Целительные свойства пшеницы

Наталья Кузовлева, 2011

В древние времена в культе многих языческих религий пшеница считалась спрессованным светом – даром самого Бога Солнца. Люди древности верили, что в ростках пшеницы заложена невероятная живительная сила, которая делала их крепкими, здоровыми и способными противостоять многим недугам. «Живая» пища способна оказать мощное лечебное воздействие при лечении заболеваний практически всех систем органов. Пшеница – это уникальный источник жизненной энергии, которая поддерживает здоровое состояние не только нашего тела, но и духа. В книге Натальи Кузовлевой вы найдете множество полезной и интересной информации о пшенице: от ее истории как культурного растения до описания целебных свойств пшеницы и большого количества разнообразных рецептов вкусных и полезных блюд.

Оглавление

Из серии: Здоровье – это счастье

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Целительные свойства пшеницы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История с географией

От неолита до времен колонизации Америки

Пшеницу без сомнений можно назвать одной из самых древних зерновых культур. В рацион человека она вошла в начале неолитической революции, то есть 8–10 тысяч лет до нашей эры. Люди тех времен пшеницу как продукт питания использовали крайне примитивно: они собирали зерна созревших колосьев и поедали их в сыром виде. Чуть позже люди эпохи неолита начали получать муку. Делали они это очень просто: брали два плоских камня и протирали между ними пророщенные зерна. Спустя какое-то время изготавливаемую таким образом муку стали разводить с водой, получая тем самым первобытное тесто, которое распластывали на раскаленных углях и выпекали первые в истории лепешки.

Турция, Ирак, Грузия, Армения: пшеница-однозернянка и пшеница эгилопсовидная

Самые первые культурные виды пшеницы — пшеница-однозернянка и пшеница эгилопсовидная. Центром распространения пшеницы-однозернянки являются северно-восточная Турция и восточный Ирак. Пшеница эгилопсовидная в свою очередь начала распространяться на территории современной Турции, Грузии и Армении. Территория нынешнего Израиля также считается одним из первых центров распространения пшеницы. С течением времени в результате окультуривания человеком некоторые виды пшеницы начали изменять свой облик. Например, пшеница-однозернянка увеличилась в размерах: стебель стал гораздо выше, а зерна крупнее. Зерна полбы (одного из самых популярных видов пшеницы), найденные в гробницах египетских фараонов, также имели некоторые внешние отличия от зерен современной полбы.

Греция, Испания, Великобритания, Египет: появление первого хлеба

Дальнейшее распространение пшеницы как культурного растения было отмечено в период 8–9 тысячелетий до нашей эры на территории современной Греции. К 5–6 тысячелетию до нашей эры ареал распространения пшеницы стал стремительно увеличиваться: ее начали проращивать народы, населяющие территории современных Великобритании, Испании и северо-восточной Африки. К тому времени из муки пшеницы был изготовлен первый хлеб. Первыми людьми, испекшими хлеб, являются древние египтяне. Египетские хлебопеки смешивали крупу пшеницы с водой, после чего оставляли полученное тесто на открытом воздухе, предоставляя тем самым доступ дрожжевым бактериям, которые, попадая в тесто, вызывали эффект брожения. Затем хлебопеки придавали тесту необходимую форму (как правило, круглую, вытянутую или пирамидальную, но особые умельцы изготавливали хлеб в форме рыб или даже сфинксов) и запекали.

Азия, Африка, Европа: хлеб — главный продукт

К началу нашей эры пшеница распространилась практически по всей территории Азии, Африки и Европы, а хлеб, изготавливаемый из пшеничных зерен, стал одним из самых важных и уважаемых продуктов питания. Так, в некоторых государствах неуважительное отношение к хлебу каралось как законом, так и самим народом. Хлебные пекари на тот момент были очень уважаемыми и почитаемыми людьми, но если какой-либо пекарь провинился, приготовив хлеб низкого качества, то его могли подвергнуть серьезному наказанию.

Италия: макароны — это тоже пшеница

XII век обрадовал истинных гурманов появлением всеми любимого и в наше время кушанья — макарон. Обладателем же почетного титула «родина макарон» является итальянский город Палермо. Известный в те времена арабский географ Аль-Идризи после посещения Палермо был немало удивлен различными диковинками чужеземного города. Одной из вещей, поразивших араба, были именно макароны. Вернувшись к себе на родину, Аль-Идризи решил непременно внести диковинный для него продукт в свой отчет, описав макароны как «мучное кушанье в форме нитей».

Америка, Канада, Австралия: пшеница завоевывает весь мир!

В процессе колонизации Америки в XV—XVI веках европейцы не могли не взять с собой зерна пшеницы, предназначенные для посева, ведь на тот момент ни один житель Старого Света не мог обойтись без свежеиспеченного хлеба. Таким образом, пшеница распространилась по территории Нового Света, причем сначала она попала в Южную Америку, а затем только в Северную.

Последний виток распространения пшеницы произошел в XVIII, когда она достигла таких отдаленных от ее родины земель, как Канада и Австралия.

Неолит

Неолит (от греч. Nео — новый и lítos — камень) — новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремневых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды. Орудия труда эпохи Н. представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во все больших количествах изделий из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы:

1) земледельцев и скотоводов;

2) развитых охотников и рыболовов.

Неолитические культуры первой группы отражают последствия перехода к принципиально новым формам получения продуктов путем их производства (так называемая производящая экономика). Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, сказавшиеся, прежде всего, в развитии оседлости и резком увеличении численности населения (так называемый первый демографический взрыв), позволяют ряду исследователей вслед за английским археологом Г. Чайлдом говорить о «неолитической революции» как о первом экономическом перевороте в истории человечества. В буржуазной литературе имеется тенденция отрицать значение этого рубежа и сводить все развитие к одним лишь постепенным количественным изменениям в ходе простой эволюции.

Пшеница на Руси

Проростки пшеницы — пища богатырей русских

На территории современной России пшеница появилась приблизительно в V веке до нашей эры. Населявшие эти земли славяне испокон веков занимались земледелием, и одной из первых выращиваемых ими зерновых культур стала именно пшеница. Уже тогда наши предки всячески восхваляли пшеницу, слагали о ней легенды и приравнивали к дару Богов. Регулярное употребление проросших зерен пшеницы являлось одной из главных причин, по которой русский народ считался очень крепким и здоровым. Вспомните-ка русских былинных богатырей, какими они были сильными и непобедимыми и как они любили отведать каши да побольше.

Полба — идеальный продукт для очистки от шлаков и токсинов

Первым видом пшеницы, который окультивировал русский люд, была полба. Очень долгое время полба была довольно популярным продуктом питания не только среди крестьян, но и на боярском столе.

Популярность полбы была довольно стабильна до наступления XIX века. Начиная с этих времен, полба была вытеснена мягкой пшеницей, которая в некоторой степени превосходила полбу в плодородности, а в период Второй мировой войны о полбе и вовсе забыли, так как ее выращивание было невозможно ввиду крайне шаткого экономического положения страны.

И только в восьмидесятых годах прошлого столетия популярность полбы вновь начала набирать обороты, когда многие диетологи мира затрубили о том, что полба — это идеальный продукт для диет похудения, очистки от шлаков и токсинов, общего оздоровления организма.

Сакральный хлеб

Хлеб — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.

Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В Белорусском Полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли: «Шануючы яснаго сонейка, матки-земли и дару Божаго (хлеба)». Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Целительные свойства пшеницы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я