Отныне и до века

Наталья Любина

В книге "Отныне и до века" собраны произведения, основой которых является драма неразделенной любви.В сказках "Где я …", "Влюблённый плющ", "Осенняя сказка", " Сказка о коварном змее и о весёлой цыганке", "Сказка о королеве, о добром гноме и о неверном поэте" повествуется о душевных страданиях и трагедиях литературных героев.Сакральный смысл казахского эпоса "Козы Корпеш и Баян Сулу" напоминает произведение Шекпсира "Ромео и Джульетта".Древнееврейские легенды легли в основу рассказов " Билькис" и "Крест животворящий".Народная мудрость отображена в "Притче о талантах".Мистическое звучание приобрело расследование загадочного убийства служащего в романе "Отныне и до века".В детективе "Гениальный убийца" рассказывается о нелегкой судьбе известного русского драматурга А. Сухово- Кобылина.Острые проблемы современного общества освещены в повести "200 дней пандемии".Приятного чтения!

Оглавление

Козы Корпеш и Баян Сулу

1

Утреннее солнце рыжей кобылицей уже примчалось на чистое весеннее небо и купалось в высоком голубом океане. Старая Шарипа расстелила в тени юрты корпе и, кряхтя, уселась на матрасике, радуясь прохладе. Апрельская степь зеленела сочной травой, краснела полянами распустившихся тюльпанов; терпкий запах полыни наполнял струящийся воздух. Мальчишки — сорванцы азартно играли в кости-альчики.

Эже достала из мешочка веретено и пук овчиной шерсти, крутанула деревяшку на своём бедре и стала мотать нить в клубок.

Вдруг один альчик во время игры отлетел и больно ударил Шарипу по руке.

— Ойбай! — закричала старуха, — вот я вас, томбалалар!

Мальчишки бросились врассыпную.

А недовольная женщина стала звать внучку:

— Айгуль! Принеси напиться, жарко сегодня!

На пороге юрты показалась девчушка с ковшиком воды.

— На, бабушка, попей!

— Спасибо, внученька! — Шарипа погладила по голове девочку, — ты растёшь такой красавицей, как Баян Сулу.

— А кто такая Баян Сулу? — спросила девочка.

— Это долго объяснять… — произнесла Шарипа.

— Я не тороплюсь и обещаю тихо сидеть, — сказала Айгуль, примостившись возле старухи, — расскажи, бабушка!

— Ну хорошо. Эту сказку мне рассказала моя бабушка, а ей — её эже. Давно это было…

С детских лет дружили два кочевника Карабай и Сарыбай. В семье Карабая подрастал сын, а у Сарыбая рождались только дочки. Жена Сарыбая снова понесла.

Друзья поклялись, если у Сарыбая вновь родится дочь, то он отдаст её в жёны сыну Карабая Козы — Корпешу. Услышав про начавшиеся у жены роды, Сарыбай поспешил в аул, но он так торопился, что в заснеженной степи сбился с дороги и сорвался в пропасть. Жена Сарыбая родила снова девочку. Старейшины рода обвинили малютку в смерти отца и предсказали гибель всем мужчинам, кто захочет взять её в жёны. Баян Сулу выросла красавицей. Апсебай, брат Сарыбая, хотел исполнить волю отца девушки, но жена Карабая беспокоилась за судьбу своего сына, она не хотела, чтобы её сын взял в жёны Баян Сулу и подвергнул свою жизнь опасности, поэтому семья спешно откочевала в Тарбагатайские горы.

Однажды во время охоты Апсебай наткнулся в степи на жилище бедного калмыка. Перед смертью больной калмык завещал весь свой скот Апсебаю, взяв с него слово позаботиться о его сыне, которого звали Кодар-Кул. Похоронив кочевника, Апсебай вернулся домой с чужим скотом и с мальчишкой.

Кодар вырос сильным и бережливым хозяином. Потеряв из вида род Карабая, Апсебай красавицу Баян Сулу стал пророчить в жёны Кодару, который приумножил богатства чужого рода и проявил лучшие качества кочевника. Калмык давно заглядывался на красавицу, но девушка молчала.

О красоте Баян разносились легенды по всему предгорью Алатау. Много джигитов сваталось к Сулу, но все получали отказ. Баян Сулу ждала своего нареченного, ворожеи предсказали о скором его появлении в стойбище Апсебая. Девушка решила исполнить волю погибшего главы рода.

— Всё, девонька, пойдём в юрту. Сегодня припекает по — летнему, — проговорила Шарипа.

— А дальше что? — поинтересовалась Айгуль, — встретит ли Баян Сулу своего жениха?

— Встретит, встретит, — тяжело поднимаясь, промолвила старуха, — отдохну, и всё тебе расскажу. Вечерком, как солнце сядет…

И старуха поплелась к юрте, а за ней, неся матрасики, засеменила Айгуль.

А на небе рыжая кобылица — солнце растрепала свою гриву — лучи, неся на землю полуденный жар, который предвещал казахской степи знойное лето.

Словарик:

корпе — матрасик

альчики — бараньи кости

томбалалар — сорванцы

ойбай — восклицание, типа ой-ой!

эже — бабушка

2

Янтарной сорпой разлился по небосклону закат, свежий ветерок со снежных вершин Алатау спустился в долину, степь смолкла в ожидании ночной прохлады. Невидимые голосистые цикады молчали — время их распевки ещё не подошло, а Шарипа уже управилась: перемыла посуду, расстелила кошму и стала готовиться ко сну. Но только старуха устало разлеглась на подушках, как к ней под бок подкатилась Айгуль.

— Чего не спишь, цветочек мой лунный? — поинтересовалась бабушка у внучки.

— Ты мне обещала рассказать сказку…

— Какую ещё сказку? — сонным голосом произнесла эже.

— Как какую? Про красавицу Баян и её жениха. Говорила, что Корпеш обязательно встретится со своей невестой…

— А, да, — вспомнила Шарипа данное девочке обещание, — закрывай глаза и слушай дальше старинный эпос.

Калмык Кодар боялся потерять невесту и решил всем родом откочевать в долину Алатау. Но Баян Сулу была не только красива, но и умна. Во время путешествия она своему жениху оставляла приметы, по которым можно было бы её найти.

Так на одной из гор девушка бросила свой золотой гребень, и гора стала называться

Алтын — Тарак (золотой гребень); в другом месте она воткнула перо, которое носила в волосах (каркара), и урочище стало называться Кар-каралы.

На новом месте стойбища все сёстры Баян Сулу умерли, из всего рода Сарыбая осталась только она — богатая наследница. Кодар-Кул стал открыто преследовать Баян, и девушка ответила калмыку, что она выйдет замуж, если он исполнит три её желания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я