понимать, что у всех людей разные каналы восприятия, разный образ мышления. Важная задача — найти свой.

Мне в свое время очень помогла арт-гештальт — терапия. Спустя год регулярных встреч я научилась интерпретировать свои чувства сама. Хотя до этого жила только логикой и умом.

Как понять эту книгу?

Давайте определимся вот в чем. Мы в этой книге говорим о работе с чувствами. По ходу прочтения мы узнаем, что просто так чувства не показываются, — они шифруются, прячутся, делают вид, что их нет. Чувства показываются, когда соглашаемся их услышать (увидеть, принять) и начинаем работать в этом направлении. И только лишь постепенная пошаговая работа с чувством способна открыть невидимые грани и показать то, о чем мы в этой книге говорим. — Что это значит?

Это значит, что для читателя, который не собирается разбираться со своими чувствами, здесь изложена полная чушь. Если человек закрыт от чувств, не умеет и не хочет наблюдать за собой, и за всеми своими проявлениями, то он ничего не поймет. Тому, кто использует способ: сначала я почитаю, а потом решу пробовать или нет, то можно даже не начинать. Читать нужно, одновременно с собственным анализом своих чувств. Необходимо наблюдение за ними, изучение их особенностей и характера, поведения, позиционирования… И вот только в этом случае читатель может увидеть нечто такое, что его поразит, и тогда попробует применить знания из книги, а только потом увидит и поймет, стоит ли это читать дальше — насколько книга дает полезные и правильные знания.

Таким образом, в эту книгу имеет смысл заглянуть, когда ты готов открыть свои чувства, погрузиться в них, освободиться от них и, таким образом, расширить грани собственных возможностей. Читая эту книгу, нужно постоянно заглядывать внутрь себя, — сравнивать изложенное с тем, что можешь заметить в себе. Или запоминать и сравнивать с тем, что внутри в последующих жизненных ситуациях. Нужно постоянно пробовать и искать, наблюдать, не думать, но потом анализировать холодным умом. Рассчитывать только на автора не получится — работать каждый может только сам.

Но и это еще не все сложности прочтения. Задача, поставленная в этой книге, — противоречивая в своей сути.

Ну, подумайте, — для того чтобы собрать в одно единое большую тему, — ее необходимо систематизировать. А как можно систематизировать то, что относится совершенно к другой области мозга?! Чувства можно ощутить, но ведь это происходит не логикой ума! А понять призван ум. — И что с этим делать?

Пытаться систематизировать чувства — это все равно, что систематизировать ощущения от музыки. Попробуйте «разложить по полочкам» свои чувства к картине «Мона Лиза». Или разбейте на составляющие любовь к зеленому цвету (к красному, синему, — не важно). Или расскажите, что такое любовь?

Усложним задачу, — расскажите, что такое любовь роботу.

Но я же не робот, — скажет читатель. — Все верно. И именно поэтому я призываю тебя читать не как робот, — находя знакомые слова и буквы и различия между их смыслом. А я прошу тебя читать как человек, который не может объяснить, что такое любовь (и он понимает, что это нормально). Но он может это почувствовать. И знает, что каждый, кто почувствует любовь, — сразу поймет, что это такое.

Так-же нужно обращаться и с этой книгой. Не смотря на максимальные старания автора дать понимание уму, — каждый читатель, если он действительно хочет понять, о чем идет речь, должен подключить представление о чувствах. И сравнивать не систему и логику изложения (с логикой у меня, кстати, все в порядке!), а свои ощущения с тем, что здесь написано о них! — Именно такой подход даст наиболее достоверное представление о сказанном.

Есть и еще одна сложность. Развитие человека и его чувственной сферы идет по спирали. Это значит, что по мере осознания ты каждый раз возвращаешься в старые понятия, но теперь в новом воплощении. И то, что раньше казалось одним, в следующий раз будет казаться другим или даже противоположным тому, как виделось в начале. Эта наша особенность отражается и в данной книге. То, что в начальном уровне развития понималось одним образом, в книге может разворачиваться совершенно иным образом. И корректно тут говорить вовсе не о противоречивости автора, а о спиральном понимании вещей, в котором меняются понятия.

Данную книгу не всегда получится читать последовательно. Читателю постоянно придется возвращаться к ранее сказанному или, наоборот, забегать вперед, чтобы понять, что имелось в виду в предыдущих главах. Эта работа уже началась в предыдущей главе — для того чтобы услышать чувства — им нужно доверять, для того чтобы им доверять необходимо принять некоторые установки, а как их принять, описано в последующих главах. Такой способ освоения материала основывается, собственно, на самой работе над собой.

Работа над собой — это циклический и взаимосвязанный процесс, в котором постоянно приходится возвращаться к определенным этапам, преодолевая их каждый раз на разных витках развития.

— И снова об этом будет более подробно изложено в других частях книги. Забегая вперед, опишу данный момент в коротком примере: для того чтобы принять свои чувства нужно прочувствовать их силу воздействия на себя. Для того чтобы почувствовать их силу воздействия на себя, их нужно принять и начать доверять им. И так — с каждым маленьким шагом обладатель будет погружаться все глубже и познавать новые грани отношений с собой и со своими чувствами.

Здесь логично задать мне вопрос. — С какой целью я взялась за то, что сложно поддается объяснению? — Моя цель — достичь осознанности. Когда есть понимание того, что происходит, когда есть осознанность, — я с большей вероятностью своими чувствами управляю, нежели без нее. С теми знаниями, которые изложены в книге, — мне и читателю проще работать над собой. Мои цели становятся все глубже и сложнее. Вершины растут. И самое главное, — они достижимы.

Если бы парень, выпрыгнувший из окна нашего дома, был бы способен воспринять информацию отсюда, и смог бы посмотреть на свои чувства со стороны, то он имел шанс справиться со своими слишком сильными чувствами, отправившими его на крайний шаг.

Какие задачи можно решить в работе с чувствами?

Чего можно добиться посредством работы с чувствами?

— В идеальном случае можно решить проблему в корне и получить в результате желаемый исход событий.

— В некоторых случаях, которые уже не идеальные, проблему в корне не решишь — за ней все равно останется ключевое переживание. Но силу этого переживания можно значительно снизить, и повысить, таким образом, степень внутреннего спокойствия. Стать более счастливым человеком и получать от жизни то, что она дает, а не терять это в бесконечной погоне за иллюзорным счастьем.

— Управление чувствами дает возможность каждому человеку не терять свое достоинство в погоне за желаемым. Управление чувствами дает умение оставаться, прежде всего, человеком, настоящим, с большой буквы. Не опускаться до обвинения окружающих, до мести, до озлобленности, зависти, ревности, одним словом, до эгоизма и мерзости. Ощущать себя духовно развитым членом общества, найти настоящее чувство самоуважения, и от того быть в гармонии с самим собой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я